shus 2011
18-23 октября 2010
Часть III «Чунцин (Дацзу), Лэшань, Ченду»
Чунцин (Дацзу) – Лэшань (Гигантский Будда) – Ченду (Центр разведения панд)
7. Чунцин (Дацзу) (18-20 октября 2010 г.)
(Скальные скульптуры Дацзу (кит. Dazu Shike, англ. Dazu Rock Carvings)
см. также статьи в категории Дацзу (Dazu)
1. Чунцин
Утром на автобусе добрались до аэропорта в Сиане (летим в Чунцин самолетом, т.к. на поезде слишком долго).
С авиаперелетом все как обычно: хороший аэропорт; регистрация, посадка – все во время. Единственно контроль показался более строгим и самолет был необычный: большой MD-90 (такой видел в первый и пока последний раз).
До города от аэропорта ходят автобусы (25 ю, время в пути около 50 минут). Автобус останавливается не на автостанции (она ближе к въезду на полуостров), а в центре, в каком-то переулочке. От него до отеля добрались на такси за 10 ю.
Отель понравился, особенно тем, мы жили на 25-ом этаже (для Чунцина это оптимально – виды открываются просто великолепные).
Дело в том, что собственно Чунцин – удивительный город. Он расположен на длинном (километров пять) холмистом полуострове в месте впадения реки Цзялин в Янцзы. В городе нет велосипедистов – очень крутые подъемы и спуски, и очень много высотных домов.
На фотографиях с высоты птичьего полета город город необычен и красив, хотя «изнутри» нам он совсем не глянулся.
Наверное проблема в том, что полуостров массово застроен серыми «советскими» многоэтажками, и то, что их повсеместно ломают (или перестраивают) и возводят современные здания, только позволяет надеяться, что когда-нибудь здесь будет ультрасовременный город. А пока все выглядит так себе («выручет» ландшафт).
В Чунцине задерживаться не планировали (хотя в окрестностях есть что посмотреть), поэтому во второй половине дня просто погуляли по городу: пешком до центра (Памятника освобождения) и вокруг него, а вернулись в отель уже по темноте на такси.
Вечером спустился на ресепшен и взялся терзать девченок вопросами, как лучше добраться до Дацзу. Пытку английским они терпели недолго и почти сразу позвали англоговорящего мужика. Я не понял его чин и какое отношение он имеет к отелю, но вел себя он деловито и поговорили мы очень душевно.
Вопрос о легковом авто минут через пятнадцать-двадцать отпал: ниже 170 долларов за полный день (начиналось с 230) цена не опускалась (наверно где-то так оно и есть). Все остальное, в том числе и как добраться из Чунцина до Лэшаня, мужик объяснил мне очень толково и подробно.
Заполнив блокнот очередными иероглифами с названиями автовокзалов, отеля и Дацзу, я отправился отдыхать – завтра длинный день и долгая дорога.
2. Дацзу
Встали рано, позавтракали (лучший завтрак за все время: все свежесваренное, а не вчерашнее разогретое) и в полвосьмого уже были на автовокзале (такси 10 ю). Почти без заморочек купили билеты до Дацзу (51 ю) на 8.00.
К слову сказать, автовокзалов в Чунцине четыре. Автобус до Дацзу ходит с Caiyuanba Bus Station, который находится в начале полуострова (ближе к южному берегу) рядом с одноименной ж.д. станцией.
Время в пути примерно 2 ч. 20 мин., посадка по местам, указанным в билетах. Дорога нескучная – виды за окном довольно живописные и постоянно меняются: сначала Чунчин и пригороды, потом автострада, а примерно через 30-40 минут автобус поворачивает на север уже в сам уезд Дацзу (здесь местами уже просто красиво).
Сам Дацзу в старой части производит какое-то «курортное» впечатление: тихо, чисто, зелено, какие-то непривычные деревья (еще и цветут), народ уже совсем «китайский», да еще и по площади ходят тетеньки в национальном с корзинами ярких фруктов на коромыслах и пытаются вежливо их продать.
Нам нужно было перебраться на местную автостанцию (от нее ходит автобус на Баодиншань) и мы взяли такси.
Через пять минут с веселым смехом приехали – это рядом, через речку, минут 10 пешего ходу. На вопрос: «Сколько?» мужик только развел руками. Дал 5 ю, еще посмеялись, пожали руки и пошли покупать билеты.
Локал-басы – это почти всегда засада и здесь мы только добавили статистики к этому правилу.
