·······································

Михинтале (Mihintale)

shus 2013

Пещерные и скальные храмы и монастыри Шри Ланки

Немного истории и географии

Небольшой городок Михинтале (население – около 22 тыс. человек) находится в 12 км к востоку от археологической зоны древней столицы Шри Ланки Анурадхапуры.

Михинтале расположен около перекрестка (Mihintale junction) двух стратегических автодорог: идущей с юга на север А9 «Канди – Джафна» (Kandy – Jaffna) и пересекающей остров с запада на восток А12 «Путталам – Тринкомали» (Puttalam – Trincomalee), а свое название он получил от находящейся примерно в километре к юго-востоку от этого перекрестка гряды скалистых холмов Михинтале (Mihintale).

Холмы Михинтале занимают особое место в истории Шри Ланки, т.к. именно здесь согласно ланкийским хроникам в 3-ем веке до н.э. произошла встреча правителя тогдашней Шри Ланки Деванампия Тиссы со следовавшим из Тринкомали в Анурадхапуру махатхерой Махиндой – сыном великого правителя империи Маурьев Ашоки, который был послан своим отцом с миссией распространения буддизма на Шри Ланку.

«Махатхера» означает почетный титул, который автоматически присваивается буддистскому монаху после двадцати лет пребывания в сангхе. Дословно «махатхера» (mahathera) переводится с языка пали примерно как «великий старейшина»: maha (великий) + thera (старший, старейший (при этом контекст слова означает не возраст, а статус)). На русский язык слово mahathera обычно переводится как «досточтимый», а на английский – как «venerable».   

Результатом этой встречи стало обращение Деванампия Тиссы в буддизм и придание буддизму статуса государственной и королевской религии сингальского государства.

Непосредственным местом встречи короля Деванампия Тиссы и махатхеры Махинды считается Амабастала (пали Ambasthalaamba – манговое дерево + sthala – плато, рус. Манговое плато) – небольшая площадка между двумя скальными возвышенностями, расположенными ближе к юго-западной части гряды Михинтале (носившей в те времена название Миссака Паббата (Missaka Pabbata)).

Весь скальный холм, где произошло это знаменательное событие, вскоре был передан Деванампией Тиссой в дар буддисткой сангхе, а жители близлежащих деревень прикреплены к появившимся здесь вслед за этим монастырям.

В первый год нахождения Махинды на Шри Ланке во время вассы (сезона дождей) в пещерном монастыре на горе Михинтале находилось всего 62 монаха, а к середине первого тысячелетия н.э. их было уже более 2000.

Махинда прибыл на Шри Ланку, когда ему было 32 года, а умер он в монастыре на холме Михинтале в возрасте 80 лет (во время правления младшего брата Тиссы Уттии (Uttiya), наследовавшего после смерти Тиссы престол королевства сингалов). К этому времени буддизм уже прочно установился в ланкийском государстве, а холм (в особенности Манговое плато) стал одним из самых священных для ланкийцев мест. В ланкийских хрониках он часто упоминается как Четья Паббата (Cetiya Pabbata) или Четья Гири (Cetiya Giri), что означает «Холм (гора) священных реликвий», поскольку здесь находилось особо почитаемые реликварные и памятные ступы.

После смерти Махинды и помещения в реликварий  специально сооруженной для этого ступы его кремационных останков (ступа Михинду Сейя расположена чуть позади (к юго-западу) от Ступы Махасейя), еще одним названием этого места стало «Махинда-тала» (пали Mahinda-thala – земля (место) Махинды), которое постепенно вытеснило все остальные названия и от которого и произошло нынешнее сингальское название «Михинтале». 

В 13 веке войска индийского правителя Калинга Магха захватили Раджарату (Rajarata) – расположенную на севере Шри Ланки историческую, культурную и хозяйственную территорию, на которой начиная с 3-го в до н.э. располагались государства сингалов и находились их главные религиозные центры

Это вторжение вызвало массовую миграцию сингальского населения в центр и на юг страны и по сути уничтожило существовавшую полторы тысячи лет цивилизацию Раджараты.

Михинтале, как и многие другие древние города и монастыри, была заброшена и поглощена джунглями  и память о сингальской «колыбели буддизма» осталась только в исторических хрониках.

Повторное «открытие», раскопки и восстановление большинства исторических памятников Раджараты (Анурадхапуры, Полоннарувы, Михинтале и пр.) происходило уже в конце 19-го – начале 20-го веков усилиям британских и ланкийских археологов. 

