♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Лумбини – место рождения Будда Гаутама (Lumbini – birthplace of Buddha Gautama)

К северу от храма Майя Деви

Круглая в плане территория «Священного сада» окружена искусственными прудами, болотистыми и малоухоженными .

С юга на север пруды пересекает дамба с грунтовой дорогой, ведущей к южной оконечности «Центрального канала», который делит территорию, отведенную для монастырей  на восточную (тхеравада)  и западную (махаяна и ваджраяна) монастырские зоны.

Лумбини (Lumbini)

shus

У южной оконечности «Центрального канала» расположен сооруженный в 1986 году монумент, название которого переводится наверное как «Вечный огонь мира» (The Eternal Peace Lamp).

Находящаяся рядом надпись гласит: «Этот вечный огонь был зажжен 01 ноября 1986 года Его королевским высочеством принцем Гьянендра Бир Бикрам Шах Дев в честь Международного года мира. Огонь был доставлен из штаб-квартиры ООН для укрепления мира и гармонии в мировом сообществе».

В 2001 г. Гьянендра стал последним королем Непала, после того, как его племянник Дипендра расстрелял всю королевскую семью (девять человек, включая короля, погибли, четверо были ранены), а сам скончался от огнестрельного ранения.

Гьянендра изначально был не очень популярен в своей стране, к тому же он так и не навел ясности с массовым убийством королевской семьи, что порождало различные слухи и версии, в том числе и о его причастности к этому инциденту. Уже довольно скоро ему было отказано в доверии как духовенством (в 2006 г. он был лишен традиционного статуса непальских королей, которые считались реинкарнацией Вишну), так и народом (в 2007 г. Гьянендра был лишен верховной власти). 

В 2008 году монархия в Непале была полностью упразднена и с тех пор страна называется Федеративная Демократическая Республика Непал, а в королевском дворце в Катманду находится музей.   

Лумбини (Lumbini)

shus

Тхеравадинские монастыри

Обе зоны монастырей (восточная и западная) представляют собой огромную, частично занятую монастырями территорию, неравномерно покрытую древесной растительностью.  И если западная махаянистcкая зона более или менее застроена (наверное больше чем наполовину), то восточная в основном состоит из зарослей и пустошей при том, что все тхеравадинские страны свои монастыри уже построили.

Место священное, а неосвоенной земли много, поэтому наверное со временем богатые буддистские фонды подтянутся сюда со своими мегапроектами и настроят всяких гигантских сооружений по типу того, что есть в Бодх Гае или того, что собирается сделать Maitreya Project в Кушинагаре.

Вдоль канала устроена мощеная дорожка и с обеих сторон высажены ровные ряды деревьев. За ними метрах в 150-ти параллельно каналу идет пыльная проселочная дорога уже непосредственно вдоль самих монастырей.

Сразу справа от вечного огня находится тхеравадинская группа из четырех монастырей и випассана-центра, при чем попасть в камбоджийский монастырь можно только обойдя бирманскую вихару с севера (вообще-то есть сквозной проход через монастырь, но монументальные северные ворота были закрыты и открывают ли их когда-нибудь кроме праздников я не знаю).

Метрах в четырехстах к северу от этого анклава расположен Махамайя Вишва Шанти Будда Вихара (Mahamaya Vishwa Shanti Buddha Vihara), в котором в том числе находится местное отделение Общества Маха Бодхи, а еще примерно через сто метров – Тайский Королевский Монастырь.

Лумбини (Lumbini)

Бирманский монастырь

Совресенный Myanmar Golden Temple был построен в 2000 году на средства правительства Мьянмы и частные пожертвования.

На его территории расположены двухэтажный монастырь, зал посвящения (пали- sima, бирм. – thein) и четырехэтажный гестхауз для паломников. Все здания выполнены в бирманском стиле и украшены многоярусными крышами тэзаунами.

За отдельной оградой, примыкая к монастырю с юга, находится ступа Локамани Пула (Lokamani Pula Paya). Ее хорошо видно на спутниковом снимке (см. немного ниже цифра 5).

