Главным городом и центром культуры стала Полоннарува (древнее название Пулаттхинагара) – столица сингальских царей, начиная с Виджаябаху I, который сверг династию Чолов; основание города относится к VIII в.; однако Пулаттхинагара впервые упоминается в текстах VII в.
Вместе с тем Анурадхапура продолжала оставаться и после ее разрушения Чолами в глазах правителей Шри Ланка священным городом, подлинной столицей. Даже Паракрамабаху, с именем которого связан расцвет Полоннарувы, восстановил некоторые памятники в Анурадхапуре. Это рассказывают нам древние хроники. Согласно, например, «Чулавамсе» (76.104-106) царь приказал восстановить Ратанавалукачетию (Махатхупу, или Руванвелисаю). Но так как столица была перенесена из Анурадхапуры в Полоннаруву, сохранению памятников архитектуры уже не уделялось того особого внимания, как раньше. Некоторые скульптуры и архитектурные детали, как и строительный материал, от разрушающихся зданий переносились в Полоннаруву.
Основание последней совпадает с окончанием древнего, так называемого «классического» периода. Период Полоннарувы связан уже со следующим – средневековым периодом в истории культуры Шри Ланка.
Наибольшее количество памятников архитектуры и монументальной каменной скульптуры падает на время расцвета Полоннарувы как столицы, начиная со второй половины XII в. – царствования Паракрамабаху Великого. Свое значение столицы Полоннарува сохраняла по 1290 г., хотя до XI в. были, как уже отмечалось, небольшие перерывы, связанные с вторжением чужеземных войск. Все, что было создано в этом городе с VIII по XIII в., представляет собой расцвет средневекового искусства Шри Ланка как в области архитектуры, так и в изобразительном искусстве.
Виджаябаху I утвердил власть сингалов на Шри Ланка, и буддизм снова стал официальной религией государства. При нем, как свидетельствуют хроники, начали восстанавливаться разрушенные Чолами архитектурные комплексы.
Паракрамабаху I также вел большое строительство памятников (в том числе архитектурных), буддийских по своему характеру. Об этом свидетельствует «Махавамса» и уцелевшие памятники Полоннарувы. Преемник Паракрамабаху Нишшанкамалла (1187-1196) пытался за короткий период своего царствования затмить в строительстве самого Паракрамабаху, но его сооружения возводились наспех и отличались больше грандиозностью масштабов, чем совершенством форм.
По своим размерам Полоннарува в два раза превосходила Анурадхапуру, но строилась новая столица также по плану. Как и Анурадхапура, Полоннарува называлась в хрониках городом четырех ворот (чатудвара), хотя имеются указания на строительство при Паракрамабаху четырнадцати ворот. В хрониках описывается сооружение различных укреплений в Пулаттхинагаре («Чулавамса», 60. 2-3). Царь Виджаябаху построил высокую и прочную стену, которая была затем оштукатурена. Перед стеной находился глубокий ров. Еще более внушительными были оборонительные сооружения при Паракрамабаху. Главную стену окружали еще три другие стены (19).
——————————————————————————————-
(19) Cм.:W. Geiger, Culture of Ceylon in Mediaeval Times, Wiesbaden, 1960, р. 53.
——————————————————————————————-
Буддийская архитектура эпохи Полоннарувы, хотя и сохранила многие традиции периода Анурадхапуры, приобрела и новые специфические черты. В период Полоннарувы буддийские монастыри продолжали строиться по строго разработанным канонам, представляя собой целый комплекс разнообразных сооружений со своеобразной планировкой. Здесь, как и в других местах, монастыри состояли из дагабы, «храма дерева Бодхи», «дома образа», «дома останков», «дома упосатхи» и т. д.
