♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Введение

Тюляев С. И., Бонгард-Левин Г. М.

«Искусство Шри Ланка»

Искусство Шри-Ланка по праву занимает одно из почетных мест в искусстве Востока, а многие его памятники составляют золотой фонд мировой культуры. Уже в эпоху далекой древности Шри-Ланка, эта жемчужина Азии, был хорошо известен и в античном мире и на Дальнем Востоке. О богатстве Тапробана знали воины Александра Македонского, а римские торговцы вели с островом оживленную торговлю. В период средневековья слава о « львином острове» разносилась по многим странам Ближнего Востока.

В новое время, уже в XVI в., португальцы первыми из европейцев приступили к захвату острова. Более четырехсот лет Шри Ланка находился под властью европейских колонизаторов. Пришла в упадок замечательная древняя культура его народа, были разрушены и фактически погибли многие замечательные памятники архитектуры, скульптуры, живописи. И лишь с 1948 г., когда Шри Ланка после длительной борьбы за независимость стал самостоятельным государством, начался новый этап в истории страны, возрождение лучших традиций национальной культуры, самобытного искусства.

Развитие искусства Шри Ланка неразрывно связано с основными этапами исторического и культурного развития острова (1). Наиболее известные памятники местного искусства относятся к древнему и средневековому периодам истории острова, но они, к сожалению, сохранились в своем большинстве во фрагментарном состоянии.

————————————————————————————————————————————————————

(1) См.: «History of Ceylon», VOL. I, pt 1, University of Ceylon, 1959.

————————————————————————————————————————————————————

Древнейшие археологические находки на острове относятся к эпохе каменного века. Они условно могут быть связаны с древнейшими обитателями острова – предками современных веддов, – которые населяли Шри Ланка задолго до прихода туда индоарийских племен из Индии.

Эти племена, проникшие на остров примерно в I тыс. до н. э., принесли с собой индоарийский язык, многие черты культуры Индии. Постепенно индоарийские племена вступали в контакт с местным населением, передавали им свою культуру и в то же время воспринимали черты местной доиндоарийской культуры.

В V-IV вв. до н. э. на Шри Ланка существовали племенные союзы и проходил интенсивный процесс создания государств. В III в. до н. э. при царе Деванампиятиссе было создано сильное государство со столицей в Анурадхапуре, которое объединило в единое целое многие области острова. С царем Деванампиятиссой индийская и местная традиции связывают утверждение на острове буддизма. Согласно древним хроникам «Дипавамсе» (IV в. н. э.) и «Махавамсе» (V в. н. э.), сын индийского царя Ашоки Махинда прибыл на Шри Ланка со специальной буддийской миссией и вскоре обратил в новую религию царя и его приближенных. Число буддистов стало быстро расти. По сведениям хроник, при Деванампиятиссе в Анурадхапуре была построена первая буддийская ступа – Тхупарамадагаба, куда были положены останки тела Будды. С этим периодом традиция связывает перенесение на остров ветви дерева Бодхи, под которым Будда достиг, согласно традиции, просветления.

Проникновение буддизма явилось важным событием в культурной жизни острова, оказавшим большое влияние и на развитие национального искусства (2). Большинство памятников архитектуры, скульптуры и живописи древнего и средневекового периодов – периодов расцвета на острове буддизма -являются буддийскими, выполненными в русле художественных традиций буддийских школ.

————————————————————————————————————————————————————

(2) Подробнее см.: Wallpola Rahula, History of Buddhism in Ceylon, Co1ombo, 1956; Е. С. Семека, История буддизма на Цейлоне, М., 1969.

————————————————————————————————————————————————————

Буддийские монахи, которые утвердили на Шри Ланка это учение, принадлежали к хинаяне («малой колеснице») – одному из двух основных направлений буддизма. Местный буддизм известен и как буддизм тхеравады («учение старейших»), так как буддисты Шри Ланка считали себя приверженцами учения наиболее близкого к доктрине самого Будды.

При преемниках Деванампиятиссы еще больше возросла роль буддизма и буддийской общины. Судя по хроникам, в III-II вв. до н. э. было воздвигнуто много буддийских монастырей, в том числе и на юге острова. Особый расцвет буддийского искусства связывается с периодом правления Дуттхагамани (I в. до н. э.). Традиция относит к этому времени строительство известной Махатхупы (« Великой ступы») в Анурадхапуре и девятиэтажного «медного дворца». С именем Дуттхагамани связывается также развитие буддийской и светской скульптуры.