Перед входом на территорию Локамани Пула на просторной грунтовой площадке под тенистыми деревьями расположился небольшой базарчик со шустрыми продавцами, предлагающими как обычно всякую туристическую и паломническую всячину. А напротив торговых рядов, метрах в десяти через дорогу, с видом изгоя устроился одинокий мужик с мешком под ногами. Пожалеть я его не успел, т.к. увидев нас «изгой» оживился и начал радостно вытряхивать из мешка приличных размеров кобру. Кобра всеми силами отлынивала и не хотела принимать надлежащий вид, а хозяин одновременно пытался ее взбодрить и привлечь наше внимание. По виду супруги, резко принявшей поближе к торговым рядам, я сразу понял, что знакомиться с коброй мы не будем и показав жестом хозяину, что представление отменяется, направился вслед за ней к входу на территорию Локамани Пула. 

Лумбини (Lumbini)

shus

Перед входом на территорию священного объекта как обычно принято разуваться, но это не ни чуть не напрягает, т.к. мощеный каменными плитами обход вокруг ступы блещет идеальной чистотой.

Лумбини (Lumbini)

shus

Сама Локамани Пула является уменьшенной копией знаменитой янгонской Шведагон и поэтому ни в каких дополнительных комплиментах попросту не нуждается.

Лумбини (Lumbini)

shus

По четырем главным сторонам света к восьмиугольному основанию ступы примыкают глубокие ниши с традиционными, украшенными изысканной резьбой, порталами. В каждой из ниш находится одна из фигур четырех Будд: три Будды, предшествовавшие Будде Гаутаме, и сам Великий Учитель.

Лумбини (Lumbini)

shus

Напротив каждого из восьми углов платформы-основания (по восьми сторонам сторонам света: четырем главным и четырем вторичным) расположены небольшие постаменты с фигурой Будды, соответствующие одному из дней недели, над которыми установлены таблички с названиями планеты, соответствующей этому дню.

Бирманская неделя в соответствии с традиционным лунно-солнечным календарем состоит из восьми дней, т.к. среда делится на два дня и второй части среды соответствует северо-запад и мифическая планета Раху (в отличии от других дней, которым соответствуют реальные планеты). Также каждому дню недели соответствует определенное животное, фигурка которого обычно находится перед постаментом. Непосредственно здесь (см. фото) должен был быть слон без бивней, но я его почему-то не увидел.

Лумбини (Lumbini)

shus

Рядом со ступой высится обязательный для такого места высоченный столб с фигурой хинты (пали – hintha, санскр. – hamsa) – священного гуся, пришедшего из брахманизма (правда у бирманцев он стал больше похож на бравого петуха).

Лумбини (Lumbini)

shus

За ограждением обхода «в палисаднике» установлены четыре имитации ашокинских колонн с слоновьей (на фото), львиной, лошадиной и бычьей капителями и дхармачакрой (колесом закона) над ними.

Лумбини (Lumbini)

shus

Наш  визит в бирманский монастырь закончился на осмотре ступы Локамани Пула, т.к. вход на территорию самой вихары был закрыт и все как вымерло – ни одной живой души не было видно.

Женский монастырь

Пока мы шли по дороге вдоль монастырей нас обогнали на велосипедах вот такие интересные девушки.

В Бирме их называют «тилашьин», а в Таиланде – «мэй чи» и по сути они являются мирянками, принявшими обет исполнять вместо пяти (панча шила) восемь заповедей, и добровольно наложившими на себя ограничения близкие к монашескому уставу Винае.

В наших и европейских источниках их обычно называют монахинями (nun), а их обители – женскими монастырями (nun temple), хотя это в принципе неверно. В традиционном буддизме считается, что женская монашеская линия прервалась еще в 11-ом веке и в настоящее время некому посвящать новых монахинь (санскр. – бхикшуни, пали – бхиккуни). Некоторые более поздние и совсем новые буддистские направления и отдельные школы проводят посвящение в бхикшуни, но традиционными сангхами все это серьезно не воспринимается.  

