shus 2012
Место, где родился Будда Гаутама (первое из Четырех Главных мест почитания Будды), называется Лумбини (Lumbini) и находится в непальских тераях (terai) – болотистых предгорных равнинах на юге Непала, примерно в 12-ти километрах от границы с Индией.
В времена Будды Гаутамы название Лумбини (Румминдеи, Rummindei) носила небольшая саловая роща (сал, Shorea robusta), находящаяся между древними городами Капилавасту (Kapilavastu) и Девадаха (Devadaha), в которой царица Майя произвела на свет будушего Будду – царевича Сиддхартху Гаутаму.
Сейчас слово «Лумбини» содержится в трех географических названиях:
а) зона Лумбини (Lumbini Zone) – одна из 14-ти укрупненных административно-территориальных единиц Непала;
б) сельский округ Лумбини (Village Development Committee Lumbini), входящий в дистрикт Рупандехи (Rupandehi District), который в свою очередь является административной единицей в составе зоны Лумбини;
в) имеющая особый статус территория «Проекта развития Лумбини» (Lumbini Development Project), которая расположена примерно посередине дистрикта Рупандехи, к северо-востоку от сельского округа Лумбини,.
Наш маршрут из Китая в Индию пролегал через Непал и поэтому было бы просто непростительным не посетить это великое место, тем более, что Лумбини находится совсем рядом (километрах в 25-ти) от индийско-непальского пограничного перехода в Сунаули.
Дорога до Лумбини
В Лумбини можно попасть только через небольшой город Бхайраву, который является райцентром дистрикта Рупандехи (Rupandehi District) и одним из важнейших транспортных узлов на границе Индии и Непала.
Бхайрава – это индуистское название, которое означает одно из имен Шивы в его самой грозной и ужасной ипостаси. Не так давно Бхайрава, вместе с присвоением статуса райцентра и в свете реализации проекта ЮНЕСКО по развитию зоны Лумбини, был переименован в Сиддхартханагар (Siddharthanagar) – «город Будды» («Сиддхартха» – имя данное при рождении Будде Гаутаме, «нагар» – город). Похоже на окружающий мир и местное население, абсолютное большинство которого составляют индуисты и мусульмане, факт переименования особого впечатления не произвел и поэтому название «Бхайрава» до сих пор является общеупотребительным.
В Бхайраву из Катманду можно попасть только двумя путями: самолетом или автобусом (железных дорого в Непале нет).
Аэропорт, находящийся в 3-х км от Бхайравы, так же как и сам город был переименован в честь Будды Гаутамы и называется Gautama Buddha Airport, таким образом при переименованиях аэропорту досталась «фамилия» (родовое имя) Великого Учителя, а городу – его имя.
Рейсы же Катманду – Бхайрава выполняют авиакомпании с соответствующими специфике Непала названиями: Buddha Air и Yeti Airlines.
Проведя в ожидании индийской визы в Катманду и окрестностях целых десять дней, мы хорошо отдохнули от Тибета, а в последние дни так и просто заскучали.
Поэтому для перемещения в Лумбини был выбран самый дешевый и некомфортный, но самый интересный и познавательный вид транспорта: местный автобус (local bus).
Благополучно получив индийскую визу, уже на следующий день рано утром мы были на Gongabu Bus Station – междугороднем автовокзале, расположенном на северо-востоке Катманду прямо у кольцевой дороги.
Автовокзал Gongabu Bus Station в Катманду – самый большой, самый новый и самый похожий на автовокзал в нашем понимании. С него выполняется большинство междугородних рейсов, но только местными маршрутами, т.к. комфортабельные туристические автобусы (до Покхары, Бхайравы и пр.) отправляются со стоянок в центре города.
Судя по надписи перед входом, Gongabu Bus Station был построен на грант правительства Японии в 1996 г. и очень похоже, что с тех самых времен его и не ремонтировали.
Некоторое время ушло на отгоняние помогал, обмен квитанции на автобусный билет и поиск своего автобуса, который в конце концов появился невдалеке от того места, где ему вроде бы и было положено находиться.