После правления Дуттхагамани сингалам пришлось столкнуться с царями южноиндийской династии Пандья, которые не только не были последователями буддизма, но и выступали против него.

В самом конце I в. до н. э. и первых веках нашей эры возникли первые серьезные столкновения среди буддийских монахов. В основе этих разногласий лежали догматические вопросы, связанные, как справедливо отмечают исследователи, с проникновением учения махаяны (в хрониках еретическая секта называется ветульявада, последователи которой были махаянистами). Махаянисты укрепились в основном в монастыре Абхаягири, а Махавихара продолжала быть главным оплотом тхеравадинов.

В истории буддизма очень рано наметились различные течения и школы. Уже первые буддийские соборы, состоявшиеся в Северной Индии, выявили разные толкования многих положений буддийской доктрины. К III в. до н. э. оформились два основных направления – стхавиравадины и махасангхики (последние выступали за более либеральные правила). Второе направление явилось, очевидно, основой учения махаяны (« большая колесница», широкий путь), сторонники которого стали отличать себя от последователей хинаяны. Термин « хинаяна» (« малая колесница», узкий путь) встречается в буддийских источниках не очень часто, им обозначались сторонники так называемого ортодоксального направления – стхавиравадины, или тхеравадины – «последователи учения старейших».

Махаянисты не считали хинаяну враждебным учением. Они рассматривали ее как доктрину, недостаточно подходящую для широкого распространения буддийских идей, как слишком индивидуалистическую. Согласно учению хинаяны, каждый верующий должен был думать о личном спасении и достижении индивидуального просветления и нирваны, махаяна же заявляла о сострадании и помощи всем живым существам, независимо от их личных качеств. Махаянисты рассматривали свое учение как возрождение подлинного учения Будды, которое хинаянисты (вибхаджавадины и тхеравадины) будто бы убивали своим узким эгоизмом и индивидуализмом. Поэтому они называли свое учение «широким путем», подчеркивая широту трактовки идеи «спасения» и широкий охват приверженцев буддийского учения.

Одним из важнейших в доктрине махаяны является учение о бодхисаттве. Понятие бодхисаттвы было и в хинаяне, особенно в поздних школах (бодхисаттвой считался Гаутама Шакьямуни до его просветления, то есть до того как он стал Буддой), но в махаяне культ бодхисаттв приобрел особое значение. Бодхисаттва, то есть существо, обладающее способностью стать буддой, приближающееся к достижению нирваны, но из великого сострадания к другим существам и всему миру отказывающееся вступить в нирвану. Бодхисаттва – высший идеал человека, по учению махаяны, который посвятил себя служению другим людям, помогая всем достигнуть нирваны. В махаяне бодхисаттва заменяет хинаянистский идеал – достижение архатства (архат – святой человек). Если по учению раннего буддизма (в том числе тхеравадинов) нирваны могли достичь только монахи, полностью порвавшие с мирской жизнью, то согласно махаяне высшее спасение было доступно и немонахам – мирянам.

Совершенно иной была в махаяне трактовка образа основателя учения – Будды и самого понятия «будда». Если в школах хинаяны Будда считался реальным историческим лицом, объясняющим верующим пути и способы «спасения», то в махаяне Будда рассматривался как всевышнее абсолютное существо, как первооснова всего макрокосмоса, приобретая тем самым особое религиозное и даже божественное содержание.

В махаяне будды и бодхисаттвы становятся объектом почитания, особое значение приобрели ритуал и обрядность. В буддийском искусстве первых веков нашей эры появляется образ Будды в облике человека и «высшего существа». Будда становится объектом божественного поклонения.

Проникновение идей махаяны на остров оказало заметное влияние на местное искусство, и прежде всего на характер буддийских памятников архитектуры и скульптуры.

Особо напряженный характер борьба между различными монастырями и сектами приняла в IV в. н. э., в период правления известного в истории Шри Ланка царя Махасены. При его наследнике из Индии была доставлена реликвия зуба Будды. Затем наступил период нового укрепления буддизма, построены многие архитектурные памятники. В правление Маханамы прибывший из Индии известный ученый-монах Буддхагхоша составил комментарий к палийскому канону.