В Полоннаруве самая обширная дагаба была построена при Паракрамабаху – Дамила тхупа («дравидийская ступа»). Она называется так, поскольку была построена пленными, которые находились на острове после победы над южноиндийскими войсками. Окружность ее основания превосходит размерами все другие ступы Шри Ланка. Купол, поставленный на профилированное основание, усечен в зените и производит впечатление незаконченного сооружения. Своеобразие ступы состоит в том, что на ее верхней площадке поставлена вторая, меньшая ступа, имеющая спиральную лестницу вокруг купола. Можно предположить, что в процессе строительства оказалось, что возвести ступу до намечавшейся высоты по техническим причинам не удастся и, чтобы придать ей законченный вид, на ней была построена малая ступа. Между VII и X вв., в период Полоннарувы, появляется новый тип ступы: небольших размеров, с сильно профилированной базой и с удлиненным кверху телом (основным объемом) – форма, называемая «гхантхакара» (колоколообразная).
Однако построенная при Паракрамабаху I ступа Киривихара (илл. 9) еще подражает огромным ступам раннего периода (эпохи Анурадхапуры) и имеет купол в форме пузыря – тип буббулакара. Ее высота до сломанного навершия – 24,4 м. Эта ступа поставлена на тронной террасе (песава).
В старом стиле была и Ранкотвихара, которую воздвиг Нишшанкамалла; она достигает 38 м высоты. В древности эта ступа называлась Руванвели, как и знаменитая ступа в Анурадхапуре, и имеет сходство с последней и по архитектуре. Согласно «Махавамсе», Нишшанкамалла украсил четию золотым конусом. Обе ступы построены целиком из кирпича. Облицовка из известняка, применявшаяся в древности, здесь отсутствует.
Традиция сооружения круглых в плане храмов (вата-да-ге) продолжалась в Полоннаруве. Здесь сохранился один из прекрасных его образцов XII в., и мы можем иметь о нем довольно полное представление. Храм не был целиком перестроен, как это случалось со многими постройками Анурадхапуры. По стилю он явно тяготеет к образцам древнего периода Анурадхапуры, свидетельствуя о том, что зодчество Полоннарувы, как отмечалось, во многом являлось естественным развитием, а иногда и прямым продолжением традиций архитектуры эпохи Анурадхапуры.
Вата-да-ге в Полоннаруве (илл. 10) – одна из наиболее пропорциональных и во всех отношениях гармоничных построек средневекового Шри Ланка. На круглой террасе воздвигнута кирпичная стена, окружающая небольшую дагабу. Отступя от нее, ближе к наружному краю террасы, и оставляя место для традиционного кругового обхода верующих буддистов, проходит невысокая ограда со столбами. Археологи считают, что здание имело деревянное перекрытие купольной формы, выложенное изразцами. Оно поддерживалось стеной и столбами наружной ограды. Все сооружение поднято на широкую круглую платформу, на которую ведет лестница. Далее с круглой платформы на круговую обходную дорожку террасы и во внутреннее помещение храма ведет вторая, более крутая лестница. Наружная ограда (со столбами) украшена двумя поясками рельефных фигур; в верхнем фризе изображены карлики – духи природы, в нижнем – львы.
В основе концентрического плана вата-да-ге Полоннарувы есть общие черты с таковыми у Тхупарамадагабы в Анурадхапуре, которая в текстах той эпохи тоже именовалась вата-да-ге, и Ланкарамы в Анурадхапуре.
Культовые постройки в Полоннаруве располагались, как и в древности, целыми комплексами, и около описанного «круглого храма» находятся в непосредственной близости «дом восьми реликвий», Нишшанка Лата Мандапая и другие постройки. Зодчие Шри Ланка были очень искусны в создании художественных архитектурных ансамблей.
Нишшанка Лата Мандапая совершенно необычен для архитектуры сингальского буддизма. Прямоугольная в плане каменная ограда окружает возвышенную террасу, на которой размещена группа гранитных колонн со стволами изогнутой формы, подражающей извилистому стеблю лотоса, и капителями, похожими на раскрывающийся бутон этого священного цветка (илл. 12). Колонны, очевидно, несли деревянное перекрытие, но имели и явное символическое значение: лотос – один из важнейших символов буддизма, означающий чистоту, его цветок служил для жертвоприношений в буддийских храмах.