Дальше я все же буду назвать их «монахинями», т.к. подобрать соответствующий термин на русском языке довольно затруднительно.

Лумбини (Lumbini)

shus

В Лумбини и окрестностях два или три женских монастыря и один из них находится справа от входа на территорию ступы Локамани Пула.

Лумбини (Lumbini)

shus

Этот монастырь является непальским, что сразу же видно по традиционной архитектуре, но относится к традиции тхеравада, что не очень характерно для Непала (тхеравадинов здесь совсем немного), т.к. основными буддистскими традициями на территории страны являются различные школы тибетского буддизма и т.н. «неварский буддизм» (местная архаичная форма, близкая ваджраяне).

Сразу за входной аркой расположен просторный дворик, по центру которого находится зал собраний, увенчанный традиционной непальской ступой, справа – монастырское общежитие, а слева – фигура Будды Гаутамы и лотосовый пруд (к востоку и западу от пруда виднеются еще какие-то постройки).

Лумбини (Lumbini)

shus

Зал собраний простой, очень симпатичный и, как обычно у буддистов, идеально чистый. Поскольку монастырь женский и находится в Лумбини, то и тематика скульптур, размещенных вдоль задней стены зала является соответствующей.

В центре композиции на высоком постаменте находится скульптура Будды Гаутамы, который изображен сидящим в лотосовом троне с руками в дхьяна-мудре (поза медитации).

Крайняя левая скульптура является изображением младенца Сиддхартхи (будущего Будды), только что родившегося, сделавшего первые семь шагов и провозглашающего: «Я – глава всего мира. Я – лучший в этом мире. Я – первый в этом мире. Это – мое последнее рождение. После этого не у меня не будет других жизней».  Такого рода фигурка является главным сувениром в Лумбини («бэби Будда») и продается везде, где только можно.

Справа от младенца Сиддхартхи расположена фигура Праджапати Гаутами (Maha Prajapati Gautami), которая была младшей сестрой царицы Майи и еще одной женой отца будущего Будды – правителя шакьев Шуддходаны, а после смерти Майи стала приемной матерью будущего Будды.

После смерти Шуддходаны Праджапати разыскала своего приемного сына и попросила его создать женскую монашескую сангху и посвятить ее в монахини (бхикшуни), что будущий Будда и сделал, правда после долгих колебаний. Таким образом Праджапати Гаутами стала первой в буддизме женщиной-монахиней, со временем достигла высочайшего уровня просветления и ушла в нирвану. В буддизме она почитается как архат – просветленный, достигший нирваны, но в отличии от будды не передававший свое учение другим.

Делая фигуру Праджапати, скульптор видимо взял за основу типовую фигуру монаха в касае (монашеской накидке) с оголенным правым плечом, но поскольку при этом оголялись и ее женские формы, то не мудрствуя лукаво он нарядил Праджапати в подобие современной футболки с длинным рукавом.  

Лумбини (Lumbini)

shus

Две расположенные справа симпатичные фигуры изображают двух сестер вместе. Родная и приемная мать будущего Будды Гаутамы  изображены здесь в царском облачении. Майя держится за ветку дерева, а Праджапати изображена держащей правую руку в варада-мудре (жест благодеяния и милосердия).

Слева от входа находится традиционная для тхеравады скульптура Будды Гаутамы, сидящего на лотосовом троне с правой рукой в бхумиспарша-мудре (призывающего Землю в свидетели своей победы над демоном Марой), а сразу за ней – уютный пруд с лавочками, в центре которого установлена еще одна подобная скульптура.

Лумбини (Lumbini)

shus

***

Лумбини (Lumbini)

shus

Камбоджийский монастырь

К северу от мьянманской вихары и немного в стороне от главного проселка расположился строящийся камбоджийский монастырь.

Лумбини (Lumbini)

shus

В ноябре 2010 года полностью законченным был только великолепный входной портал, выполненный по мотивам Ангкор Вата с поражающей филигранной точностью (не были забыты даже стильные ангкорские львы).

