shus 2014
<<К оглавлению «Китай по околице-2» |
Следующий город (Турфан)>> |
————————————————————————————
Kuqa, Kuqar, Kuche, Kucha, кит. Qiuci 龟兹
————————————————————————————
День первый
В Кучу мы прилетели около часа дня. Местный аэропорт представлял собой в чем-то сюрреалистическое зрелище: огромная ВПП посреди бескрайней пустыни, на краю которой притулилось небольшое здание аэровокзала. А вместо солнца (которого не было видно из-за поднятой ветром пустынной пыли) вся округа равномерно залита ярким молочно-желтоватым светом.
Прошли к зданию аэровокзала, получили багаж и вышли на привокзальную площадь. Обстановка здесь мне как-то не понравилась (уже на уровни интуиции) и я сразу рванул к трем стоящим слева такси. Таксист запросил в два раза больше положенного (вместо 30-ти – 60ю), и пока супруга возмущалась местными нравами и призывала не соглашаться с барыгой, я без долгих разговоров закинул наши сумки в багажник машины. Между тем, пока мы шли к такси, разбирались с ценой и грузили багаж, привокзальная площадь быстро опустела (все встречающие со встреченными мгновенно разъехались), аэровокзал закрылся и на площадке посреди пустыни остались только наше и еще одно такси (народ возился с погрузкой), да десяток пустых машин с блокираторами на колесах, которые оставили пассажиры, улетевшие в Урумчи.
Аэропорт в Куче называется Цюцы (Kuche Qiuci Jichang) и расположен он примерно в 12 км к юго-западу от Старого города (до Нового города – примерно 15 км). Первое впечатление об окружающей его «бескрайней пустыне» оказалось немного надуманным: идущая от аэропорта на север дорога где-то через 3 км выходит на многорядную Z640 (она же Tianshan Rd. в пределах города), по которой мы благополучно и доехали до Нового города.
Куча был один трех городов, в которых я заранее не бронировал отели, поскольку в обеих системах (ctrip и elong) для иностранцев был доступен только один отель Lido, расположенный около автовокзала. Поэтому я скопировал и распечатал на бумажке несколько названий отелей в центре Кучи из гонконгской версии системы, одним из которых был главный городской отель – Kuche Binguan (кит. 库车宾馆; адрес: No.17 Jiefang North Road, Kuche кит. 解放路北17号).
Заселились без проблем, единственно долго и в общем-то без особого успеха торговались по цене номера (нам скинули всего 20ю и получилось 260ю за ночь, что немного дороговато для такого места) и как-то не сразу (после некоторого препирательства) получили купоны на завтрак.
Разместились, попили чаю и перекусили. Я сходил на ресепшен и попросил девчонок найти нам водителя для поездок по окрестностям. Позже, уже к вечеру, явился молодой плотный парень на новенькой Киа Спортэйдж. Обсудили с ним что и как, согласовали маршруты и цены (не совсем дешево, но терпимо, тем более в таких местах я предпочитаю брать водителей «от отеля»), после чего отправились «в город».
Поскольку в Урумчи нам не удалось купить нужные ж.д. билеты у нас оставалась нерешенной серьезная проблема: как добраться из Кучи до Турфана (а это около 800 км). Поэтому, поймав такси около главного торгового центра, мы отправились на местный автовокзал (такси в Куче стоит 5ю – это цена посадки и первых 2-х км, но все расстояния здесь в основном укладываются в эти 2 км и наверное только до ж.д. вокзала получится дороже).
На автовокзале выяснили (с помощью отзывчивых людей, особенно помогла девушка-контролер со смартфоном-переводчиком), что прямых автобусов до Турфана из Кучи нет – надо добираться до Корлы (это около 300 км на восток), а уже там садиться на автобус до Турфана (или до Дахэяня – это ближайшая к Турфану ж.д. станция). При этом никто не знал во сколько уходят автобусы из Корлы в Турфан/Дахэянь. Забегая вперед, скажу, что через день мы на всякий случай заехали и на ж.д. вокзал – вдруг что-то изменилось с билетами, но никаких билетов на восток в принципе не было.
