День второй
Разноцветные скалы Национального геопарка Чжанъе, Чжанъе данься (Multicoloured rock of Zhangye Danxia National Geopark, кит. Zhangye Danxia 张掖丹霞)
Чжанъе данься представляют собой красочный скальный ландшафт, сформированный из горизонтальных и наклонных слоев горных пород разного цвета. «Разноцветные скалы» занимают вытянутую с юго-востока на северо-запад территорию длиной около 10 км и шириной около 6 км и ориентированы своими полосато-разноцветными склонами на северо-восток.
Термин «данься» был принят китайскими геологами в 30-х годах прошлого века для обозначения особых видов скальных ландшафтов Юго-Восточного Китая, которые представляют собой множество размещенных в непосредственной близости друг от друга разнообразных по форме (в основном тонких и высоких) живописных останцев, сложенных из песчаника разных оттенков красного цвета.
В 2010 году китайские ландшафты «данься» были включены в список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО под общим названием «Данься Китая» (Zhongguo danxia 国丹霞). Всего в списке присутствует шесть геологических парков, расположенных в субтропической зоне юго-восточного Китая. «Разноцветных скал» Чжанъе в этом списке нет, да и по своей форме они совсем не похожи на «данься», описанные в критериях по включению в список ЮНЕСКО. Возможно название «данься» либо уже стало нарицательным для живописных скальных ландшафтов, либо просто используется для повышения привлекательности места, как туристического объекта.
Главный (северный) вход в геопарк с «Разноцветными скалами» находятся в полукилометре к югу от расположенной на автодороге S213 деревни Наньтай (Nantaicun), которая находится в 40 км к западу от Чжанъе. Доехать до геопарка из Чжанъе можно автобусом, который отправляется с Западной автостанции. Время в пути составляет около часа, цена билета – 10ю (в кассе нормально реагируют на «Данься», поэтому ничего мудрить не надо).
***
С утра пережидали дождь и поэтому отправились на Западный автовокзал только около 9:30 (до него от нашего отеля 5-7 минут пешего хода). Оказалось (и это уже не в первый раз ), что в расписании между 9:00 и 11:00 автобусных маршрутов в эту сторону нет, поэтому билеты мы купили только на 11:30 (показав в кассе бумажку с иероглифами Данься).
Наньтай является маленькой и проходной для автобусов деревушкой. Тех кому в геопарк высаживают на обочине напротив Т-образного перекрестка с дорогой, ведущей к тикет-офису, а автобусы идут дальше в горы в сторону «столицы» Сунань-Югурского автономный уезда городка Хунваньсы (Hongwansi) (до него еще около 50 км). Для поездки «туда» это особого значения не имеет, а вот при возвращении обратно приходится непонятно сколько ждать на обочине, голосуя каждому появляющемуся автобусу и соревнуясь с китайцами, кто вперед загрузится в автобус (при том, что в уже изрядно заполненный автобус помещаются не все).
Погуляли по окрестностям, дождались времени оправления и погрузились в свой автобус. В Чжанъе автобусы тоже со своей собственной эмблемой: два разноцветных оленя (вероятно какая-нибудь местная легенда).
Пару кварталов на запад автобус ехал с открытой дверью и пешеходной скоростью, подбирая пассажиров, которые судя по всему выходили к обочине именно к этому автобусу, но скоро город закончился и дальше мы ехали практически без остановок.
Выехали мы в 11:30 и ровно через час, в 12:30, вместе с группой китайской молодежи сошли около коричневого указателя в деревне Наньтай.
Расстояние до северного входа в геопарк, как и написано на указателе (левое фото ниже), составляет примерно полкилометра. Путь к тикет-офису (на правом фото ниже: он вдали на заднем плане) пролегает по прямой как стрела улочке, застроенной небольшими отельчиками, магазинами и заведениями общепита.
Нижняя надпись на табличке – это название еще одного геопарка, открытого для посетителей только в 2014 – Бинго данься (Binggou danxia, 冰沟 丹霞), который расположен западнее, в 10-12 км по ходу автобуса.
Входной билет в геопарк Чжанъе данься стоит 40ю плюс 20ю необходимо заплатить за обязательный шаттл для перемещения по территории (самостоятельное передвижение по территории вроде бы запрещено, но как мне показалось народ вдоль дорог все-таки бродит).
