shus 2012
В настоящее время Кушинагар, называвшийся во времена Будды Кусинарой (Kusinara) – это небольшой населенный пункт, находящийся в дистрикте Кушинагар штата Уттар Прадеш примерно в 55 км к востоку от Горакхпура (Gorakhpur) и в 5 км к западу от Касии (Kasia).
Кушинагар расположен на идущей с запада на восток автостарде NH28, поэтому сюда легче всего добраться местным автобусом из Горакхпура.
В 20 км к северо-востоку от Касии находится центр дистриката Кушинагар город Падрауна (Padrauna). Считается, что на его месте во времена Будды находился древний город Пава (Pava), близ которого Будда Гаутама принял участие в роковой трапезе у кузнеца Чунды (там он отравился несвежей пищей, в результате чего и умер).
Пава и Кусинара были столицами двух частей государства Маллов, правители и народ которого отдавали последние почести Будде Гаутаме после его смерти и проводили церемонию кремации его тела.
В интернете нередко можно встретить упоминание о том, что Падрауни (древняя Пава) является местом смерти и ухода в нирвану Джины Махавиры – основателя джайнизма и современника Будды Гаутамы, хотя на самом деле этим местом является местечко с созвучным названием Павапури (Pawapuri), расположенное в штате Бихар километрах в 80-ти к юго-востоку от Патны (недалеко от Наланды и Раджгира).
К югу от нынешнего Кушинагара находятся три памятных места, связанных с последними днями Будды Гаутамы:
1) Святилище Матха Куар, где он прочитал свою последнюю в этом мире проповедь.
2) Храм и ступа Махапаринирваны, сооруженные на месте его смерти и ухода в паринирвану.
3) Ступа Рамабхар (Макутабандхана чайтья), воздвигнутая на месте кремации его тела.
Дорога к храму Махапаринирваны
Автобусы из Горакхпура останавливаются рядом с широкой пыльной площадкой, расположенной перед огромной трехъярусной аркой, увенчанной дхармачакрой.
Перед аркой установлена беседка со статуей Будды Гаутамы. Кроме свежего облачения по случаю праздника Катхины на самой скульптуре, все остальное выглядит очень запущенным и неухоженным (еще и козы в тени беседки от жары прячутся).
За аркой начинается идущая на юг Буддха Марг (Buddha Marg) – длинная широкая улица, вдоль которой собственно и расположено все, что относится к этому священному месту (на фото внизу – вид с юга на север, в сторону арки).
От арки Буддха Марг идет почти строго на юг, а затем около святилища Матха Куар (примерно через 850 м) поворачивает под прямым углом на восток. Еще через 1.5 км дорога снова поворачивает на юг и здесь на повороте находится последний объект – ступа Рамбхар, воздвигнутая на месте кремации тела Будды Гаутамы. На участке между Матха Куар и ступой Рамбхар расположены музей и группа монастырей разных стран и традиций.
Метров через 150 от арки вдоль левой стороны дороги раскинулась довольно большая территория монастыря вьетнамской буддисткой организации Линх Сон (World Linh Son Buddhist Congregation).
У монастыря трое входных ворот, первые из которых – «парадные», а последние ведут в медитационный центр.
Главной достопримечательностью монастыря Линх Сон являются уменьшенные копии различных святых мест, связанных с Буддой Гаутамой.
На фото внизу в центре находится уменьшенная копия храма Махабодхи в Бодх Гае, справа – копия храма Махапаринирваны, расположенного здесь же в Кушинагаре, а слева – вероятно легендарная гора Нандамула из джатак, в пещере которой обитал Будда Гаутама.
На противоположной стороне дороги расположен шиваитский храм Бирла Мандир (один из множеств построенных семейством Бирла в Индии), а чуть дальше слева от него – принадлежащий этому же храму гестхаус.
Бирманский монастырь
Бирманский (мьянманский) монастырь в Кушинагаре находится на земельном участке, который был куплен в 1898 г. на пожертвование араканского купца из Калькутты при активной помощи тогда еще совсем молодого У Чандрамани. Обустройство участка началось со строительства гостевого дома для паломников, которым руководил первый постоянно проживающий в Кушинагаре бхикшу (буддистский монах) Махавира (Ven. Mahawira), который так же являлся первым в Индии этническим индийцем, ставшим буддистским монахом.