В этом же комплексе возвышается уникальный для Шри Ланка памятник Сатмахал Пасада – мощная семиэтажная ступенчатая башня квадратного плана, с рельефными фигурами из известняка, сохранившимися в одиннадцати из двенадцати ниш, расположенных на стенах этажей (илл. 13). Кирпичная кладка башни была покрыта тонким слоем стуковой штукатурки, первоначально, вероятно, окрашенной. Крутая лестница ведет на первый ярус башни около ее угла.
По мнению некоторых исследователей, Сатмахал Пасада обязана своим происхождением Камбодже, поскольку прослеживается ее определенное сходство с некоторыми буддийскими храмами Камбоджи и Северного Таиланда. Однако профессор Паранавитана резко выступил против этой точки зрения, указав на существование такого же рода построек в Анурадхапуре, а определенное сходство памятников Шри Ланка и Юго-Восточной Азии объяснил их происхождением от индийских прототипов.
Тесные связи существовали в период Полоннарувы между Шри Ланка и Бирмой. Основное направление культурного влияния шло с Шри Ланка в Бирму.
Рядом особенностей отличается «дом восьми реликвий»- хета-да-ге (илл. 14). Это здание прямоугольного плана со входом в центре восточной стороны; оно сложено из отесанных и тщательно пригнанных каменных блоков.
Цоколь сильно профилирован, и между двумя его выступающими линиями проходит горельефный фриз из фигур сидящих львов. Стены не орнаментированы, но на фасаде легкий круговой бордюр с изображением священных гусей- ханса (символ пятой страны света – зенита). Дверной проем оформлен просто, без орнамента, лишь с легким профилем косяка. Подход к нему идет по короткой лестнице, по сторонам которой вначале стоят стелы с горельефными «стражами врат» (дварапала) в виде нагарад-жей. Затем идет балюстрада с фигурой фантастического макара. Карниз украшен изображениями гусей. Скупое и изящное обрамление подчеркивает чистоту поверхности фасадной стены.
Фасад, как и все здание хета-да-ге, в высшей степени пропорционален, гармоничен и отличается изящной умеренностью орнамента и простотой. Внутри «дома восьми реликвий» находятся два зала: один входной, прямоугольного плана, другой больший – квадратный с двумя парами рядов колонн.
В Полоннаруве сохранились остатки интересного по архитектуре «северного храма». Кирпичный, прямоугольный в плане, больших масштабов, первоначально сплошь украшенный рельефами в шкукатурке чунам: в нишах, образованных плоскими пилястрами, помещены стоящие фигуры божеств; в высоком рельефе изображены четырехколонные фасады храмов, с высокой тяжелой крышей многоэтажной формы. В центре, между колоннами, – сидячая фигура божества, а по сторонам фасада – два высоких плоских пилястра. В целом создается сложная, резко бросающаяся в глаза декорация стен, напоминающая традиции чольской архитектуры, например, наружных поверхностей стен храма Раджраджешвара в Тханджавуре. Внутри святилища на стенах сохранились следы росписей с сюжетами из буддийских джатак.
Среди культовой архитектуры эпохи Полоннарувы большая роль принадлежит «дому образа». В Полоннаруве их сохранилось три, все они выполнены из кирпича и имеют сводчатое перекрытие; самый большой, хотя и сохранившийся фрагментарно, Ланкатилака (илл. 15).
Этот «дом образа» состоит из внутреннего храма (целлы – «гарбха-гриха» или «лоно храма»), где помещается изображение, вестибюля или портика перед целлой (антарала) и открытого зала – мандапа. Вокруг гарбха-грихи оставлена дорожка для обхода верующих вокруг статуи Будды. На стенах вдоль этого обходного пути обычно писались сцены из джатак, содержащие эпизоды из жизни Будды. На внутренних и внешних стенах Ланкатилаки также сохранились фрагменты живописи. Иногда истории из жизни Будды воплощены в скульптуре из камня или стука; на стенах Ланкатилаки написаны также фигуры богов, брахманов, пришедших к Будде, чтобы оказать ему почтение. На наружных стенах – рельефные изображения зданий, чайтьев, колонн и т. д.