Лумбини (Lumbini)

shus

Сам храм был еще далек от завершения и никакого шевеления на строительной площадке особо на наблюдалось.

Лумбини (Lumbini)

shus

В дальнем углу возле «штаба стройки» можно было посмотреть вывешенные на всеобщее обозрение эскизы будущего храма, судя по которым его высота будет составлять 29 м от уровня земли до кончика шпиля.

Лумбини (Lumbini)

shus

Общество Маха Бодхи (отделение в Лумбини)

От камбоджийского монастыря до последних двух объектов тхеравадинской монастырской зоны (вихары Общества Маха Бодхи и Тайского королевского вата) нужно пройти с полкилометра по все той же пыльной проселочной дороге.

Лумбини (Lumbini)

shus

Махамайя Вишва Шанти Будда Вихара (Mahamaya Vishwa Shanti Buddha Vihara) построена в 2000 году на средства мадам Аша Окада (Asha Okada) из Япони для Общества Махабодхи Индии (Maha Bodhi Society of India)  и теперь здесь находится небольшой тхеравадинский монастырь и одно из индийских отделений этого общества.

Общество Махабодхи Индии (Mahabodhi Society of India) было создано на волне открытия в Индии во второй половине 19-го века британскими учеными Археологической службы Индии (ASI) под руководством сэра Каннингема множества древних буддистских святынь, находившихся в забвении в течении многих столетий.

В числе прочих были идентифицированы и раскопаны Четыре Главных Места поклонения памяти Будды Гаутамы, о которых перед уходом в нирвану говорил сам Будда (его диалог об этом изложен во входящей в Палийский канон Махапариниббана Суте).

Это взбудоражило буддистский мир Южной и Юго-Восточной Азии и конечно же самый большой резонанс вызвало открытие места просветления Будды – храм Маха Бодхи в Бодх Гае. Первопроходцами восстановления храма Маха Бодхи выступили бирманцы, но после окончательной потери Бирмой независимости в 1886 г. продолжение работ в Бодх Гае для них стало невозможным. Это ненадолго прервало процесс возвращения храма Маха Бодхи в лоно буддизма, т.к. в конце 19-го века инициатива бирманского короля Миндона была подхвачено на Шри Ланке знаменитым сингальским националистом и яростным борцом за восстановление буддизма Дэвидом Хевавитарне (David Hewavitarne), принявшим имя Анагарика Дхармапала (1864-1933).

В 1891 году Анагарика Дхармапала совершил паломничество в Бодх Гаю и обнаружил, что храм Маха Бодхи преобразован в индуистское святилище, а образам Будды поклоняются как индуистским божествам. Потрясенный увиденным, он поклялся посвятить свою жизнь возрождение буддистских святынь в Индии и в первую очередь храма Маха Бодхи (с самым почитаемым местом была и самая сложная ситуация).

В 1891 году в Коломбо (нынешняя Шри Ланка) было учреждено Общество Махабодхи,  штаб-квартира которого через год была перенесена в Калькутту, где она находится и поныне. Главной целью Общества было объявлено возвращение буддистских святынь в Индии под управление буддистского сообщества.

Активная и изобилующая драматическими эпизодами деятельность Обществу Махабодхи в начале 20-го века помогла сдвинуть с места вопрос о священных буддистских местах, который не представлял особого интереса для индийского правительства в связи с практическим отсутствием буддистов в Индии, и предварила собой начавшуюся в 50-х годах активную деятельность в этом направлении международных буддистских организаций и структур ООН.

Сейчас Общество Махабодхи занимается в основном просветительской деятельности и кроме штаб-квартиры в Калькутте имеет множество отделений, в том числе и во всех Главных Местах: Лумбини, Сарнатхе, Бодх Гае и Кушинагаре. 

Лумбини (Lumbini)

shus

Само здание вихары утопает в окружающей зелени и выглядит скромно и непритязательно.

Для посетителей доступен только зал собраний, к которому на уровень второго этажа ведет широкая лестница.

