·······································

Михинтале (Mihintale)

Главные строения монастыря Медамалува, Синха Покуна и лестница до Мангового плато

Долгая дорога по лестнице вверх наконец-то заканчивается и через остатки кирпичного портала мы выходим на широкую грунтовую площадку, засаженную редкими раскидистыми деревьями (ТО).

Недалеко от входа справа располагается тикет-офис, за которым находится выход на верхнюю парковку (Р2) и к Синха покуне (7), а слева в ряд на разных уровнях протянулись руины главных административно-хозяйственных объектов монастыря Медамалува (Medamaluwa) (6): трапезной (бат-ге), храма (да-ге) и зала собраний (саннипатасала).

Михинтале (Mihintale)

shus

В средние века бат-ге (bat-ge) монастыря Медамалува выступал в роли центрального пищеблока, обеспечивающего питанием монахов не только обитавших на холмах Михинтале (а здесь было множество разбросанных по холмам уединенных обителей), но вероятно и соседних, иногда довольно отдаленных, монастырей.

Слово «трапезная» (англ. refectory), как впрочем и другое, часто используемое слово на языке пали «danasala» (англ. alms hall, рус. зал [для приема] даяний), не совсем подходят для названия этого сооружения, т.к. в целом неверно отражают его функциональное назначение. Наиболее точным по сути является сингальское название «бат-ге» – bat-ge (пали bhattasala), в котором «bat» переводится как «пища, еда», а «ge» – как «дом». 

Бат-ге представлял собой огороженную кирпичной стеной площадку длиной 35 м и шириной 19 м, в центре которой располагался неглубокий бассейн размером 19 м х 7.5 м.   

Рядом с входом (возможно слева) располагалась талонная – лахаг (синг. lahag пали salakaggasala), где монахом выдавали талоны для получения питания (как они выглядели – неизвестно).

Левую (северную) сторону бат-ге занимали склады с рисом и прочими продуктами, а с правой (северной) стороны находилось место приготовления пищи. Дальняя от входа (восточная) сторона была отведена под раздачу – здесь монахам накладывали еду в их горшки-патты (патры) из огромных гранитных корыт.

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Пожалуй самым замечательным сооружением бат-ге является его система водоснабжения.

Вода сюда поступала из расположенного к югу и выше уровнем искусственного водоема Нага Покуна (13) по системе каменных лотков

На фото ниже: Нага Покуна расположен за горой, справа от ступы Махасейя (12).

Михинтале (Mihintale)

shus

На территории бат-ге находится восстановленная археологами конечная часть этого гидротехнического сооружения (на фото ниже: сооружение слева внизу). 

Следует отметить, что вода в бассейне, находящемся на территории бат-ге, была проточной: на фото вправо от центра хорошо виден канал, по которому вода вытекала из бассейна.  

Михинтале (Mihintale)

shus

Вода поступала по установленному на п-образных опорах каменному лотку с небольшим отверстием в передней части, падала с высоты около 2.5 м на каменную плиту и дальше текла по узкому желобку в сторону бассейна.

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

В том месте, где водовод пересекал пешеходную дорожку, он был накрыт (вероятно в гигиенических целях) узкой и длинной каменной «крышкой». 

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

В расположенной в восточной части бат-ге «раздаче» монахи получали рис со специями (bat) и кенду (kenda) – традиционный сингальский супа-пюре с овощами, травами и пр.

Михинтале (Mihintale)

shus

Большее из гранитных корыт (длина – около семи метров) предназначалось для риса, а меньшее – для кенды

Оба корыта имеют форму лодок-долбленок, поэтому по-сингальски они так и называются: bat oruwa – «лодка для риса» и kenda oruwa – «лодка для кенды».

Михинтале (Mihintale)

shus

Полагают, что внутренняя поверхность обеих «лодок» была покрыта металлическими листами (вероятно бронзовыми или латунными).

Михинтале (Mihintale)

shus

Справа и выше уровнем бат-ге на высокой каменной платформе располагаются руины главного храма монастыря (правильнее сказать: главного «дома реликвий»), который по-сингальски называется да-ге (синг. da-ge, пали dhatughara, где da (dhatu) – священная реликвия, а ge (ghara) – дом, здание). Здесь же на платформе находятся остатки четырех кирпичных ступ. 

Что это сооружение являлось главным монастырским домом реликвий точно установлено по эпиграфике, но какие в нем находились реликвии  – неизвестно (большинство сооружений Михинтале, как впрочем и всей Шри Ланки, в период забвения были разграблены мародерами, добычей которых как правило становились замурованные в ступы и статуи реликварии).

От здания мало что уцелело и поэтому само по себе оно не представляет особого интереса. Зато сохранились до наших дней (причем в очень приличном состоянии) две огромные гранитные плиты, установленные при входе в храм во времена правления короля Махинды IV (Mahinda IV, 975-991 г.г н.э.). 

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

На одной из плит высечены нормативные правила управления и обеспечения деятельности монастыря, а на другой – по сути тарифно-квалификационный справочник работников монастыря, включающий в себя все категории персонала: от главы обители до прачки. При этом против каждой должности указано, какой надел земли и какое количество риса полагается  этому работнику за несение службы.

Ниже приведен перечень должностей без указания вознаграждения за работу (перевод «как есть» с таблички Департамента археологии, в непонятных случаях приведено английское значение):

 

1) Главный монах – управляющий монастыря

2) Руководитель работ

3) Административный чиновник

4) Наблюдатель

5) Организатор праздников

6) Фармацевт

7) [Хранитель] одежды праздничных танцоров

8) Поставщик глиняных горшков для сбора подаяния

9) Управляющий по внешним делам и его персонал 

10) Персонал королевского дворца

11) Глава танцоров

12) Распределитель ткани

13) Главный художник

14) Художник

15) Помощник кассира

16) Смотритель

 

17) Хранитель зернохранилища

18) Chief Female Cleaner (?)