Местную «шоппинг плазу» супруга посещать отказалась, бросив наметанный взгляд от входа вглубь торговых рядов, а попытка прогуляться по главной городской площади с парком и интересными скульптурами не увенчалась успехом: как и в Урумчи, все полностью закрыто в связи с усиленным режимом безопасности. Поэтому сфотографировали центральную композицию от ворот и оправились дальше – в сторону отеля.
Вернулись не очень поздно, поужинали в ресторане при гостинице и отправились отдыхать. Завтра насыщенный день: едем к пещерам Кизил, в Субаши и ищем пещерные храмы Семусаими.
Краткая информации о Куче и ее окрестностях
Немного истории
Город Куча (уйг. Kuqar, кит. Kuche) является административным центром уезда Куча (Kuchexian) – самого восточного уезда округа (префектуры) Аксу (Akesu Diqu), столицей которого является город Аксу (Akesu), расположенный примерно в 300 км к юго-западу от Кучи .
С латинизированным названием Кучи (см. варианты приведенные в начале), а также с ее «субъектностью» есть некоторые проблемы. Например система бронирования elong располагает отели Кучи в составе Akesu (после поиска надо отметить kuchexian), а ctrip находит отели сразу по названию Kuqa. Такая же история и с туристическими ресурсами: большинство относит местные достопримечательности к Куче, но некоторые перечисляют их в составе Аксу.
В древние времена Куча была столицей государства юэчжей (тохаров), расположенного в Таримской впадине на северной ветке Великого Шелкового пути. Куча упоминается в китайской хронике «Книга Хань» (Han shu) начала н.э. как крупнейшее государство среди «Тридцать шесть царств западных регионов».
Уже с первых веков н.э. Куча стала одним из важнейших буддистских центров на Великом шелковом пути. Согласно китайской династийной хронике «Книга Цзинь» (Jin shu) в Куче уже в третьему веке н.э. насчитывалось около тысячи храмов и ступ, причем доминирующей школой здесь была сарвастивада. Именно в Куче родился знаменитый буддистский переводчик Кумараджива (334–413 г.г.), создавший новую школу переводов с санскрита на китайский язык.
Вот как описывает Кучу монах-пилигрим Сюань-цзан, который посетил ее во время своего путешествия в Индию приб. в 630 году:
«Столица в окружности около 17-18 ли (8-9 км). Выращивают просо, пшеницу, а также рис. Разводят виноград и гранаты. Много груш, яблок и персиков. Местные руды — желтое золото, медь, железо, свинец и олово.
Климат мягкий, [жители] нрава честного. Письменность по образцу индийской, однако сильно изменена. Искусство игры на музыкальных инструментах гораздо выше, чем в других странах. Одежда — из расшитой узорами шерстяной ткани. Стригут волосы, носят шапки. Для торговли используют золотые, серебряные и мелкие медные монеты. Царь родом из Цюйчжи, недалек умом и находится под влиянием старшего сановника. По местному обычаю, когда родятся дети, их головы сжимают досками и уплощают.
Монастырей около 100, монахов около 1000 человек. Исповедуют учение «малой колесницы», школы сарвастивада. Учение Сутр и установления Винаи соответствуют индийским образцам: изучающие их точно следуют первоначальному писанию. Исповедуя «постепенное учение», примешивают к пище «три чистых [вида мяса]». Склонны к чистоте, привержены учености и в усердии своем состязаются с мирянами.»
Из «Записки о западных странах [эпохи] Великой Тан» Сюань-цзана, перевод Александровой (Самозванцевой) Н.В.
В период династии Тан для управления территориями Таримского бассейна в Гаочане (Турфан) в 640 г. было учреждено «Наместничества Аньси», центр которого впоследствии был перенесен в Кучу.
В китайских западных наместничествах была двойная система управления: проживающие в гарнизонных городах ханьцы жили по имперским законам, а неханьским народам разрешалась сохранят свои традиции, свою административную и правовую систему, при этом местные правители получали имперский чиновничий чин и назначались начальниками отдельных областей.