По свидетельству «Чулавамсы» (78.52-54), Ланкатилака достигала пяти этажей и была украшена разнообразным орнаментом из цветов, фигур богов и брахманов, изображением башенок, гротов, залов и т. д.
Ланкатилака (Джетаванарама) в Полоннаруве – «дом образа», построенный Паракрамабаху I, – одно из самых высоких сохранившихся зданий древнего и средневекового Шри Ланка. Его длина 52 м, наибольшая ширина – 21 м, высота северной стены – 16,8 м. Когда же здание было цело, высота его должна была быть около 30,5 м. Внутри храма помещалась камера со статуей Будды. Кроме сохранившихся колонных галерей у Ланкатилаки был верхний этаж в виде бревенчатых галерей, несомых каменными столбами. Эти галереи, проходившие во внутренней части храма, давали возможность полностью обозревать скульптурную фигуру стоящего Будды, достигающую в высоту 18,3 м. (Согласно хронике «Чулавамсе» (78. 54-55), статуя воздвигнутая в Ланкатилаке, «была для глаз подобной эликсиру».)
Вход в этот «дом образа» обрамлен двумя высокими полуколоннами в виде контрфорсов, имеющими вид многоугольных башенок. Эта деталь, устремленная ввысь, характеризуется динамичностью («санвега»), а горизонтальные линии, подчеркнутые на наружных боковых сторонах Ланкатилаки, создают впечатление статичности и уверенности – качество, называемое «прасада». Но пилястры между двумя линиями профиля стен и рельефные пояски на полуколоннах, обрамляющих вход, нарушающие непрерывность их вертикального взлета, дают противопоставление обоих упомянутых архитектурно-эстетических принципов. Их сочетание выдержано гармонично, представляя синтез, именуемый «сахития» (20)
——————————————————————————————-
(20) См.: «Art and Architecture of Ceylon (PolonnaruvaPeriod)», Colombo, 1954,р. 29.
——————————————————————————————-
Ланкатилака стоит на возвышении в центре некогда обширного комплекса монастырских построек, здесь располагались ступа и «дом собрания монахов», а склоны холма были устроены террасами, на которых стояли небольшие ступы, находились жилые кварталы для монахов, их трапезные, библиотеки – все, что входило в полный монастырский комплекс детально разработанной организации буддийской монашеской общины.
Внушительная Ланкатилака зрительно господствует в этом комплексе и видна сразу от ворот главного входа в общей ограде, окружающей все монастырские постройки. На пути подхода к монастырю был применен принцип нарастающего впечатления, когда посетитель поднимался с террасы на террасу. Водные резервуары были расположены так, что здания в них отражались. Было создано и искусственное природное окружение: сюда прикатывались валуны, сажались деревья.
У второго «дома образа» в Полоннаруве – Тиванка Пилимаге – цоколь сильно профилирован, стены снаружи обильно украшены пилястрами, фигурами божеств и рельефными изображениями фасадов зданий, на цоколе – рельефный фриз с изображениями божественных существ. Внутри здания частично сохранились стенописи, главным образом на темы из буддийских джатак.
Даже в настоящем, фрагментарном состоянии общий вид Тиванки производит большое впечатление своей масштабностью, несмотря на перегруженность наружного убранства. «Дом образа» прежде всего являлся зданием, создающим торжественную обстановку для помещения в нем изображения Будды – главного объекта почитания. Он также служил и необходимой защитой скульптуры от климатического воздействия.
Формы архитектуры для защиты статуи Будды были различны. Убежища для нее назывались патимагхара. Они могли и не иметь трех вышеупомянутых частей (гарбха-гриха, антарала, мандапа) полностью развитого «дома образа», а представлять лишь часть скалы и дополняться простой архитектурной конструкцией.
Один из лучших образцов такого рода патимагхары сохранился в Аукане. Скала, на которой изваяна стоящая фигура Будды высотой 14,3 м, образует заднюю стену патимагхары, остальная ее часть пристроена, создавая как бы «дом образа» в упрощенном виде (илл. 34).
