♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

1. Архитектура

Тюляев С. И., Бонгард-Левин Г. М.

«Искусство Шри Ланка»

Древнейшие из сохранившихся памятников архитектуры были созданы в Анурадхапуре – первой столице острова.

Анурадхапура была столицей острова более двенадцати веков и важным центром буддизма и буддийской образованности. Город исключительно богат памятниками архитектуры, которые воздвигались много столетий, пока Анурадхапура не пришла в упадок и джунгли не поглотили ее (6).

————————————————————————————————————————————————————

(6) См.: W. R. Marcus Fernando, Ancient City of Anuradhapura, Colombo, 1956.

————————————————————————————————————————————————————

Основание поселения под названием Анурадхагама местная традиция связывает с приходом на остров индийского царевича Виджаи. Согласно «Махавамсе» (X. 75-77), город по имени Анурадхапура был основан при царе Пандукабхае (IV в. до н. э.). Интересно, что в «Географии» Птолемея (II в. н. э.) упоминается название Аnurogrammun, связанное, очевидно, с «Анурадхапура».

В период своего расцвета город превышал 12 км в диаметре. Некоторые данные позволяют полагать, что протяженность города с севера на юг достигала 10 км. После переноса столицы в Полоннаруву Анурадхапура постепенно потеряла свое значение и впоследствии превратилась из цветущего города в кладбище руин. Но даже в XVII – XVIII вв. остатки города производили на европейцев огромное впечатление. Очевидно, первым из европейцев, посетивших место древней столицы, был итальянец Ф. Неграо (1630), который сделал некоторые обмеры каменных колонн. Более подробное описание связано с именем Роберта Нокса (1679).

Судя по хроникам и сохранившимся памятникам, Анурадхапура строилась на основе определенного плана; город имел четверо городских ворот, ориентированных по сторонам света, был снабжен большим количеством водоемов и парков.

Хроники рассказывают, что город постепенно укреплялся оборонительными стенами. Известно, например, что уже в I в. до н. э., при царе Катуканнатиссе, городские стены достигали высоты более трех метров, а во II в. н. э. царь Васабха не только значительно увеличил высоту стен, но и построил сторожевые башни.

Кроме хроник, которые содержат данные о застройке Анурадхапуры, мы располагаем свидетельствами китайского паломника Фа-сяня, посетившего город около 400 г. Он сообщает о различных буддийских сооружениях, в том числе о монастыре (вихаре) зуба Будды.

Уже с раннего периода Анурадхапура состояла из внутреннего города, где находились царский дворец и важнейшие религиозные здания, и окрестностей – так называемого внешнего города, выросшего позднее за счет постоянной застройки. В этом внешнем городе находились многие храмовые постройки, парки, религиозные обители и т. д.

Вблизи царского, или внутреннего, города находился известный парк Махамегха (Махамегхавана), который был заложен еще при царе Мутасиве (307-247 гг. до н. э.), а при его наследнике, известном правителе Деванампиятиссе, этот парк был передан в дар буддийской общине. Об этом сообщает «Махавамса» (XV. 24-25). На территории этого парка позднее возникли знаменитый буддийский монастырь Махавихара и другие буддийские сооружения. Большинство древних построек и частного и общественного характера сооружалось из дерева (сходная картина была и в Древней Индии). Показательно, что в древних хрониках Цейлона архитектор назывался «ваддхаки», что значило и «плотник».

С распространением буддизма появилась традиция создания долговечных памятников в честь Будды и его последователей.

Из камня прежде всего стали создавать наиболее священные статуи Будды и вместилища его реликвий – ступы (7). Но когда перешли к строительству из камня, дерево не потеряло своего значения даже при сооружении священных буддийских построек. Одна из древнейших ступ – Тхупарамадагаба – не была целиком из кирпича, о чем свидетельствует «Махавамса» (XVII. 35). Она вначале имела деревянное покрытие, которое поддерживалось на деревянных колоннах, впоследствии замененных каменными. Деревянной конструкции был, по всей вероятности, и Лохапасада- «медный дворец», построенный согласно традиции при царе Дуттхагамани, но к настоящему времени от него сохранились лишь каменные столбы, которые были воздвигнуты уже много позднее (8).

————————————————————————————————————————————————————

(7) См.: Walpola Rahula, op cit..

(8) См.: «History of Ceylon», р. 261.

————————————————————————————————————————————————————

Древнебуддийские монастыри (вихары и сангхарамы) представляли собой целый комплекс различных построек. Главными его объектами являлись ступа, дерево Бодхи и «дом дерева Бодхи» (бодхигхара), «дом останков» (дхатугхара), «дом образа» (патимагеха или патимагхара), «дом упосатхи» (упосатхагхара), «дом дхармы» (дхаммасала), библиотека, жилые помещения для монахов и т. д.