Наш автобус ничем особым среди основной массы своих собратьев не выделялся: старенькая угловатая «Тата», немногим пошире и подлиннее нашего ПАЗика с довольно удобными сидениями и затонированными стеклами.
Экипаж в составе водителя и двух кондукторов-загонял встретил нас как родных. Багаж был ловко закинут на крышу, а нам как единственным иностранцам и самым дальнеедущим пассажирам были выделены почетные 1-ое и 2-ое места – сразу после двери (ногам попросторнее).
Тронулись как и водится с опозданием и часа полтора выбирались из пригородов Катманду, собирая пассажиров по точкам и с криками ловя их на ходу.
Работа кондукторов, висящих всю дорогу на подножке открытой двери, непрерывно орущих, бегущих трусцой вдоль автобуса, медленно ползущего мимо мест скопления народа, и постоянно лазающих на ходу на крышу автобуса с целью обилечивания и выдачи багажа, сама по себе является впечатляющим и заслуживающим отдельного описания зрелищем.
Часа через два дорога стала совсем живописной: перевалы с серпантинами, узкие долины рек, деревни, поля и т.п. Примерно с четверти пути состав пассажиров стал часто меняться, автобус периодически заполнялся до отказа, а человек десять постоянно ехали на крыше.
В Бхайраве обнаружилось, что только мы вдвоем едем до Лумбини и соответственно автобусу нет никакого резона тащиться в такую даль с двумя пассажирами. После непродолжительных переговоров экипаж нашей «Три-Шакти» переместил нас в местный автобус и мы двинулись дальше.
Это был самый ужасный участок всего маршрута: примерно 20 км пути в набитом под завязку автобусе по узкой разбитой дороге с многочисленными однопутными мостами заняли почти полтора часа, а такой густой пыли я не видел нигде за все время нашего путешествия (когда с крыши сняли наши сумки, невозможно было определить какого они цвета).
В Лумбини мы прибыли в кромешной темноте и, проблуждав минут пятнадцать, все-таки пристроились в более или менее приличный гест-хауз.
Общее время в пути Катманду – Лумбини «от дверей – до дверей» составило около 14-ти часов.
Краткая хронология Лумбини
623 год до н. э. – в саловой роще Лумбини жена правителя шакьев Шуддходаны царица Майя родила царевича Сиддхартху Гаутаму, который впоследствии достиг просветления и стал Буддой Гаутамой (Буддой Шакьямуни).
Впоследствии на этом месте был сооружен храм, названный в честь царицы, вознесшейся после смерти в буддистскую обитель богов – небеса Тушита, храмом Майя Деви (Maya Devi Temple).
В различных буддистских традициях приняты разные дата жизни Будды Гаутамы, которые порой отличаются друг от друга на сотни лет, но общепринятым считается период 624 – 544 г.г. до н.э., который признается странами буддизма тхеравады и соответственно Всемирным братство буддистов (WFB, World Fellowship of Buddhists) – самой крупной и пожалуй самой авторитетной среди международных буддистских организаций.
В соответствии с этими датами в 1956 г. под эгидой ЮНЕСКО отмечалось 2500-летие буддизма, а в Рангуне (нынешнем Янгоне) прошел 6-ой Всебуддистский собор традиции тхеравада.
249 год до н.э. – великий император Ашока совершил паломничество в Лумбини и воздвиг каменную колонну с пятистрочной надписью рядом с местом рождения Будды Гаутамы, а так же установил памятный камень в храме на месте его рождения.
403 год н.э. – китайский буддистский монах и паломник Фа Сянь (Fa Хian, Fa-hsien) посетил Лумбини, описав это в своем труде «Записки о буддийских странах» (A Record of Buddhist Kingdoms).
Начало 6 г. века н.э. – китайский ученый Ли Даоюань (Li Daoyuan) опубликовал свой труд Shui Jing Zhu («Commentary on the Waterways Classic»), созданный на основе более ранних произведений в том числе третьего века н.э., в котором приводится описание визита императора Ашоки в Лумбини и храма Майя Деви.