Строительство «домов образа» из кирпича упоминается в комментаторской литературе VI в. Применение связывающего известкового раствора позволяло строить из кирпича более крупные здания, чем до этого. Сердцевина толстых стен делалась из особого рода бетона, приготовляемого из кирпичного щебня, гальки и известкового раствора. Наружный слой стен был целиком из кирпича тщательно пригнанной кладки. Сводчатая арка, как мы видели, была известна, но, как и в Индии, применялась редко, так как предпочиталось горизонтальное перекрытие. Сводов сохранилось очень мало вследствие того, что их сильно разрушала тропическая растительность, несмотря на хорошую технику строительства. Более широкие пролеты больших зданий перекрывались деревянным материалом. Изображения в рельефах на стенах храмов показывают, что деревянные перекрытия были изогнутой формы. Дерево широко применялось и для столбов, деталей монастырских и храмовых построек.
В архитектуре Полоннарувы некоторые черты, свойственные традициям строительного искусства эпохи Анурадхапуры, исчезли: кронштейны со скульптурными фигурами чудовищ – макара, слуховые окна, рельефные фризы со священным лебедем (ханса) стали встречаться реже, а наиболее характерные для древности фланкирующие входы стелы с рельефными изображениями божеств и животных нередко переносились из Анурадхапуры и ставились у зданий XII в.
В декорации полоннарувских вахалькад утрачены многие древние черты, однако появились и новые: от профилированного основания поднимаются пилястры, поддерживающие карниз. Такое подчеркивание вертикальности раньше не играло специальной роли. Кроме того, у вахалькад XII в. между выступающими полосками профиля основания помещаются рельефные фризы с головами слонов, выступающими в виде протомы, и с лотосами.
При входе во многие здания Полоннарувы встречаются, как и в Анурадхапуре, балюстрады с чудовищными макара по бокам лестничных маршей, цари нагов (нагараджи) в их антропоморфном виде в роли дварапала («стражей врат») и полукруглые каменные плиты с рельефами, положенные перед ступенями и называемые Лунными камнями.
***
Кроме буддийских памятников в Полоннаруве были воздвигнуты и индуистские сооружения.
Южноиндийская династия Чолов владела с начала XI в. в течение более пятидесяти лет большей частью острова, сделав своей столицей Полоннаруву. Буддийские храмы и дворцы Анурадхапуры были ограблены и разрушены. За время господства Чолов на Шри Ланка почти не строились здания в местном стиле. Завоеватели воздвигали в Полоннаруве индуистские храмы, большей частью шиваистского характера.
Это была почти целиком южноиндийская архитектура так называемого дравидийского стиля. В ней почти не было заметно влияние местного, островного зодчества. Наоборот, скорее проявилось обратное воздействие южноиндийской тамильской архитектуры на архитектуру буддийских святилищ Шри Ланка. Так, например, наружные украшения буддийского храма Тхупарамы в Полоннаруве говорят о заимствовании декоративных деталей архитектуры Южной Индии периода Чолов.
В островной архитектуре, лишь за одним исключением, нет зданий, построенных целиком из камня. Но архитекторы Чолов продолжали свою традицию строительства из камня. Таков, например, храм Шива Девале № 2 (В Полоннаруве два храма Шива Девале, перенумерованные археологами (№ 1 – более поздний и № 2).), самый ранний памятник архитектуры в этом городе (первая половина XI в.). Храм был построен из особого камня, залежи которого не были обнаружены в районе Полоннарувы. Видимо, строительный материал был привозной, из Южной Индии. Сохранность храма сравнительно хорошая. Уцелевшая на нем надпись на тамильском языке относится к периоду Чолов. Храм – прекрасный образец южноиндийской архитектуры дравидийского стиля. У него двойной профилированный плинтус, стена украшена пилястрами, слегка нависающий край крыши первого этажа. На нем – надстройка меньшей площади, в три яруса, увенчанная невысоким куполом.
