Кросби К. «Эзотерическая тхеравада: история забытой медитационной традиции Юго-Восточной Азии»
<< К оглавлению |
Следующий раздел >> |
Содержание
Трудности написания этой книги
Вступление
Сегодня мир тхеравады располагает богатым выбором разнообразных медитационных учений, которые дополняет множество вдохновленных ими секуляризированных практик осознанности. Также многим знакомы и более ранние буддистские наставления по медитации, которые широкодоступны в переводах уже более ста лет. Если располагать только этими сведениями, то может сформироваться мнение, что эти современные практики представляют собой непрерывную и неоспоримую линию передачи учения о медитации, восходящую к самому Будде. Однако, те, кто лучше знаком с историей борьбы буддистов тхеравады за выживание своей религии в противостоянии разрухе и потрясениям европейского колониального периода, знают, что многие из этих современных медитационных практик были воплощены в жизнь благодаря именно этой борьбе. Существует общераспространенное мнение, что в странах тхеравады практически (или даже вовсе) не существовало реальной медитации (или, возможно, она присутствовала только в изолированном или фрагментарном виде в лесных традициях) вплоть до хорошо задокументированного ее восстановления в рамках общего национального возрождения. Однако, это не так, поскольку существовала другая обширная и древняя традиция медитации. Причем она был представлен во всем мире тхеравады: как при дворе и в среде иерархов сангхи (монашества), так и в сельской местности. Отражая ее предшествование медитациям периода возрождения, я буду называть здесь эту систему медитации «боран камматтхана» (borān kammaṭṭhāna), т.е. «старинная медитация». Эта книга посвящена ее истории, ее своеобразным практикам, а также доступным нам свидетельствам того, как она выглядела в более широком культурном контексте, и почему она исчезла.
Начиная с девятнадцатого столетия, эта старинная традиция в ходе национальных реформ и возрождения буддизма постоянно подвергалась маргинализации и подавлению из-за своих специфических особенностей, которые теперь воспринимались, как нечто не соответствующее новому мировому порядку: поэтапных практик с опорой на анатомию тела, которые интериоризируют медитативный опыт для создания просветленного существа внутри практикующего и которые используют мощный язык и передаются посредством эзотерических отношений между наставником и учеником. В таком виде они напоминали одним современным им наблюдателям тантру, а другим – магические знания, и поэтому отвергались как внешние влияния или внутренние искажения традиций тхеравады.
Однако за этими особенностями скрывается строгая структура абхидхаммы – ортодоксального учения тхеравады, разъясняющего обусловленность и непрерывную изменчивость бытия. Данная структура не сразу видна не только случайному наблюдателю, но даже и начинающему практикующему. Более того, многие из соматических особенностей практик, которые на первый взгляд кажутся странными, на самом деле указывают на применение медитирующими научно обоснованных методов, не оцененных и поэтому непризнанных как западными наблюдателями, так и буддийскими модернизаторами. В этой книге предпринимается попытка представить целостный взгляд на природу этой системы медитации. При этом, меня особо интересует понимание того, как в ней осуществляются внутренние изменения и как она соотносится с другими методами трансформации сознания.
Трудности написания этой книги
Моя работа над этой книгой осложнялась взаимовлиянием нескольких факторов:
- Хотя начальные уровни некоторых модернизированных версий этой системы сейчас широко доступны, на протяжении большей части своей истории боран камматтхана (borān kammaṭṭhāna) представляла собой эзотерическую традицию, распространявшуюся не публично, а посредством посвящения в закрытых линиях передачи учитель-ученик. В этом отношении исследование боран камматтханы несет в себе те же проблемы этики, доступа и раскрытия информации, что и научное изложение ваджраяны и других эзотерических тантрических традиций буддизма махаяны.
- Это система медитации, а медитация в силу своей природы является достаточно сложной темой академического дискурса.
- Будучи когда-то широко распространенной, ныне практика этой медитации пришла в упадок вплоть до полного исчезновения. Этот коллапс произошел под воздействием множества факторов, включая влияние колониализма, модернизма, реформ, технологических инноваций и геополитики.