636 год н.э. – Лумбини посетил знаменитый китайский путешественник Сюань Цзан (Xuan Zang, Hiuen Tsiang), написавший об этом в своем труде «Путешествия на Запад» (Journey to the West in the Great Tang Dynasty).
1312 год н.э. – правитель расположенного на западе Непала княжества Доти (Doti) Рипу Малла (Ripu Malla) совершил паломничество к месту рождения Будды и по его приказу на колонне Ашоки была высечена надпись «Om mani padme hum, shree Ripumallaschiran jayatu, 1234», первая часть которой является самой известной буддистской мантрой, а вторая славит принца и содержит дату – 1234 эры Шака (1312 год н.э.).
14 век – 19 век – полное забвение буддистских святынь в Индии. Никакой информации о Лумбини за этот период нет.
1896 год – губернатором непальского округа Палпа Кхадга Шамшером при участии немецкого археолога Фюрера были произведены раскопки на месте ранее обнаруженной колонны Ашоки и опубликована пятистрочная надпись, высеченная на колонне, которая гласила в том числе о том, что через двадцать лет после своей коронации император Ашока посетил это место и воздвиг колонну рядом с местом рождения Будды Гаутамы.
1899 год – по поручению Археологической службы Индии (ASI) П.С. Мукхерджи (P. C. Mukherji) проводил в Лумбини раскопки. По результатам работ он составил детальный план места и опубликовал подробный отчет.
1926 год – премьер-министр Непала запретил жертвоприношения животных и птиц в храме Майядеви, в котором местные индуисты в конце 19-го века устроили свой храм, поклоняясь изображению Майя Деви как индуистской богине Vanа Devi (Лесная богиня).
1933 – 1939 годы – генералом Кайшером Шумшер Рана проведены раскопки и выполнены работы по расчистке и обустройству территории и храма, которые до сих пор подвергаются критике за разрушение археологических памятников.
1956 год – делегаты проходившей в Катманду 4-ой конференции Всемирного братства буддистов (World Fellowship of Buddhists) посетили Лумбини. Этот факт, а так же усилия короля Непала Махендры обратили внимание мирового сообщества на проблемы Лумбини.
1962 год – после долгого перерыва в Лумбини возобновились регулярные раскопки, которые с 1972 года в основном велись уже непальскими специалистами из Департамента Археологии Правительства Непала (DoA).
1967 год – состоялся визит в Лумбини Генерального секретаря ООН У Тана.
1972-1978 годы – под эгидой ООН была начата разработки и выполнение Генерального плана развития Лумбини.
1985 год – для координации и управления работами по выполнению Генерального плана развития Лумбини правительством Непала создана некоммерческая организация Lumbini Development Trust (LDT)
1993-1995 годы – в 1990 г. было принято решение о демонтаже здания храма на месте старинного святилища Майя Деви и проведении на этом месте комплексных археологических изысканий. В течении двух лет (с февраля 1993 г. по март 1995 г.) экспедицией JBF/LDT/DoA (cм. ниже) проводились раскопки, которые определили точный вид старинного храма и увенчались находкой «Памятного камня» (Marker stone), установленного Ашокой в святилище на месте рождения Будды.
4 февраля 1996 – Премьер-министр Непала официально объявил об открытии археологами точного места рождения Будды Гаутамы.
1997 год – Лумбини внесена в Список Мирового Наследия ЮНЕСКО, как «Лумбини, место рождения Будды» (Lumbini, the Birthplace of the Lord Buddha).
2003 год – закончено сооружение здания над руинами храма Майя Деви и он открыт для посещения.
2010 год – учеными Даремского университета с помощью современных методов исследованы и идентифицированы остатки строений до-ашокинского периода (4 в. до н.э.), находившихся ниже ашокинского храма, обнаруженного в 1995 году во время раскопок экспедицией JBF/LDT/DoA .
О Генеральном плане развития Лумбини
В 1967 году Лумбини посетил тогдашний Генеральный секретарь ООН У Тан (U Thant), бирманец по национальности и истинный буддист-тхеравадин по вере. Удрученный увиденным, У Тан предпринял все усилия, чтобы уже к 1970 г. при ОНН был сформирован международный комитет по развитию Лумбини.