Прототипом Шивы Девале № 2 можно считать храмы, подобные, например, Коранганатху X в. в Шринивасаналуре (район Тричинополи). Шива Девале № 1 в Полоннаруве более поздний и богаче украшенный. Здание выполнено в стиле архитектуры южноиндийской династии Пандья.
Влияние архитектуры Индии на цейлонское зодчество началось, очевидно, в связи с проникновением на остров буддизма. Вначале основное воздействие оказывали традиции зодчества государства Андхра (конец I тысячелетия до н. э. – первые века н. э.). Затем влияние Индии шло главным образом от искусства Паллавов, что проявилось в монастырских постройках Анурадхапуры. Местное зодчество органически осваивало отдельные черты архитектуры Индии.
Завоевания же Чолов прекратили на некоторое время развитие местной школы архитектуры. После изгнания Чолов развитие собственно островной архитектуры продолжалось, хотя она не осталась совсем свободной от связей с южноиндииским зодчеством (22). Это заметно, например, на храме Тхупарама в Полоннаруве – сооружении XII в., времен Паракрамабаху I. Техника постройки оставалась кирпичной, излюбленной на острове, тогда как в зодчестве Чолов всегда применялся камень.
——————————————————————————————-
(22) Некоторые исследователи неправильно противопоставляли архитектуру древнего и средневекового периодов истории Шри Ланка, рассматривая первую как арийскую, а вторую как дравидийскую. По их мнению, древняя архитектура была чисто буддийской, а средневековая – чисто индуистской. Изучение истории островной архитектуры ясно свидетельствует об ошибочности такой упрощенной трактовки (см.: М. В. Ariyapala, Society in Mediaeval Ceylon, Colombo, 1968, р. 255).
——————————————————————————————-
Более чем пятидесятилетнее господство Чолов способствовало распространению на острове индуизма. С индуизмом был связан и один пещерный храм (гедиге), вырубленный в массиве скалы в Наланде (на самом деле храм построен из каменных блоков – прим. shus). Но по стилистическим особенностям он близок к индийской архитектуре периода поздних Паллавов, искусство которых оказало влияние и на пластику в Шри Ланка. Храм возник в VII-VIII вв.
***
Вообще же пещерная архитектура на острове была развита, в отличие от Индии, мало. В самые ранние периоды буддизма пещеры служили для обитания монахов, а также как своего рода убежища для статуй Будды. В подавляющем большинстве они не имели никакого архитектурно-художественного значения. Перед их входами и по бокам делались глиняные стены с дверным проемом, внутренность пещер защищали от воды. Жилые пещеры для монахов имеются в Михинтале, Дамбулле (Центральная провинция) и в Аранкеле. Хороший образец искусственной пещеры имеется в Виджадхарагухе, в комплексе Галвихары в Полоннаруве.
Гражданская архитектура периода Полоннарувы тоже была разнообразна, но гражданских построек сохранилось немного. О дворцах, которые были в основном из дерева, мы знаем из описания хроник.
Согласно «Чулавамсе» (73. 61-62), дворец Паракрамабаху I в Полоннаруве имел семь этажей и тысячу комнат (илл. 19). В плане он повторял бывший дворец этого царя в Пандувас-Нуваре (Паракрамапуре). Центральная, самая высокая постройка, включавшая обширные залы, стояла во дворе, окруженном с четырех сторон галереями.
Возможно, что хронисты преувеличивали обширность дворцов. Царский дворец составлял центральную часть – цитадель, которая как бы возвышалась над городом. В Полоннаруве довольно ясно выявляется эта царская часть (раджангана) города (расположенная на его южной территории). Ее окружала специальная каменная стена («Чулавамса», 73.61).
Согласно хроникам, около дворца были построены зал для брахманов, специальный зал для религиозных молений, зал для танцев и музыки.
В районе царских построек Полоннарувы находился и павильон (очевидно, для приемов) – мандапа (илл. 20). Сохранилось его высокое основание в три профилированных яруса, украшенное скульптурными фризами из фигур слонов, львов и ган. Крыша поддерживалась четырьмя рядами изящных каменных столбов с резными растительными и цветочными мотивами. Другой павильон на берегу искусственного озера построил царь Нишшанкамалла.
