Па-Ан – Чайто – Кинпун – Чайтийо («Золотой камень») (23 января)
Хотя билеты до Чайто были куплены еще вчера, уже часов в восемь утра мы отправились к расположенному на западной стороне площади автобусному «тикет-офису»: небольшому помещению без передней стенки, внутри которого располагается столик с телефоном и шустрая барышня, а на снаружи около обочины дороги расставлено штук пять пластиковых стульев.
В ожидании автобуса познакомились с пожилой английской парой (ему – 67 лет, а ей – 62 года). Путешествуют самостоятельно и выглядят для своих лет очень бодро. Супруга сообщила, что вчера ее муж один поднимался на гору Звегабин, а она ждала его внизу. Мы вчера были у подножья горы, но идея восхождения у меня даже и не возникала. Если ты не паломник, то подъем в жару на такую высоту, чтобы посмотреть на ступу и окинуть взором затянутые дымкой окрестности, можно рассматривать только как спортивное мероприятие для проверки готовности к восхождению на Чайтийо (кстати туда англичане и ехали).
Пока болтали с англичанами об идиотизме визовых ограничений для туристов и свободном перемещении по Европе уголовников, проституток и всякого этнического сброда, подошел наш знакомый француз, правда без супруги. Он тоже пришел покупать билеты до Чайто, но на завтра.
С французской парой мы вместе ехали в поезде до Моламьяйна и за долгую дорогу даже немного сдружились, поэтому такой встрече мы конечно очень обрадовались и тепло поприветствовали друг друга. Француз рассказал, что они добирались из Моламьяйна до Па-Ана не на автобусе, а по реке (по-моему в LP этот путь описан) и им этот маршрут очень понравился. По времени поездка по реке занимает 4 часа (на автобусе – 2 часа). Здесь они передвигаются на мото-такси (т.е. на мотоциклах в качестве пассажиров): удобно, быстро и недорого (в этом месте я промолчал и остался при своем мнении).
Подъехавший на противоположную сторону площади автобус представлял собой стандартный междугородний вариант такого транспортного средства: мягкие сиденья, кондиционер, занавесочки и т.п.. По расписанию время в пути до Чайто – примерно 3 часа 30 минут.
Выехали в 8.35 и минут через десять остановились у какого-то офиса (похожего на полицию). Паренек-кондуктор собрал паспорта у иностранцев и умчался во внутрь. Минут через пять он вернулся, раздал паспорта и мы двинулись дальше. Еще раз нас проверяли на блок-посту при въезде на мост: зашел офицер с нашивкой «иммигрейшн» и списком пассажиров, быстро прошел по автобусу, оглядел народ и вышел.
Автобус идет без промежуточных остановок, но примерно через два часа делает долгую стоянку в каком-то городке рядом небольшим базарчиком и общепитом.
Здесь рядом с широкой грунтовой площадкой для стоянки автобусов расположены небольшое кафе и базарчик с фруктами. Из фруктов местного по-моему ничего нет (не сезон). На прилавках китайские апельсины, мандарины и яблоки, а также мангостин, дуриан, перепелиные яйца и всякие местные сладости.
После прогулки по рыночку у меня сложилось впечатления, что продавщицами здесь работаю шанки (или местные карены так шанов похожи?).
Часть народа переместилась на ветерок в тень у автобуса. Здесь же обосновались торгующие на разнос продавцы из местных.
Есть на жаре конечно не хотелось, но мимо арбузов пройти было попросту невозможно.
Все удовольствие обошлось нам в 400 чат (200 чат за один ломоть).
В Чайто приехали по расписанию: примерно к двенадцати дня. Автобус остановился просто на обочине центральной улицы и выходящих пассажиров сразу же окружили мотоциклисты, предлагающие дешево и быстро домчать желающих до Кинпуна. На вопросы: где остановка транспорта до Кинпуна?, водитель автобуса отмалчивался и скромно тупил глаза.