После падения династи Тан в 9-ом веке область Кучи вошла в состав новообразованного Уйгурского государства Кочо (Qocho), которое впоследствии сначала стало вассалом империи Чингисхана и китайской династии Юань, а в 1390-ом году было завоевано и присоединено к Чагатайскому улусу.
С древних времен оазисы Кучи были заселены европеоидным народом (индоевропейцами), которых китайцы называли юэчжи (в европейской литературе – тохары). Тохары говорили на западно-тохарском языке (ученые относят его к западными индоевропейскими языками) и имели собственную письменность основанную на индийском письме брахми. Тохарский язык просуществовал до конца 1-го тысячелетия н.э. и постепенно исчез уступив место тюркским языкам после завоевания Кучи уйгурами.
Современная Куча
Современная Куча состоит из Старого города (Lao Zhen), расположенного на месте исторической Кучи (на карте объекты 1-7), и отстроенного сравнительно недавно Нового города (Xin Zhen), в котором располагается администрация уезда и прочие местные учреждения (8-14 и далее на восток).
Застроенный в основном традиционными уйгурскими домами Старый город (1-7) расположен по двум сторонам от реки Куча, при этом большая его часть (вместе с историческим центром) находится на правом (западном) берегу реки.
В пределах города реку можно пересечь по двум мостам: северному (4) и южному (1) (расстояние между ними составляет ~1 км). Через северный мост, огибая старый город, проходит Tianshan Rd. (она же Z640 – выезд на национальную автостраду G3012).
Около южного моста на западном (правом) берегу реки находится мечеть Rasta Mescit (Rasta Mosque) (2), а на левом (восточном) – здание главного городского базара (3) (помимо этого открытые торговые ряды тянутся вдоль дороги на пару сотен метров по обе стороны от моста).
От южного моста на северо-запад идет прямая и широкая Resitan Rd., которая мене чем через километр выходит к городскому музею («Дворец Куче») (5). Рядом с ним (чуть севернее) расположены две другие городские достопримечательности: остатки древней городской стены (6) и Большая Мечеть (7).
На восток от южного моста идет Renmin Rd., которая примерно через 2 км снизу (с юга) вливается в Tianshan Rd. (она же Z640). На противоположной стороне (и чуть вперед) от места соединения этих улиц находится начало идущей на вверх (на север) Jiefang Rd. – по сути здесь начинается Новый город. Вверх и вправо (к северо-востоку) от начала Jiefang Rd. расположен квартал размером примерно 1 х 1 км, в котором находится парк и площадь с монументом (9), местный райисполком (10), банки, торговые центры (11) и т.п. (желтым кружком на карте обозначен «главный перекресток» Нового города).
Примерно в полутора километрах к юго-востоку от перекрестка Tianshan Rd. и Jiefang Rd. на северной стороне Tianshan Rd. (слева по ходу) располагается местный автовокзал (12) (чуть севернее него находится старый аэропорт, но с 2012 года регулярные рейсы отсюда не выполняются), а еще дальше и юго-восточнее (примерно в 6.5 км от упомянутого перекрестка) на Huanghe Rd. находится местный ж.д. вокзал.
Достопримечательности в городе и его окрестностях
В самой Куче каких-то особо интересных объектов в общем-то и нет.
Главными городскими достопримечательностями считаются «Дворец Куче» (Циуцы, Qiuci Palace, 库车王府, входной билет вроде бы 55ю)(5) – бывшая резиденция правителя Кучи, реконструированная и переоборудованная под музей, и находящаяся рядом с ним Большая Мечеть (Grand Mosque, Hanika Mescit)(7), а также расположенные невдалеке остатки городской стены периода династии Цин(6).
А вот в окрестностях Кучи находится несколько очень значимых исторических достопримечательностей и один выдающийся ландшафтный объект (см. карту ниже).