Сразу за турникетами находится стоянка автобусов, которые по мере заполнения (неполного – в нашем в момент отправления было человек 10-12) отправляются на маршрут, при этом в салоне обязательно присутствует сопровождающий, который на каждой остановке объявляет время ожидания автобуса (мы выясняли время стоянки у опекавшей нашу группу девушки в униформе по циферблату часов).
В геопарк Чжанъе данься можно попасть через два официальных входа: главный северный (около деревни Наньтай, куда мы и приехали) и южный (около деревни Сипо, Xipo), про который мне ничего неизвестно. На самой территории геопарка находятся четыре обзорные площадки (довольно протяженные комплексы из дорожек, платформ, лестниц и пр.), между которыми можно перемещаться только по дорогам, а внутри которых – только по обустроенным дорожкам и лестницам.
Обзорные площадки No.1 и No.2 ( No.1 и No.2 Viewing Platforms) располагаются в разных направлениях недалеко от входа на территорию (расстояние между ними составляет около 1.5 км), примерно в 2.5-х км к юго-востоку от площадки N2 находится площадка Шэнлунсихо (Shenglongxihuo), а еще юго-восточнее (примерно в 3.5 км от Шэнлунсихо ) – четвертая площадка Аохэ (Aohe).
Примерно в полукилометре от тикет-офиса находится т-образный перекресток. Здесь поворот направо ведет к площадке No.1, а налево – к площадке No.2 и далее к площадке Шэнлунсихо.
Мы поворачиваем направо и через несколько минут останавливаемся на парковке площадки No.1.
Отсюда вверх и в стороны ведут мощеные камнем дорожки, а на удобных для обзора возвышенностях и обрывах обустроены площадки с перилами.
Если оглянуться назад, то хорошо виден тикет-офис (на фото ниже: у правого обреза на заднем плане) и расположенная за ним деревня.
На фото ниже: вид с одной из верхних площадок на парковку.
Форма залегания местных осадочных горных пород называется «моноклиналь», т.е. все многочисленные слои под пологим наклоном направленны в одну сторону.
Среди горных пород Чжанъе данься преобладают аргиллит (mudstone, окаменевшая глина) и некоторые виды глинистого сланца (shale), а разнообразную окраску им придают различные соединения железа, возникшие под воздействием атмосферного кислорода и осадков (оксиды, гидроксиды, сульфаты и пр.). При этом окрашенный слой горных пород – довольно мягкий и рыхлый и имеет толщину всего около 10 см (глубина проникновения влаги и кислорода).
Для самых неугомонных на приличном отдалении на возвышенностях сооружены вот такие обзорные площадки.
Время стоянки автобуса – где-то 20-25 минут, после чего он сигналит и, немного подождав, уезжает. В опоздании на автобус в принципе ничего страшного нет – можно дождаться следующего и ехать с ним. Многие так и делали (кто-то хотел погулять по горам и долам, а кто-то попросту опаздывал), поэтому к последней площадке из нашей начальной группы осталось всего несколько человек, а наш автобус заполнился другими экскурсантами.
Мы же решили все-таки держаться своего транспорта, потому что народу было мало, автобусы ходили довольно редко, а погода не радовала: было прохладно и ветрено, но главное периодически пытался усилиться пока еще легкий дождик (спрятаться на обзорных площадках негде, а промокнуть и заболеть совершенно не входило в наши планы, поскольку завтра мы целый день должны были провести в Мати сы, а послезавтра уже уезжать в Увэй).
На фото ниже: одна из дальних площадок над обрывом.
Сфотографировались на краю речной долины и вслед за остальными заспешили назад к бибкающему автобусу.
***
Автобус вернулся назад к перекрестку и, проехав с полтора километра, остановился у подножья небольшой ярко окрашенной гряды холмов (изумление красками местной природы нарастает по мере продвижения от первой площадки вглубь Чжанъе данься). Это обзорная площадка No.2.
***
Пасмурная погода, а также шедший ночью и утром дождь, создали просто идеальные условия для фотографирования: мягкий рассеянный свет и яркие сочные цвета промокшей горной породы.
От стоянки автобуса по окрестным холмам расходятся мощеные дорожки и деревянные лесенки. Для самых отважных и непоседливых (а китайские экскурсанты именно этим и славятся) предусмотрены и вот такие варианты восхождений, как на фото ниже.