Через несколько минут ситуация прояснилась. Остановка пикапов, идущих до Кинпуна, был расположена метрах в тридцати назад по ходу автобуса и представляла собой довольно большую грунтовую площадку, кстати вполне удобную для остановки автобуса.
В течении десяти минут (основное время заняла укладка багажа на крышу) погрузились на очередной пикап и тронулись в путь. Где-то на окраине Чайто заехали на какой-то хоздвор и стали ждать некого очень важного пассажира. Минут через двадцать появился пожилой монаха с властными чертами лица, расположился на переднем сидении и мы наконец-то отправились в Кинпун.
В Кинпуне мы остановились в довольно известном и популярном Sea Sar Guest House. Выглядит он как средней руки турбаза, но расположен довольно удобно: после выхода из ворот вправо метрах в 50-ти находится Truck Station (места отправления грузовиков к «Золотому камню»), а метрах в 150-ти прямо вниз по улочке (на которой так же располагаются Sea Sar Hotel и Sea Sar Restaurant) – остановка междугородних автобусов. Во всех Sea Sar’ах можно поменять и рассчитаться долларами, но по очень грабительскому курсу. Еще одним удобством является то, что прямо на ресепшене гестхауза (наверное и отеля) можно купить билеты на автобус до Янгона (что я сразу по приезду и сделал, при чем сначала билеты заказываешь и они что-то там узнают, а только потом выкупаешь).
Сразу справа от входа на территорию гестхауса расположено административное здание, на открытой веранде которого находится ресепшен с ларьком и расставлены столики для завтраков. Чуть дальше за огромной грунтовой площадкой расположились жилые домики: прямо – старые, а слева – по-новее (какие-то еще есть справа).
Комнаты в гестхаусе большие, просторные и чистые, но все как-то «без мужика в доме». Кран на раковине я подтянул сам, (чтоб уж совсем не болтался), а отсутствующая перекладина вешалки для полотенец была восстановлена с помощью куска пропиленового шпагата, который принес и натянул выловленный мною во дворе пацан из отельных.
Приняли душ, попили чаю с медом и плюшками, отдохнули и примерно в два часа пополудни отправились на стоянку грузовичков, следующих до «Золотого камня».
Зрелище стадной погрузки туристов на грузовички под хамовитое покрикивание «трамбовщиков» настроения не добавляет, но другим путем к одной из главных святынь Бирмы быстро не попадешь. Альтернативой является пеший маршрут длинной около 12 км, который пролегает с другой стороны хребта, но на него надо часа четыре времени и выдвигаться желательно по прохладе, т.е. с раннего утра.
Грузовички отправляются по мере заполнения, которое в общем-то происходит довольно быстро, но нам не повезло – заполнялись как-то вяло и поэтому выехали только в 14.35.
Лучшими почему-то считаются места сразу за кабиной: они стоят дороже и их бронируют для организованных групп. Что в них хорошего – не совсем понятно, так как народ сидит лицом к высокой передней стенке кузова и периодически пытается встать, чтобы хоть что-нибудь увидеть. Из практики могу сказать, что для обзора окрестностей и съемки лучшими являются места непосредственно у левого борта (единственное неудобство – при погрузке надо пропускать тех, кто пришел позже, и посылать «трамбовщиков», когда они чересчур назойливо пытаются тебя пересадить).
Посещение Чайтийо как-то не произвело на нас соответствующего статусу места впечатления, хотя сказать, что было скучно и неинтересно, конечно же нельзя (тем более это все-таки «маст си»).
Более подробное описание визита к Золотому камню с историческими и прочими подробностями здесь: «Золотой камень» Чайтийо пэйя (Kyaikhtiyo Pagoda, Golden Rock).