(1) Буддистский пещерный комплекс Кизил (Kizil (Qizil) Thousand Buddha Caves, Kezi’er Qianfodong 克孜尔千佛洞)
Расположен примерно в 70-ти км к северо-западу от города.
(2) Буддистские пещеры Кумтура (Kumtura Thousand Buddha Caves, Kumutula Qianfodong 库木吐喇千佛洞)
Расположены в 30 км к западу от Кучи на левом (восточном) берегу реки Музарт ниже водохранилища. В составе комплекса 112 нумерованных пещер, которые делятся на северную и южную секции.
(3) Буддисткие пещеры и сторожевая башня Кизилгаха (Kizilgaha Caves, Kezi’ergaha shiku 克孜尔尕哈石窟; Kizilgaha beacon tower)
Расположена в 13 км к северо-западу от Кучи.
(4) Руины древней крепости Субаши (Subashi ruins, Subashi Fosi yizhi 苏巴什佛寺遗址)
Руины крепости Субаши находятся в 23 км к северо-востоку от Кучи. Состоят из двух секций, расположенных напротив друг друга на разных берегах реки Куча (расстояние между ними составляет около 1 км).
(5) Буддистские пещеры Сенмусаими (Senmusaimu (Simusimu, Simsim) Caves, Senmusaimu Qianfo dong 森木塞姆千佛洞)
Пещерный комплекс Семусаими расположен в 45 км к северо-востоку от города.
(6) Большой каньон (Keziliya Grand Canyon; Keziliya daxiagu 克孜利亚大峡谷)
Находится в южных отрогах Тяньшаня примерно в 64 км к северу от города (40 км от Субаши) по дороге G217,
На склоне каньона (примерно 1.8 км от входа в него, на высоте около 30 м) располагаются обнаруженные в 1999 году буддистские пещеры А’аи (A’ai Cave) с хорошо сохранившимися фресками периода династии Тан.
Карта-схема с названиями и расстояниями:
День второй
Пещеры Кизил
Хорошо позавтракали: яйца, паровые булочки-маньтоу (mantou 馒头), фрукты и пр. и в 9:00 отправились в буддистский пещерный комплекс Кизил.
После выезда за городскую черту дорога (G217) идет на север к проходу в невысоком горном хребте Култаг (уйг. Qoltagh, кит. Queletage 却勒塔格山), который отделяет оазис Кучи от огромной полупустынной равнины, протянувшейся примерно на 300 км с запада на восток между предгорьями Тянь-Шаня и северными склонами Култага.
Ближе к предгорью справа и слева от дороги тянутся многочисленные эрозионные останцы разнообразной формы. Это знаменитые синьцзянские «ветрянные скульптуры», которые называются «ярданги» и представляют собой вытянутые вдоль господствующих ветров суглинистые гряды с крутыми склонами, имеющие подчас довольно причудливую форму.
Хотя вся местность окрашена в серые и желтоватые тона, поражает многообразие оттенков этих казалось бы неброских цветов и все вместе (форма и цвет) создают просто удивительную картинку.
Термин «ярданг» (тюрк. крутой склон, яр) в 1903 году ввел шведский путешественник Свен Андерс Гедин. В настоящее время синьцзянские ярданги находятся в «листе ожидания» ЮНЕСКО, как кандидат на признание объектом всемирного наследия.
На всех туристических ресурсах присутствует описание трех основных ландшафтных парка ярдангов, при этом среди них Куча никогда не упоминается (судя по фотографиям – вполне заслуженно, т.к. масштабы здесь все-таки не те).
Самым знаменитым заповедником ярдангов (от которого собственно и пошла их слава) является Национальный геологический парк ярдангов (Sanlongsha Yardang Formations), расположенный примерно в 185 км к северо-западу от Дуньхуана (Dunhuang ) и 85 км от руин заставы Юймень (Yumen Pass). Эта формация имеет около 25 км в длину и 1-2 км в ширину и включает в себя разнообразные ярданги высотой до 20 м, многие из которых за сходство с различными животными, строениями и предметами имеют собственные названия.
