·······································

·······································

Эпоха строителей храмов: Баган ч. I – Немного истории и географии

shus 2010
 

Немного истории

Эпоха Багана (феодального средневекового государства, традиционно называемого «Паган» или «Баган» по имени своей столицы) длилась примерно 250 лет (с середины 11-го до конца 13-го столетия) и занимает в истории Бирмы особое место. Это был время высочайшего расцвета бирманской культуры, искусства  и государственности, а так же окончательного установления буддистских основ бирманского общества (подробнее см. «БИРМА И АРАКАН ОТ ДОПАГАНСКОГО ПЕРИОДА ДО РАЗГРАБЛЕНИЯ АВЫ ШАНАМИ В 1527 Г.», раздел «Королевство Паган (1044—1287)»)

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

Исторические границы Баганского государство в дальнейшем всегда служили точкой отсчета в обосновании притязаний на сопредельные территории всех бирманских властителей последующих периодов.

В соответствии с исторической хронологией Баган был основан как укрепленное поселение в 850 г. н.э. (существует так же легендарная традиция, которая относит основание Багана ко 2-ому веку нашей эры), а датой основания Баганского государства принято считать начало правления его короля Анораты (Anawrahta, написание в санскритской транскрипции – Aniruddha (Анируда)) – 1044 год.

Король Анората занимает в бирманской истории примерно такое же место, какое в российской – Великий князь киевский Владимир Равноапостольный (Владимир Красно Солнышко).

С его правлением связано искоренение иноземных религий и ересей, установление тхеравадинского буддизма в качестве основы государственной религии, а так же кодификация и включение в официальную религиозную систему Бирмы добудистских божеств (культ 37-ми Великих Натов, см. в ч. II раздел «Швезигон»).

Современная религиозная системы Бирмы существует практически в неизменном виде со времен правления Анораты.

До начала правления Анораты Баган был обычным феодальным городом, построенным предшественниками мьянма – народом пью, с общей территорией около 1.5 кв. км, защищенным с трех сторон мощными стенами (толщина – до 4 м, высота – до 9 м) и рекой Ирравади – с четвертой стороны.

За время правления Анораты, а особенно в период правления вступившего через несколько лет после его смерти на престол Чанзиты,  маленькое феодальное княжество превратилось в могучее мьянмское  государство, контролирующее территорию не меньшую современной Бирмы.

Ученые считают, что именно в период с 9 по 11 век произошла основанная миграция предков нынешних бирманцев – мьянма (бамма, барма, burma) и частичное вытеснение и ассимиляция ими прежнего населения верхней части долины реки Ирравади – пью и мон-кхмерских народов.

Установлено, что  мьянма являются потомками древних цянов – воинственного, беспокойного и свободолюбивого народа, являющегося также предками многих современных сино-тибетских народов. Китайцам предки бирманцев были известны под названием «западные цянь». В истории династии Хань о них говорится как о кочевых племенах, враждовавших с китайцами.

Цяны, не желая подчиняться сильным соседям и постоянно воюя с ними, с 3 века до н.э по 8 век н.э. двигались  с севера на юг – из современных Ганьсу и Шэньси в Центральном Китае (район города Ланьчжоу) до территории современной Бирмы.

Во 2-4 веках под давлением хань (китайцев) и сянбийцев цяны мигрировал со среднего течения р. Хуанхэ  в Амдо и Сычуань (северо-восточный и восточный Тибет).

Достигнув Сычуани и Юннани цяны стали вассалами тайского государства Наньчжао, находившегося на территории современной южно-китайской провинции Юннань. Воины цянов (мьянма) входили в состав армий Наньчжао, воевавших в долине Ирравади с пью, а так же с монами и вьетами.

В 8-9 веках часть родов мьянма, не желая далее подчиняться Наньчжао, ушла из Сычуани в Бирму и поселились на землях народа пью.

После создания Багана, завоевания монов (родственного кхмерам населения Нижней Бирмы) и выхода к морю мигрировать стало некуда – пассионарности же у мьянма осталась с избытком на многие поколения вперед. Наверное потому все последующие столетия  бирманцы были постоянной «головной болью» всех соседей по региону (включая Поднебесную и Британскую империю), а последнее время – и так называемого «мирового демократического сообщества».