В V в. при царе Дхатусене шло интенсивное строительство буддийских храмов и ступ, статуй Будды.

Однако борьба между сектами тхеравадинов и махаянистов не прекращалась в течение ряда последующих столетий. Из Индии на остров прибывали приверженцы махаянских сект, которые пытались распространить здесь свое влияние.

Упадок буддизма в Индии в VIII-IX вв. сказался и на положении буддизма в Шри Ланка. Антибуддийская и проиндуистская политика южноиндийских династий, которым удавалось на время захватить власть на острове, также была одной из причин постепенного упадка буддизма на нем.

Значительная роль индуизма была связана с постоянными контактами острова с Южной Индией. Вместе с тамильским населением на Шри Ланка проникали южноиндийская культура и религиозные верования – шиваизм и вишнуизм. Некоторые данные указывают на то, что элементы индуистского культа существовали на Шри Ланка еще до проникновения буддизма (3), но о значительном распространении индуизма можно говорить после IV-V вв. н. э., когда на острове правили династии из Южной Индии (4). Особенно усилилось влияние индуизма (шиваизма) в период правления династии Чолов (X-XI вв.), когда строились крупные индуистские храмы (девале) в Полоннаруве и других местах. Памятники буддизма в это время разрушались.

Многовековые контакты Шри Ланка с Индией ясно отразились на памятниках искусства (5). Местная архитектура и скульптура классического периода – так называемого периода Анурадхапуры – несут на себе явное влияние художественных традиций индийских школ Амаравати, Паллавов, Гуптов и Пала, а живопись Сигирии – некоторые черты школ Андхры и Аджанты.

————————————————————————————————————————————————————

(3) См.: J. Cаrtman, Hinduism in Ceylon, Colombo, 1957.

(4) Согласно местным хроникам, еще до нашей эры несколько раджей из Южной Индии правили в Анурадхапуре..

(5) См.: Ananda K. Coomaraswamy, History of Indian and Indonesian Art, London, 1927.

————————————————————————————————————————————————————

В период правления Чолов Анурадхапура – столица сингальского государства, важный центр культуры – фактически пришла в упадок. Вскоре была основана новая столица в Полоннаруве. Здесь царь Виджаябаху I построил много буддийских памятников, в том числе Ата-да-ге (храм реликвии зуба Будды).

Одним из известнейших правителей средневекового Шри Ланка был Паракрамабаху I, который старался возродить величие буддизма и буддийской культуры. Вместе с тем влияние индуизма было в это время уже весьма значительно, и Паракрамабаху вынужден был проводить политику веротерпимости. С именем Паракрамабаху связано строительство в Полоннаруве значительного числа памятников архитектуры и скульптуры.

Политическое единство сохранилось и при преемнике Паракрамабаху Нишшанкамалле, что способствовало строительной деятельности. В то время были построены в Полоннаруве Хата-да-ге, Ранкот Вихара и, возможно, знаменитый «Круглый храм» – Вата-да-ге. О строительной деятельности царя рассказывают не только хроники, но и «каменная книга» – огромная надпись на камне в Полоннаруве.

В XIII в. сильный удар по сингальскому буддизму и сингальской культуре был нанесен армией царя Магха, которая вторглась на остров из Южной Индии. В это время были разрушены многие монастыри, ступы, памятники скульптуры. Сингальским царям удалось вновь добиться независимости, но возродить былое великолепие памятников культуры они уже не могли. Под давлением южноиндийских династий сингальские правители вынуждены были оставить Полоннаруву и обосноваться на юге острова.

Новое усиление индуизма было связано с созданием сильного государства на полуострове Джафна. Затем Шри Ланка в течение некоторого времени находился под властью южноиндийской династии Пандья, оказывавшей особое покровительство шиваизму.

В период правления Пандьев на острове были построены шиваистские храмы, например, знаменитый Шива Девале № 1 в Полоннаруве, относящийся к XIII в., с чертами влияния южноиндийской архитектуры периода Пандьев.

В XIII-XV вв. Шри Ланка уже не представлял единого государственного объединения; политическое единство было нарушено, страна распалась на ряд небольших царств и княжеств. Особенно сильными были государства со столицами в Канди (Кандийское) и в Котте (государство Котте, на юго-западе острова).

