·······································

Буддистский монастырь Хаттикучи (Хаттикуччи, Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

 

От вата-да-ге тропа идет дальше на восток и через несколько метров поднимается на следующую террасу.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

На ней симметрично относительно тропы располагаются остатки двух небольших павильонов, расположенных друг напротив друга на расстоянии около 30 м (точно по линии север-юг) (13)

Судя по всему на этом месте находился вход к священным сооружениям монастыря и эти павильоны служили местом омовения, смены одежды и отдыха паломников.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Прямо над северным павильоном возвышается одна из достопримечательностей Хаттхикуччи: скала с длинным скальным козырьком в форме клюва (на карте она обозначена под общим номером (17), а подъем к ней расположен немного дальше).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Метрах в пятнадцати от павильонов находится лестница ведущая на очередную террасу.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Здесь прямо у лестницы на следующую террасы располагается небольшая округлая скала, под в которой скальной нише устроен небольшой и очень симпатичный пещерный храм (Len vihara) (14), который по своему назначению является патимагедомом образа.

Потолком и задней стеной этого строения является обработанная поверхность скалы, а передняя и боковые стены сооружены из кирпича вперемешку с глиной.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

На Шри Ланке в силу геологических особенностей практически отсутствуют естественные пещеры, но зато в множестве встречаются нагромождения огромных каменных глыб, появившиеся в результате разрушения магматических возвышенностей – интрузий (как правило сложенных из гнейсов, но встречаются и гранитные). Типичным примером такого рода образований является знаменитая скала Сигирия – гигантский гнейсовый останец, возвышающийся над равниной почти на 200 м, подножье которого по всему периметру загромождено осыпавшимися с него огромными валунами и глыбами.

Поэтому практически все пещерные монашеские кельи и храмы Шри Ланки устраивались в глубоких скальных нишах (чаще всего под округлыми валунами, а иногда – в промежутках между двумя соседними каменными глыбами). Технология подготовки ниш для таких строений была достаточно стандартной: находилась каменная глыба с подходящей нишей; ниша заполнялась дровами, которые поджигались для того, чтобы выжечь и осушить все покрываемое ей пространство; «потолок» ниши скалывался до приемлемого уклона, а получившейся в результате обработки скальной поверхности каменной щебенкой трамбовался пол пещеры.

Остатков такого рода строений, которые датируются начиная со 2-3 в.в. до н.э., на Шри Ланке великое множество и все они устроены по одному и тому же принципу: рукотворный скальный козырек с дождевым карнизом и сложенные из кирпича или дикого камня боковые и передняя стены. Нередко встречаются и полностью глинобитные стены, а в некоторых случаях конфигурация скалы позволяла сооружать только переднюю (или переднюю и одну боковую) стену.

По своему уникальным в технологии сооружения таких строений было высечение по криволинейной поверхности скалы дождевых карнизов – «катарамов» (katarama). Этот вид защиты от тропических ливней является оригинальным ланкийским ноу-хау, в котором местные мастера достигли высочайшего совершенства. Некоторые скальные ниши достигают полутора-двух десятков метров в высоту (как например в Риди Вихаре) и десятков метров в длину (как например в Дамбулле).

Контур катарамы высекался с такой точностью, что в течении сотен (и тысяч) лет наклонная поверхность скалы (а соответственно и внутреннее пространство пещер) всегда оставалась сухими, поэтому «потолки» всех подобных ниш имеют ровный желтоватый цвет и на них отсутствуют лишайники и т.п. растительность, что резко контрастирует с цветом и состоянием поверхности самой скалы (см. правое фото выше).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Что было расположено под этой скалой в глубокой древности – неизвестно (вероятнее всего – пещерная монашеская обитель), а нынешний пещерный храм был сооружен в 18-ом веке (в эпоху Канди) на пожертвования жителей близлежащей деревни.