Все эти части единого монастырского комплекса играли разную роль. Со ступой связывалось представление о сохранении мощей Будды и его учеников; «дом дерева Бодхи» был связан с поклонением священному дереву Бодхи, под которым, согласно традиции, Будда достиг просветления и ветвь которого будто бы была доставлена на Цейлон в III в. до н. э.; «дом останков» предназначался для хранения останков Будды и его верных последователей (кроме телесных останков объектами поклонения являлись и личные предметы этих буддийских проповедников); «дом образа» служил помещением, где находились скульптуры Будды; «дом упосатхи» предназначался для проведения основной церемонии – упосатхи; дхаммасала – «дом дхармы» являлся помещением, где собирались монахи и верующие миряне для проповедей.

На территории монастыря находились водоемы, специальные дорожки для ритуальных процессий. Вся территория окружалась общей оградой (сима). У главного здания монастыря пристраивались портик (доратува) и некоторые другие строения.

1. Тхупарамадагаба в Анурадхапуре. III в. до н. э

Самой священной частью монастыря являлась ступа. При Деванампиятиссе из Индии, по традиции, доставили на Шри Ланка священные останки сожженного праха Будды и они, как сообщает хроника, были помещены в специально построенную для этого ступу Тхупараму. Тхупарама считается древнейшей и самой почитаемой священной реликвией острова.

Специальная глава (XVII) «Махавамсы» посвящена описанию прибытия на Шри Ланка священных останков Будды и воздвижению ступы. Многие ступы, сооруженные на острове, отличаются гармоничными пропорциями и лаконичной выразительностью своих простых и монументальных форм. Слово «ступа» на языке пали – «тхупа», по-сингальски – «дагаба», что значит реликварная камера – от палийского «дхату» (реликвия) и «габба» (лоно, вместилище).

Типичная ступа на Шри Ланка, как и в Древней Индии, состояла из тройного основания – тримала или «три браслета», куполообразного тела (основного объема) – геба и надстройки – хатара-котува («квадратный дом»), близкой к форме куба, с коническим кольцеобразным шпилем – девата-котува («дом божества»). Все завершалось небольшим заостренным навершием, в древности имевшим форму раскрытого зонта. В массиве вершины гебы, под хатара-котувой, устраивалась маленькая реликварная камера, куда помещался янтрагала – священный камень в виде гранитного блока с девятью углублениями для реликвий и даров.

Пропорции ступы основаны на священном в буддизме числе три, означающем буддийское триединство – Будда, дхарма (учение), сангха (община – и три плана бытия).

Снаружи ступы обычно покрывались слоем белой стуковой штукатурки «чунам» или раскрашивались белой краской.

С четырех сторон ступы строились обычно своего рода прямоугольные ворота-вахалькады, не имеющие прохода. Это были «ложные двери», символизирующие врата во вселенную (9). При каждой вахалькаде воздвигались стелы, на которых высекались рельефы. Эти добавления в комплексе ступ появляются примерно во II в. н. э. (10). В поздних буддийских источниках положение ворот связывается уже с жизнью Будды: рождение царевича Гаутамы олицетворяют восточные ворота, просветление – южные, начало распространения доктрины – западные, нирвану Будды – северные ворота (11).

В целом островные ступы воздвигались по плану, самой ступе и всему сопровождающему ее архитектурному ансамблю придавалась особая четырехчленная структура, которая символизировала модель вселенной (12). Это представление, характерное и для индийских ступ, было связано с очень древней эпохой. Кроме того, три главные части ступы (основание, купол и навершие) связывались также с представлением о тройственности мира (подземный, земной и небесный). Ряд данных позволяет говорить о добуддийском происхождении ступы. Погребальные сооружения, существовавшие на острове до проникновения буддизма, сделались объектом религиозного поклонения буддистов и стали выполнять важную ритуальную функцию – в них клали священные останки Будды и его верных последователей.

————————————————————————————————————————————————————

(9) См.: Е. С. Семека, указ. соч., стр. 120.

(10) См.: «History of Ceylon», р. 261.

(11) См.: А. В. Govinda, Some Aspects of Stupa Symbolism, pt. I – II, Sarnath and Calcutta, 1936.

Дж. Фогель связывал вахалькады Шри Ланка с Южной Индией – с традициями Амаравати и Нагарджунаконды (J. Rh. Vogel, Вuddhist Art in India, Ceylon and Java, Oxford, 1936, рр. 80-81).

(12) См.: Е. С. Семека, указ. соч., стр. 120-122.

————————————————————————————————————————————————————

Буддхагхоша, известный буддийский ученый и комментатор, писал о том, что ступы существовали до прихода на остров Махинды и были связаны с добуддийскими верованиями – верой в местных духов – якш («якха»). Они восходят, очевидно, к погребальным холмам, сложенным из камня.

