·······································

Сарнатх – место первой проповеди Будды Гаутамы (Sarnath – place of the Buddha’s First Sermon)

shus 2012

Небольшой поселок и одноименная ж.д. станция Сарнатх (Sarnath) находится примерно в 12 км к северо-востоку от знаменитого города Варанаси.

В Сарнатхе расположен «Олений парк» – место первой после достижения просветления проповеди Будды Гаутамы. В буддистской традиции это место называется Исипатана (пали – Isipatana, санскр. – Rishipattana) или Мигадайя (пали – Migadaya, санскр. – Mrigidawa). Первое название связано с легендой о пятистах аскетах – риши (пали – isi, санскрит – rishi), второе переводится просто как «Олений парк».

Нынешнее название Сарнатх известно с 11 в. н.э. и является сокращением от  Саранганатх (Saranganath) – «Повелитель оленей». Оно так же связано с легендой в которой фигурирует раджа, олень, олениха и т.п.

В настоящее время «Олений парк» – это  участок земли в виде неправильного прямоугольника размером примерно 500 м х 300 м,  ограниченный с четырех сторон улицами с соответствующими названиями: с запада – Rishipatan Road, с юга – Dharmapal Road, с востока –  Ashok Road.

Sarnath long plan

Археологическая зона с памятными монументами расположена в юго-восточной части «Оленьего парка», а остальная часть территории (около 60%) в основном действительно является парком.

Кроме археологической зоны в пределах территории «Оленьего парка» находятся строения, которые были сооружены до придания «Оленьему парку» статуса защищенной территории и передачи его ASI (Археологической службе Индии): храм Мулагандхакути Вихара (Mulagandhakuti Vihara), бирманский монастырь Мигадавон, отделение Общества Махабодхи и джайнский храм.

Согласно буддистской традиции вскоре после того, как Будда Гаутама достиг просветления в Бодх Гае, он отправился в Сарнатх, где встретил пятерых аскетов, ранее осудивших и отринувших его за то что он прекратил аскезу и принял еду от девушки Суджаты (см. рисунок в разделе  «Мулагандхакути Вихара»).

Вначале аскеты насмехались над ним, но когда Будда Гаутама прочитал им проповедь, в которой изложил Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь к просветлению, аскеты стали его преданными учениками и вместе с Гаутамой создали первую сангху (буддистское монашеское сообщество). В связи с этим Сарнатх нередко называют «Местом рождения буддизма».

Это событие в буддистской традиции принято называть  «Поворотом (Приведением в движение ) колеса Учения» (пали – Dhamma Cakka Pavattana), а сама Первая проповедь изложена в  Дхаммачаккапаватана сутте (Dhammacakkappavattana Sutta), входящей в Палийский канон

Завороженные речью Будды, его Первую проповедь вместе с аскетами  слушали два оленя (антилопы), поэтому изображение восьмиспицевого Колеса Дхармы, с двух сторон от которого расположены два оленя, является символом буддистского учения и одним из самых распространенных образов в буддизме.

Сарнатх расположен недалеко от столицы древнего государства Каши города Варанаси (в древности – Каши, в колониальные времена – Бенарес). Эта близость приносила ему огромное количество даров, преподносимых верующими храмам и священным местам (по количеству найденных при раскопках артефактов Сарнатх уступает наверное только Таксиле), но в то же время постоянно ставила под удар во время иноземных вторжений, целью которых были богатства столичного Варанси.

Впервые Сарнатх подвергся опустошению в начале 6 века н.э. во время вторжения эфталитов на Индо-Гангскую равнину.

После четырех веков благоденствия в начале 11-го века Сарнатх перенес два опустошительных вторжения газневидов, но был восстановлен во время правления буддистской династии Пала.

К окончательному упадку и забвению Сарнатха привело вторжение Мухаммеда Гори в 1193 году, когда священное место было безжалостно разграблено и разрушено, а его обитатели убиты или уведены в рабство.