Внутри довольно тесного помещения  у задней стена находится невысокий постамент со статуей лежащего Будды (Будда ушедший в Махапаринирвану) и небольшой металлический ящик для пожертвований.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Прямо у двери пещерного храма начинается лестница, ведущая на расположенные выше террасы.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Последний пролет лестницы заканчивается на ровной площадке с высокой подпорной стенкой, которая является самой высокой точке равнинной части монастыря Хаттхикуччи.

Отсюда налево (на север) идет тропа на вершину скального холма к Верхним пещерам и расположенному там же в расщелине скалы водоему (17); прямо (на восток) пролегает широкая дорожка к официальному входу в Хаттхикуччи и табличке с кратким описанием монастырского комплекса (18), а справа (к югу) от подпорной стенки располагаются руины «Здания с каменным мостом» (15).

На площадке под тенистым деревом сооружена импровизированная скамейка из найденной неподалеку каменной плиты (вероятно это «алмазный трон» (ваджрасана) из находившейся где-то поблизости бодхигхары).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

«Зданием с каменным мостом» (15) называют остатки нескольких строений, которые находятся на двух уровнях.

На уровне террасы, примыкающей примерно к середине скалы с пещерным храмом, располагается небольшая платформа, соединенная с террасой перекинутым через ливнесток каменным мостиком.

На фото ниже: на заднем плане справа – скала с пещерным храмом; у правого обреза фотографии – угол верхней террасы, на которой находится каменная скамейка и начинается тропинкой ведущей на вершину холма (см. выше).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

К мостику пристроена в миниатюрная лесенка из двух ступенек, изготовленная по всем правилам входных сооружений перед сакральными помещениями («лунный камень», «охранные камни» и балюстрады), а сам он представляет собой идеально обработанную прямоугольную гранитную плиту.

История и время сооружения этого объекта неизвестны, но судя по тому, что платформа построена поверх высеченных в скале ступенек (которые характерны для самых старых сооружений), можно предположить, что платформа, ливнесток и мостик относятся к самому позднему периоду в истории монастыря. 

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Уровнем выше (справа от каменной скамейки из ваджрасаны) расположены остатки двух строений, назначение которых неизвестно.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins))

shus

Слева (к северу) от каменной скамейки  начинается тропинка, ведущая на верх скального холма. Метров через десять она переходит в каменную лестницу, справа от которой находится рукотворная скальная ниша, в которой в древности располагалось небольшая монашеская обитель.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

***

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

Дальше грунтовые участки тропы чередуются с каменными лестничными маршами, а по сторонам то там, то здесь можно видеть остатки пещерных сооружений.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Перед одной из очередных лестниц сохранился небольшой «лунный камень».

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

***

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

***

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Где-то ближе к вершине открывается хороший вид на «Балансирующую скалу» (9). Отсюда хорошо виден размер и расположение ее точки опоры.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Тропа заканчивается небольшой площадкой перед расположенным на вершине холма нагромождением каменных глыб (за ними находится еще одна скала – самая высокая точка этой возвышенности).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Под группой из нескольких причудливо опирающихся друг на друга каменных глыб тянется глубокая расщелина, заполненная темной на вид водой.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Это и есть знаменитый водоем с романтическим названием, которое переводится примерно как  «Озеро, которого не достигает свет солнца и луны» (синг. Ira handa nodakina Pokuna, анг. Pond that doesn’t get exposed to Sun and Moon). Вода в нем присутствует круглый год, а максимальная глубина составляет около 6 м.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

За группой скал с водоемом (его можно обойти как слева (по часовой стрелке) так и справа (против часовой стрелки)  находится еще одна из достопримечательностей Хаттхикуччи: скала-«клюв», нависающая над плоской каменной площадкой.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Проход слева представляет собой вот такой треугольный лаз в нагромождении каменных валунов (см. фото выше и ниже), который выходит прямо на площадку под «клювом».