Коротко об буддистской архитектуре Бирмы

Храм, ступа и монастырь

Основными религиозными сооружениями Бирмы являют храм, ступа и монастырь.

Эволюция храм, ведущего свое происхождение от древнего алтаря, в Южной и Юго-Восточной Азии происходило иначе, чем в странах с холодным климатом. Здесь не требовалось создавать больших сооружений с закрытым объемом для проведения религиозных церемоний – все культовые мероприятия можно было проводить на открытом воздухе или под навесами.

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

В Бирме храм так и остался только святилищем – обителью богов  и местом индивидуального поклонения им.

Массовые религиозные церемонии проводятся вне храма – на внешней территории или в монастырях.

Все эти особенности не могли не сказаться на архитектуре и декоре бирманских храмов.

Массивные сооружения, имеющие стесненное внутреннее пространство, богато декорированные снаружи и очень аскетичные внутри, довольно сильно отличаются от того, что мы привыкли называть «храмом» в европейском понимании.

У бирманских храмов нет постоянного клира, за ними следят попечительские советы из верующих. В храмах не проводят регулярных служб и привычных нам религиозных обрядов. Многие небольшие храмы находятся вне территорий монастырей и населенных пунктов и почти всегда безлюдны (по типу часовен).

Строго говоря, термин «храм» употребляется не более чем в соответствии с традицией называть так крупные культовые сооружения с внутренним объемом (хотя в Бирме основная масса храмов имеет небольшие размеры) или по причине отсутствия слова-заменителя. Поэтому далее по тексту под словом «храм» будет подразумеваться специфическое бирманское святилище, как правило посвященное одновременно и  Будде, и местным божествам натам.

Со ступой несколько проще. При всей грандиозности, великолепии и выработанной за века сложной архитектурной композиции этих сооружений, ступа  на самом деле является всего лишь эволюцией могильного кургана и, как и ее предок, имеет монолитное тело, в основании которого замурована реликварная камера, правда содержащая уже не погребенное тело, а священные артефакты.

В самом простом виде большая ступа – это или облицованный кирпичем грунтовый холм, или кирпичное сооружение, имеющие в основании небольшую камеру из каменных плит, в которой находятся священные реликвии.

Небольшие же ступы обычно располагаются на различных уровнях крупных религиозных сооружений (крышах храмов, платформах ступ и пр.).

Монастыри в Бирме как и во всем мире служили и служат обителью монахов.

Пожалуй одной из специфических особенностей буддистских монастырей является наличие в них специального зала посвящений, играющего очень важную роль в жизни буддистской общины (сангхи).

Это связано с тем, что практически все мужское и некоторая часть женского населения Бирмы проходит обряд инициации в сангху в виде пострижения в монахи-послушники, оставаясь затем в монастыре на несколько недель или месяцев и периодически возвращаясь туда на короткий срок в течении всей жизни.

Монастыри, за некоторым исключением, имеют традиционный состав и компоновку. Как правило на огороженной территории находятся одно или несколько святилищ и ступ, библиотека, зал посвящений, зал собраний, колокол, жилища монахов и пр.

В баганский период существовали сооружения, когда в одном здании на разных уровнях размещались монастырь, библиотека, святилище и ступа (см. «Храм Татбинью в ч. II»).

Что такое «пагода»

Термин «пагода», применяемый в отношении религиозных объектов Азии,  пришел из англоязычной литературы колониального периода.

По причине слабого знания истории и архитектуры азиатских стран первое время европейцы применяли это единое название к башнеобразным, но непонятным для них по назначению культовым объектам различных стран и народов региона.

Впервые это слово появилось в английских источниках по Южной и Юго-Восточной Азии в 17 веке, а затем распространилось и в другие языки.

Существует несколько версий происхождения слова «пагода»:

  • от  сингалезского «dagoba», что означает «ступа»;
  • от заимствованного у португальцев искаженного санскритского «bhagavat» – «священный, несущий славу»;
  • от персидского «butkada»: «but» – идол, «kada» –храм

В художественной, туристической и научной литературе (особенно прошлых периодов)   термин «пагода» широко распространен и до сих пор, как обобщающее название азиатских ступ, храмов, террасированных крыш и пр. культовых сооружений, но в современной научной литературе он в уже начинает заменяться более предметными терминами.