Основанная при Деванампиятиссе, Тхупарамадагаба неоднократно реставрировалась и переделывалась, например, в VII и в XIII вв., а настоящий вид получила после реставрации в 1862 г. Ее купол теперь не в форме колокола (гхантакара), как многие другие, а, по сингальской классификации, в виде пузыря (буббулакара). Тхупарамадагаба сложена из кирпича и облицована белым мрамором. У нее тройной круглый базис, под которым круглая платформа диаметром 50,2 м и высоты 3,5 м от уровня почвы. Высота дагабы-19 м. В зените основного объема дагабы возвышается квадратная в плане надстройка (хатара-котува) и на ней – кольчатый шпиль с семью делениями, означающими символические зонты. В массиве купола (главного объема) ступы имеется маленькая реликварная камера. Судить с достоверностью о первоначальном виде Тхупарамадагабы теперь невозможно, поскольку все деревянные части постройки исчезли полностью, да и каменные столбы сохранились частично. Однако архитектура местных дагаб почти не изменялась даже в течение многих столетий. Поэтому архитектура современных ступ позволяет в общих чертах представить и древние образцы (13).

————————————————————————————————————————————————————

(13) См.: А. Ваreau, Lа vie et l’organisation des communautes bouddhiques moderns de Ceylon, Pondichery, 1957.

————————————————————————————————————————————————————

2. Руванвелидагаба. Фрагмент.

К периоду Дуттхагамани относится постройка «Великой ступы» (Махатхупа) – одного из величественных и самых почитаемых буддийских сооружений острова (современное название – Руванвелисая). Согласно традиции, в ступе хранятся самые священные реликвии. После Дуттхагамани ступа многократно достраивалась и перестраивалась. В XI в. после нашествия Чолов многие дагабы были разрушены, но затем вновь восстановлены. «Великая ступа» достраивалась, обновлялась вплоть до настоящего времени.

В «Махавамсе» сохранилось очень интересное описание торжественной закладки ступы при царе Дуттхагамани. На этот праздник прибыли, согласно хронике, буддийские миссии из других стран, в том числе даже из Парфии (14). «Махавамса» (XXIX) рассказывает, как царь отдал приказ выкопать землю до глубины нескольких метров, чтобы сделать для укрепления ступы основание. Затем он приказал воинам доставить круглые камни, хорошенько разбить их молотками и для большей прочности основания утоптать этот слой камней при помощи огромных слонов, ноги которых были защищены кожаными башмаками. На камни была наложена особая маслянистая глина, а на нее снова слой кирпичей, затем грубый цемент и киноварь, поверх этого железная сетка, горный кристалл, а затем, наконец, слои камней, скрепленных особой маслянистой глиной (XXIX. 8-13).

Структура подобного основания, предназначенного нести огромную тяжесть, удивительно напоминает армированный бетон. Хотя описание хроники не являлось, очевидно, отражением действительного хода строительства, но оно ясно указывает на высокий уровень строительного искусства.

 3. Руванвелидагаба в Анурадхапуре

«Махавамса» рассказывает также, как «царь вместе с государственными чиновниками, в парадных одеяниях, сам пленяющий всех великолепием своего царского убранства, окруженный сонмом поющих и танцующих женщин, соперничающих красотой с небесными нимфами, наряженных в разнообразные украшения, в присутствии сорока тысяч человек, сопровождаемый музыкантами, направился на это место, чтобы собственной царской рукой заложить первый кирпич в постройку». Далее в хронике дается описание сооружения самой ступы (XXX).

Сперва насыпали платформу, облицованную с боковых сторон камнем, поддерживаемым каменной щебенкой и галькой (без извести); внутри вся платформа была заполнена землей и битым кирпичом до уровня парапетной плиты на окружающей платформу стенке. Поверх земли платформа была замощена камнем. Затем в середине платформы был намечен круг наружного очертания ступы и построено ее основание. На этой стадии работы обычно воздвигались из кирпича реликварные камеры, и после помещения в них священных предметов они покрывались каменными плитами.

Из описания «Махавамсы» можно предположить, что имеются в виду реликварии, делавшиеся не в теле купола (геба) ступы, а в вахалькадах. Потом воздвигалась вся ступа с навершием (илл. 2). Поверхность ее покрывалась толстым слоем белой штукатурки (подобной индийской «чунам»), которая тщательно полировалась до блеска; иногда детали покрывались краской и золотились. Огромная полусфера поражала сияющей чистотой и блеском. Сингальские ступы больше индийских, но гораздо меньше украшены (например, по сравнению со ступами в Санчи и Амаравати (15)). Кирпич, применявшийся здесь в древности, был больших (как и в Индии) размеров, достигая 42,5 см в длину, к XII в. он уменьшился до 30 см.

————————————————————————————————————————————————————

(14) См.: Б. А. ЛИТВИНСКИЙ, Махадева и Дуттхагамани (о начале; буддизма в Парфии «Вестник древней истории», 1967, № 3.)

(15) См.: Percy Brown, Indian Architecture. Buddhist and Hindu), Вombay, 1942, р. 201.).

