День третий
На этот день в планах было только посещение Большого каньона, поэтому водителю назначили на 10:00, хорошо выспались и не торопясь позавтракали.
Сначала заехали на ж.д. вокзал в надежде, что в день отправления могут появиться хоть какие-нибудь билеты (надо было выезжать в Турфан, а у нас еще не было ясности, как ма будем до него добираться). Отстояв небольшую очередь, я сунул в кассу бумажку с номерами поездов и датой. Кассир, постучав по клавиатуре, отрицательно покачал головой – на сегодня ничего нет. Я жестом показал на электронное табло, висящее напротив кассы, типа «хоть что-нибудь, любой поезд, любые места», но результат был тот же: «ничего нет».
На этот случай я еще позавчера поинтересовался у нашего водителя: за сколько он довезет нас до Корлы (он зарядил 800ю) и поручил ему узнать в сколько и откуда в Корле уходят автобусы до Турфана. Последующие два дня он пару раз переспрашивал: как там насчет Корлы, но я жестом показывал, что пока думаем. После поездки на вокзал думать стало не о чем и после небольшого совещания с супругой было решено завтра с утра пораньше добираться до Корлы, а там как получится (застревать в Корле конечно не хотелось, но если придется, то и ничего страшного – большой город, расположенный на магистрали, с множеством отелей и транспортом). С водилой немного поторговались и сошлись на 650ю, что в принципе не очень дорого – до Корлы все-таки около 320 км (для него – 640 в два конца, т.е. примерно 1ю/км). Единственно про автобусы он ничего толком не узнал, но тут я уже махнул рукой.
Из города на север к Большому каньона ведет все таже G217, по которой пролегает первая половина пути к пещерам Кизил.
Только миновали городскую застройку и проехали ТЭЦ, как я замахал водителю: «К обочине! Стоп!». Ничего не понимая он проехал еще сотню метров и свернул на какую-то площадку. Супруга тоже ничего не поняла, но я, приговаривая: «Перец!», заставил ее выйти из машины и потащил за собой через дорогу.
Когда я еще готовился к путешествию, то, разглядывая спутниковые карты Кучи, обратил внимание на огромные алые пятна, разбросанные там и сям рядом с окраиной города. Оказалось, что это всего-навсего бурты красного перца, рассыпанного на просушку на открытом воздухе, правда в китайских масштабах – к примеру красное пятно посередине спутникового снимка (см. ниже) имеет длину около километра (а таких пятен около Кучи было довольно много).
Можно сказать, что нам и повезло, и не повезло. Повезло, потому застали начало этого грандиозного действа (сегодня был первый день раскладки перца на просушку), а не повезло потому, что его было еще мало и на космические масштабы зрелище еще не тянуло.
***
***
***
Налюбовавшись полянами красного перца, вернулись к машине и отправились дальше.
Уже знакомая дорога идет по желтой равнине, усеянной ярдангами, в сторону прохода в хребте Култаг.
Вот и толл-гейт с КПП (на выезде просто показываем паспорта из окошка).
После ущелья проезжаем большой щит с коричневым указателем на пещеры Кизил и сворток на дорогу в сторону Кизила, после чего G217 уходит на северо-восток.
Последние 20 км дорога идет вдоль русла реки Куча. Здесь уже много красноватого песчаника, которой чередуется (а иногда соседствует) с породами разнообразных сероватых, желтоватых и даже зеленоватых оттенков, но это еще не Красные горы c их ярким насыщенным цветом.
По пути попался вот такой щит с фотографией красных скал причудливой формы, находящихся недалеко от Большого каньона, и надписью: «Ландшафтная достопримечательность Дворец Потала» (Budalagong Jingxi 布达拉宫 景袭) (здесь Потала скорее всего означает чистые земли («буддистский рай») Гуаньинь, а не дворец Далай Ламы в Лхасе).
На противоположном берегу речной долины тянутся вот такие забавные трехцветные горы.
Приближаемся к повороту (километров через пять река и дорога поворачивают на восток) и становятся хорошо видны Красные горы.
Вдоль противоположного берега реки тянется скальная гряда желтовато-сероватого цвета.
На повороте во всей красе предстают вычурные скалы из красного песчаника (отсюда до Большого каньона километра полтора-два). По-моему это есть тот самый «Дворец Потала».
Длина Большого каньона равна приблизительно 3.7 км (ответвлений – 2 км). Максимальная глубина – около 100 м, ширина от 0.5 до 50 м. Средняя высота местности над уровнем моря – около 1600 м, высшая точка – 2048 м.
Расстояние от тикет офиса (1) до входа в ущелье (5) составляет около километра.
Вид ярких красно-коричневатых скал, украшенных «изысканной резьбой», по началу попросту шокирует, поэтому несколько минут просто стоим и разглядываем окружающую красоту. Единственно несколько портит впечатление (и мешает фотографировать) яркое солнце с юго-востока. Вероятно вечером эти скалы смотрятся просто сказочно (но зато внутри каньона в это время наверное совсем темно).
Входная арка и тикет-офис располагаются примерно в 50-ти м от обочины дороги (парковка находится уже за аркой). Стоимость билета очень гуманная – 40ю с человека, при том что Большой Каньон имеет рейтинг туристической зрелищности АААА (Tourist Attraction Rating, присваиваемый CNTA – China National Tourism Administration).