Сейчас «пагодой» чаще называют многоярусные храмы и подобные им сооружения в Индии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Непале и пр. странах распространения буддизма традиции махаяны и ваджраяны.

Следует заметить, что в языках самих стран, где находятся т.н. «пагоды», такого слова нет. В каждой из них  имеется собственное самоназвание конкретного типа религиозного сооружения.

Во англоязычной литературе прошлых периодов термин «пагода» употреблялся повсеместно, в том числе и бирманскими учеными, переводившими старинные бирманские тексты на английский язык.

Поэтому в бирманских англоязычных источниках, в том числе и на бирманских сайтах, традиционно употребляется слово «pagoda», как обобщающий термин (но все же чаще в отношении ступ) наравне со словами «stupa» и «temple».

Наиболее распространенные строения и сооружения

Священные сооружения Бирмы, являющиеся объектом поклонения верующих, делятся на два типа: zedi (зеди) ступа и pahto (пато) – священное сооружение с внутренними объемом, храм.

Эти термины определяют только тип сооружения и в названии конкретного культового объекта очень часто отсутствуют (в Багане слово «pahto»  встречается в названиях всего один раз, а слово «zedi» очень часто отсутствует в названиях ступ) .

shus

Вместе с тем в названиях очень часто встречается пэйя, пайя (hpaya, paya). На бирманском оно означает «святой, священный» и может употребляться вместе с названиями не только религиозных сооружений, но и с именами богов, людей, священных мест и пр.

Еще одно часто встречающееся слово (вернее часть составного слова) – shwe, что  означает «золотой».

Так же в названиях нередки слов джи (gyi) – «великий, большой» и гу (gu или ku, происходит от палийского «guha» (пещера) – храм традиционной компоновки, заимствованной у монов, в виде высокого куба с маленькими окнами, входами и внутренними коридорами на уровне земли, увенчанный башней-шикхарой).

Например, полное название самого знаменитого храма Багана Ананды звучит как «Ananda-gu-hpaya-gyi» (хотя на вывеске написано просто «Ananda Paya»), заменитая ступа Швезигон называется просто «Shwezigon» или иногда «Shwezigon Paya», а последняя из гигантских ступ Багана Мингалазеди – «Mingala-zedi».

Ступы венчаются зонтом ти (hti), который появился в архитектурной практике уже в послебаганский период в 14 веке (это установлено по маленьким вотивным моделям ступ, найденных в реликвариях баганского периода).

Кроме этих сооружений одним из самых распространенных строений на территории бирманских храмов и ступ является тэзаун (tazaung) – здание, сооружаемое над священным объектом или священным местом (отпечаток стопы Будды, статуя Будды, библиотека, храмовый колокол, входы на территорию храмовых комплексов и т.п.).

Тэзауны чаще всего венчаются пьятой (pyat-that) – многоярусным сооружением, состоящим из нечетного числа уменьшающихся к верху квадратных крыш. Каждая крыша, чаще всего окрашенная в бордовый цвет, богато украшена резьбой и позолотой и имеет небольшой декоративный фронтон спереди.

Количество ярусов – нечетное, максимум девять, чаще – три, пять, семь, по  степени важности и сакральности места. Ярусность, как и везде, связана с представлением о множественности небес и миров, ступенях познания и совершенствования и т.п.

Пьяты сооружаются не только над религиозными объектами, но так же над дворцами, городскими воротами и крепостными башнями.

Одна из самых знаменитых пьят находится в Мандалайском дворце над Большим залом приемов, ее ось проходит через центр Львиного трона.

Монастыри называются в Бирме чаун (кратко – kyaung, полностью – hpongyi-kyaung).

Самым распространенным сооружениям после жилых домов в Бирме является зэят (zayat) – навес в виде крыши на столбах над приподнятым полом, защищающей от дождя и солнца .

Зэяты – это традиционное сооружения, распространенные  по всей Юго-Восточной Азии (сала).

Они  служат местами отдыха, собраний, бесед и т.п., а так же для ночлега путников и паломников, в качестве больниц, школ и пр.  (в этом случае они строятся с боковыми стенами из циновок).