На 11.00 купили билеты до Баодиншаня (4 ю, примерно 15 км), сели в чистый пустой автобус, немного отъехали и встали на каком-то шумном пятачке собирать пассажиров. С полчаса простояли, пока не набился полный автобус и всякие коробки, сумки и тяпки перестали вмещаться в проход, а потом за 20 минут (с остановками) доехали до Баодиншаня.
Вышли из автобуса – площадь, ларьки, лотки и ни одного указателя на английском, куда идти – непонятно. Выбрали праздных с виду китайцев и двинулись за ними. Через пять-десять минут вышли к стоянке гольфкаров. Поддавшись на провокацию (все грузились на гольфкары), заплатили 20 ю(2х10) и через несколько минут были у тикет-офиса (обратно шли пешком: 10 мин. прогулочным шагом).
В тикет-офисе предлагают на выбор разные билеты: только Баодиншань, Баодиншань-Бейшань и еще какие-то варианты. Комплексные билеты дают экономию 20-30 ю.
Купили билеты «Баодиншань-Бейшань» 170 ю х 2 = 340ю ~ $50. Заплатил не вздрогнув – уже смирился с китайскими ценами, утешая себя тем, что мировое наследие бесценно.
3. Баодиншань(Baodingshan)
Как уже говорилось, Баодиншань находится примерно в 15 км к северо-востоку от Дацзу.
Баодиншань – это общеупотребительное и туристическое название места по имени находящейся рядом горы, а собственное название самого знаменитого скального скульптурного комплекса – Дафовань (Dafowan).
Он входит в состав находящегося у горы Баодиншань буддистского монастыря Шеншоу (Shengshou Si) и расположен слева от самого монастыря в узкой U-образной живописной зеленой ложбине длинной около 500 м.
Практически весь комплекс был создан в период с 1174 по 1252 по единому проекту одного человека: буддистского монаха Чжао Чжифэна, под руководством которого в скальном утесе было высечено огромное наглядное пособие, несущее идею сосуществования различных школ и религий в одном обществе и государстве.
Место действительно уникальное: и по истории создания, и по заложенной идее, и по составу и по общей зрелищности (в этом компоненте Дафовань сравнивать просто не с чем).
Во многих источниках приводится информация о том, что Dazu Rock Carvings – это и есть место находящееся в 10-15 км от райцентра Дацзу (изредка упоминают еще и Бейшань) и обычно приводятся фотографии из Дафованя с простой подписью «Дацзу» (так и в русской Википедии, в англ. – в целом все нормально).
Вероятно именно из-за «отрыва» Баодиншаня в туристической зрелищности от других скальных комплексов Дацзу, слово «Дацзу» стало по сути синонимом слова «Баодиншань».
Ниже привожу краткий обзор наиболее зрелищных скульптурных композиций. Более полное описание с планом комплекса здесь: «Баодиншань».
Крадущийся тигр и девять дхармапал (защитников веры) встречают посетителей у старого входа. Затаившийся тигр (а это изображен действительно тигр, а не тритон) символизирует опасность для тех, кто не встал на истинный путь, а дхармапалы демонстрируют готовность защитить праведников.
***
Семиметровые статуи священной триады школы Хуаянь: в центре находится Будда Вайрочана – высший Будда среди пяти дхьяни-Будд, по правую руку от него – бодхисатва мудрости Манджушри, а по левую – бодхисатва Самантабхадра, покровитель изучающих буддийское учение.
Статуя лежащего Будды Гаутамы длиной 31 м занимает всю восточную часть (торец) Дафованя.
Это довольно нестандартное, если не уникальное изображение лежащего Будды.
Желание создать главную статую комплекса грандиозного размера и ограниченные по размеру возможности скального утеса привели к необычному решению: высечь неполную статую, как по длине, так и по высоте.
У лежащего Будды таким образом отсутствует не только нижняя часть тела (приблизительно в районе колен), но так же уменьшено примерно наполовину левое плечо, а правое плечо и рука полностью отсутствует.
Рядом с гигантской головй Будды напротив его глаз находится бюст Чжао Чжифэна (на фото слева) и рядом – бюст Лю Бэньцзуня (на фото справа).
Как уже говорилось выше, буддистский монах Чжао Чжифэн был создателем Баодиншаня, а патриарх тантрического буддизма в Сычуани Лю Бэньцзунь – его духовным предшественником. В жизни их разделял 300-летний промежуток, но здесь они показаны вместе, возможно этим Чжао хотел подчеркнуть линию преемственности его тантрической школы от Лю Бэньцзуня.