Лумбини (Lumbini)

shus

***

Лумбини (Lumbini)

shus

Сам зал представляет собой просторное чистое помещение с нишей-«алтарем» в задней стене, где кроме трех крупных скульптур разместились различные мелкие предметы, преподнесенные верующими.

В центре размещена сцена рождения будущего Будды, слева – сцена просветления (хотя рука почему-то в варада-мудре), а справа – ухода в паринирвану.

Лумбини (Lumbini)

shus

Позолоченный барельеф со сценой рождения будущего Будды выглядит очень симпатично.

Лумбини (Lumbini)

shus

Во дворе вихары веселилась местная молодежь, то ли пришедшая на экскурсию, то ли (судя по барабану) продолжавшая праздновать Дипивали. Мы тут же были вовлечены в процесс общения и фотографирования, но когда я попытался предложить прислать им фотографии по е-мейлу, то выяснилось, что слово «и-мейл» никто не знает. Слово «интернет» некоторым было знакомо, но самого интернета ни у кого из них не было, поэтому мой электронный адрес даже не стали записывать.

Лумбини (Lumbini)

shus

Тайский королевский монастырь

Белоснежное здание вихана (зала собраний) Тайского королевского монастыря (Tai Royal Wat) по праву считается самым элегантным в Лумбини и выглядит просто красиво.

Лумбини (Lumbini)

shus

***

Лумбини (Lumbini)

shus

***

Лумбини (Lumbini)

shus—

Здание вихана (wihan) находится на отдельной огороженной территории и доступно для посещения. Остальной монастырский комплекс находится за стеной ограды и ведущие к нему ворота закрыты.

Напротив центрального входа в вихан у кирпичной стены ограждения сооружен навес под которым на небольших постаментах расположены каменные шары – лук нимит (тайск. – luk nimit) , а за ними плоские каменные стеллы – нимитта (пали – nimitta).

Лумбини (Lumbini)

shus

В состав буддийского монастыря традиции тхеравады как правило входит  Сима (пали – Sima) – помещение, предназначенное исключительно для монашеских церемоний (в том числе и для проведения ритуала посвящения), доступ в которое мирянам запрещен. В англоязычных источниках Сима обычно называется Залом посвящения  (Ordinaton hall).

Территория Симы считается священной и должна быть ограничена по всем сторонам сторонам  света, что в идеале осуществляется установкой  восьми резных каменных стел или блоков, которые выступают в роли пограничного знака и называемыми нимитта (пали – nimitta, переводится в т.ч. как знак).

В тайской традиции при закладке Симы (тайск.: phra ubosot – пра убосат или bot – бот) на месте будущей установки нимитты закапываются круглые каменные шары, называемые лук нимит: восемь на границе бота по сторонам света, а девятый – на месте установки главного образа Будды в самом боте.

Лук нимиты обычно покрываются сусальным золотом, для чего они выставляются на видном месте, чтобы прихожане могли таким образом получить заслугу приняв участие в сооружении бота.

Лумбини (Lumbini)

shus

Здание вихана расположено на искусственной возвышенности и имеет форму вытянутого с юга на север креста.

Лумбини (Lumbini)

shus

В центре вихана расположен зал с главным алтарем, который венчает конструкция с «Изумрудным Буддой», сделанная по образу и подобию главной святыни Таиланда, находящейся в бангкокском Ват Пхра Кео.

Фигура «Изумрудного Будды» на вид имеет примерно такие же размера, как и оригинал в Бангкоке, и также изготовлена из бирманского жадеита.

Лумбини (Lumbini)

shus

Ничего больше в Лумбини осматривать нами не планировалось, поэтому, выйдя напрямую к Центральному каналу, мы не торопясь отправились обратно. По дороге я разыскивал дерево сал (раньше Лумбини была саловой рощей), расспрашивая местных служащих, но в результате, чтобы посмотреть на него пришлось вернуться на территорию храма Майя Деви.

***

Впереди была множество дел и долгая дорога, т.к. сегодня еще предстояло пересечь непальско-индийскую границу в Сунаули и добраться до Горакхпура.

Pages: 1 2

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E")); Web Analytics