В течение следующих шести веков о Сарнатхе практически ничего не было известно, до тех пор пока  в 1794 году главный министр местного правителя Варанаси не начал раскапывать Сарнатх и разбирать его сооружения для использования кирпичей и каменных блоков в строительстве нового базара. Это ситуация не осталась без внимания британского комиссара, в результате чего с начала 19-го века британцы начали более или менее систематические исследования и раскопки этого места.

Раскопки и исследования, эпизодически проводимые британцами, не остановили растаскивания объектов Сарнатха на строительные материалы (в отчетах упоминатеся о вывозе 60-ти повозок с кирпичом и т.п.), а прекратились все эти безобразия только после создания британскими властями Археологической службы Индии (ASI) под руководством сэра А. Каннигэма (A. Cunningham).

После долго перерыва в изучении Сарнатха в 1904-1906 годах сотрудником ASI Ф. О. Оэртэлем (Frederick Oscar Lechmere-Oertel) впервые были проведены масштабные и очень результативные раскопки (этому ученому Индия обязана своим гербом – львиной капителью).

Далее археологические экспедиции ASI работали уже практически непрерывно и к 1922 году все объекты Сарнатха были в основном раскопаны и изучены.

Архелогическая зона Сарнатха 

Вход на территорию археологической зоны Сарнатха расположен в юго-западном углу «Оленьего парка», а метрах в пятидесяти южнее него (вниз по улице) находится музей Сарнатха с знаменитой ашокинской львиной капителью и многими другими замечательными скульптурами, найденными при раскопках Сарнатха.

Некоторые замечания:

1. В отличии от трех других Главных мест поклонения памяти Будды Гаутамы (Лумбини, Бодх Гая и Кушинагар) в Сарнатхе не обнаружено никаких вещественных фактов, по которым можно бы было даже предположительно идентифицировать место Первой проповеди и других значимых событий (Встреча с пятью аскетами, Вторая проповедь, Место пребывания Будды Гаутамы во время первого сезона дождей и пр.), поэтому их местонахождение далее приводятся в соответствии с буддистской тхеравадинской традицией.

2. Следует так же сделать же некоторые пояснения по поводу названия Мулагандхакути (Мула Гандха-кути), которое переводится примерно как «Самая первая благоухающая обитель» (Original (First) Perfumed Chamber) и в буддийской традиции означает место пребывания Будды Гаутамы во время первого после Первой проповеди сезона дождей – вассы (первый ретрит в истории буддизма). В дальнейшем все помещения, где проводил время Будда Гаутама в буддистской традиции стали назваться гандха-кути (gandha-kuti ), а сейчас так иногда называют святилища с предназначенным для церемоний и поклонения образом Будды.

В современных буддистских источниках сооружение, которое ученые называют Главным храмом (Main Temple), именуется храмом Мулагандхакути (Mulagandhakuti), т.е. считается, что это святилище сооружено на месте первого убежища Будды Гаутамы, в котором он отдыхал и медитировал в следующий за произнесением Первой проповеди сезон дождей  (иногда пишется двойное название:  Mulagandhakuti (Main Shrine).  

Мулагандхакути так же называется расположенная к востоку от археологической зоны буддистская вихара (в данном случае храм), построенная в первой половине 20-го века Обществом Махабодхи вблизи этого священного места. 

3. В двадцати метрах к западу от ашокинской колонны находится основание «апсидального храма» размером 12 м х 19 м, сооруженного не позже 3 в.в. до н.э..

Этот храм, как полагают ученые, является самым древним сооружением Сарнатха (аналогичный храм раскопан на месте рождения Будды Гаутамы в Лумбини), а небольшая ступа (чайтья), которая была установлена в апсиде (закругленной части) храма, скорее всего и была самым ранним памятным сооружением на месте Первой проповеди. 

От входа на территорию археологической зоны к основному месту раскопок идет широкая мощенная дорожка, сначала между фундаментами двух монастырей и далее до небольшой площадки, где она разветвляется по направлениям на запад (налево) и восток (направо).

