·······································

Буддистский пещерный храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus 2013

Пещерные и скальные храмы и монастыри Бирмы (Мьянмы)

Общая информация

Скальный холм Янкин (Yankin Hill) находится посреди плоской равнины рядом с южной окраиной поселке Патейнджи (Patheingyi), расположенного к востоку от Мандалая. Прямо к северо-западному подножью Янкина ведет 19-ая улица, которая начинается от восточных ворот Мандалайского дворца и через пару километров за городской чертой переходит в сельскую дорогу.

Расстояние от Мандалайского дворца до холма Янкин составляет около 6.5 км, от Патейнджи – около километра. В 2-х км к юго-востоку от холма расположен Мандалайский технологический университет (Mandalay Technological University, MTU).

Холм Янкин представляет собой вытянутую с севера на юг и поросшую лесом пологую скальную гряду длиной около 1.5 км. Ширина холма составляет примерно 450 м, высота в южной части – около 80 м (160 м над уровнем моря).

Главным буддистским святилищем холма Янкин является расположенный в глубокой расщелине близ его вершины пещерный храм Нга Ян Мин (Nga Yan Min), в котором находится естественный источник воды и скульптурная группа из трех рыб: большая (около 2-х метров) – по центру и две поменьше – по бокам.

Почитание этих скульптурных изображений связано с бирманским вариантом буддистского предания о перерождении Будды в одной из прошлых жизней в образе повелителя рыб и о его чудесном спасении от преследователей в этой пещере.

В связи с этим холм имеет два названия: Янкин Таунг (Yan Kin Taung) – «Холм безопасного убежища», и Нга Ян Мин Таунг (Nga Yan Min Taung) – «Холм повелителя рыб».

Дословный перевод «Nga Yan Min» звучит не очень благозвучно, поэтому я употребляю выражение «повелитель рыб» (хотя это и не совсем верно).

Дело в том, что если «Min» можно перевести как «повелитель» (в англоязычной литературе традиционно переводится как «король»), то «Nga Yan» (или Nga Yant) является названием вполне конкретного вида пресноводной рыбы, обитающей в бассейне реки Ирравади, а именно «бирманского змееголова» (англ.- Burmese Snakehead, лат.- Channa burmanica, нередко употребляется и обобщающее название «mudfish» – ильная рыба). На фотографиях хорошо видно, что скульптуры в храме изображают рыб именно этого вида. Поэтому у меня просто рука не поднялась перевести название холма дословно, т.к. это звучало бы как «Холм повелителя змееголовов» или «Холм короля ильных рыб».

Кстати змееголов повсеместно употребляется в пищу и довольно популярен в бирманской кухне. Сам бирманский змееголов – это довольно крупная хищная рыба (достигает длинны 1 м), но кроме него в Бирме живут еще два вида змееголова (один из них только в озере Инле), но они более мелкие – до 20 см. Несколько лет назад я ловил змееголовов на спиннинг с веранды домика на озере Инле. Тогда я не знал, как называется эта рыба, и решил, что это что-то типа мелких местных налимчиков.

Легенда холма Повелителя рыб (Нга Ян Мин Таунг)

В основу бирманского предания о холме Янкин положена  «Джатака о рыбе» (N75.  Maccha-Jataka), в которой будущий Будда Гаутама выступает в роли ильной рыбы – в тексте джатаки упоминаются именно ее повадки и среда обитания.

Согласно этому преданию Будда в одной из своих прошлых жизней был рожден Повелителем рыб. Его главными врагами были водяные змеи-наги и злой рыбак, в которого переродился его двоюродный брат Девадата.

При жизни Будды Гаутама его двоюродный брат Девадата, преисполненный зависти к мудрости и авторитету Гаутамы, постоянно пытался расколоть сангху (монашеское сообщество), а так же опорочить и даже убить Будду (история с опьяненным слоном, сброшенной на Будду скалой и пр.). Закончил он свой жизненный путь как и подобает еретику и интригану в буддистском аду (нараке), где, проведя несколько миллионов лет, перевоспитался и достиг просветления.

Спасаясь от их преследования, Повелитель рыб последовательно перебирался с одного места на другое, прячась на скалистых холмах в окрестностях нынешнего Мандалая.

Первым его убежищем был холм в окрестностях нынешнего городка Мадая, которой расположен в 25 км к северу от Мандалая (здесь рыбак настиг Повелителя рыб и нанес ему множество ран). В дальнейшем спасаясь от рыбака-Девадаты он последовательно укрывался на Мандалайском холме, еще на одном холме в окрестностях Патейнджи и наконец обрел свое последнее убежище на холме Янкин, где он был недоступен для своего преследователя. В честь этого холм получил свое название Янкин Таунг (Yan Kin Taung) – «Холм безопасного убежища» (аналог на пали – Abhaya Giri, поэтому вернее перевести как «Холм безбоязненного убежища»).