В 1902 году гостевой дом для паломников был построен, а в 1903 – закончено сооружение первого небольшого здания бирманской вихары (буддистского монастыря) в Кушинагаре. Нынешние капитальные постройки монастыря относятся к более позднему периоду (на фасаде Симы – зала посвящения – указан 1938 год).
Первый настоятель бирманского монастыря Махавира умер в 1919 г. Его тело было кремировано, а пепел замурован в небольшую ступу, находящуюся вблизи ступы и храма Махапаринирваны.
После кончины Махавиры бессменным настоятелем бирманского монастыря в Кушинагаре вплоть до самой смерти был человек, считавшийся самым авторитетным буддистским монахом Индии первой половины 20-го века – бирманец (вернее араканец) сэядо У Чандрамани.
Деятельность У Чандрамани является одной из самых ярких страниц в истории буддизма перовй половины 20-го века. В конце 19-го века будучи совсем молодым монахом он стал одним из ближайших соратников Анагарики Дхармапалы и еще при его жизни выдвинулся в лидеры движения за возрождение буддизма в Индии.
Благодаря его усилиям в Сарнатхе (место Первой проповеди) был учрежден бирманский монастырь, а Кушинагар (место Махапаринирваны) был приведен в надлежащий порядок на пожертвования верующих (в основном бирманцев) и легализован как буддистская святыня. Кроме этого усилиями У Чандрамани были созданы юридически правомочные буддистские организации для надзора и управления этими объектами (для этого ему даже пришлось принять индийское гражданство).
У Чандрамани посвящал в буддисты Б.Р. Амбедакра, «отца индийской конституции» и основателя сообщества «новых буддистов» – отказавшихся от индуизма далитов (неприкасаемых), а затем руководил знаменитой церемонией массового обращения в буддисты 380 000 далитов, организованной Б. Р. Амбедакром в Нагпуре (штат Махараштра) в 1956 году.
Умер Сэядо У Чандрамани Махатера (Sayadaw U Chandramani Mahathera) в мае 1972 года в возрасте 97-ми лет, 80 их которых он прожил в статусе монаха и саманеры.
***
Перед входом на территорию монастыря возвышается арка, выполненная в традиционном бирманском стиле, на которой написано полное название ступы, находящейся перед зданием монастыря.
Кроме самой вихары и служебных помещений на территории монастыря также расположены великолепная ступа, священный пруд и школа для местных детишек.
Узкий проход, справа от которого находятся небольшие торговые, ряды ведет к широкой мощеной площади.
Сам монастырь находится прямо за площадью, слева расположена сверкающая золотом ступа, а справа – священный пруд.
Священный пруд (Buddha sarowar) представляет собой прямоугольный водоем размером примерно 45 м х 25 м.
В центре пруда находится небольшой павильоном с фигурой Будды Гаутамы, к которому через красивую арку ведут мостки.
С площадки перед павильоном открывается прекрасная панорама на весь монастырский комплекс.
Ступа Mahasukhamdada Chanthagyi Paya имеет высоту около 31.5 м и является уменьшенной копией знаменитой Шведагон в Янгоне (в масштабе примерно 1:3). Ее сооружение длилось в течении трех с половиной лет и было закончено в феврале 2001 года.
Вход на территорию ступы охраняют два мощных чинтэ (бирманские львы-охранители), а справа от входа высится традиционная колонна с хинтой наверху (бирманский аналог хамсы – священного гуся).
Колоколообразное тело ступы находится на восходящей ярусами восьмиугольной платформе, углы которой ориентированы по восьми сторонам света (четырем главным и четырем вторичным). На каждом углу платформы установлены малые ступы, а по четырем главным сторонам света на уровне земли устроены глубокие ниши с порталами, в которых находятся изображения Будды Гаутамы и трех предшествующих ему Будд.
***
Порталы ниш с образами Будд выполнены в хорошо узнаваемом традиционном бирманском стиле.