Sarnath plan

Левая дорожка ведет к самым старым и самым значимым сооружениям Сарнатха, возведенным в том числе и на месте ранних сооружений императора Ашоки:  ступе Дхармараджика (Dharmarajika), Главному храма (Main Temple)  и колонне Ашоки (Ashoka Pillar) и прочим.

На фото внизу: слева – основание ступы, прямо по центру вдали – руины Главного храма, а слева от него – павильон с ашокинской колонной.

Сарнатх (Sarnath)

shus

В буддистской тхеравадинской традиции считается, что ступа Дхаммараджики сооружена императором Ашокой на на месте Первой проповеди Будды Гаутамы.

Полагают, что она является одной из множества ступ (согласно преданию – из 84-х тысяч), которые император Ашока воздвиг для распространения Дхармы (учения Будды).

По преданию в каждую из этих ашокинских ступ был замурован рекликварий с частицей праха Будды Гаутамы, который Ашока извлек из ранних реликварных ступ  (после кремации тела Будды его останки были разделены между восемью народами, каждый из которых воздвиг для них ступу).

Иногда пишут, что все ашокинские реликварные ступы назывались Дхармараджиками (Dharma Raja переводится примерно как «Владыка Дхармы» – эпитет Ашоки). По крайней мере одна ступа (очень известная и практически идентичная сарнатхской), раскопанная в Таксиле в 20-30-ых годах 20-го века Д. Маршаллом, точно носит имя Дхармараджика.

Как и все ступы Дхармараджика в течении многих веков постоянно облицовывалась новыми слоями, и если в 3 в. до н.э это была простое полусферическое сооружение диаметром около 13.5 м (ступа в Таксиле имела точно такой же диаметр), то к 7 в. н.э. она была уже около 30 м в диаметре и имела огороженный стеной обход шириной около 4 м, к которому вели четыре лестницы, ориентированные по главным сторонам света.

К настоящему времени от Дхаммараджики сохранилось только основание, т.к. в конце 18-го века она была попросту разобрана на строительные материалы по указанию главного министра местного правителя.

Ступа Дхармараджика была обнаружена в 1794 году кем-то из работников Джагата Сингха (Jagat Singh) – главного министра местного раджи, который тут же воспользовался этой находкой как источником строительных материалов (кирпича и камня). По указанию Джагата Сингха  ступа была полностью разобрана, а кирпич и каменные блоки вывезены в Варанаси (Бенарес) и использованы в строительстве названного его же именем рынка Jagatganj Mahalla.

При разборке ступы на глубине около 8 м был рабочие наткнулись на реликварную камеру, в которой они обнаружили каменную шкатулка из песчаника с находившимся в ней цилиндрическим реликварным сосудом из зеленого мрамора. Внутри реликварного сосуда содержались фрагменты костей, разложившийся жемчуг, шарики из золота и кусочки кораллов. Все это Джагат Сингх в соответствии с индуистским погребальным обычаем повелел развеять над Гангом. Таким образом священные реликвии, с большой вероятностью являвшиеся кремационными останками Будды Гаутамы, были утрачены навсегда.   

Сарнатх (Sarnath)

shus

К северу от ступы расположен Главный храм, который, как считается, сооружен на месте Мулагандхакути – убежища Будды Гаутамы, где он провел первый после произнесения Первой проповеди сезон дождей (вассу).

Метрах в 25-ти к западу от Главного храма находится частично покрытое более поздними строениями основание «апсидального храм», который является самыми древними сооружением Сарнатха и датируется не позднее 3-го века до н.э.

Сарнатх (Sarnath)

shus

Главный храм многократно перестраивался (вернее достраивался) вплоть до 7-го века н.э и поэтому точно сказать как он выглядел изначально в настоящее время невозможно.

Sarnath temple floor planВ своем последнем виде Главный храм представлял простое квадратное помещение размером приблизительно 14 м х 14 м  со стенами толщиной около 3-х метров и высотой около 5.5 м.