В 1972 г. административно-финансовое подразделение ООН UNDP (United Nations Development Programme, Программа развития ООН (ПРООН) заключило контракт на разработку Генерального плана развития Лумбини стоимостью 6.5 млн. долларов с будущим лауреатом Притцкеровской премии легендарным японским архитектором Кэндзо Тангэ (Kenzo Tange).
В 1978 Кендзо Тангэ представил разработанный им Генеральный план развития Лумбини, который предусматривал создание центра буддистского паломничества и мирового туризма в виде огромной природно-парковой зоны размерами примерно 5 км х 1.5 км, разделенной на несколько функциональных частей.
Среди важнейших целей Генерального плана были определены рост экономики региона, создание рабочих мест и повышению уровня благосостояния местного населения за счет значительного возрастания потока паломников и туристов.
Согласно плана само священное место рождения Будды, храм Майя Деви, располагается в «Священному саду» – нижней (южной) части проекта Лумбини (на плане сам храм обведен красным кружком).
«Священный сад» и окружающие его искусственные водоемы «вписаны» в окружность диаметром около 880 м и оконтурены круговой дорогой.
Севернее «Священного сада» находится «Зона монастырей», разделенная центральным каналом длинной 1464 м и шириной 16 м на «Восточную зону монастырей», определенную для монастырей традиции тхеравада, и на «Западную зону монастырей», определенную для монастырей традиций махаяна и ваджраяна (всего 42 места для монастырей и 2 для медитационных центров).
Далее на север в соответствии с Генеральным планом расположены «Культурный центр» с музеем и Институтом исследования Лумбини и «New Lumbini Village» – зона отелей, отделенная от остальной территории дорогой, ведущей в аэропорт и в Бхайраву.
В соответствии с идеей Генерального плана паломники и туристы должны были прибывать в «Культурный центр», посещать музей и т.п., а затем на лодках по каналу и пешком двигаться на юг к «Священному саду», по дороге любуясь монастырями и посещая святые обители своей традиции.
Возможно в Японии или Китае так бы оно и было, но в Лумбини все закончилось тем, что главный вход естественным образом перекочевал на юг, непосредственно к «Священному саду», канал стоит частично пересохшим и частично заболоченным, а сама территория со следами перманентного ремонта и недостроя выглядит какой-то непомерно огромной, слишком «геометричной», пыльной и очень неухоженной.
Через год с лишним после нашей поездки в Лумбини в бюллетене LDT (Lumbini Development Trust) за N 1 за 2012 год я прочитал, что лодочный сервис в Лумбини начнет работать с 14 января 2012 года, при чем на фотографиях канал был заполнен водой, а вокруг все было прибрано и подметено. Там же было еще несколько заметок на тему благоустройства и наведения порядка, в том числе и с круговым прудом вокруг Священного сада, а все это предварялось размещенным на первой странице сообщением о готовящемся визите в Лумбини премьер-министра Непала с группой членов правительства.
Сейчас уже стало ясно, что из-за постоянного недофинансирования, неважного менеджмента и бесконечных политических проблем в стране, грандиозный проект превращения священного места в туристический мегасайт превратился в унылый долгострой, а связанные с ним надежды на бурный экономический рост попросту не оправдались, в том числе из-за серьезных ошибок в исходных прогнозах.
Нельзя не упомянуть и о самой печальной странице в истории реализации Генерального плана развития Лумбини: изъятии сельскохозяйственных земель и переселении жителей семи поселков, которые оказались в пределах территории, определенной Генеральным планом.
Были переселены жители поселка, находившегося рядом с храмом Майдеви, а так же двух поселений в зоне Центрального канала, одного – в зоне «Культурного центра» и трех – в зоне отелей.
Перемещение населения прошло под знаком массы проблем и бед для переселяемых (потеря рабочих мест и окультуреных сельхозугодий, мизерные компенсации, предоставление худших мест, отсутствие воды, электричества и т.п.), на что впрочем в те времена особого внимания никто не обращал.