————————————————————————————————————————————————————

В XIX в., когда на «Великую ступу» обратили специальное внимание, она была в руинах и поросла деревьями и кустами. В 1893 г. Руванвелидагабу начали реставрировать и впоследствии у нее на шпиле установили навершие из драгоценностей, подаренное буддистами Бирмы. Теперь диаметр тела ступы равен 91 м. Ее высота, по некоторым данным, была столь же огромной, но теперь – 54,6 м (без шпиля).

Тело ступы в общем близкое к полусфере, но с неточно полукруглыми очертаниями – тип буббулакара. Квадратная надстройка – хатара-котува – увенчана высоким коническим шпилем простой формы с остроконечным навершием.

Позднейшая надстройка по форме, деталям, цвету и пропорциям не соответствует лаконичной мощи основного объема дагабы. Она возвышается на двух квадратных мощеных платформах, 144,5 м в поперечнике, расположенных ступенчато одна на другой. С четырех сторон на платформу ведут широкие ступени. Ее боковые стороны оканчиваются стенкой, украшенной снаружи сплошным рядом скульптур слонов в виде протом: у них выступают из плоскости стены только головы с хоботами и передние ноги. Ограда называется хасти-пракара («слоновая стена»).

Ввиду того, что Руванвелидагаба переделывалась, особенно сильно начиная с последней четверти XIX в., судить о ее первоначальном облике возможно разве только по миниатюрной дарственной ступе, поставленной на террасе Руванвелидагабы. Это превосходная в пропорциях ступа, на тройном круглом ступенчатом основании. Ниже – квадратная платформа. Купол приближается к типу буббулакара. Квадратная хатара-котува и шпиль очень пропорциональны. В реликварной камере, помещающейся в массиве сплошной кирпичной кладки «Великой ступы», археологи нашли лотосовый реликварий с золотыми листьями. Согласно «Махавамсе», царь Дуттхагамани приказал в середине камеры установить дерево Бодхи из драгоценных камней и драгоценных металлов. На «стволе» были изображены цветы и ряды четвероногих животных и гусей (XXX. 62-66).

К эпохе Дуттхагамани традиция относит сооружение Мирисаветидагабы, в которую были положены священные реликвии. Согласно «Махавамсе» (XXVI), строительство ступы велось в течение трех лет и стоило огромных средств (XXVI. 25).

В настоящем виде диаметр основного объема дагабы у основания равен 51,2 м. Высота ее в древности достигала около 61 м. Гаджабаху I расширил дагабу и обеспечил деньгами приданный ей монастырь. Несмотря на перестройки, основной вид сооружения сохранился. Правда, исчезла надстройка в зените ступы, но полностью уцелел трехъярусный базис. Под ним лежит круглая платформа, и на нее ведут два коротких марша широких ступеней. Основной объем очень внушителен и своеобразен по форме: он лишь слегка суживается кверху и усечен так, что наверху получается широкая плоскость.

4. Вахалькада. Кантакачетия в Михинтале.

У Мирисаветидагабы сохранились вахалькады (илл. 4). Это небольшие ответвления от тройного основания (тримала) ступы. От нижнего кольца трималы к ним ведет короткая лестница, а через них доступ открывается на верхнее кольцо основания ступы. По назначению вахалькады представляли собой род однокамерных часовенок или реликвариев. Они пристраивались с четырех сторон света и представляли собой наиболее богато разработанные декоративные детали окружения ступы, будучи украшены пилястрами, орнаментированными стелами, скульптурными фризами с изображением гениев, музыкантов, животных. Прототип вахалькад усматривают у ступы в Амаравати (Индия, штат Мадрас) II в. Там они служили платформами для пяти свободно стоящих колонн (ариака), являвшихся объектом поклонения.

Открытая в 1934 г. в Михинтале Кантакачетия (см. илл. 4) – один из древнейших архитектурных памятников острова, позволяющий судить о сложении местных скульптурных и архитектурных традиций.

К сожалению, до сих пор нет точных данных о датировке Кантакачетии. Название «Катакачета» упоминается в надписи I в. н. э., обнаруженной недалеко от места, где теперь находится ступа. Это позволяет относить существование ступы к периоду, предшествующему I в. н. э.; в «Махавамсе» (XVI. 12) говорится, что царь Деванампиятисса начал строить 68 каменных пещер около того места, где позже находилась Кантакачетия. Можно предполагать, что основание Кантакачетии произошло примерно во II в. до н. э. или даже раньше (16). По своим размерам эта ступа хотя и меньше высочайших ступ в Анурадхапуре, но все же размеры ее довольно значительные: окружность более 120 м, высота 12 м, а первоначально, как предполагают ученые, достигала 30 м.

————————————————————————————————————————————————————

(16) См.: J. М. Senaveratna, Guide to Mihintale, Colombo, 1952, р. 12.