Вход в храм был расположен традиционно – с востока, а с севера, запада и юга  к нему примыкали небольшие святилища, обращенные входом наружу.

В центре храма находилась гарбагриха (буддхагриха): так же как и храм обращенное входом на восток массивное прямоугольное сооружение с внешним размером примерно 7 м х 7 м и небольшим внутренним святилищем, в котором находился образ Будды Гаутамы.

Необычная толщина стен храма (около 3-х метров) объясняется тем, что они были опорой венчающей храм массивной пирамидальной башни-шикхары.

На фото внизу: Вид на вход в храм с северо-востока. Каменные колонны расположены на месте главного святилища храма.

Сарнатх (Sarnath)

shus

На фото внизу: Паломники перед центральным святилищем Главного храма.

Сарнатх (Sarnath)

shus

На фото внизу: Прямо – руины  центрального святилища, слева – остатки внешней стены.

Сарнатх (Sarnath)

shus

В нескольких метрах к западу от Главного храма находится небольшой павильон в виде крыши, опирающейся на четыре квадратных столба.

Sarnath Lion capital

unknown

Внутри него расположены остатки знаменитой колонны Ашоки, чья львиная капитель в настоящее время является гербом Индии. Подобные колонны, с высеченными на на них эдиктами, были воздвигнуты во многих местах огромной империи Ашоки и традиционно устанавливались в священных буддистских местах рядом с сооруженными им ступами и храмами.

Под навесом павильона находится закрепленная в каменную плиту нижняя часть колонны длиной немногим более 2-х метров, а рядом с ней расставлены  другие части колонны, найденные при раскопках.

В первообразном виде колонна представляла собой идеально отполированную монолитную (высеченную из цельного блока) скульптуру, состоящую из основания, немного сужающегося к верху ствола (0.71-0.56 м) и капители в виде четырех львов высотой 2.15 м, над которыми находилось Колесо Закона (Дхармачакра) диаметром 0.85 м. Общая высота колонны вместе с капителью составляла около 15 м, а вес – около 12 тонн.

Сарнатхская колонна,  как и многие другие ашокинские колонны, была изготовлена из знаменитого чунарского песчаника, месторождение которого находится километрах в сорока к юго-западу от Варанаси.

Точно неизвестно,  когда и в результате каких событий колонна была разрушена, вероятнее всего это произошло в период мусульманских нашествий в 10-12 в.в. Обнаружена же она была только в 1904-05 г.г. при проведении архелогических раскопок сотрудником ASI Ф. О. Оэртэлем (Frederick Oscar Lechmere-Oertel).

Львиная капитель колонны и фрагменты Колеса Закона (Дхармачакры) были найдены практически под самыми стенами храма (т.е. колонна упала в сторону западной стены Главного храма). В настоящее время они отреставрированы и выставлены в Сарнатхском музее. 

Сарнатх (Sarnath)

shus

На поверхности колонны высечены три надписи. относящиеся к разным историческим эпохам.

Первая надпись является эдиктом императора Ашоки, в котором он предостерегает монахов и монахинь от раскола сангхи (буддистской монашеской общины), а так же устанавливает, что монах или монахиня, виновные в таких действиях, должны быть переоблачены в белые одежды и удалены из сангхи (на территории Сарнатха уже в то время обитали монахи различных школ раннего буддизма, но сангха еще была единой).

Вторая короткая надпись относится к кушанскому периоду  (2 в. н.э.), высечена по приказу некоего правителя  Ашвагоши (Raja Ashvaghosa) и содержит его титул, имя и год, а третья датируется периодом ранних Гуптов (начало-середина 4 в. н.э.) и ее авторство принадлежит доминирующей в то время на территории Сарнатха буддистской секте Самматия (Sammitiya, Sammatiya).

Сарнатх (Sarnath)

shus

В пределах археологической зоны Сарнатха находятся руины семи монастырей.

Остатки монастырей V и VII расположены к югу от ступы Дхармараджика недалеко от входа на территорию археологической зоны, монастыря VI – к западу от ступы Дхамек, а монастырей I-IV – к северу от Главного храма, немного выше уровнем и за разделительной стенкой («южная стена монастырей»).