В 2011 году в прессе появилась информация о том, что готовится новый проект с мегаинвестициями, который уж точно превратит Лумбини в центр мирового паломничества и туризма, но лично я смотрю на все это с большим скепсисом.
Мы посетили все Четыре Места в период 09 ноября по 18 ноября во время буддистского праздника Катхина (Kathina), и мне показалось, что наименьшее число иностранных туристов и паломников наблюдается именно в Лумбини.
Священный сад (Sacred Garden)
Вход на территорию Проекта Лумбини со стороны «Священного сада» оформлен в виде арка, увенчанной традиционной непальской ступой, с пафосной надписью «Лумбини – источник мира во всем мире».
Слева от арки находятся полезные стенды с планом Лумбини и с расценками на услуги рикш (например круговой объезд всей зоны – 350 NPR для местных и 500 NPR для иностранцев, 1$~75 NPR).
От входа на территорию всего Проекта Лумбини до входа в «Священный сад» ведет ровная дорожка длинной около полу-километра, обсаженная с двух сторон разнообразной симпатичной растительностью (на фото вдали виднеется непальский монастырь, находящийся прямо на территории «Священного сада»).
Непосредственно перед входом на территорию «Священного сада» установлено довольно мощное железное заграждение лабиринтного типа, а сразу за ним, справа и слева – две каменные стелы с текстами на хинди и английском Панча Шила – пяти заповедей, которые обязуется соблюдать мирянин-буддист.
Прямо и немного влево за заграждением на расстоянии около 50-ти м находится вход в рощу, расположенную рядом с храмом Майя Деви, а слева метрах в 30-ти – офис Lumbini Development Trust (LDP), организации координирующей и управляющей исполнением Генерального плана.
Заповеди Панча Шила просты и подобны заповедям других религий и общечеловеческой морали: 1) не убий, 2) не укради, 3) не развратничай, 4) не лги, 5) не употребляй то, что одурманивает сознание (курить, жевать бетель, гутку и т.п., кстати, не запрещается).
Перед входом в рощу установлена небольшая арка. Здесь начинается дорога, ведущая к храму Майя Деви, вдоль которой расположены торговые ряды с сувенирной и религиозной продукцией. В самой роще к северу и к югу от дороги расположены два небольших монастыря, построенные раньше всех в Лумбини: непальский тхеравадинский монастырь Rajkiya Buddha Vihara и монастырь школы сакья тибетского буддизма Dharma Swami Buddha Vihar.
В результате масштабной исследовательской работы ученых на территории «Священного сада» и рядом с ним было раскопано, изучено и идентифицировано множество объектов (монастыри, храмы, ступы и пр.), что дало уверенное подтверждение того, что это место для буддистов в течении многих веков было священным, здесь жили монахи и его посещали паломники.
Но подавляющее большинство объектов, представляющие из себя кирпичные фундаменты или остатки стен известны и интересны только ученым и специалистам, для основной же массы паломников и туристов на территории Лумбини существует три главных объекта внимания и поклонения:
- храм Майя Деви (Maya Devi Temple) с «Памятным камнем» (Marked Stone) и барельефом со сценой рождения Будды (Nativity Sculpture);
- колонна Ашоки (Ashoka Pillar) и остатки храма около нее;
- священный пруд Пушкарини (Pushkarini pond) с древним пипалом (дерево Бодхи), находящимся рядом.
Храм Майя Деви, колонна и пруд
К концу 20-го века последовавшие вслед за обнаружением в конце 19-го века колонны Ашоки многочисленные археологические раскопки и исследования древних текстовых источников окончательно развеяли все сомнения в том, что Лумбини является местом рождения Будды Гаутамы.
Все данные совпадали с легендарными преданиями, священными текстами и историческими записями, но все еще оставался нерешенным вопрос с храмом Майя Деви, воздвигнутом на месте рождения царицей Майей будущего Будды – царевича Сиддхартхи Гаутамы.
За две с лишним тысячи лет рельеф местности основательно изменился к тому же храм многократно перестраивался, поэтому, хотя колонна Ашоки довольно однозначно указывала на его местоположение, оставалось загадкой где точно находился и как выглядел первоначальный храм.