————————————————————————————————————————————————————

5. Абхаягиридагаба в Анурадхапуре.

Самыми крупными на острове являются дагабы Анурадхапуры – Джетавана и Абхаягири (==илл. 5). Джетаванадагаба, пожалуй, и самая огромная буддийская ступа, которая была построена в странах буддийской культуры. Она больше почти всех египетских пирамид и содержит около двадцати миллионов кубических футов кирпича. Чтобы держать такую тяжесть на почве, под ступой устроен кирпичный фундамент толщиной в 8 м, который в свою очередь покоится на слое бетона.

Джетаванадагаба была построена в пределах монастыря Махавихары в период правления царя Махасены (334- 361 г. н. э.) в качестве дара секте сагалика. Это был период острых столкновений между разными буддийскими сектами, сконцентрировавшимися в двух главных монастырях – Махавихаре и Абхаягири. Сейчас Джетаванадагаба, как и Абхаягири, представляет собой огромный деформированный холм, поросший лесом и несущий в зените массивную квадратную «хатара-котува» и на ней остатки шпиля.

Высота дагабы теперь равна 70,5 м, диаметр основания 113 м. Судя по «Махавамсе», первоначальная высота достигала 122 м.

В настоящее время Джетаванадагаба производит впечатление своими внушительными размерами. Согласно хронике, Джетаванадагаба была создана при царе Валагамбаху около начала нашей эры.

Фа-сянь сообщает легенду, слышанную им от монаха монастыря Абхаягири, что дагаба была построена на месте, где сохранился «отпечаток ступни Будды». Таким образом, ступы Шри Ланка, как и в Индии, имели и мемориальное значение. Ступы, хотя сами по себе и являются простым видом архитектуры, но, представленные в полном комплексе с огражденной платформой, украшенными лестничными маршами и красивыми вахалькадами, могут считаться весьма законченным, гармоничным и интересным комплексом построек. Относительное представление об этом могут дать разве только Руванвелидагаба и Тхупарамадагаба, но и то далеко не в первоначальном виде: ни одна древняя ступа Шри Ланка не осталась пощаженной завоевателями и временем.

Иногда дагабы воздвигались на вершинах холмов или скал, где по сторонам высекались пещеры для статуй Будды или жилья монахов. Если у больших ступ было тройное основание, то у малых оно было только одно. Реликварные камеры были разного размера, и их устраивалось несколько. Нередко одна камера, квадратного плана, помещалась на уровне нижнего кольца трималы, большая – в массиве основного объема ступы и еще одна небольшая, тоже квадратная,- на уровне надстройки (хатара-котува), над зенитом купола. Иногда около главных реликварных камер устраивали побочные. Только наличие в теле ступы священного объекта – реликвии Будды или его статуи – делает ступу «одушевленной», то есть священной. На стенах некоторых камер сохранилась живопись, посвященная событиям из жизни Будды. Кроме того, в стенах делались небольшие ниши, где обычно помещались статуэтки Будды.

Раскопки ранних ступ Шри Ланка обнаружили захоронения в земле с четырех сторон маленьких бронзовых фигурок зверей, символизировавших, как и в Индии, стороны света. Такими животными были: лев – символ севера, лошадь – юга, слон – востока и бык -запада. Иногда статуэтки указанных животных вкладывались вместе с реликвиями во вместилище с девятью отделениями, называвшееся «янтрагхара», и ставились под камнем основания.

Ступы в поздний период Анурадхапуры уже не были так грандиозны, как высочайшие дагабы, воздвигнутые ранее, при Дуттхагамани или Махасене. Большинство ступ в период VIII-IX вв. было небольшого размера. В целом общий план постройки ступ сохранился, но появились и нововведения. Раньше основания грандиозных ступ были, как правило, круглыми, теперь же они воздвигались на платформе прямоугольной формы. Появились и особые ворота, широкие входы с лестницами, специальные дорожки для процессий, по которым обходили ступу верующие (17).

————————————————————————————————————————————————————

(17) См.: «History of Ceylon «, р. 396.

——————————— —————————————————————————————————————————

8. Амбаттхалатхупа в Михинтале.

Камень почти полностью заменил дерево в строительстве колонн. Ранние ступы для защиты от климатического воздействия снабжались навесом в виде купола на столбах, превращающим постройку в храм типа вата-да-ге. Под этой защитой находилась ступа, статуи Будды и алтари для приношения им цветов. Перекрытие вата-да-ге покоилось на концентрических рядах столбов, на капители которых клались деревянные балки. Оно, очевидно, не могло быть иной формы, чем куполообразное, и делалось на деревянных резных стропилах. Каменные столбы сохранились у Медиригиридагабы и Тхупарамадагабы.

Вата-да-ге вокруг ступы в Медиригирии – один из лучших, «классических» образцов этого рода архитектуры древней эпохи. Его руины открыл в 1897 г. X. Белл и впервые опубликовал, назвав «архитектурной жемчужиной».

