Моламьяйн (20 января)
С утра позавтракали (рис, чай с молоком, фрукты) и отправились на местную «taxi stand».
Т.н. «taxi stand» располагается на обочине дороги метрах в тридцати южнее перекрестка идущей параллельно реке Lower Main Rd. и спускающейся вниз Myoma Tadar St. (наискосок от Sandalwood Hotel).
На «точке» к моменту нашего прихода находилось штук шесть-семь транспортных средств: пара легковых, микроавтобус, грузовички и пикапы. Клиентов с утра по-видимому еще не было и народ откровенно скучал, поэтому встретили нас как родных.
Сначала я изложил маршрут (показал в блокноте с названиями, километражем и временем, т.к. на слух бирманские названия в исполнении иностранцев обычно воспринимаются очень плохо) и назвал смешную цену.
Совет трудового коллектива после недолгого совещания определил мне водителя и уже с ним под реплики и комментарии остальных мы начали торговаться за конкретную стоимость поездки. Минут через десять шумного и веселого обсуждения была определена реальная цена – 35 000 чат (~ $42), при чем наш водила за жадность и бестолковые попытки задрать цену был высмеян своими же товарищами.
В качестве водителя нам достался мужик не очень понятной национальности и вероисповедания: по моему из местных индусов. Довольно нудный тип с постоянно недовольным лицом, но отработал он свое как положено.
Еще минут десять заняли разговоры о России: холодно, Путин и т.п. Уже собирался прощаться, когда кто-то спросил: «А Россия большая?» Уходить без ответа на этот вопрос я попросту не имел права, поэтому, разровняв ногой песок на обочине, взял прутик и нарисовал длинный вытянутый овал по типу огурца, внутри которого написал: «Россия». Слева и справа от овала изобразил два не очень больших кружка: «Европа» и «Америка», а снизу подрисовал небольшое вымя: «Индия». Вправо и немного вверх от «Индии» прилепил бесформенный «Китай» (при этом даже прочертил Гималаи), а под Китаем подрисовал еще одно небольшое вымя – Таиланд и пр. После этого народ уже сам сообразил, где на моем шедевре располагается Бирма и дружно помог мне ее обозначить. Таким образом презентация моей карты мира прошла на ура, причем размеры России местных водил попросту поразили.
Закончив со обсуждением цены и праздными разговорами, мы погрузились в машину и двинулись в сторону Мудона к скале Чауталон Таунг (Kyauktalon Taung), на которой расположено несколько буддистских святилищ.
От Моламьяйна до скалы прямо по шоссе NH8 километров 20. Дорога хорошая и не загруженная (кстати легковые машины здесь действительно встречаются нечасто), поэтому добрались до места минут за 25. На саму вершину Чауталон Таунг мы не поднимались – ограничились лишь небольшим пещерным храмом, расположенным с задней (считая от дороги) стороны скалы.
Более подробно о скале – в отдельной заметке: Скала Чауталон Таунг (Kyauktalon Taung, Hmein Ga Nein).
Следующим пунктом нашего маршрута был Гигантский Будда, свороток к которому находится на противоположной стороне дороги, метрах в двухстах от монастыря у подножья Чауталон Таунг. Расстояние от поворота с NH8 до гигантской статуи составляет около полутора километров.
Полное название этой статуи звучит как Зинатука Ян Аун Чанта (Zinathuka Yan Aung Chantha) и расположена она в лесу Вин Сейн То Я (Win Sein Taw Ya), при этом Win Sein Taw является именем местного монского монаха, затеявшего сооружение этого гигантского образа Будды. Все приведенные выше названия довольно неудобны для нашего восприятия, поэтому в дальнейшем я буду употреблять в качестве названия словосочетание «Гигантский Будда».
Метров через 300 от своротка с шоссе с левой стороны дороги начинается бесконечный ряд статуй, изображающих монахов с горшками-патрами идущих с пиндапата (сбора даяний). Длина растянувшейся вдоль опушки леса процессии составляет примерно полкилометра, а заканчивается она около устроенной над дорогой полукруглой арки.
Здесь монахи по арке «переходят» дорогу и стройной колонной удаляются в глубь леса. Пишут, что в расположенной до арки группе 200 фигур. Сколько их во второй группе – мне неизвестно, но вероятно примерно столько же, т.к. она тянется в сторону леса тоже где-то на полкилометра.
***
Гигантская статуя, изображающая Махапаринирвану («окончательную» нирвану) Будды Гаутамы, расположена вдоль северо-западного склона неширокой ложбины (головой на юго-запад). Чтобы рассмотреть ее во всей красе и сфотографировать полностью пришлось забираться на стройку, расположенную на противоположном склоне.