Мы же вначале подошли поближе к подножью холмов, чтобы полюбоваться и сфотографировать вблизи складки горной породы, а затем поднялись на одну из площадок недалеко от остановки, зорко приглядывая за нашим автобусом.
На фото ниже: вид сверху она стоянку автобуса и холм.
На левом фото ниже: дорога от площадки No.1 (оттуда мы приехали), на правом фото: дорога к площадке Шэнлунсихо (туда мы поедем дальше).
Попросили китайскую пару сфотографировать нас на краю обрыва на фоне цветистого холма (получилось не очень во всех отношениях – кое-как отобрал одну фотографию, да и к тому же на нас по какой-то причине напал приступ веселья).
А вот у меня вышло гораздо лучше.
Китайцы заторопились вниз к автобусу и мы тоже последовали вслед за ними.
Через несколько минут автобус привез нас к самому впечатляющему и самому знаменитому месту Чжанъе данься (большинство фотографий в интернете именно отсюда) – обзорной площадке Шэнлунсихо.
Здесь всего две точки обзора: расположенная справа от лестницы широкая грунтовая площадка (на фото ниже: желтоватая выпуклая поляна в центре фото на дальнем плане) и огороженная перилами платформа на возвышенности (на фото ниже: в правом верхнем углу).
Сначала прошли к краю площадки, откуда уже открывается завораживающее зрелище, причем разноцветные складки расположены очень близко от ограждения.
***
Вот так складки горной породы выглядят вблизи (см. правое фото ниже).
А это совсем близко: видно, насколько мягкой и рыхлой стала окаменевшая глина после окисления и воздействия атмосферных осадков.
От нижней площадки лестница ведет наверх к платформе, расположенной на вершине небольшого холма на краю обрыва.
Даже страшно представить, что здесь творится в хорошую погоду во время какого-нибудь китайского праздника.
На фото ниже: вид на автобусную стоянку. Внизу слева от лестницы – нижняя обзорная площадка, справа вверху у обреза – обычные для таких туристических мест верблюды для катания туристов. Рядом с правым автобусом видны два щита, на которых изображены здания южного (слева) и северного (справа) тикет-офисов со стрелками, указывающими направления движения (нам это подсказал молодой китаец – он на фото выше в желтой куртке).
Прямо к основанию платформы подходит окрашенная в невероятные цвета складка горной породы (см. фото ниже).
На фото ниже: вид с платформы на лестницу и равнину.
С платформы открывается просто феерический вид и как-то даже не верится, что все это природное.
***
Как только мы поднялись на платформу, заморосил, постепенно усиливаясь, частый дождик. Поэтому, пофотографировав окружающие горы и друг друга, мы вместе с находившимися здесь же китайцами уже минут через десять дружно двинулись в сторону автобусов.
***
Я немного задержался, чтобы сфотографировать супруга на лестнице, проложенной по набравшей влагу и ставшей просто неестественно яркой горной породе, а затем тоже вприпрыжку припустил к автобусу.
Доехали до тикет-офиса очень быстро (расстояние небольшое – около 4-х км), раскланялись с попутчиками и минут через пять-семь уже вышли к обочине дороги. Автобус ждали довольно долго – больше получаса, он появился только где-то к 15:00 (к счастью дождь почти прекратился, а от легкой мороси можно было спрятаться под деревьями).
Под руководством быстроногой супруги в автобус мы погрузились «по-китайски»: добежав до него быстрее других и без разговоров впихнувшись в двери (мы в общем-то и так пришли раньше всех, но в Китае это не аргумент). Автобус – большой комфортабельный межгород – был полный, поэтому впустили только нас, остальные остались ловить следующий. Супруга устроилась на сидячее место довольно быстро (оно освободилось, т.к. кто-то почти сразу вышел ), а я уселся где-то через полчаса.
Обратно автобус идет быстрее (т.к. не собирает пассажиров по окраинам) – примерно 50 минут, и уже где-то в 15:50 мы были на автовокзале, а к 16:00 – в отеле.
Попили чаю и перекусили, отдохнули и отправились изучать ранее разведанные шоппинг-молы (в результате купили с приличной скидкой очень хороший зонт, как выяснилось впоследствии – жизненно необходимая вещь в восточной Ганьсу и Сычуани).
Поужинали и часам к восьми вернулись в отель. Завтра на целый день – поездка в горы к Мати сы.