Дальнейшая часть предания основана на описанных в бирманских хрониках исторических событиях 12-го века, произошедших в государстве Баган. Главным действующим лицом в этой части предания является принц Мин Шин Со (Min Shin Saw) – сын великого баганского правителя Алаунситху (построившего самый высокий в Багане храм Татбинью и храм Швегуджи), который был злодейски убит своим сыном Наратху (строителем великого баганского храма-загадки Дхаммаянджи).

Старший сын короля принц Мин Шин Со был главным наследником престола после Алаунситху, но он поссорился со своим отцом и тот отправил его в изгнание: удельным правителем заброшенной местности в районе современного Мандалая.

Получив в управление забытую богом окраину государства, Мин Шин Со проявил себя мудрым и очень хозяйственным правителем. Под его руководством была построена новая ирригационная система, включающая в себя два больших водохранилища, в которые собиралась вода стекающая с Шанского нагорья, и систему распределительных каналов. Все это позволило многократно увеличить площади посевов риса, овощей и других сельхозкультур и основать множество новых поселений. За короткое время Мин Шин Со превратил заброшенный уголок империи в процветающий регион, но в дальнейшем его судьба сложилась трагически: по возвращению в Баган после смерти короля Алаунситху он был так же, как и его отец, убит своим младшим братом Наратху в 1167 году.

В бытность Мин Шин Со удельным правителем подвластный ему регион процветал и его люди снимали по три урожая риса в год. Но однажды наступила страшная засуха и над всей местностью нависла угроза неурожая и голода.

Принц собрал на совет мудрецов-астрологов и самых ученых монахов-буддистов, которые посоветовали ему попросить помощи у Повелителя рыб (Нга Ян Мин, Nga Yan Min), поливая его статую водой и произнося  посвященную ему молитву (Nga Yant Min paritta).

По приказанию Мин Шин Со была изготовлена статуя Нга Ян Мина и принц в присутствии своего двора и подданных начал выполнять предписанный ритуал вызова дождя. Почти сразу после этого хлынул проливной дождь, который шел не прекращаясь много дней и уже грозил затопить всю плодородную местность и превратить ее в малярийные болота. Обеспокоенный принц снова обратился к мудрецам и те посоветовали для прекращения действия ритуала вызов дождя переместить статую Повелителя рыб в подобающее ему место.

Мин Шин Со погрузил образ Повелителя рыб на спину слона и воскликнул: «Пусть в том месте, где королевский слон преклонит свои колени, и будет размещена эта статуя».

Слон с небольшими остановками обошел холм и взобрался на него (впоследствии на местах, где останавливался слон были установлены памятные знаки). На вершине холма он спустился в пещеру, в которой находился небольшой водоем, питаемый естественным источником, и там преклонил колени. Статуя Повелителя рыб после торжественной церемонии была помещена в этот водоем, где она и находится до сих пор.

Люди, проживающие в окрестностях Мандалая, до сих пор верят в чудодейственную силу статуи Повелителя рыб и во время засухи выполняют ритуал вызова дождя, читая ту же молитву, что читал восемь веков назад принц Мин Шин Со.

В 1153 году принц Мин Шин Со построил на вершине холма памятную ступу, названную им ступа Повелителя рыб (Nga Yan Min Zedi).

Изображение Повелителя рыб, размещенное в пещере принцем Мин Шин Со, в 1918 году было дополнено двумя расположенными справа и слева фигурами рыб. Это сделал знаменитый «отшельник мандалайского холма» У Кханти.

Холм Янкин и храм Нга Ян Мин

На гребень холма Янкин можно попасть несколькими путями, но обычно на холм поднимаются с южной стороны. Здесь в тени раскидистых деревьев рядом расположены начало лестницы и начало дороги, которые обе ведут к верхней части холма.

В начале длинной и крутой лестницы находится большой павильон, увенчанный помпезной башней-тэзауном (см. фото ниже), который справа огибает широкая асфальтированная дорога, полого поднимающаяся вдоль склона холма почти до самого храма Нга Ян Мин.

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

Дорога идет сквозь заросли деревьев, которые в сухой сезон полностью лишены листвы (видимо сказывается недостаток влаги на скалистых склонах холма).