Под одним из столбов археологи обнаружили заложенную туда при строительстве тонкую золотую пластинку. На ней выгравирован буддийский текст шрифтом, применявшимся в VII в. Эту дату подтверждают и хроники: они сообщают, что этот «круглый храм» построен в царствование Аггабодхи IV, то есть в VII в.

Здесь, как обычно, основой «круглого храма» (вата-да-ге) является ступа. Ее диаметр равен 7,9 м, а всего храма- 19,2 м. Ступа окружена тремя концентрическими рядами восьмиугольных каменных столбов со слегка вогнутыми гранями. Их высота от центра к окружности понижается, и это указывает, что их назначением было нести перекрытие купольной формы. Во внутреннем кольце они имеют высоту 5,2 м с капителью, во втором ряду – 4,9 м, а в наружном кольце – 2,4 м. Внутреннее кольцо, состоящее из 16 столбов, тесно охватывает ступу, отступая от него всего на 0,52 м. Второй ряд – из 20 столбов -отступает от первого на 1,9 м. В наружном ряду 32 столба, отстоящих на 4,4 м от второго кольца. Капители столбов подобны таковым у Тхупарамадагабы в Анурадхапуре.

Между вторым и третьим от центра рядами столбов проходит кирпичная стена, которая первоначально была выше столбов наружного кольца. В ней имеются четыре входа, ориентированных на стороны света. В одной линии с наружным рядом столбов сделана еще одна (низкая) ограда. Такое же устройство повторяется у вата-да-ге в Полоннаруве XII в. На этой наружной стене вырезан узор, изображающий ограду вроде «ведики» у Большой ступы в Санчи (Индия) III-II вв. до н. э.; у полоннарувского круглого храма узор на стене иной.

От основания ступы по четырем сторонам отходят постаменты (асана), на которые поставлены четыре огромные статуи Будды, сидящего в позе размышления, лицом к четырем входам: с севера, юга, востока и запада. Купольное перекрытие, поддерживаемое столбами и упомянутой кирпичной стеной, вначале было деревянное, а затем исчезло, как и у всех построек Анурадхапуры, Полоннарувы и других мест. Вход в этот «круглый храм» в Медиригирии ведет с северной стороны по двухмаршевой лестнице монументального вида и состоящей из 27 каменных ступеней.

Храм типичен для этого вида островной архитектуры, хотя и отличается некоторым своеобразием. По пропорциональности и архитектурно-художественным качествам с вата-да-ге в Медиригирии может сравниться только «круглый храм» в Полоннаруве.

Меньших размеров «круглый храм» сохранился в Анурадхапуре, называемый Ланкарама (позже термином «вата-да-ге» стали называть вообще круглые постройки в виде ограды, с низкими, иногда тростниковыми, стенками, делавшейся вокруг ступы или какого-нибудь другого объекта).

Вата-да-ге являлся особым видом «дома останков» (дхатугхара). В хрониках сообщается о постройке «дома останков» в монастыре Абхаягири при царе Махасене. Их число постепенно увеличивалось.

Среди буддистов почитались как останки праха Будды, так и его учеников и верных последователей. Наиболее священными на Шри Ланка считались зуб Будды, его волосы, личные вещи (его горшок для подаяний).

Согласно преданию, при Киттисиримегхаване (Киртишримегхаварне), правившем в VI в., на Шри Ланка из Индии была привезена реликвия зуба и помещена в здание Дхаммачакка («Колесо Закона»), построенное еще при Деванампиятиссе и называемое в настоящее время «домом реликвии зуба».

Агбо I украсил храм драгоценными камнями. Он был сожжен при вторжении войск южноиндиискои династии Чолов и восстановлен Махиндой IV. Сейчас от храма остались только квадратные в сечении столбы, стоящие на невысокой платформе. Культ зуба был связан с махаянистскими сектами острова.

Согласно «Махавамсе» (39. 50-51), священные останки волос (кесадхату) Будды были принесены на остров в период правления Моггалланы I (496-513 гг. н. э.). На Шри Ланка господствовала хинаяна, с которой связано большинство культовых построек, но встречаются также и постройки, связанные с махаяной. Например, Индикатусая дагаба в Михинтале. Около нее откопаны медные пластинки с надписями, взывающими к праджнапарамитам – принципам высшей духовной мудрости, культ которых был связан с махаяной. Ступа эта датируется по характеру шрифта надписей VIII в. Китайский буддийский паломник VII в. Сюаньцзан упоминает виденную в Анурадхапуре общину последователей школы махаяны.

Говоря о монастырском комплексе периода Анурадхапуры, следует сказать и о «доме образа» (патимагеха, патимагхара), специальном здании, где устанавливалось изображение Будды. В первый период появления буддизма на острове «домов образа» еще не существовало, так как не развился культ поклонения Будде и не было его скульптурных изображений. Интересно, что в «Махавамсе» (глава XV) при изложении предложенного Махиндой плана строительства монастыря Махавихары ничего не говорится о «доме образа», хотя отмечены и ступа, и дерево Бодхи, и т. д.