После покупки билетов проходим (а водитель проезжает) на территорию комплекса через огромную арку с надписью «Tianshan Mysterious Grand Canyon» – это официальное туристическое название Большого каньона.
Здесь билеты еще не проверяют – контроль и турникеты находятся на дальнем конце площадки с парковочными местами, рядами тенистых ив и сувенирными магазинчиками по правой стороне.
Слева от турникетов расположен длинный стенд с описанием и схемой Большого каньона, а прямо – лестница с которой и начинается маршрут.
Метрах в пятидесяти за лестницей дорожка спускается в сухое русло, которое огибает комплекс строений слева (с запада). Чуть выше (метрах в 150-ти) русло перегорожено завалом из каменных глыб, путь через который оборудован капитальной бетонной дорожкой и лестницей.
От завала до входа в ущелье еще метров триста. Здесь мы встретили давешних итальянцев, которые накоротке поделились впечатлениями от Большого каньона: «бениссимо» и все такое.
У входа в каньон установлена небольшая стела с выцветшей фотографией и названием находящейся далее ландшафтной достопримечательности (обычно скалы или расщелины какой-нибудь особенной формы). Такие таблички расставлены по всему ущелью, а общую схему ущелья с обозначениями и названиями интересных мест можно посмотреть около билетного контроля (вроде есть и ее бумажная версия, но нам она не попалась).
От входа надо подняться по обломкам скал и пройти через небольшой завал, за которым собственно и начинается сам каньон. Здесь уже нет слепящего солнца, поэтом цвет и фактура камня на фотографиях выглядит естественно.
***
Немного погодя на пути возникает еще один завал, через который сооружены металлические мостки с лестницей.
Дальше идет ровное сухое русло с петляющим по нему небольшим ручейком.
***
Прошли площадку отдыха и несколько ответвлений, ведущих вглубь и наверх и дошли до самого узкого места каньона (там действительно в одном месте ширина меньше метра).
По пути довольно часто попадаются подобные этому островки безопасности, размещенные по краям ущелья на высоте 5-7 м. Они предназначены для спасения туристов на случай резкого подъема уровня воды в ущелье (вероятно такое происходит при сильных ливнях, потому что в период весенних паводков Большой каньон наверняка закрыт для посещения).
***
Прошли еще метров 200-300 и уткнулись в очередной завал, на который надо забираться по тропинке по камням (от входа в ущелье прошли наверное уже километра полтора). Решили что впечатлений на сегодня хватит (тем более, как мне кажется, самое интересное расположено именно на первой половине маршрута по каньону) и повернули назад.
На обратном пути открываются новые,не менее впечатляющие виды.
***
Вышли из ущелья, прошли по сухому руслу, поднялись и спустились с завала и где-то уже ближе к пол-третьему вышли к парковке.
Здесь, невзирая на усталость, были тщательно изучены сувенирные магазинчики и приобретены лохматый верблюд и симпатичная кукла в национальной одежде.
Отъехали мы от Большого каньона в 14:35 и где-то в 15:45 уже были в отеле (обратная дорога заняла больше времени, потому что в этот раз на КПП с нашими паспортами возились особенно долго). Расставаясь с водителем договорились, что завтра утром в 8:00 стартуем в Корлу.
***
До пяти отдыхали, а потом поехали в Старый город на главный базар. Само здание базара находится на левом (восточном) берегу реки Куча и принципе ничего особо интересного там нет. А уличный базар раскинулся по обе стороны моста и мы с удовольствием погуляли вдоль торговых рядов.
Потом нашли очень приличный ресторанчик (на правом берегу, метров 150 от моста, по правой стороне улицы, после мечети и торговцев медом) и поужинали чудесными бозами (мантами).
Примерно в полседьмого вернулись домой, купили на «нашем» базарчике арбуз (здоровенный, еле осилили в два приема) и занялись неторопливыми сборами. Завтра весь день будем добираться до Турфана.
Некоторые цены и временные раскладки (курс = 6.2 руб./ю):
Такси Аэропорт-Куча – 50ю
Такси по Куче – 3х5ю
Ужин на двоих – 38ю
————————————————————
Поездка к пещерам Кизил:
Выехали из Кучи в 9:00
Приехали к пещерам ~ в 10:00
Выехали от пещер ~ в 11:00
Приехали в отель в 12:15
Автомобиль Куча-Кизил-Куча – 250ю (включая толл-пэй)
Входные билеты – 2х55ю
————————————————————
Дыня – 12ю
Шашлык (5 шт.) – 35ю
Лаваш – 3ю
————————————————————
Поездка в Большой каньон:
Выехали из Кучи в 10:55
Приехали к Каньону в 12:20
Выехали от Каньона в 14:35
Приехали в отель в 15:45
Автомобиль Куча-Каньон-Куча – 350ю (включая толл-пэй)
Входные билеты – 2х40ю
————————————————————
Ужин (бозы) – 20ю
Арбуз – 3ю
Отель – 3х260ю
————————————————————
<<К оглавлению «Китай по околице-2» |
Следующий город (Турфан)>> |