Тем не мене чуть в стороне от дороги можно увидеть солидную каменную стелу с надписью на трех языках: «Pyramid Natural Landscape (Yadan Landscape)».
Недалеко от въезда в неглубокое ущелье с речкой, пересекающей в этом месте горную гряду, располагается толл-гейт и КПП. Заплатив 20ю (кстати платят при пересечении толл-гейта в обе стороны, у нас эта сумма была включена в найм машины), притормаживаем возле КПП. На выезде документы основательно не проверяют (просто подаешь паспорта из окна и после беглого взгляда полицейский сразу возвращает их обратно).
Северная сторона Култага местами сложена из красноватого песчаника, который резко контрастирует с желотовато-серой породой основного хребта и прилегающей равнины.
***
Километра через три после выезда из ущелья поворачиваем на запад (налево) на S307 и дальше дорога идет по довольно скучной галечной полупустыне. Примерно через 35 км, немного не доезжая до оазиса поселка Кизил (Keze’rxiang), поворачиваем по указателю на юг – это последние 8 км до пещерного комплекса Кизил (он, как и многие подобные сооружения в Китае, часто именуется как «Пещеры тысячи будд в Кизиле» (Kezi’er Qianfodong )).
Ближе к концу, дорога взбирается на невысокую горную гряду, а затем по серпантину в две петли спускается в долину реки Музарт к парковке перед пещерным комплексом.
До Кизила мы добрались примерно к 10 часам (т.е. дорога заняла около одного часа).
На фото ниже: вид от парковки перед комплексом на дорогу, по которой мы приехали.
К пещерам здесь пускают только организованной группой и с гидом, при чем открывают и показывают только пять пещер. Фотографировать можно только от входа, а перед заходом на территорию все фото-видео необходимо сдать в камеру хранения. Стоимость входного билета составляет 55ю.
Подробнее о Кизиле здесь: Буддистский пещерный комплекс Кизил (Kizil (Qizil) Thousand Buddha Caves).
На фото ниже: вид на утес с пещерами от парковки.
Вся экскурсия по Кизилу (вместе с фотографированием пещер от памятника Кумарадживы) заняла у нас около часа и уже около 11-ти часов мы двинулись обратно.
Утром дорога была практически пуста, а вот на обратном пути (особенно ближе к городу) движение стало более оживленным.
Сразу за толл-гейтом располагается небольшое здание КПП. Здесь надо выйти из машины и подать в окошечко документы, удостоверяющие личность. ID-карту водителя считывают сканером, поэтому с ним вся процедура занимает буквально пару минут, а вот наши паспорта уносят вглубь офиса к компьютерам и что-то там делают в течении 10-15 минут.
Проверка в конце концов заканчивалась, нам вернули паспорта и где-то в 12:15 мы уже высадились на небольшом рынке метрах в 150-200-х к северу от нашего отеля. Договорились с водителем, что он приедет в отель к 15:00 и мы поедем к пещерам Симсим (Сенмусаими) и в Субаши.
На рынке купили здоровенную (3 кг) дыню, перекусили в номере (одолели только половину дыни – остальное оставили на вечер), отдохнули и 15:00 отправились на поиски Симисим.
Неудача с пещерами Сенмусаими и руины древнего города Субаши
Буддистский пещерный комплекс Сенмусаими (Симсим) находится в южных предгорьях Култага к востоку от пересекающей горы долины реки Куча (примерно на одной линии с Субаши). Точное местонахождение его мне было неизвестно и вообще все информация о Сенмусаими была собрана из разных источников по крупицам, но консилиум в лобби отеля (в лице водителя, старшего менеджера и пары неравнодушных мужиков) после жарких споров точно установил что, где и как и поэтому водитель после выезда из города довольно уверенно свернул на галечную равнину и двинулся на восток.
Пещерный комплекс Семусаими был создан в период династий Вэй и Тан является самым большим в восточной части Кучи. Здесь находятся 54 нумерованные пещеры, расположенные по склону круглого холма, который имеет приблизительно 700 м в диаметре, которые разделены на восточную, южную, западную, северную и центральную секции. Стиль и тематика рисунков – такая же как и в пещерах Кизила, но особенностью являются многочисленные изображения животных.