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

Следом за нами в путь отправились два молодых монаха с новенькими паттами (чашами для подаяний), которые вероятно возвращались с утреннего пиндапата (сбора подаяний).

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

Впереди нас на холм поднимался совсем старый монах, которого мы, поприветствовав, обогнали где-то на половине пути.

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

Подъем на верх неутомителен и занимает  наверное минут пятнадцать-двадцать.

Дорога заканчивается около высокой ступы, от которой метрах в ста пятидесяти на север (вправо) и расположен храм Нга Ян Мин.

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

Влево (на юг) к группе из трех ступ ведет лестница-галерея. У самой дальней отсюда ступы (до нее наверное метров 250) находится павильон, которым оканчивается идущая от подножья холма лестница.

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

Рядом со входом в пещеру расположен просторный павильон со статуей Будды, где нас приветливо встретили местные монахи и чудесная тетенька-тилашьин (пишут также тилащин).

Тилашьин (мэйчи в Таиланде)  – женщины-мирянки, принявшие восемь (атасила) или десять (дасасила) буддистских обетов и ведущие подобный монашескому образ жизни. В отличии от монахов они носят розовые чивары.

В европейских источниках их обычно называют монахинями (nun), а их обители – женскими монастырями (nun temple), хотя это в принципе неверно. В традиционном буддизме считается, что женская монашеская линия прервалась еще в 11-ом веке и в настоящее время некому посвящать новых монахинь (санскр. – бхикшуни, пали – бхиккуни). Некоторые более поздние и совсем новые буддистские направления проводят посвящение в бхикшуни, но традиционными сангхами все это серьезно не воспринимается. 

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill) Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

 

Вход а пещеру Нга Ян Мин густо порос кустами и деревьями. Вниз ведет крутая лестница, в начале которой установлена арка с надписью на бирманском, украшенная двумя позолоченными рыбинами.

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

Сама пещера представляет собой глубокую, сходящуюся к верху расщелину длиной около 90 м и высотой около 30 м с двумя противоположными входами, от которых вниз спускаются две каменные лестницы.

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill) Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

На дне расщелины находится небольшой павильон, а справа от него в неглубокой скальной нише располагается само святилище с источником и фигурами рыб.

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

***

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

Три скульптурных изображения рыб уложены в каменную «ванну», куда поступает вода из естественного источника, а справа от них располагается статуя Будды, стоящего на лотосовом троне.

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

При ближайшем рассмотрении хорошо видно, что это действительно змееголов.

Из какого материала сделаны фигуры рыб точно сказать не могу. Часто пишут, что они изготовлены из мрамора и покрыты позолотой, но встречается также бетон и железное литье.

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

***

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

Позолоченная статуя Будды выглядит не совсем обычно: Будда одет в какое-то подобие узорчатого халата и прижимает правую ладонь к груди. Возможно утверждение о том, что статуя относится к баганскому периоду и  была установлен самим принцем Мин Шин Со, является всего лишь местной легендой, призванной поднять авторитет храма.

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

На фото ниже: местный прихожанин выполняет ритуал: многократно обливает фигуры рыб водой из источника.

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

***

Пещерный буддистский храм Нга Ян Мин на холме Янкин (Nga Yan Min Cave, Yang Kin Hill)

shus

***

Кроме храма Нга Ян Мин на вершине и склонах холма находятся множество буддийских святилищ и среди них восемь природных пещер разного размера.

Вдоль гребня холма расположены несколько очень почитаемых буддистами священных сооружений (в основном построенных на пожертвования королей последней бирманской династии Конбаунгов), среди которых наверное самыми известными являются:

  • Ступа Setkya Man Aung Zedi (Kyo Kya Min Phaya), построенная королем Бодопайей (Bodawpaya) в 1782 году.
  • Ступа Ein Thaya Sutaung Pyi Zedi (Hin Tha Min Phaya), построенная королем Таявадди в 1837 году.
  • Ступа Lwan Zedi, построенная великим Миндон Мином в память о его любимой жене – старшей королеве Satkya Devi (королю было видно эту ступу из мандалайского дворца).
  • Статуя сидящего Будды (Pan Paung sitting Buddha image).
  • Ступа Kyet Min Zedi, построенная знаменитым «отшельником Мандалайского холма» У Кханти (U Khanti).
  • Статуя стоящего Будды, указывающего на мандалайский дворец.

К сожалению ничего, кроме храма Нга Ян Мин на холме Янкин мы посмотреть не успели, так как на это у нас совсем не оставалось времени – уже после обеда мы должны были улетать из Мандалая.

Web Analytics