Судя по хроникам и запискам Фа-сяня, в V в. «дома образа» уже существовали. В период же Полоннарувы «дома образа» становятся одной из важнейших частей монастырского комплекса.

Другим видом архитектуры были храмы дерева Бодхи (дерева Бо, из породы пипала, под одним из которых в Бодх-Гае, по преданию, сидел Будда в размышлении, когда его озарило просветление). Сейчас на Шри Ланка дерево Бодхи составляет часть каждого буддийского монастыря. Как и в древности, ему поклоняются верующие буддисты.

После Деванампиятиссы многие правители острова заботились о сохранении священного дерева, и об этом мы встречаем многочисленные сообщения в «Махавамсе».

Впоследствии дерево Бодхи стали сажать и в других религиозных центрах Шри Ланка и класть под ним трон победы – плиту (ваджирасана) в память места, где сидел Будда в Бодх-Гае. На эти плиты стали ставить статую Будды. Вокруг дерева, статуи и других объектов делались ограды со специальным входом: такое сооружение называлось бодхигхара («дом Бодхи»).

В хрониках имеются указания на строительство «дома дерева Бодхи»; сообщается, например, что царь Махасена построил бодхигхару в известном монастыре Абхаягири. Судя по материалам хроник, бодхигхара и в древности представляла собой ограду вокруг дерева Бодхи, защищавшую только часть дерева. Крыши это строение, как правило, не имело. Четыре специальных входа к воротам (торана) вели к месту, где стояло дерево. Кроме того, устраивалась каменная платформа (веди), на которой верующие поклонялись священному дереву. Любопытное сообщение имеется в «Махавамсе» (37.31) о том, что при царе Махасене две бронзовые статуи Будды были поставлены в «храме дерева Бодхи». Интересная бодхигхара сохранилась в деревне Нилакгаме (округ Курунегала). Массивная стена квадратного плана, несколько выше человеческого роста, окружает открытый дворик. В него ведут несколько ступеней и крытый вход.

Развился и культ отдельного почитания трона Будды, когда каменная плита клалась не под дерево Бодхи, а самостоятельно. Над ней устраивалось нечто вроде вата-да-ге, и такое сооружение в целом называлось «асанагхара» («дом трона»). Иногда асанагхары бывали не круглыми, а прямоугольными в плане. В двух местах от них сохранились остатки: в Пулукунаве (округ Баттикалоа) и в Катуваннаве (округ Курунегала), где уцелели каменные столбы вокруг лежащей плиты.

В монастырском комплексе важное место принадлежало «дому упосатхи» (упосатхагхара). В известном монастыре Махавихаре была построена Лохапасада – «медный дворец», служивший «домом упосатхи». Сейчас с этим сооружением связывают 1600 гранитных колонн, которые сохранились в Анурадхапуре недалеко от священного дерева Бодхи.

В «Махавамсе» сохранилось довольно подробное описание Лохапасады, построенной, по традиции, при царе Дуттхагамани. Согласно хронике, размеры стен были одинаковыми со всех четырех сторон (100 локтей с каждой стороны), такова же была их высота. Хроника указывает, что «здание было в девять этажей и в каждом сто комнат с окнами. Все комнаты были выложены серебром, а их коралловые «ведики» украшены различными драгоценными камнями, благодаря которым искрились цветы лотоса на ведиках. «Махавамса» следующим образом описывает постройку: «Окруженный прекрасной оградой с четырьмя воротами пасада сиял в своем великолепии, как зал 33-х [божеств] в небесах. Весь пасада был покрыт пластинками меди и отсюда его имя – «медный дворец» (41, 42). Однако на основании «Махавамсы» можно заключить, что Лохапасада был не дворцом, а домом упосатхи, где во время церемонии в девяти этажах находились монахи, размещенные согласно степени их духовного положения и религиозной «святости».

Большая часть постройки была из дерева, с орнаментом, инкрустированным драгоценными камнями и слоновой костью. Этот непрочный материал стал добычей огня во времена царствования Саддхатиссы. Позже он восстановил постройку, но ограничил ее семью этажами. В IV в. н. э. «медный дворец» опять сгорел и вновь был отстроен, но имел уже пять этажей.

Сопоставляя сведения «Махавамсы» с тем, что установлено археологическими исследованиями остатков здания, можно восстановить следующий облик постройки. Девять этажей монастыря суживались кверху, образуя ступенчато-пирамидальное строение. Крыши были из терракотовой черепицы в форме деревянной дранки, но вершина здания увенчивалась куполом, покрытым золоченой бронзой. Общая высота «медного дворца» достигала примерно 37 м.