Ниже краткий хронометраж визита к Чайтийо (время округлено):
14.00 – вышли из гестхауса
14.35 – выехали с Truck Station (места отправления грузовичков)
15.20 – приехали на конечную грузовичков (Yatetaung bus terminal)
15.30 – начали подъем
16.20 – подошли к арке – началу территории Чайтийо пэйи (там где разуваются)
17.20 – обулись пошли назад к стоянке грузовичков
17.50 – дошли до стоянки грузовичков
18.15 – выехали обратно в Кинпун
18.50 – прибыли на Truck Station
Вернулись в гестхаус, оставили вещи в номере, забрали на ресепшене билет на автобус до Янгона и отправились в Sea Sar Restaurant.
Ужин, душ, отдых – завтра едем автобусом до Янгона.
Некоторые цены:
Арбуз (ломтями) – 2х200 чат ($0.5)
Мандарины (около 1 кг) – 1000 чат ($1.2)
Вода 1л – 300 чат ($0.35)
Пикап до Кинпуна – 2х1000 чат ($2.3)
Грузовичок к Золотому Камню – 2х1500 чат ($3.5)
Входные билеты – 2х$6
Билеты до Янгона – 2х6000 чат ($7)
Ужин – 7100 чат ($8.3)
Кинпун – Янгон (24 января)
Выяснить во сколько по расписанию уходит автобус мне так и не удалось. Нам сказали, что наша забота – быть утром в 8.45 на ресепшене, а дальше все будет ОК.
В принципе так все и получилось. В условленное время мы подошли к ресепшену, там нам выделили самого молодого из отельных, который и отвел нас до автобусной площадки. Поскольку мы явились пораньше, то заняли самые хорошие места.
Автобус не новый, но вполне приличный: чисто, не шумно и ничего не поломано.
Выехали из Кинпуна в 9.15, плановое время в пути до Янгона – около четырех часов.
На автобусе ехать не так интересно как на поезде, к тому же после Ситтауна до самого Янгона тянется однообразная равнина с редкими холмами и рисовыми полями до горизонта.
Почти всю дорогу проболтал с расположившимся слева пожилым канадцем из Ванкувера – здоровенным и очень экспрессивным дядькой, бывшим компьютерным дизайнером, а ныне пенсионером. Несколько лет назад он приехал к другу в Камбоджу и с тех пор не вылезает из Юго-Восточной Азии, месяцами в одиночку путешествуя по разным странам (по Бирме он колесил уже четвертую неделю).
Оказалось, что канадец очень интересуется историей и культурой России конца 19-го – начала 20-го веков («серебрянный век»), и поэтому он обрадовался мне как родному, полагая что каждый русский просто обязан знать, что представляло собой государство и общество во времена Достоевского и Льва Толстого. Слава богу, в советское время мы достаточно основательно изучали этот период в школе и институте (правда больше в части Герцена, Чернышевского и прочих, как оказалось теперь, террористов и их пособников), поэтому я оказался для него в общем-то полезным собеседником. Например он ничего не знал ни о народовольцах, ни о казненном старшем брате Ленина и все это его очень сильно заинтересовало (он даже заставил меня записать латиницей русские названия, в собственном переводе которых я сомневался: типа zemlya i volya, narodniki и т.п.).
Где-то за час до Янгона автобус делает остановку около большого придорожного кафе. Есть еще не хотелось и мы только попили кофе, а вот наш новый знакомый с завидным аппетитом умял большую тарелку риса с карри.
Прогуливаясь по кафе, я обнаружил около одной из стоек с упаковками разноцветных крекеров и пакетиков кофе вот такую совершенно аутентичную пароварку – полностью деревянную и нагреваемую горшком с горящими углями.
Примерно 13.30 мы добрались до Янгона, вернее до Highway Bus Station (Aung Mingalar Bus Terminal), который расположен на окраине Янгона километрах в семи (пишут, что четыре, но это напрямую по карте) к северо-востоку от международного терминала аэропорта на Thudhamma Rd (вернее на шоссе, которое ее продолжает). Общее время в пути от Кинпуна до Янгона составило 4часа 15 мин (расстояние – 165 км).
Автобус высадил тех кому в Янгон на обочине дороги напротив автовокзала, а сам, развернувшись через дорогу, заехал вовнутрь. Тут же одно за другим стали появляться такси и толпа на обочине быстро рассосалась.