Закутанные по случаю праздника Катхины в оранжевые шелковые одеяния латунные статуи Будд, сидящие на бирманских королевских тронах, внешне отличаются только цветом и рисунком находящегося позади головы нимба.
Напротив каждого из восьми углов платформы-основания расположены восемь композиций, соответствующих одному из дней недели по бирманскому календарю.
Бирманская неделя в соответствии с традиционным бирманским лунно-солнечным календарем состоит из восьми дней, т.к. среда делится на два дня и второй части среды соответствует мифическая планета Раху (в отличии от других дней, которым соответствуют реальные планеты). Также каждому дню недели соответствует определенное животное, фигурка которого обычно находится перед постаментом.
Все композиции стандартные и состоят из установленной в центре постамента небольшой фигурки сидящего Будды Гаутамы, стоящего за ним под зонтом (символизирующим власть и благородное происхождение) повелителя 37-ми Натов (бирманские небуддистские божества) Таджья Мина (Thagya Min), а так же небольшой фигурки реального или мифического животного, соответствующего этому дню недели. Названия планеты и стороны света, соответствующих данному дню недели, вероятно написаны на табличке внизу (на бирманском языке).
На фото внизу показана скульптурная группа соответствующая воскресенью, соответственно животное – Гаруда (бирм. – Галоун), планета – солнце и сторона света – северо-восток.
В глубине общей территории находится территория самой вихары, глухо замкнутая в каре из строений и стен, которая практически примыкает своей южной частью к территории храма и ступы Махапаринирваны.
На фото внизу: вид на бирманский монастырь со стороны территории храма и ступы Махапаринирваны.
Храм и ступа Махапаринирваны
Храм и ступа Махапаринирваны (Маха – великая, паринирвана (пали – париниббана) – «окончательная» нирвана) и окружающие их руины древних сооружений находятся на огороженном и очень ухоженном участке шириной около 200 м и глубиной около 330 м. Объект подведомственен Археологической службе Индии (ASI – Archaeological Survey of India), но не относится к «ticketed monuments», поэтому вход на территорию бесплатный (как впрочем и к Матха Куар и ступе Рамабхар).
От входа на территорию комплекса к храму, ступе и окружающим их руинам идет мощеная дорожка, обсаженная с двух сторон аккуратно подстриженным кустарником. Метров через пятьдесят она раздваивается и повернув налево можно вкруговую обойти платформу и руины.
Метров через 100 дорожка выходит к небольшой площадке, на которой на круглом постаменте высится приличных размеров арка с бронзовым колоколом.
В соответствии с надписью на колоколе это сооружение установлено «скромным служителем Дхармы в год его 69-летия» Тартангом Тулку Ринпоче (Tarthang Tulku Rinpoche), который является проживающим в США ламой (гуру) тибетской традиции Ньингма (везде написано: с женой-поэтессой Nazli Nour ?) и создателем международной буддистской организации «Nyingma Monlam Chenmo International Foundation». Вероятно это очень авторитетная (или очень состоятельная) организация, т.к. вроде бы на переданных под надзор ASI и соответственно охраняемых законом территориях любой новострой попросту запрещен.
***
Храм и ступа Махапаринирваны расположены на высокой (2.7 м) кирпичной платформе, окруженной отреставрированными и подвергнутыми консервации фундаментами монастырей, малых ступ, святилищ и пр.
Если есть интерес или желание, то все это археологическое хозяйство гораздо лучше осматривать с высокой платформы ступы и храма, т.к. с уровня дорожки одни объекты заслоняют другие.
Свой нынешний вид храм и ступа Махапаринирваны приобрели уже в 20 веке: храм был построен индийским правительством к проводившемуся под эгидой ЮНЕСКО в 1956 году празднованию 2500-летней годовщины буддизма, а ступа была реконструирована в 1927 году на пожертвования бирманских верующих.
Храм и ступа Махапариниваны относятся к одним из самых ранних буддийских сооружений, раскопанных британскими археологами на территории Индии. Само место было идентифицировано на основании записок Сюань Цзана и Фа Сяня и впервые исследовано основателем Археологической службы Индии (ASI) сэром А. Каннингэмом (Sir Alexander Cunningham) еще в 1861-62 г.г.