Барельефы местных божеств, олицетворяющих силы природы, находятся на двух выступах, расположенных на самом верху скального обрыва. Бог дождя изображен верхом на драконе.
Общий вид
Огромная композиция – аналог христианского страшного суда – «Китайские «буддистские ады» Ди юй».
Самая большая (9.5 м в ширину и около 14 м в высоту) и наверное самая впечатляющая в Давофане.
Один из сюжетов мук ада.
Композиция «Десять аскетических подвигов Лю Бэньцзуня» посвящена Лю Бэньцзуню (Liu Benzun) – легендарному буддистскому монаху, жившему и проповедовавшему в Сычуни в конце 9-го – начале 10-го веков.
Он считается родоначальником тантрического буддизма в Сычуане и основателем собственного направления, основой ритуальной практики которого было использование заклинаний и мантр, а так же крайний аскетизм и самоистязания.
Десять аскетических подвигов Лю Бэньцзуня – это десять актов удаления собственной плоти (выдавливание глаза, отсечение уха и пальца, сжигание пениса и т.п.).
Сжигание пениса.
Отсечение уха.
Общий вид.
«Два мира – две системы»: вверху – гневные и грозные тантрические божества (видьяраджи), внизу – смиренные и мудрые божества даосов.
Общий вид: конец обхода.
Лев у входа в «Пещеру полного просветления»
Во втором часу двинулись обратно к автобусной остановке, сразу сели в автобус и через 15 минут были уже в Дацзу.
Никакого общественного транспорта до парковки на Бейшане по-моему не ходит, может быть только до подножья горы (по крайней мере по дороге на гору народ передвигается пешком).
Мы же сразу у автостанции нашли тетеньку-таксистку и поехали на Бейшань. Это совсем рядом, по счетчику – около 5 ю, но меньше чем за 15 – никак (правда я особо и не торговался).
4. Бэйшань (Beishan)
Скальный скульптурный комплекс Бейшань расположен на верхней части находящейся практически в городе горы Фовань на расстоянии примерно двух км к северу от автобусной станции Дацзу.
Скульптуры высечены в вытянувшемся с юга на север скальном утесе, ориентированном обрывом на запад.
Общая длина Бэйшаня составляет около 300 м, высота скального утеса неравномерная – от 7 до 10 м и он состоит из двух отдельных секций: Южной и Северной.
Бэйшань является первым в Дацзу комплексом скальной скульптуры: его пещеры и ниши высечены с 892 по 1162 г.г. в период относящийся к династиям Тан, Пять Династий, Южная и Северная Сон.
Всего в составе комплекса числится около 290 объектов (с 1 по 100 в Южной секции и со 101 по 290 – в Северной) из них 264 – пещеры и ниши, в которых находится около 10000 скульптур разного размера.
От парковки к тикет-офису идет довольно крутая лестница.
Дальше она поднимается через дивные бамбуковые заросли к началу осмотра – входу в Южную секцию.
Первые скульптуры Южной секции.
Конец Южной секции.
Вход в Северную секцию
Общий вид.
Одна из самых известных скульптур Бейшаня (Гуаньинь с лентами).
Редкое изображение Гуаньинь в гневной ипостаси («буддистская Дурга»).
Махамаюри – «павлинья королева».
Общий вид.
«Чистая Земля Амитабхи».
Это грандиозная композиция представляет собой нишу 4.7 м высотой и 3.6 м шириной, содержащую 578 скульптур разного размера.
Конец Северной секции.
С нашей таксисткой мы договорились, что она с 15.00 будет нас ждать на парковке. Поэтому к половине четвертого мы уже были на автостанции и купили билеты на 15.50.
Устроились на свои места в автобусе и вдруг я почувствовал какой-то диссонанс в окружающем мире. Дошло не сразу, что сквозь галдеж китайцев откуда-то доносится добротная русская попса. Привстал и вижу: через ряд сидений парень включил сотик на громкую и с умилением слушает что-то поющее по-русски. Жестом спрашиваю: это что за радость?
«Витас!», и аж захлебнулся от счастья, соседи неожиданно тоже подключились: «Витас! Витас!».
Потом я узнал, что Витас довольно популярен в Китае и даже ездит сюда на гастроли.
Обратно ехали быстрее: добрались до Чунцина за два часа. По-видимому из-за часа пик автобус не доехал до автовокзала и высадил нас не доезжая до полуострова в каких-то дебрях похожих на индийскую автостанцию.
Не без труда было поймано такси (25 ю) и где-то к семи мы уже были дома.
Больше никуда не пошли, завтра с утра поездом и автобусом через Ченду в Лэшань.