Мы подошли к одному из такси (маленькая, но новая машинка типа Гетца или Матиза) и я поинтересовался: сколько до города. Спокойный и немного грустный пожилой таксист ответил ровным голосом: «Пять тысяч». Тогда я еще не знал, где даже примерно находится автовокзал, и машинально начал торговаться. Таксист, терпеливо дождавшись окончания моей пламенной речи (тут же рядом.., ехать семь километров.. и т.п.), дружелюбно повторил: «Пять тысяч». Уже заподозрив неладное (да околачиваться на жаркой и пыльной обочине было совсем некомфортно) я сказал «о’кей», мы погрузились в такси и двинулись в сторону Янгона. До отеля мы ехали около часа: расстояние от автостанции до Dhammazedi Rd. составляет примерно 16 км, но на Kaba Aye Pagoda Rd. у юго-восточного угла озера Инья шли дорожные работы и мы проезжали эту пробку около получаса. По приезду в отель мне стало стыдно и я дал водителю 6500 чат.
Где-то в 14.30 мы добрались до отеля и быстро заселились практически в такой же как и в прошлый раз номер (все три раза мы селились в Яногоне в один и тот же отель и последние два раза комнаты были чуть-чуть пошире, чем при первом заселении).
Помылись, отдохнули, попили кофе и отправились к Дагон Моллу – позвонить домой и сделать необходимые покупки.
Звонили из того же интеренет-кафе. Купили сок, крекеры к чаю, местные чипсы из натуральной картошки, фрукты (арбуз и лаймы) и приобрели для супруги очень приличного вида флизелиновую курточку местного пошива (послезавтра летим в Хехо).
Вечером отправились на массаж в Hotel Cental. За четыре года ничего не изменилось: массаж делают жестко и качественно, после полутора часов чувствуешь себя заново родившимся. Я выдал девчонкам по 1000 чат чаевых, а давно мечтавшая о бирманском массаже растроганная супруга подарила своей массажистке складную расческу-массажку с зеркальцем.
Поужинали там же ресторане отеля на первом этаже. Чисто, вкусно и хороший сервис – больше и сказать особо нечего.
После ужина на такси отправились в отель – завтра целый день в Янгоне.
Некоторые цены:
Вода 1л на остановке – 300 чат ($0.35)
Такси автостанция-отель – 6500 чат ($7.6)
Обмен денег – $300 х 856 чат/долл.
Звонок домой (4 мин.х 200 чат) – 800 чат ($0.95)
Сок танджерин (тетрапак, тайский) – 1800 чат ($2.1)
Лаймы 7 шт. – 800 чат ($0.95)
Арбуз (большой) – 1500 чат ($1.8)
Вода 3х1л – 800 чат ($0.95)
Куртка-флизелинка – 5000 чат ($5.8)
Массаж 1.5 часа – 2х9000 чат ($21)
Такси до и от массажа – 2000+2200 чат ($4.9)
Ужин – 8000 чат ($9.5)
Янгон (25 января)
Утром отсыпались, затем часам к 10-ти отправились к ступе Каба Эи (Kaba Aye) – смотреть рукотворную пещеру Махапасана и музей драгоценных камней.
Пещера Махапасана конечно больше интересна своей историей, хотя и как сооружение выглядит впечатляющее (хотя все это конечно на любителя). Немного о пещере подробнее здесь: Махапасана (Mahapasana cave).
При всем уважении к товарищу У Ну ступа Каба Эи мне как-то сразу не глянулась и мы отправились мимо нее в музей драгоценностей. К этому времени жара стала просто катастрофической, гулять совсем не хотелось и мы срезали часть пути через территорию ступы, за что какая-то оголтелая тетка попыталась с нас взять входную плату.
Музей драгоценностей меня совсем не впечатлил. Расположенную внизу ювелирку мы не осматривали (оба ничего в этом деле не понимаем), а вот расположенный наверху минералогический музей явно не стоит того, чтобы сюда тащиться через весь город и платить за вход пять долларов.