Интересным видом архитектуры были и залы Совета или аудиенций – магул мадува, два из которых сохранились в фрагментарном виде в Полоннаруве. Один построил Нишшанкамалла около водоема (Львиный трон из Канди, на котором восседал царь, находится теперь в Музее Коломбо).
Другой зал Совета расположен в пределах цитадели. От дворца к нему ведет мощеная дорога. У здания высокий профилированный стилобат, одетый камнем. Между сильно выступающими линиями профиля проходят два богатых скульптурных фриза.
План этого зала прямоугольный, с узкой стороны в него ведет монументально оформленная лестница с массивной глухой балюстрадой по сторонам. Перекрытие было несомо на столбах, большинство которых сохранилось. Пропорции горизонтальных членений стилобата и стены выдержаны превосходно. Зал был построен при Паракрамабаху I и затем реставрирован в XIII в.
Из письменных источников и эпиграфики известно, что в древности и в средневековье сингалы строили также больницы – ведахал, купальные бассейны лечебного назначения и водоемы – покуна, лучшие из которых, предназначавшиеся для царя или общин монахов, оформлялись камнем.
Несмотря на отсутствие скульптурной декорации, эти сооружения привлекают превосходными очертаниями круговых ступеней, ведущих к воде и образующих концентрически спускающиеся ряды зигзагообразной формы или фестончатой, подражающей волнистым краям лотоса.
Таковы оригинальный Лотосовый бассейн в Полоннаруве (в районе Джетаваны) в виде распустившегося восьмилепесткового цветка (илл. 21) и Шила Поккхарани (кумара покуна) в бывшем дворцовом саду Паракрамабаху I, купальня, известная как «непрестанно пленявшая царя».
Интересной деталью островной архитектуры являются красиво и своеобразно оформленные лестницы, ведущие к ступам, круглым храмам и прочим постройкам. Балюстрады, спускающиеся к концу каждого марша, плавно закругляются, нередко принимают форму слоновых голов с хоботом, простертым с большим декоративным эффектом, или имеют вид чудовищных макара. У конца балюстрад обычно стоят стелы с горельефными фигурами стражей-дварапала. С боковых сторон ступени украшены скульптурными фигурками, а перед нижней ступенью лежит полукруглый, превосходно орнаментированный рельефными поясками «Лунный камень» (см. главу «Скульптура»).
Такой торжественный подход к памятнику должен был подчеркивать его значимость и особое величие Будды, статуя которого помещалась в храме.
***
С приходом на Шри Ланка португальцев (в XVI в.) и голландцев (в XVII в.) начинается сильное влияние европейской архитектуры на местную, особенно голландского зодчества. Знакомство с ним сингальских строителей началось в прибрежных областях, где была особенно сильна власть голландцев, потом голландское влияние было принесено ими и в глубинные районы острова.
Так возник синтез голландского и сингальского стилей, ярко проявившийся как в религиозных, так и в гражданских постройках. Таков, например, Зал собраний у Махасаман-девалаи, близ Ратнапуры, где круглые «голландские колонны» несут крышу кандийского типа. Несмотря на столь разнородные по происхождению архитектурные детали, эта небольшая и простая по форме постройка не лишена правильных пропорций в соотношении перекрытия и колонн. Дверной проем из зала во внутреннее помещение носит черты готического влияния.
Дворец последнего сингальского царя Канди представляет собой здание, скорее, европейского типа, но поставленное на платформу, профилированную в чисто сингальской традиции. В период власти европейцев видоизменились и строительные материалы: старые сингальские кирпичи большого размера стали заменяться меньшими, применяемыми западными инженерами, плоская сингальская кровельная черепица уступила место полукруглой, оконные ставни стали делаться не из массивных планок, а из более тонких.
Однако, несмотря на эти нововведения, некоторые черты старой островной архитектуры сохранялись.
<< К оглавлению «Искусство Шри Ланки» |
Следующий раздел>> |