В XV в. Паракрамабаху V на время добился политического единства, но вскоре оно было нарушено и вновь обрели самостоятельность несколько государственных объединений. В начале XVI в. на острове появились португальцы, открывшие эру колониального порабощения Шри Ланка европейцами.

В течение длительного времени лишь государству Канди удавалось сохранять свою независимость, ведя с португальцами ожесточенные войны. В этот период оно было центром сингальской культуры и лидером борьбы с европейскими колонизаторами. Кандийское государство объединяло значительную территорию острова. Все попытки португальцев навсегда овладеть Канди окончились неудачей. В 1633 г. по мирному договору португальцы вынуждены были признать независимость Кандинского государства.

В XVII в. на Шри Ланка проникают голландцы, которые в 1658 г. захватили Коломбо и стали правителями тех областей, где раньше господствовали португальцы. Власть голландцев распространилась преимущественно на области вдоль побережья. Несмотря на огромное желание голландцев захватить государство Канди, им, однако, это не удалось. Во второй половине XVIII в. в борьбу за Шри Ланка активно включаются Англия и Франция. В 1796 г. англичане одержали решительную победу над голландцами и захватили Коломбо.

Вплоть до 1815 г. упорно боролось за свою независимость государство Канди, но в конце концов английским войскам удалось одержать победу. С этого периода до 1948 г. Шри Ланка был колонией Англии. Англичане насаждали христианство и боролись с буддизмом. Еще более жестокую антибуддийскую политику проводили голландцы, которые разрушали монастыри и памятники буддийского искусства. Все годы колониального господства англичан были отмечены борьбой сингальского народа за независимость, за возрождение и сохранение своей национальной культуры.

Новая эпоха в развитии национальной культуры началась после того, как Шри Ланка добился независимости.

Сейчас прогрессивное правительство Сиримаве Бандаранаике уделяет большое внимание вопросам национальной культуры, образования, искусства. Местные ученые ведут интенсивные археологические работы и реставрацию древних памятников искусства.

К настоящему времени накоплен большой научный материал по искусству Шри Ланка (преимущественно древнего и средневекового периодов), изучены многие архитектурные комплексы и памятники скульптуры и живописи. Это дает возможность проследить основные процессы развития искусства, выявить его особенности и своеобразие.

Древняя и средневековая художественная культура Шри Ланка занимает одно из видных мест среди великих цивилизаций Востока. Происхождение искусства на этом острове самобытно, его истоки теряются в глубине тысячелетий. За последние двадцать два века известной нам истории островного искусства оно носило родственные черты с искусством Индии, но в целом всегда сохраняло своеобразие. Искусство Шри Ланка внесло заметный вклад в мировую сокровищницу культуры.

Расцвет искусства на Шри Ланка падает на период с III в. до н. э. по XIII-XIV вв. н. э. Рубежом между древней и средневековой художественной культурой на острове считают VIII в. н. э.

Большинство памятников древнего и средневекового искусства Шри Ланка было связано с буддизмом, и многие исследователи ввели даже специальный термин для характеристики этого искусства – «буддийское искусство», хотя это понятие довольно условно. Прежде всего памятники цейлонского искусства не сводились только к памятникам буддийским. Очень важную роль играли гражданская архитектура, светские скульптура и живопись, памятники небуддийские по своему содержанию. Кроме того, в самом «буддийском искусстве» встречается значительное число светских сюжетов, чисто бытовых сцен, многочисленные изображения животного и растительного мира.

С распространением буддизма древние народные верования (например, в духов плодородия природы – якши, макара и т. п.) продолжали по-прежнему существовать и вошли в изобразительную традицию, связанную с буддизмом. Во-вторых, жизнь Будды и легенды о его прежних воплощениях, составившие основу буддийских рассказов – джатак, неразрывно связаны с окружающей жизнью, с бытом тех времен. Эта повествовательная канва была широко использована художниками, изображавшими все события, связанные с жизнью Будды, на материале современной им обстановки.

Поэтому скульпторы и художники, ремесленники и архитекторы любой буддийский сюжет наполняли живым народным содержанием. По существу, буддийское искусство Шри Ланка оставалось в своей основе народным. Искусство Шри Ланка, особенно живопись, дает незаменимый материал для изучения быта, обычаев, традиций и этнических типов древнего населения острова.

Древнее и средневековое искусство Шри Ланка является неотъемлемой частью богатейшей духовной и материальной культуры его народа.

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));