После музея прошли немного вверх по улице до стоянки такси и за 3000 чат доехали до отеля. Из-за жары (а может и после вчерашнего массажа) шевелиться совсем не хотелось, поэтому, съев арбуз и обсудив дальнейшие планы, завалились отдыхать.
После трех отправились погулять по Боджок-маркету и прилегающим улицам. Боджок-маркет за четыре года сильно изменился: массово продается типовой сувенирный скородел и найти что-либо интересное очень трудно. Единственно, что понравилось, как и в прошлый визит – деревянная резьба, хотя цены на хорошие изделия даже после жесткого торга нельзя назвать низкими.
Разговорился с одной из продавщиц дерева – спокойной и доброжелательной женщиной и поинтересовался у нее: а можно ли все-таки купить в Бирме настоящий сандал? Она ответила, что практически нет, т.к. завозят его только в религиозно-культовых целях и стоит он очень дорого.
Деревянные резные изделия, которые продавцы в Бирме называют словом «сандал» на самом деле изготовлены из древесины «сидэ» (кедр). В принципе название «сандал» – это всего лишь маленькая хитрость и никакого мошенничества тут нет, потому что после слов «сидэ, нот сандал» продавцы всегда соглашаются, что это действительно «сидэ».
«Сидэ» (ударение на первый слог) по-английски означает кедр (cedar). В Бирме не растет сандаловое дерево (sandalwood) и все пахучие изделия из древесины здесь изготовлены из дерева, которое называется «китайский благовонный кедр» (Chinese Incense-cedar) и в изобилии произрастает в китайской Юннани и бирманском штате Шан. Научное название этого дерева – Калоцедрус крупночешуйчатый (Calocedrus macrolepis) и относится оно к семейству кипарисовых.
На Боджок-маркете удивило большое количество юных тилашьинок, в том числе и совсем детского возраста. В буддизме тхеравады монахинь как таковых нет, а тилашьин – это благочестивые мирянки, принявшие восемь обетов (атасила) и ведущие жизнь подобную монашеской.
Обеты атасила позволяют брать в руки деньги (следующий уровень обетов – дасасила и монашеская патимокха (пратимокша) это запрещает), поэтому юные послушницы носятся по рынку с серебристыми чашами для подаяний и изводят продавцов и посетителей рынка самым натуральным попрошайничеством. Со стороны все это очень похоже на работу профессиональных нищих.
Поскольку нам предстояло через неделю снова вернуться в Яногон, то в этот раз мы только присмотрели, что можно купить на сувениры родным и знакомым, и приценились к деревянной резьбе, после чего отправились на противоположную сторону к книжным магазинам и развалам.
Развалы с антиквариатом меня не привлекли, т.к. цены не копеечные, а вероятность переплатить в несколько раз да еще и за подделку близка к 100%. А вот в книгах покопался с удовольствием, прикупив четыре репринта хороших изданий и пару старых книжек. Кстати, вполне приличный репринт Лоунли Плэнет по Бирме 2012 года стоит 8000 чат (наверное можно и поторговаться).
Прошлись до поперечным улочкам между Bogyoke Rd. и Anawratha Rd., потолкались среди народа, полюбовались на всяких разных продавцов и ремесленников: от гравированных табличек до свежей зелени и засобирались в отель.
Вышли на Анората роуд (Боджок роуд стояла в пробке – все как и людей!), поймали такси и через десять минут уже были в отеле.
Ужин, отдых, чтение-писание – завтра утром летим в Хехо.
Некоторые цены:
Такси от отеля до Каба-Эи и обратно -2х3000 чат ($10)
Билеты в музей драгоценностей – 2х$5
Стирка 5 вещей (рубашки, футболки, брюки) – 4 000 ($4.7)
Такси из центра до отеля – 2000 чат ($2.3)
Ужин в ресторане отеля – 8000 чат ($9.4)