В конце концов было принято достаточно смелое и, как показал результат, единственно правильное решение: полностью демонтировать здание существующего храма, а на его месте провести полномасштабные археологические раскопки (тут надо понимать, что речь шла об одной из главных буддистских святынь).
В 1990 году Lumbini Development Trust (LDT) при участии Департамента Археологии правительства Непала (DoA) заключил соглашение с Федерацией буддистов Японии (JBF, Japan Buddhist Federation) о выполнении всего комплекса этих работ силами археологов JBF и при участии специалистов DoA. Проект финансировался JBF и Правительством Японии.
На фото внизу: вид прежнего храма Майя Деви со стороны священного пруда (с юго-запада) до демонтажа и начала раскопок.
В результате раскопок, с февраля 1993 г. по март 1995 г., экспедицией JBF/LDT/DoA было обнаружено основания ашокинского храма 3-века до н.э. (период правления Ашоки), а так же установлены вид и датировка сооружений, которые возводились (или достраивались) над ним в течении последующих периодов.
На фото внизу: вид храма Майя Деви со стороны монастыря (с юга) к окончанию раскопок.
При раскопках в 1993-1995 г.г. были обнаружены остатки сооружения находящегося ниже уровня храма ашокинского периода, предположительно относящиеся к более раннему времени, но точно идентифицировать и датировать их тогда не не смогли.
В 2010 году учеными Даремского университета (Durham University) были исследованы остатки кирпичного сооружения до-ашокинского периода находившихся ниже храма, которые были обнаружены в 1995 году специалистами JBF/LDT/DoA. С помощью ОСЛ-датирования и радиоуглеродного анализ они были отнесены приблизительно к 400 г. до н.э.
Таким образом на настоящий момент учеными обнаружены остатки сооружений, существовавших на месте храма Майя Деви, которые относятся примерно к шести историческим периодам, при этом перепад высот уровня пола сооружений от первого до последнего периода составляет около 5 метров:
• уровень I – период Маллов (9-ый – 13-ый в.в. н.э.);
• уровень II – период Гуптов и поздних Гуптов (3-ий – 9-ый в.в. н.э.);
• уровень III – период Кушанов (1-ый – 2-ой в.в. н.э.);
• уровень IV – период Шунга (2-ой – 1-ый в.в. до н.э.);
• уровень V – период Ашоки (3-ий в. до н.э.);
• уровень VI – до-ашокинский период (прибл. 4-ый в. до н.э.).
***
Самым важным результатом раскопок 1993-1995 г. было открытие храма ашокинского периода, который представлял собой ориентированную на восток мощеную кирпичом открытую прямоугольную платформу размером 20.4 м х 15.6 м, окруженную 15-тью небольшими кельями, единая задняя стена которых являлась ограждением храма и формировала обход вокруг святилища.
В западной («алтарной») части платформы был найден сложенный из кирпича небольшой монолитный пьедестал размером 1.1 м х 1.1 м и высотой около 70 см, на котором находился плоский камень размером примерно 70 см х 40 см и толщиной около 10 см.
По мнению ученых камень был установлен на месте рождения Будды Гаутамы в период между датой его рождения (5-6 в.в. до н.э.) и посещением Лумбини Ашокой (середина 3-го в. до н.э.) и является тем самым «Памятным камнем» (Мarker stone), установленном на месте рождения Будды, о котором упоминают древние источники.
Полагают, что на первом этапе над камнем была воздвигнута небольшая ступа – чайтья (chaitya), а в дальнейшем (в том числе и Ашокой) были сооружены мощеная кирпичом площадка с обходом (pradakshina-patha), кельи, формирующие замкнутое пространство храма по периметру, и возможно построен небольшой деревянный апсидальный (с закругленной задней стеной) храм.
Такая эволюция сооружения в местах поклонения выглядит вполне правдоподобной, т.к. была достаточно традиционной для раннего буддизма.