- Свидетельства существования и прежней значимости боран камматтханы весьма скудны, порой скрыты от глаз, порой неправильно понимаются, а иногда просто не принимаются во внимание.
- Система медитации сложна и использует ряд методов, вызывающих трансформацию личности. Некоторые из них, как правило, ассоциируются с другими областями знаний, в частности с генеративной грамматикой, аюрведическим акушерством и алхимией. Эти особенности данной практики заставили меня использовать специальную терминологию из тех областей знаний, которые в целом считаются не связанными ни с буддизмом, ни с духовной трансформацией.
Перечисляя все эти факторы, я стараюсь обратить ваше внимание на то, что данный метод медитации не вписывается в наши предвзятые представления о том, что такое медитация тхеравады, в особенности в части включения в него механизмов, направленных на соматическую трансформацию. Чтобы пролить свет на эти незнакомые вам аспекты, я должна углубиться в специфические особенности самой практики, абхидхаммы и досовременных наук. А чтобы объяснить, как эти практики были утрачены, я должна проследить порой очень непростую историю современной тхеравады. Специалистам в некоторых областях может показаться, что я довольно поверхностно отношусь к темам, заслуживающим более полного рассмотрения. В то же время, читатели-неспециалисты могут иногда чувствовать себя подавленными из-за изобилия специфических деталей. Я попыталась смягчить эту вторую проблему, снабдив каждую главу введением и заключением. В них кратко излагаются ключевые моменты, подчеркивается место главы в общем повествовании, ее вклад в наше понимание деятельности и истории боран камматтханы, а также то, как она связана с научным и политическим ландшафтами, в которых она процветала, а затем и исчезла.
Несмотря на все эти проблемы, информация о боран камматтхане (если знать, что искать) достаточно распространенна, доступна и не вызывает сложностей с ее использованием, чего не скажешь о других эзотерических формах медитации тхеравады, таких как, например, медитация вейкза (weikza) в Бирме (Мьянме). Хотя основные практики боран камматтханы были эзотерическими, ее существование было заметным, поскольку она спонсировалась на самых высоких уровнях придворного сообщества, а также практиковалась сельским населением в ключевые даты календаря буддистов и календаря сбора урожая. Помимо этого, наиболее практичные аспекты этой системы, особенно те, что используются в защитных целях, все еще присутствуют сегодня в том, что в современный период принято называть магическими или апотропеическими практиками буддистов тхеравады.
Я намереваюсь обсудить традиционную эзотерическую медитацию тхеравады на таком публичном форуме, опираясь на тексты, более ранние исследования и разъяснения практикующих, а также заручившись активной поддержкой практиков, заботящихся о ее сохранении. Однако ее понимание в том виде, как я ее излагаю, является моим собственным, как и все недостатки этого изложения. Хотя меня обучали наставники нескольких ветвей этой традиции, мой опыт практикующего весьма ограничен.
Что нового в данной книге?
Почти десять лет назад я написала книгу об исчезновении этой медитационной практики, в первую очередь рассматривая глобальные события и влияние европейских систем знаний на буддизм тхеравады1. С тех пор и эта область исследований, и мои знания значительно расширились. Мы с коллегами провели несколько конференций, посвященных изучению данной темы. Новые авторы, на чьи работы я буду ссылаться на следующих страницах, совершили ряд открытий и опубликовали важные материалы, частично отвечая на ту книгу. Это позволило сформировать не только более широкую, но и более детализированную картину. Сейчас стало доступно гораздо больше материалов, оставленных после себя практиками этой медитации в виде рукописей и произведений искусства, а также в виде публикаций начала и середины двадцатого столетия. Также предметом дальнейшего изучения стала реакция очевидцев колониального периода на эту форму медитации. Мои прогнозы относительно картины, которая сложится по мере того, как Таиланд задокументирует и сделает более доступными его собрания рукописей, не только подтвердились, но и оказались во многом превзойденными. Теперь я поняла, почему абхидхамма является такой значимой особенностью практики, лежащей в основе происходящего процесса трансформации личности. Это подтверждает фундаментальную роль абхидхаммы в развитии этой системы медитации – предположение, которое я тогда рассматривала лишь только на фоне других альтернативных теорий.