Статуя представляет собой полое железобетонное сооружение длинной около 180 м и высотой (в верхней точке) – около 34-х метров.
Внутри статуи находится 182 помещения, расположенных на восьми уровнях (на фото выше: небольшой черный квадратик на левом плече Будды – это окно помещения верхнего уровня).
Гигантскую статую начали сооружать в 1992 году и более или менее закончили в 2008 году (хотя внутри статуя и до сих пор обустроена еще не полностью). Такой долгий срок строительства объясняется спецификой финансирования подобных объектов, т.к. они возводятся исключительно на пожертвования верующих (в этом собственно и состоит главный смысл всех буддистских сооружений: дать возможность буддисту персонально сделать дану (дар) сангхе (монашескому сообществу), чтобы получить пунью (заслугу) и тем самым улучшить свою карму).
Вестибюль основного входа в статую расположен со стороны головы, при этом попасть к нему можно двумя путями: по каменной лестнице, начинающейся слева от входных ворот и идущей вверх по склону холма к торцу здания, или же по «галерее с журавлями», которая начинается справа от входных ворот и ведет к боковой части здания. Мы поднялись вверх по лестнице, а обратно спустились по галерее.
Недалеко от ворот, рядом с лестницей, находится небольшой павильон, где можно оставить обувь. Я спросил у находившихся там парней: есть ли что-нибудь о Гигантском Будде на английском языке? Сорри, только на бирманском, но в ногах Будды расположен основной офис – там точно что-нибудь есть.
Отправились к ногам Будды. Здесь действительно располагается что-то типа небольшого офиса, в котором находились пара почтенных монахов и пожилой мирянин. Терпеливо дождавшись, пока монах прочитает короткую лекцию группе молодежи, я задал ему тот же самый вопрос и получил в точности такой же ответ: на английском ничего нет и никогда не было.
Слева от «офиса» находится неширокая крутая лестница, ведущая внутрь Гигантского Будды с стороны ног (есть еще вход примерно посередине статуи). По окончанию лекции молодежь во главе со старшим группы отправилась по ней наверх закреплять полученные наставления на практике, а мы (сфотографировав на прощание самую нарядную красавицу) пошли обратно в к голове Будды.
К входному вестибюлю поднялись по выкрашенной в ядовитые цвета крутой каменной лестнице. Ближе к полудню камни прилично раскалились, поэтому небольшой навес посередине лестницы был весьма кстати.
Из вестибюлю наверх ведет широченная лестница, раскрашенная во все те же ужасные цвета. Пока я возился с техникой на лестнице происходило братание российского (в лице моей супруги) и монского (в лице нескольких тетенек с кучей детишек) народов.
Тетеньки приехали с детьми на экскурсию из Моттамы (это на другом берегу Салуина, напротив Моламьяйна) и похоже впервые вблизи общались с иностранцами. Одна из них немного говорила по-английски и выступала в роли переводчика (она-то и написала нам свой почтовый адрес, чтобы можно было выслать фотографии, т.к. е-мейл для местных в основном пока еще экзотика).
Лестница заканчивается широкой площадкой, на который расположен вход в главное святилище.
Здесь в просторном отделанном зеркальной плиткой зале находится большая статуя сидящего Будды, который касается земли кончиками пальцев правой рукой (жест бхумиспарша мудра).
У левой стены зала за столом сидел солидный монах и занимался обычным делом – сбором пожертвований. Необычным было то, что на столе перед ним лежали две стопки керамических напольных плиток. Как оказалось шел сбор целевого пожертвования на пол в каком-то из внутренних помещений. Взамен на мои пятьсот чат мне вручили вот такую красивую квитанцию и несколько плиток, которые я по указанию помощника-мирянина положил на приступочку перед образом Будды.
Влево от зала с образом Будды начинается череда помещений, разделенных проемами с арками, которая идет насквозь через все сооружение. В каждом из помещений расположено по паре скульптурных групп, отгороженных от проходов металлической решеткой. В ближних к голове Будды помещениях композиции представляют собой сюжеты каких-то монских легендарных преданий, вероятно связанных со священностью этого места. Какую сцену изображает отдельная скульптурная группа можно догадаться только приблизительно, но некоторые персонажи вполне узнаваемы.
Освещение здесь очень слабое, поэтому фигуры в полумраке кажутся пыльными и блеклыми и только на фотографиях, сделанных со вспышкой, можно рассмотреть насколько качественно и ярко они выполнены.