В дальнейшем храм перестраивался трижды, вплоть до 7 в. н.э., и в конце концов приобрел вид традиционного храма в северо-индийском стиле «нагара» с башней-шикхарой над главным святилищем. Вероятно в конце 1-го – начале 2-го тысячелетия н.э. храм был либо заброшен, либо преобразован и индуистское святилище.
В таком виде он и был исследован и описан учеными из Археологической службы Индии (ASI) П. С. Мукхерджи (P. C. Mukherji), проводившим раскопки в Лумбини в 1899 году.
Современный вид (до демонтажа в 1993 г.) храм приобрел во 30-е годы прошлого века, после его реконструкции под руководством члена правящей династии Рана генерала Кайшера Шумшер Раны (Kaisher Shumsher Rana).
В течении 1933-1939 годов Кайшер Шумшер Рана по собственной инициативе проводил масштабные работы в Лумбини, в результате чего по мнению буддистов место рождения Будды Гаутамы приобрело надлежащий вид, а по мнению научного сообщества археологическому объекту был нанесен серьезный и непоправимый ущерб.
Кайшер Шумшер Рана укрепил стены и залил бетоном крышу храма, установив на ней квадратную башню-шикхару, а также соорудил две лестницы на платформу храма и сделал южный и северный дверные проемы в самом святилище.
В храм он поместил сейчас уже знаменитый барельеф 4-го века н.э., с изображением сцены рождения Будды (Nativity Sculpture) , при чем до сих пор не известно: где и при каких обстоятельствах этот барельеф был им обнаружен.
Он практически полностью удалил грунт вокруг храма на глубину соответствующую трем историческим периодам, а из вынутой при раскопках земли были сооружены две земляные ступы к северу и к югу от храма. Многие найденные при раскопках артефакты были попросту розданы монахам.
Священный пруд Пушкарини был расширен, а его берега были выложены современным кирпичом. При расширении пруда были частично или полностью уничтожены остатки древних ступ и фундаментов вихар (монастырей).
Самым же главным грехом генерала-энтузиаста в среде ученых считается то, что он проводил раскопки не обладая даже элементарными навыками в археологии и по результатам своей пятилетней работы не составил ни одного письменного отчета.
***
После окончания раскопок экспедицией JBF/LDT/DoA в 1995 году и обработки их результатов 04 февраля 1996 года премьер-министр Непала официально объявил об открытии точного места рождения Будды Гаутамы.
В конце 1997 год после рассмотрения и изучения заявки Непала Лумбини было внесено в Список Мирового Наследия ЮНЕСКО, с названием «Лумбини, место рождения Будды» (Lumbini, the Birthplace of the Lord Buddha).
Несколько лет раскопанные руины простояли под временным навесом, пока проект здания, которое должно было быть сооружено над руинами храма, согласовывался правительством Непала с ЮНЕСКО (непальцы предлагали двухэтажное здание, но ЮНЕСКО им отказало), а затем это здание строилось.
В 2003 году все работы были закончены и доступ к руинам храма Майя Деви был открыт для паломников и туристов.
Вначале здание над руинами храма было выкрашено в несколько вызывающий красно-розовый цвет (это можно увидеть на ранних фотографиях), но когда мы посещали в Лумбини в 2010 году, оно уже было белого цвета.
На фото внизу: вид на здание со стороны руин монастырей (с юго-востока). Башня посередине здания – это по сути «чехол» вокруг верхней части остатков храма Майя Деви (потолок здания находится по моим соображениям где-то на уровне гуптовского периода).
К югу от храма Майя Деви находится священный пруд Пушкарини, в которым царица Майя искупалась перед тем, как родить Сиддхартху Гаутаму.
Из «Записок о буддийских странах» Фа Сяня, 403 в н.э. (перевод Н. В. Самозванцевой)
В 50 ли к востоку от города (Капилавасту, столица шакьев – прим. shus) есть царский сад. Сад называют Лумбини.
(Здесь) царица вошла в озеро, искупалась, вышла на северный берег и, сделав 20 шагов с ветвью дерева в руках и обратив лицо на восток, родила царевича.