Количественные и качественные характеристики сооружений Багана

Территория исторического района Багана составляет около 40 кв. км. и на  ней находится свыше  2800 зарегистрированных исторических памятников (в подавляющем большинстве – ступы и храмы).

Bob Hudson

Исторические памятники количественно распределены по периоду сооружения следующим образом:

    • 11 век – 45 сооружений;
    • 12 век – 211 сооружений;
    • 13 век – 2077 сооружений;
    • 15-19 век – 120 сооружений.

Как и везде в Юго-Восточной Азии, в Багане дворцы короля, вельмож и частично монастыри сооружались из недолговечного дерева. Полностью из камня и кирпича строились только жилища богов и хранилища священных реликвий – ступы и храмы. Многие из них содержались, ремонтировались и реконструировались в течении сотен лет силами и средствами многих поколений верующих. Поэтому из всего архитектурного великолепия той эпохи только они и сохранились до наших дней, хотя чаще всего не в первозданном виде.

О подлинном облике деревянных строений Багана известно очень немного, видимо поэтому в настоящее время в Багане восстановлено 89% ступ и храмов и только около 10% – монастырей.

Строители Багана наследовали искусство своих предшественников – народа пью, которые владели уникальной для Юго-Восточной Азии техникой кирпичной кладки с применением клинчатой арки и свода с пролетом до 9 м (в отличии от ангкорских кхмеров, которые не знали арки и не умели делать своды ) и уже 7-8 веке строили большие города.

В отличии от Ангкора и Прамбанана, где практически все культовые объекты построены из уложенных на сухую каменных блоков  из песчаника, строители Багана при сооружении ступ, храмов и монастырей использовали только кирпичную кладку.

В Багане применялся плоский широкий прямой (плинфа) и профильный обожженный кирпич ручной формовки (основной размер в поздний период 38х18х6, марка в зависимости от применения  – от М50 до М200 по российской классификации). Кладка велась на известковом или глиняном растворе.

Песчаник все же  использовался, но в основном для усиления конструкций крупными блоками, а так же для изготовления скульптур и барельефов. Вместе с тем следует отметить, что в Багане находится два храма, построенные из песчаника: Нанпэя и Чауку-Умин, но и в этом случае из песчаника сначала вытесывался кирпич, а из него уже традиционным способом делалась кладка.

Ожегов С.С. Строительство ступы близ Татона 1964 г.

Методом кладки сооружались не только храмы и ступы, но и крупные скульптуры (так же с последующим оштукатуриванием, лепниной и резьбой по штукатурке). Кроме этого кирпич повсеместно использовался для строительства оград и мощения дорожек и внутренних территорий храмов и монастырей.

В 10-13 веке ступы и здания Багана штукатурили, так же, как это делают сейчас в современной Бирме – известковой штукатуркой. Именно поэтому основная цветовая гамма культовых сооружений Бирмы – бело-золотая.

Красный же кирпич Пагана – это в основном «новострой», вернее сказать – «новый стиль», привнесенный при реконструкции и восстановлении Багана в конце ХХ – начале ХХI века (см.  «Как восстанавливали Баган», раздел «Наследие» ).

Помимо оштукатуривания, храмы и ступы снаружи и изнутри декорировались глазурованной плиткой, лепниной, барельефами, резьбой по штукатурке, настенными росписями и эпиграфами (фрески Багана писались темперой по сухой штукатурке).

При  приготовлении раствора для штукатурки и изготовления лепнины применялись известь и песок с добавлением мездрового клея (изготавливался из вываренных буйволовых шкур) или сока лакового дерева.

Перед позолотой штукатурка покрывалась специальной шпаклевкой на основе смеси сока лакового дерева с древесной золой, а уже на нее на лак клеилось сусальное золото (см. также «Золото ступ и храмов»).

Работы по оштукатуриванию и позолоте ступ велись со специальных бамбуковых лесов, представлявших из себя ромбическую сетку, охватывающую вкруговую в виде пояса шириной в несколько метров ту часть ступы, на которой производилась работа.

За многие столетия этот метод не изменился –  когда мы посещали знаменитую ступу Шведагон в Янгоне, ее верхняя часть была именно в таких лесах.

Pages: 1 2

Web Analytics