Конечно не могла остаться без внимания сцена охмурения какого-то принца группой обнаженных красавиц. Как после такого зрелища паломники мужского пола снова настраиваются на духовный лад – ума не приложу.
После помещений с сюжетами из монских преданий следует несколько комнат со сценами мук, ожидающих грешников (вернее людей с неблагой кармой) в буддистских Нараках (обычно их называют адами, но это скорее аналог чистилища).
В отличии от христианского ада нахождение в нараке не вечно: отсюда, отмучившись несколько миллионов лет, можно переродится в более благую форму, например животным или человеком. Двоюродный брат Будды Девадатта, который прославился постоянными попытками раскола сангхи (монашеского сообщества), а также организацией покушений на Будду, переродился в самом страшном нараке – Авичи, но после нескольких миллиардов лет поджаривания на огне переродился в человека и позднее достиг просветления.
Самые последние помещения на этом уровне пока еще пусты и даже неотделаны.
Мы не стали подниматься на следующие уровни, расположенные внутри статуи, а вышли наружу на площадку, расположенную рядом с головой Будды.
Здесь вблизи можно оценить грандиозный размер статуи Гигантского Будды и кроме этого отсюда открывается прекрасная панорама на весь комплекс окружающих его сооружений.
Становилось совсем жарко и пора было возвращаться в отель.
Обратно мы добирались также минут 25 и уже около 12.30 были у себя в номере. После обеда в 14.00 стартуем к пещерам Ка Йон и Саддан.
***
После обеда водитель явился без опозданий и в два часа пополудни мы отправились к пещерам Ка Йон и Саддан.
Пещеры расположены километрах в 18-ти к северо-востоку от центра Моламьяйна рядом с автодорогой Моламьяйн – Па-Ан и чтобы добраться до них надо пересечь приток Салуина реку Аттаран (Attaran) по большому новому мосту (от центра города до моста около 9 км и еще столько же от моста до пещер).
У въезда на мост расположен небольшой блок-пост (дежурят люди в разной форме:по-моему и татмадо (армия), и местная милиция (PMF)). Рядом находится традиционной пункт сбора оплаты за проезд через мост.
За мостом после небольшой деревни, жители которой похоже специализируются на продаже ГСМ (вдоль обочины полно лотков с бутылками и бочками бензина и соляры), начинается абсолютно плоская равнина с рисовыми полями.
Поросший лесом высокий скальный холм виден издалека, к тому же дорога проходит всего в двадцати метрах от его северной оконечности. Свернули вправо на проселок, идущий вдоль холма, и уже минут через пять были на парковке перед пещерой Ка Йон (время в пути от отеля до парковки составило примерно полчаса).
Пещера Кайон известна еще с ранних колониальных времен (британцы захватили Моламьяйн в 1825 году). В историческом плане близость к городу сыграла для пещеры роковую роль: уже к началу двадцатого века практически все древние образы в пещере были варварски уничтожены (считается, что в основном индусами, завезенными в Моламьяйн англичанами) и поэтому все, что сейчас можно видеть в этой пещере, является довольно поздним новоделом.
Расположенная рядом с Ка Йон пещера Саддам послужила предметом яростного спора между мной и нашим водителем, который уперто стоял на том, что никакой пещеры Саддан в окрестностях Моламьяйна нет, а находится она недалеко от Па-Ана (там действительно есть одноименная пещера).
Разубедить этого потомка разрушителей буддистских пещер я был в не силах и поэтому обратился за помощью к пожилым мужикам – смотрителям пещеры Ка Йон. После недолго спора один из них попросту отвел нашего водилу немного в сторону от входа в Ка Йон и показал пальцем на дорогу к пещере Саддан (она расположена в этом же холме в полукилометре к югу от Ка Йон).
Подробнее о пещерах см. отдельную заметку: Буддистские пещерные храмы Ка Йон и Саддан (Kha Yon and Saddan caves).
Осмотр пещер мы закончили часам к четырем и к нескрываемой радости водителя двинулись обратно в Моламьяйн (выехали в 16.10, приехали в отель в 16.40).
Попили чаю, немного отдохнули, прогулялись по городу. Вечером перед ужином я заказал тук-тук до стоянки автобуса – завтра едем в Па-Ан.
Некоторые цены:
Найм машины с водителем (~7 часов с обедом, около 85 км) – 35 000 чат (~ $42)
Пожертвавние в храмах – 1 800 (1000+300+500) чат
Сироп от кашля FAME (!) – 2 x 800 чат (2 х $0.9)
Ужин – 5 000 чат ($5.9)