Царевич упал на землю и сделал семь шагов – тогда два царя драконов (нагов – прим. shus) омыли тело царевича. На месте омовения впоследствии был сооружен колодец. А в озере, где купалась (царица), по сей день монахи берут воду для питья.
Пруд имеет тот вид, который придал ему в 1930-е годы Кайшера Шумшер Рана (см. выше),а как он выглядел в древние времена – доподлинно неизвестно.
На южном берегу пруда растет огромный пипал (священное дерево бодхи).
Здесь, под пипалом и соседними деревьями, находится любимое место для медитаций паломников и монахов.
К западу от храма расположена знаменитая колонна Ашоки (Ashoka Pillar), установленная императором Ашокой в 249 г. до н. э. рядом с местом рождения Будды, куда император как минимум дважды совершал паломничество.
С обнаружения этой колонны началась новая история Лумбини, а пятистрочная надпись, высеченная на ней по приказу Ашоки, является главным свидетельством того, что именно здесь находится место рождения Будды Гаутамы.
По свидетельству античных источников эта ашокинская колонна имела «лошадиную капитель», которая до нашего времени не сохранилась, т.к. приблизительно через сто лет после своего водружения колонна была частично разрушена ударом молнии.
На небольшом расстоянии к западу от колонны находятся руины старинного храма, который считается одним из древнейших на территории Лумбини.
По всей территории «Священного сада» можно видеть медитирующих монахов, обращенных лицом к храму Майя Деви.
Белое здание с башней, увенчанной непальской ступой (см. фото выше), практически всегда и везде называют «храмом Майя Деви», хотя на самом деле оно является всего лишь защитным сооружением над руинами древнего храма Майя Деви.
Внутри здания по периметру раскопа устроены деревянные мостки и такие же мостки ведут к центру, где находится само святилище с «Памятным камнем» (Marker stone) и барельефом со сценой рождения Будды (Nativity Sculpture).
***
«Памятный камень» (Marker stone) расположен на пару метров ниже уровня мостков, а барельеф со сценой рождения Будды (Nativity Sculpture) – метра на три выше (на фото внизу: по центру вверху видна нижняя часть барельефа).
Стена храма слева от «Памятного камня» (сам он под стеклом, ниже мостков) уже довольно густо покрыта сусальным золотом, листочки которого прикрепляют паломники.
Здесь же установлен ящик для пожертвований, привязанный к мосткам чем-то очень похожим на тибетские паломнические шарфы.
Сам «Памятный камень» вместе с кирпичным постаментом находится за пуленепробиваемым стеклом и вероятно из-за этого выглядит травянисто-зеленым (каков его естественный цвет – мне неизвестно).
Горная порода из которой сложен «Памятный камень» – конгломерат (осадочная горная порода, состоящая из гальки и песка, сцементированных в естественной среде карбонатами, кальцитами или окислами железа). Следует отметить, что колонна Ашоки изготовлена из традиционного для таких изделий красного чуннарского песчаника из Матхуры, а найденные на следующем за ашокинским уровнем каменные плиты – из серо-желтого песчаника.
В описаниях «Памятного камня» нередко встречается упоминание, что он имеет форму женского лона (shaped like a womb). Откуда пошло это утверждение, мне неизвестно, но каких-либо прямых или косвенных свидетельств, подтверждающих его, похоже просто не существует.
Сам я, сколько не вглядывался в увеличенную фотографию, так и смог увидеть ничего кроме обычного плоского камня.
Слева и выше «Памятного камня», на соответствующем ему историческом уровне (Гупты, 3-4 в.в. н.э.), закреплен барельеф со сценой рождения Будды (Nativity Sculpture).
Скульптура изготовлена из красного чуннарского песчаника и изрядно пострадала от времени, но традиционная композиция таких изображений вполне различима: справа – царица Майя, держащаяся поднятой вверх правой рукой за ветку дерева сал; слева – глава пантеона буддистских богов Шакра (Индра), приветствующий рожденного царевича; небольшая фигурка по центру внизу между Майей и Шакрой – сам будущий Будда Гаутама; за Маей – фигура служанки; за Шакрой – фигуры других богов.