Археологи считают, что прототипом его мог служить скальный монолит Дхармараджаратха в Махабалипураме (Индия, штат Мадрас). Этот храмик представляет собой в миниатюре схему большого деревянного буддийского монастыря, где уменьшающиеся кверху этажи обнесены круговыми рядами келий, а на вершине возвышается купол. Столбы нижнего этажа – остатки от обширного гипостильного зала, где монахи и проповедники собирались для общих церемоний. Позднебуддийская традиция сообщает, что нижний этаж служил залом для проповедей. В каждом из следующих этажей находились ряды монашеских келий, доступ к которым открывался из внутреннего центрального «двора» (большого зала) или из узких проходов. Задние стенки келий образовывали наружные контуры монастыря.

Постройка была окончательно разрушена при вторжении войск правителей Южной Индии династии Чолов в XI в. Затем она была восстановлена, судя по «Махавамсе», при Паракрамабаху Великом (1153-1186). При этом хроника впервые упоминает о 1600 колоннах.

В настоящее время мы видим очень тесно поставленные колонны разного типа, представляющие собой пестрое сборище сооружений позднего времени; некоторые из колонн отесаны очень грубо и, очевидно, первоначально служили для укрепления кирпичных или глиняных стен, некоторые имели, вероятно, капители, так как сохранился шип для их присадки. Среди колонн есть и такие, которые поставлены кверху своими грубо обработанными основаниями. Отесанные колонны археологи датируют периодом между V и X вв. Явно, что колонны были собраны отовсюду, и даже камни в основании здания были взяты из различных, более древних построек.

В целом постройки, связанные с монастырскими комплексами, дагабами и прочими культовыми сооружениями, были многочисленны и разнообразны. К сожалению, несмотря на свидетельства хроник, остатки архитектуры и археологические раскопки, восстановить начальный облик этих построек – задача сложная и часто невыполнимая (18).

————————————————————————————————————————————————————

(18) См.: V. А. Smith, A History of Fine Art in India and Ceylon, 2 ed, Oxford, 1930.

————————————————————————————————————————————————————

7. Каменная ваза у купальни

Кроме чисто религиозных построек в эпоху Анурадхапуры существовало и большое число сооружений гражданского характера. Прежде всего это царский дворец в Анурадхапуре и связанные с ним постройки.

Из письменных источников можно предположить, что царский дворец первоначально, до передачи парка Махамегха буддийской сангхе, находился на территории этого парка. Ученые, однако, до сих пор не пришли к единому мнению о локализации царского дворца. Различные правители строили себе дворцы в разных частях огромного города, но хроники, к сожалению, не оставили их подробных описаний. В результате археологических раскопок, проведенных под руководством С. Паранавитаны, во внутреннем городе были открыты остатки строения, которые ученый склонен идентифицировать с остатками дворца царя Виджаябаху I (1059-1114).

План раскопанного дворца напоминает дворец царя Паракрамабаху в Полоннаруве. Даже остатки позволяют говорить о том, что дворец состоял из нескольких этажей; центральное пространное помещение было окружено большим числом комнат и подсобных помещений. Стены главного строения были покрыты штукатуркой и раскрашены. Перед входом открыт короткий лестничный марш с широкими ступенями. По сторонам две стелы с горельефными фигурами «стражей врат».

Недалеко от дворца было открыто строение, служившее залом общей трапезы для буддийских монахов, которые получали здесь пищу в качестве подношений из царского дворца. О существовании такого зала упоминал в своих дневниках Фа-сянь.

Среди гражданских построек уцелели остатки строения, известного как дворец царицы (бисомалигая). Весь комплекс состоял из пяти строений – в центре основное здание и по четырем сторонам небольшие помещения. Сохранилось несколько колонн, которые, возможно, поддерживали деревянную крышу.

Одним из замечательных достижений ранней островной архитектуры является дворец царя Кассапы I, построенный в конце V в. на вершине огромной скалы в Сигирии. Это целый комплекс построек, в том числе серия оборонительных сооружений, окружающих скальный город внизу (ров, мощные каменные стены), каменные лестницы, ведущие наверх, и тщательно укрепленные многочисленные постройки наверху, свидетельствующие о продуманном плане строительства. Наряду с царской цитаделью на высоте в 183 м были разбиты парки, сделаны специальные террасы, вырыты водоемы. Всемирно известные фрески Сигирии выполнены на отполированной стене, получившей название «зеркальной» (на самом деле это не так: фрески расположены на вертикальной поверхности скалы, а «зеркальная стена» – это внутренняя (обращенная к скале) стенка высокого парапета, сооруженного по наружному краю дорожки идущей вдоль рисунковприм. shus).

Анурадхапура просуществовала фактически до XI в. – до нашествия войск чольских царей, которые разорили многие памятники архитектуры и искусства. Сингальские правители и после этого производили реставрацию памятников старой столицы, но она уже никогда не могла восстановить свою былую славу процветающего города.

Pages: 1 2

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));