Первые археологические раскопки в Кушнагаре были успешно выполнены 1876-1877 годах А. Карлейлом (A. C. L. Carlleyle) – одним из двух первых ассистентов сэра А. Каннингэма в созданной в 1861 г. Археологической службе Индии. Им были раскопаны храм и ступа Махапаринирваны и ряд объектов вокруг них, а так же монастырь и святилище Калачури (Kalachuri), известное под нынешним названием Матха Куар (Mathakuar) и ступа кремации Макутабандхана (Makutabandhana Chaitya), ныне носящая местное название ступа Рамабхар (Ramabhar).
Самым впечатляющими результатом раскопок А. Карлейла было обнаружение остатков древнего храма и ступы Махапаринирваны, а так же гигантской статуи лежащего Будды, надпись на пьедестале которой позволила достаточно уверенно идентифицировать это место.
Указанная надпись, сделанная древним письмом брахми, гласит, что статуя Махапаринирваны Будды является даром главы некой Великой (буддистской) вихары Харибалы (Haribala) и кроме этого в ней называется фамилия мастера, изготовившего эту статую. При раскопках 1927 г. в ступе Махапаринирваны была обнаружена медная пластина с выгравированным письмом брахми текстом, в котором опять упоминается имя Харибалы (Haribala), как дарителя (спонсора сооружения ступы). Эти надписи, а так же множество найденных при раскопках артефактов, позволяют ученым уверенно датировать оба сооружения (ступу и храм) 450-475 г.г. н.э. (периодом Гуптов).
Дальнейшие раскопки, проводившиеся в 1904-1907, 1910-1912, 1927 г.г. и в последующие годы принесли множество материальных находок и окончательно подтвердили, что Кушинагар действительно почиталась как место Махапаринирваны Будды Гаутамы с 4-3-го веков до н.э. по 11-12 века н.э. (до полного исчезновения буддизма в Индии).
Храм Махапаринирваны
Вид современного храма Махапаринирваны значительно отличается от вида сооружения, руины которого обнаружил А. Карлейл в 1876 году.
Вероятно в ашокинский и до-ашокинский периоды (4-3 в.в. до н.э.) на этом месте находилось традиционное для тех времен небольшое святилище без образа с ограждением и обходом (подобное тому, что было найдено в Лумбини). Храм, который раскапывал А. Карлейл уже относился к периоду Гуптов и на основании найденной на пьедестале статуи Махапаринирваны Будды надписи датируется не ранее 450-475 г.г н.э..
Вход храма был ориентирован на запад, т.к. Будда Гаутама ушел из жизни лежа на правом боку головой на север и лицом на запад (в обычных храмах Будда как правило обращен лицом на восток и соответственно вход устроен с востока).
Храм состоял из двух помещений: (1) гарбагрихи (или буддхагрихи), в которой находилась шестиметровая статуя лежащего Будды, и (2) мандапы – входного вестибюля (см. план).
Стены основного помещения (гарбагрихи) были толщиной около 3-х метров (хотя возможно снаружи стены сужались к верху), его наружный размер составлял примерно 14.5 м х 9.8 м, внутренный – около 8.5 м х 3.2 м, длина пьедестала статуи – около 7.3 м и проход между стенами и пьедесталом – около 0.6 м. Крыша храма была выполнена в виде бочкообразного свода, а его высота составляла по оценке реставрировавшего храм А. Карлейла: от пола до начала свода – около 4 м, высота свода – 3.7 м, а общая высота храма – около 7.7 м. В основном помещении храма было пять узких сводчатых окон.
Стены мандапы были тоньше – около 1.5 м и ее наружный размер составлял около 11 м х 4.6 м. Крыша над мандапой была деревянной и плоской, с наклоном в сторону входа.
В 1872 году храм был полностью (вместе с кирпичным сводом) восстановлен ученым из ASI А. Карлейлом, а в 1956 году при подготовке к проводившемуся под эгидой ЮНЕСКО празднованию 2500-летия буддизма – полностью демонтирован и заменен ныне существующим зданием.