———————————————-
1 Crosby 2013 (книга «Traditional Theravada Meditation and Its Modern-Era Suppression» – прим. shus).
———————————————-
Мне удалось принять участие в практиках, с которыми я тогда только что познакомилась, а также встретиться со многими другими практикующими. Эта книга также отражает все эти события. В ней глобальная и европейская история, с опорой на которую была сформирована структуру предыдущей работы, осталась в стороне, как и некоторые теории происхождения этой медитационной системы, затронутые лишь там, где это необходимо. Вместо этого мы отслеживаем практику и ее основы в абхидхамме, разнообразие ее проявлений, ее историю, датировки и ее исчезновение. Благодаря этому, мы можем предоставить более четкий и подробный отчет о данной практике и определить ее временную шкалу. Здесь присутствуют пересечения с моей предыдущей книгой, поскольку таким образом я дополнила известные на тот момент свидетельства. В особенности это касается объяснения параллельных технологий трансформации личности, в частности генеративной грамматики, использования могущественного языка, акушерства и химии, сведения о которых обновлены в главах 4 и 5. Также были повторно использованы некоторые исторические аспекты, но тоже с дополнениями. Следует отметить, что группа авторов, включая меня, ранее детально описала в отдельной публикации различные направления и аспекты данной практики, подкрепив все это доступными свидетельствами, что к сожалению невозможно в ограниченном объеме данной книги2.
———————————————-
2 Crosby, Skilton и Kyaw 2019.
———————————————-
Структура книги
В Главе 1 я рассматриваю отношение к буддизму тхеравады и его медитации в колониальный период, чтобы понять, почему боран камматтхана (borān kammaṭṭhāna) была настолько незаметна, хотя все еще широко практиковалась. Здесь я также исследую различные дихотомии, возникшие в колониальный период: между религией и наукой, между философским и практическим аспектами тхеравады, между духовным и материальным. Данное повествование поможет нам понять, какую форму приняло возрождение буддистской медитации, и почему боран камматтхана была маргинализирована и отвергнута как надуманная и порочная. Критика в ее адрес вызывает вопрос: а что же именно в этой медитации не нравилось сторонним наблюдателям или же казалось трудным для их понимания?
В Главе 2 мы попытаемся ответить на этот вопрос, обсудив ее ключевые особенности, считающиеся неортодоксальными, и рассмотрев ее практическую реализацию. Это повлечет за собой рассмотрение характерного для нее использования нимитт (nimitta) – «знаков», наблюдаемых во время медитации, и того, как они используются для переноса медитативных обретений внутрь тело. Мы сравним боран камматтхану с двумя более известными системами медитации тхеравады. Первая изложена в очень значимом и весьма влиятельном трактате «Путь очищения» (Visuddhimagga), написанным ученым монахом пятого столетия Буддхагхосой (Buddhaghosa). Вторая – это випассана (vipassanā), вид медитации, разработанный в рамках бирманского возрождения буддизма, который впоследствии оказал влияние на современное движение осознанности. Рассмотрев более подробно наставления по медитации боран камматтханы, мы увидим, как все три системы связаны с абхидхаммой – проектом тхеравады, направленным на раскрытие сущности моментов сознания и возможностей обусловленности, а также трансформации личности. Повсеместное использование абхидхаммы в боран камматтхане представляет собой загадку. Является ли это наложением ортодоксальности тхеравады на ранее существовавшую традицию, не связанную с тхеравадой? Или же это отражает детальную проработку пути абхидхаммы к освобождению?