Вся галечная равнина к северу от Кучи на несколько километров в глубину и непонятно на сколько в ширину представляет собой гигантскую стройплощадку. Здесь идет реализация 12-тилетнего плана по созданию Кучийского химического индустриального парка (Kuche Chemical Industrial Park ), включающего в себя НПЗ и нефтехимические предприятия, а также текстильную фабрику.
Вся территория рассечена хорошими дорогами (с развязками, мостами, водоводами, дамбами и пр.) и новенькими линиями ЛЭП, но пока из промсооружений видны только новая ТЭЦ, несколько подстанций и разбросанные по территории камнедробильные и бетонные заводики. Работа кипит и нет сомнения, что к 2020 году все планы партии и правительства будут выполнены (дай бог, чтобы по самым высоким экологическим стандартам).
Поскольку где китайцы – там порядок, все объекты (а возможно, что и вся зона индустриального парка) огорожены бесконечными заборами из колючей проволоки с пропускными пунктами. После некоторого блуждания по дорогам в такой КПП мы и уткнулись (небольшой капитальный домик, в котором живет местный сторож с семьей). За КПП никаких объектов не было видно, но после долгих разговоров водителя со сторожем выяснились две неприятные вещи: 1) проезд в зону, где расположены пещеры Сенмусаими, разрешен только проживающим там местным; 2) в западную сторону ситуация точно такая же, так что в пещеры Кумтура мы скорее всего тоже не попадем.
К исключению из маршрута пещер Кумтуры я отнесся в общем-то спокойно, а вот невозможность посетить Сенмусаими откровенно расстроила (почему-то очень хотелось их посмотреть). Но делать нечего, и мы отправились дальше – к руинам древнего города Субаши.
***
Руины Субаши находятся в 23 км к северо-востоку от Кучи. Они состоят из западной и восточной частей, расположенных напротив друг друга на разных берегах сухого русла реки Куча (расстояние между ними составляет около 1 км). Хорошо сохранившейся и всеми посещаемой является расположенная прямо у дороги западная часть. В восточную часть надо покупать отдельный билет и идти пешком (по мостику через канал, в котором теперь течет река, и дальше по сухому галечному руслу).
Крепость Субаши была основана в 1-ом веке нашей эры во время ханьской экспансии на запад, но основной ее расцвет пришелся на времена династий Суй и Тан (6-9 века). Одним из известных исторических событий, связанных с Субаши является то, что здесь останавливался на два месяца во время своего «Путешествия на Запад» и знаменитый монах-пилигрим Сюаньцзан.
Во время междуусобиц 9-го века Субаши пришел в упадок: город был разграблен, буддистские храмы и монастыри разрушена, а полностью Субаши был заброшен уже в 12-13 в.в. после окончательной мусульманизации местного населения.
В 90-х годах прошлого века при раскопках недалеко от Субаши были обнаружены несколько «таримских мумий» и среди них знаменитая «знахарка из Субаши» (Subashi witch): мумия женщины в высоком остроконечном колпаке, шубе и с мешочком, в котором находился нож и различные травы.
Слева: фото мумии «знахарки из Субаши», а справа: реконструкция ее внешнего вида.
Парковка расположена на противоположной стороне дороги, рядом с нешироким, но полноводным каналом, по которому теперь течет река Куча. Здесь мы пообщались с подъехавшей на городском такси молодой итальянской парой – первыми и последними самостоятельными путешественниками, которых мы повстречали за все время нашей полуторамесячной поездки по Китаю (мы вообще-то европейцев за все время видели всего раз пять-шесть, не считая конечно Чэнду и Пекина).
Сами руины выглядят довольно обыденно (в Синьцзяне и Ганьсу таких исторических объектов очень много), но на фоне гор и в молочно-желтоватом рассеянном свете все смотрится очень здорово. Плюс как обычно невероятное количество оттенков желтого и серого.