Находясь под глубоким впечатлением от восстановленной им статуи Махапаринирваны Будды (о статуе см. ниже) и желая сохранить ее в неприкосновенности после окончания раскопок, А. Карлейл после завершения раскопок самого здания храма (от которого остались только части стен разной высоты и сохранности) загорелся желанием полностью восстановить храм в его первозданном виде, причем не только стены и пр., но самое сложное – его сводчатую бочкообразную кирпичную крышу.
Все, что он имел на руках для реализации своей идеи – это немного изогнутых кирпичей, бывших элементами оконных арок и свода. К тому же местные каменщики не умели строить арки и поначалу попросту отказались ему помогать, а правительство не собиралось оплачивать эти работы (ему пришлось потратить на восстановление статуи и храма собственные 1300 рупий – огромные по тем временам деньги!). Тем не менее все эти трудности и отсутствие опыта в строительстве подобных сооружений ничуть не умерили пыл молодого ученого, решившего во чтобы то ни стало довести задуманное до конца.
Вначале А. Карлейл поднял стены храма до исходной высоты и, проведя ряд замеров и расчетов, определил размер и параметры свода и порядок выполнения работ.
Одной из самых серьезных проблем в процессе сооружения кирпичного свода было то, что внутри помещения находилась собранная им по кусочкам (см. раздел ниже) и собственноручно раскрашенная бесценная статуя, занимавшая практически все горизонтальное пространство храма. Чтобы предотвратить возможное повреждение ее в процессе работ, А. Карлейл укрыл статую защитным сооружением: скульптура была укутана плотной тканью и накрыта циновками, а затем сверху была сооружена «клетка» из бамбука и жестких матов.
Затем А. Карлейл продемонстрировал то, что для технически грамотного и одержимого идеей специалиста нет ничего невозможного. Внутри храма, в узком проходе шириной 0.6 м между лежащей статуей и стенами храма были сооружены временные стенки-опоры шириной около 30 см и высотой около 2-х м. На них был установлен арочный бамбуковый каркас высотой чуть ниже требуемого свода, который был зафиксирован поперечинами из бамбука, закрепленными в пазах на верхнем торце основных стен храма. Затем вся эта конструкция была обмазана саманом (адобом) – жидким коровьим навозом, смешанным с липкой глиной, в результате чего получился прекрасный шаблон для выкладывания по нему кирпичного свода.
Далее он заставил не верящих в успех местных каменщиков выложить по сооруженному шаблону кирпичный свод и собственноручно расклинил его найденными при раскопках древними кирпичными замковыми камнями.
Следующая сложная задача – разборка каркаса и временных стен после перекрытия храма сводом – была так же решена успешно: огромная конструкция из бамбука и самана, занимавшая весь верх внутреннего пространства храма, была разделана на мелкие части и по кусочкам вынесена в маленькие и узкие окна, а разгруженные временные стенки разобраны и удалены через дверь.
Все работы по сооружению свода были выполнены настолько аккуратно, что после разборки защитного сооружения статуи выяснилось, что она не получила ни малейшей царапины.
Далее А. Карлейл соорудил деревянную крышу над входным вестибюлем, навесил укрепленную входную дверь, вставил железные прутья в окна и установил металлическое ограждение вокруг статуи.
Работа по восстановлению статуи и храма заняла около трех месяцев (с июня по сентябрь) и большей частью была выполнена за счет собственных средств (жалованья) А. Карлейла.
В мае 1955 назначенный правительством Индии комитет по подготовке буддистских мест поклонения к празднованию 2500-ой годовщины буддизма (паринирваны Будды Гаутамы) принял решение полностью демонтировать старый храм и возвести на его месте новое здание. Решение было принято в связи невозможностью обеспечить массовый доступ паломников к статуе Махапаринирваны в год празднования годовщины этого события.
В 1956 году храм, восстановленный из древних руин А. Карлейлом, был снесен и на его месте по образу и подобию одного из храмов Санчи в короткие сроки было сооружено нынешнее железобетонное здание.