19) Управляющий столовой

20) Надсмотрщик

21) Чернорабочий

22) Чиновник Sanghawella

23) Шеф-повар

24) Руководитель кухни

25) Кухонный слуга

26) Поставщик дров

27) Глава монастыря

28) Секретарь монастыря

29) Гончар

30) Поставщик фильтров для воды

31) Лекарь

32) Лекарь (использующий пиявки)

 

33) Человек, готовящий лекарства

34) Астролог

35) Парикмахер

34) Хранитель «дома реликвий»

35) Поставщик масла и фитилей

36) Поставщик цветов

37) Чтец проповедей из мирян

38) Персонал «дома реликвий»

40) Участковый чиновник

41) Плотники, резчики по камню

42) Кузнецы, возчик

43) Смотритель (или староста) ступы

44) Различные рабочие

45) Рабочие «дома реликвий», «дома образа» и закусочной (cafeteria)

46) Рабочие прачечной

 

Справа от да-ге возвышается платформа с руинами «зала собраний», который в Михинтале назывался саннипатасала (пали sannipata sala – зал собраний). 

Название саннипатасала вероятно взято из какой-то местной эпиграфики и по-моему встречается только в описаниях Михинтале. Обычно такой тип здания называют «упосатхагхара» (пали uposathaghara – дом упосатхи) или «похоягея» (синг. pohoyageya – дом пойи). В «дом упосатхи» вход разрешен только монахам и это здание является пожалуй одними из самых важных объектов монастыря, поскольку в нем дважды в месяц в дни упосатхи (на новолуние и полнолуние) проходят главные буддистские монашеские «моления», а также проводятся ритуалы упасампады – ординации новых монахов. 

Из сохранившихся элементов здания здесь наиболее примечательными являются крыльцо с традиционными «лунным» и «охранными» камнями, а также расположенный посередине платформы каменный пьедестал, на котором восседал один из старших монахов-махатхер, председательствующий на собрании. 

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Дальше мы отправились к Синха Покуне (Sinha Pokuna) (7), для чего спустились немного вниз по направлению к верхней парковке (Р2).

Синха Покуна хорошо виден с дороги и от обочины к нему ведет узкая тропка (на карте он показан немного неправильно – сдвинут метров на сто к югу, хотя на самом деле он находится всего метрах в двадцати от дороги). 

Михинтале (Mihintale)

shus

В состав этой достопримечательности входит небольшой каменный водоем с фигурой льва и останки трех монастырских строений, расположенных перед ним на ухоженной зеленой лужайке.

Михинтале (Mihintale)

shus

Как и во всех туристических местах (а здесь еще и парковка рядом) на территории Сингха Покуны околачивается с десяток макак. На человека с палкой они реагируют как и подобает (наследственная память поколений) и все время держатся на почтительном расстоянии.

Михинтале (Mihintale)

shus

От зданий, которые когда-то были монашескими обителями, сохранились только кирпичные платформы, традиционные входные лестницы и отдельные каменные колонны.

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Сам же Синха Покуна представляет собой небольшой каменный резервуар, который был сооружен для обеспечения водой проживающих рядом с ним монахов.

Фронтальную  стену резервуара украшает плохо сохранившаяся фигура стоящего на задних лапах сингальского льва (sinha), из отверстия в пасти которого текла струйка воды. 

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Верхняя плита Синха Покуны украшена фризом с барельефными изображениями львов, танцоров, музыкантов и карликов.

Михинтале (Mihintale)

shus

Резервуар Синха Покуны сооружен частично из каменных блоков, а частично высечен в скале. В плане он представляет собой квадрат со стороной около 1.8 м метра и имеет глубину приблизительно 2 м. 

На правой фотографии хорошо видно углубление на дне каменной емкости и сквозное отверстие, идущее к пасти льва.

На верхнем бортике Синха Покуны со стороны склона установлен стилизованный под голову мáкары каменный жёлоб. В хоботе макары имеется отверстие, из которого в резервуар лилась вода. Это конечный элемент системы каменных желобов, по которым в Синха Покуну поступала вода из расположенного метрах в трехстах выше по склону Нага Покуны (13)

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Обратно на площадку с тикетом-офисом мы поднялись не по дороге, идущей от верхней парковки, а по расположенной справа от нее (к югу) узкой каменной лесенке. Поднявшись на площадку, метров через двадцать повернули налево (на восток) и вышли к началу последней лестницы, идущей уже до самого верха Михинтале – к Манговому плато (МП).

Михинтале (Mihintale)

shus

Лестница в меру крутая и не очень широкая, а сомкнувшиеся над ней огромные плюмерии создают очень живописный живой коридор с негустой, но все-таки тенью.

Недалеко от начала подъема на ступенях лестницы обосновалась группа ряженых мошенников, среди которых своим колоритным видом выделялась толстая и смуглая до черноты тетенька в костюме медсестры. Бригада собирали деньги на помощь детям больным СПИДом, при этом никаких плакатов, табличек или бумаг у них естественно не было. К нам они особого интереса не проявили, видимо сразу определив, что мы – не их клиенты.

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Почти перед самым выходом на Манговое плато лестница на некоторое время прерывается широкой скальной «спиной», чуть выше которой слева расположен магазинчик (левое фото), а справа, напротив него – вырубленный в скале небольшой квадратный резервуар. 

Вверх по склону от скальной «спины» у опушки леса установлена черно-белая табличка (см. правое фото) – указатель тропы на Нагу Покуну (13), идущей в обход ступы Махасейя (12)

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Pages: 1 2 3

Web Analytics