Размеры крепости довольно впечатляющие для провинциального гарнизона: 680 м в длину и 170 м в ширину. Все строения были сооружены из сырцового кирпича (саман, адоб) различного размера, а дворец и храмы помимо прочего были покрыты штукатуркой и украшены лепниной (стукко).
В Субаши самыми заметными и впечатляющими являются руины двух крупных сооружений: Зала западного храма (на фото ниже – справа) и Ступы западного храма (на фото ниже – вдали слева).
От тикет-офиса (на фото ниже – на дальнем плане) по территории расходятся закольцованные дорожки в виде деревянных настилов. Почти сразу справа (на фото слева) располагаются могучие стены Зала западного храма.
На фото ниже: вид внутри Зала западного храма.
Дорожка идет на север вдоль внешней стены Зала западного храма (на левом фото – справа у обреза фото) до самых дальних руин одной из ступ (на левом фото – вдали по центру), а затем поворачивает на восток (налево) в сторону Ступы западного храма.
На пути к Ступе западного храма пересеклись с идущими навстречу итальянцами (они шли «правильно» – по часовой стрелке) и поэксплуатировали их на предмет фотографирования вдвоем.
На фото ниже: итальянцы на фоне стены Зала западного храма.
На фото ниже: Ступа западного храма «в интерьере».
Дорожка обходит Ступу западного храма с обратной стороны и отсюда хорошо видны современные ступеньки, ведущие на верх ступы (там похоже вопреки строгим китайским правилам оборудовано небольшое буддистское святилище).
В древности ступа вероятно представляла собой традиционное сооружение этого типа: высокая платформа с ведущей наверх лестницей, на которой установлена округлая анда (тело ступы), увенчанной «зонтом». Судя по виду руин и периоду сооружения это была ступа «гуптовского типа» (см. здесь).
На правом фото ниже на верху платформы хорошо видно современное сооружение с двумя арочными проемами.
От Ступу западного храма дорожка идет прямо и вниз к тикет-офису мимо галечных холмиков, под которыми вероятно скрываются нераскопанные руины зданий и сооружений (а может быть раскопанные и засыпанные обратно).
Одной из главных проблем археологов при раскопках и реставрации глинобитных и подобных им по материалу сооружений является последующая консервация того, что раскопано и восстановлено. Открытые дождям и ветрам стены (в древности они были обмазаны защитной штукатуркой) после очистки их от грунта разрушаются очень быстро, поэтому раскопки и консервация должны идти более или менее синхронно.
Консервация сооружений из песчаника, глины, самана и т.п. осуществляется сплошной обработкой их из специальных распылителей раствором «жидкого стекла». Хотя «жидкое стекло» (водный раствор силикатов натрия или калия) и достаточно дешевый реагент, гигантские объемы и технические сложности при выполнении таких работ (которые часто проводятся в удаленной пустынной местности, на обрывах ущелий с пещерными храмами и т.п.) приводят к тому, что проекты по химконсервации подобного рода объектов являются очень дорогостоящими.
Со стороны стены Зала западного храма кажутся еще более величественными, особенно в сравнении с человеческими фигурками.
Вернулись к тикет-офису, вышли на парковку и уже где-то в 17:15 были в городе.
Попросили водителя высадить нас на базарчике, где купили пять шашлыков, лаваш и помидоры (решили поужинать в номере).
Понаблюдали как готовят лаваш.
***
Судя по всему эта пекарня пользуется популярностью: лаваш упаковывают в большие цветастые коробки и за ним приезжают солидные дяди на дорогих автомобилях.
Поужинали в номере. Шашлык из баранины показался нам слишком жирным (благо было чем запить), а аппетитный на вид лаваш был жестким и совершенно пресным. Настроение подняла дыня и чай с медом и чудесной местной настойкой.
Решили больше не экспериментировать в дальнейшем по возможности питались бозами, местными пельменями и паровыми булочками с мясной начинкой. Ну и конечно от души поели чудесных местных арбузов и дынь.
Вечером никуда не ходили – отдыхали. Завтра с утра едем в Большой каньон.