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Скала-«клюв» является обработанным снизу каменным козырьком над находившейся здесь в древности  пещерной обителью. Она расположена прямо над павильонами (13) и отсюда открывается хороший вид на расположенные внизу руины (хотя чувствуешь себя в этом месте не совсем уютно: скальная площадка под «клювом» имеет отчетливый уклон вниз).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Двигаясь дальше по скальной площадке, расположенной под скалой-«клювом», можно спокойно обойти расщелину с водоемом с восточной стороны и выйти на северную сторону скального холма.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Отдохнув в тени деревьев на ветерке, мы спустились обратно той же дорогой к площадке с каменной скамейке, а от нее двинулись в сторону официального входа в монастырский комплекс Хаттхикуччи.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

***

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

Широкая тропа все время идет вниз и метров через пятьдесят двумя лестничными пролетами спускается к табличке с кратким описанием Хаттхикуччи, установленной при входе на территорию монастырского комплекса Департаментом Археологии Шри Ланки (наш маршрут, как было сказано выше, пролегал от «выхода к входу»).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins) Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

На табличке написано следующее:

«Древние письменные источники упоминают этот монастырь как Hattikuchchi viharaya, Hattikuchchi prabhara и Etkus vehera (синг. перевод названия на пали – прим. shus). В одной надписей 2-го века н.э. упоминается также название Atikuchaya viharahi. Это название было дано вероятно потому, что форма скалы, расположенной среди монастырских построек, напоминает брюхо слона. Кто основал этот монастырь неизвестно. Однако в соответствии с найденными на территории монастыря наскальными надписями, выполненными ранним письмом брахми, дату его основания можно с уверенностью отнести к первым столетиям до н.э. Самое раннее упоминание этого монастыря в письменных источниках обнаружено в описании Sahassavathupakarana, которое относится к периоду правления короля Saddatissa (137-110 г.г. до н.э.) В Махавамсе (здесь ошибка, вероятно имеется ввиду Чулавамса – прим. shus) упоминается, что король Agrabogi VII (722-777 г.г н.э.) построил прасаду в Etkus vehera и другие священные сооружения, а король Dappula II (815-831 г.г. н.э.) отремонтрировал эту прасаду. Этот монастырь имел очень важное значение еще до н.э., т.к. здесь найдено более 50 наскальных надписей, датируемых с 1-го века до н.э. по 5-ый век н.э., а дост. Буддагоша упоминал этот монастырь как одно из наиболее посещаемых мест древней Шри Ланки.

К настоящему времени никаких письменных упоминаний о монастыре Хаттхикуччи после 9-го века н.э. учеными не обнаружено, и сейчас он стал в большей степени популярен как место, где король Siri Sangabo (252-253 г.г. н.э.) обезглавил сам себя. На основании того, что расположенный на территории монастыря пещерный храм относится к времени Канди, считается, что монастырь снова стал обитаемым уже только в кандийский период.

Самыми значимыми историческими памятниками на территории монастыря являются: Poyage (4прим. shus), Patimage (5прим. shus), Vatadage (10прим. shus), Bodhigara (11прим. shus) и Jantagara (на территории Госпиталя 7прим. shus). Помимо этого здесь найдены около 38 пещер со скальными нишами и дождевыми карнизами и остатки древних монастырских обителей.»

Метров через двести от «официального» входа на территорию археологической зоны монастыря тропа (минуя археологический музей) выходит на дорогу – в то место откуда мы начали свой обход Хаттхикуччи.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

На парковке мы немного передохнули, пообщались с улыбчивыми тетеньками-продавщицами и примерно в полдень двинулись дальше – к гигантской статуе Будды в Авукане.

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

В этот день мы были пока единственными посетителями Хаттхикуччи, поэтому чтобы как-то поддержать застенчивых продавщиц пришлось купить две плетеные из соломки коробочки за 300 рупий (~$2.5) (200 – за товар, а 100 – очаровательной дочке хозяйки на конфеты).

Буддистский монастырь Хаттхикуччи (Hatthikuchchi, Hasthikuchchi, Rajangana ruins)

shus

 *

Pages: 1 2

Web Analytics