На фото внизу: Руины монастыря III.

Сарнатх (Sarnath)

shus

Монастыри строились, достраивались и реконструировались в течении почти тысячелетия: самые ранние сооружения датируются 2-ым, а самые поздние – 12-ым веками н.э.

Сарнатх (Sarnath)

shus

Метрах в сорока к востоку от ступы Дхармараджика (вправо по дорожке) находится небольшое святилище, которое называется Погруженный храм (Sunken Shrine) Панчаятана (Pancayatana).

Оно датируется периодом Гуптов (4-6 в.в. н.э.) и по виду представляет собой индуистское святилище особенного типа «панчаятана» (санскр. – «пять сил» или «пять действий»), в котором четыре площадки для божеств (и соответственно пуджи) примыкают своими углами к четырем углам центральной платформы, где находится место для центрального божества.

История этого сооружения похоже неизвестна, но в тхеравадинской буддистской традиции оно почитается как место обращения в буддизм богатого купца Яши (Yasa), последовавшее вслед за Первой проповедью.

Сарнатх (Sarnath)

shus

На фото внизу: вид на Главный храм с востока, площадка вдали по центру – внутренний двор храма, справа – два ряда оснований вотивных ступ, слева за кадром (вне фотографии) – ступа Дхамек.

Сарнатх (Sarnath)

shus

Единственным более или менее уцелевшим во всех исторических передрягах сооружением на территории археологической зоны Сарнатха является грандиозная ступа Дхамек (Dhamek), возвышающаяся над остальными руинами на высоту около 32 метров (считая от примыкающей к ней платформы джайнского храма, а общая высота ступы Дхамек вместе со скрытой под землей частью составляет около 43 метров).

О причинах и истории ее строительства мало что известно и обширных раскопок вниз и вокруг ступы не проводилось. На основании имеющихся данных ученые полагают, что нынешняя ступа была сооружена приблизительно в 6 в. н.э. на месте более ранней ступы воздвигнутой примерно во 2-3 в.в. н.э.

В буддистской тхеравадинской традии считается, что ступа Дхамек была воздвигнута императором Ашокой на месте «Второй проповеди», т.е. там, где Будда Гаутама произнес Анатталакхана Сутту  (Anattalakkhana Sutta, Сутра о бессамости – отсутствии неизменной души-атмана) перед пятью аскетами, уже ставшими к тому времени (после Первой проповеди) членами первой в истории буддизма сангхи (монашеского сообщества).

Сарнатх (Sarnath)

shus

На нижней части ступы Дхамек сохранилась облицовка из каменных блоков (в исходном виде ступа была полностью облицована камнем), скрепленных между собой металлическими скобами. Ее диаметр по основанию составляет 28.5 м, высота – около 11 м.

Значительная часть каменных блоков является новоделом (они была установлены уже при реставрации ступы), т.к. Дхамек, также как и Дхармараджика, пала жертвой местного Герострата –  Джагата Сингха (см. выше), который демонтировал и вывез на стройку в Варанси не только блоки верхней части ступы, но так же успел частично разобрать и облицовку нижней.  

На высоте около 6.5 м по периметру нижней части ступы расположены восемь ниш, обрамленных растительным орнаментом, которые ориентированы по основным и второстепенным сторонам света. По некоторым предположениям в них находились образы восьми Будд: Семи Будд прошлого и Будды будущего Майтреи.

Сарнатх (Sarnath)

shus

Нижняя часть ступы Дхамек охвачена широким круговым фризом, верхняя и нижняя часть которого украшена растительным узорами, а по центру идет орнамент с мотивом различных свастик.

Сарнатх (Sarnath)

shus

К основанию ступы примыкает приподнятый пандус и широкий круговой обход, которые являются современными сооружениями сделанными для удобства паломников.

Сарнатх (Sarnath)

shus

Pages: 1 2

Web Analytics