В Главе 3 рассматриваются свидетельства, которые мы можем привлечь для понимания боран камматтханы (borān kammaṭṭhāna) и ее датировок. В ней мы также узнаем, как технологии изготовления и печати рукописей в разное время способствовали или препятствовали распространению этой практики. В этой главе мы начинаем излагать некоторые сведения об истории боран камматханы, показывая, как политика, как на глобальном, так и на местном уровне, влияла на доступность и заметность традиции. Хотя в Главе 2 была предпринята попытка объяснить принципы абхидхаммы, лежащие в основе боран камматханы, это не учитывало многих ее особенностей, которые кажутся неортодоксальными (или, скорее «неортопраксическими»), что делает ее особо уязвимой во времена испытаний и реформ.
В Главах 4 и 5 мы попытаемся объяснить эти особенности, рассматривая прикладные науки материального мира, которые были особо значимы в досовременном контексте тхеравады. Они помогут нам прийти к пониманию того, как происходит трансформация личности, т.е. постичь сущность идей, которые присутствуют в соматических аспектах практики боран камматтханы. Сначала, в Главе 4 мы рассмотрим общие представления о языке и генеративной грамматике, которые лежат в основе могущественного языка, используемого в боран камматтхане. Затем, в Главе 5, мы обратимся к медицине, в частности к аюрведическому акушерству, а также к химии очищения ртути, чтобы увидеть, как они связаны с медитационной практикой. Все эти знания дают общее понимание того, как можно осуществить трансформацию личности. Я полагаю, что именно запрещение и последующее исчезновение этих резонансных технологий привело к тому, что боран камматтхану оказалась изолированной и сделалась уязвимой для неправильного понимания во времена буддийских реформ.
В Главе 6 мы обращаемся к теме возрождения и реформ буддизма в восемнадцатом – начале двадцатого столетий, обсуждая взлет и падение боран камматтханы (borān kammaṭṭhāna) под влиянием Сиама/Таиланда. Именно боран камматтхана стала той формой медитации, на которую опиралось возрождение буддизма на Шри Ланке в середине восемнадцатого столетия, а доставлена она была туда миссиями, прибывшими из Аюттхаи, тогдашней столицы Сиама. Однако, политические события и модернизация Сиама/Таиланда вскоре привели к реформам как в буддизме, так и в образовании. Это способствовало маргинализации медитации боран камматтханы как в самом Сиаме, так и в странах, находящихся под его влиянием.
Для понимания того, почему были выбраны одни виды медитаций, а другие отвергнуты, в Главе 7 анализируются закономерности возрождения буддизма за пределами Таиланда с конца девятнадцатого по двадцатое столетие. В ней обсуждается эффект возвышения випассаны и медитаций, созданных в наше время на основе ранних канонических текстов. Мы рассмотрим, как марксистские революции разрушили оставшиеся оплоты боран камматтханы, а также неудавшееся возрождение этой старинной традиции в Камбодже после окончания периода правления Пол Пота. Затем мы возвратимся в Таиланд, чтобы увидеть, как холодная война и местная политика повлияли на тамошнюю медитацию, а в завершении рассмотрим те традиции боран камматтханы, которые все же сохранились, хотя и в адаптированной форме, включая популярность модернизированных линий передачи, берущих свое начало от Чандасаро Сота (Candasaro Sot, также Luang Pu Sodh Candasaro – прим. shus) из вата Пакнам (Wat Paknam).
Наконец, в заключение мы объединим рассмотрение всех этих различных направлений, чтобы понять сущность эзотерической медитационной традиции Юго-Восточной Азии. Это поможет нам осознать, что мы были на грани того, чтобы полностью утратить, потеряв из виду, столь значимую ветвь практик тхеравады. А ведь она является старейшей из ныне живущих линий тхеравадинской медитации, объединившей глубинные идеи абхидхаммы и знания обрамляющих ее старинных наук. Однако, следствием такого симбиоза стало то, что она была неправильно понята и практически уничтожена в течение уже современной эпохи, пав жертвой региональных политиков и религиозного соперничества.
<< К оглавлению |
Следующий раздел >> |