***

Гряда скалистых холмов Михинтале тянется с юго-запада на северо-восток сплошным массивом длинной около полутора километров. В полукилометре к западу от основной гряды, возвышается так же относящийся к Михинтале небольшой скальный холм Раджагири Канда (Rajagiri Kanda – Королевский холм, см. отдельную заметку) (17), на котором находятся руины одноименного пещерного монастыря. Он находится на противоположной стороне дороги Канди-Джафна, почти напротив расположенного юго-западнее Михинтале большого пруда, окруженного монастырским руинами, который называется Калудия Покуна (Kaludiya Pokuna – Пруд черной воды, см. отдельную заметку) (15).

Ближе к юго-западной оконечности Михинтале между венчающими гряду скальными возвышенностями располагается небольшая плоская площадка под названием Манговое плато (Амбастала, Ambasthala) (МП), на которой и состоялась историческая встреча махатхеры Махинды с королем Деванампией Тиссой.

Самой же высшей точкой Михинтале (около 300 м над уровнем моря) является вершина Эт Вехера (Eth (или Ath) Vehera) (14), находящаяся на юго-западной оконечности гряды (другое ее название – Anaikutti).

Ступа Индикатусэя (16), Калудья Покуна и пещеры на Раджагири Канда расположены на некотором удалении от основных объектов Михинтале (см. карту), поэтому, чтобы спуститься к ним с горы от верхней парковки (Р2) по Old Road, обойти пешком и вернуться обратно, надо отмотать как минимум четыре-пять километров.

План Михинтале (Mihintale plan)

С точки зрения туристической логистики центром Михинтале является поросшая раскидистыми деревьями широкая (метров 50 на 70) грунтовая площадка (ТО), которая располагается перед руинами главных объектов монастыря Медамалува (Medamaluwa): трапезной, храма и зала собраний (6).

Площадка находится на промежуточном по высоте уровне: здесь заканчивается знаменитая каменная лестница, тянущаяся от нижней парковки (P1), и начинается с поворотом на восток другая лестница – ведущая наверх к Манговому плато (МП)). С запада сюда идет дорожка от верхней парковки (Р2) и «Львиного водоема» (7) .

Здесь же расположен тикет-офис, где продаются входные билеты в Михинтале (200 рупий ~ $1.6), а так же околачивается всякий местный люд (в том числе по-моему и гиды). 

На верхнюю парковку (Р2) (от которой до тикет-офиса (ТО) метров сто) привозят организованные туристические группы – видимо или в целях экономии времени, или из жалости к пожилым туристам. Основная же масса посетителей по-честному топает вверх по длиннющей лестнице от нижней парковки (Р1).  

Нижняя праковка, Квинкункс и первая половина лестницы 

Мимо археологического музея (1) руин госпиталя (Vedahala) (2) мы проехали не останавливаясь (я собирался посмотреть их на обратном пути, но после прогулки по жаре до вершины Михинтале и обратно (а до этого мы еще были в Калудия Покуне и на Раджагирилене) оба этих объекта как-то сами собой исключились из маршрута).   

Нижняя парковка представляет собой широкую грунтовую площадку, справа от которой в тени деревьев располагаются несколько прилавков со всякой мелкой всячиной. 

Михинтале (Mihintale)

shus

Вдоль противоположной от парковки стороны дороги на небольшой лужайке расположены руины, названные археологами «Квинкункс». Они включают в себя пять соединенных дорожками кирпичных платформ с остатками каменных колонн (3). По своему виду эти сооружения похожи на остатки монашеских кути (жилых помещений), но почему они выстроены именно таким образом – неизвестно.

В названии этого комплекса нет ничего загадочного или сакрального: квинкункс (quincunx) – это фигура из пяти объектов, четыре из которых размещаются по углам квадрата и один – в центре, на пересечении диагоналей (например пятерка на игральной кости). 

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Метрах в пятнадцати от парковки и Квикункса начинается знаменитая каменная лестница – первый этап подъема к вершине Михинтале. 

Михинтале (Mihintale)

Лестница впечатляет своим масштабом и количеством человеческого труда, потраченного на ее сооружение. На всём ее протяжении справа и слева вдоль парапетов тянутся ряды огромных плюмерий (другое название: франджипани). Во время влажного сезона лестница наверняка находится в густой тени, а ее ступеньки завалена цветами этого своеобразного дерева. Но в сухой сезон у плюмерии листва и цветы очень редкие, хотя какую-то тень по краям лестницы деревья все-таки дают.

Михинтале (Mihintale)

shus

Большинство ступеней лестницы изготовлены из плоских каменных плит, хотя на некоторых участках они просто вырублены в выступающей наружу поверхности скалы. 

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Ступа Кантака (Kantaka Cetiya) и вторая половина лестницы

Примерно посередине (по длине) лестница переходит в широкую грунтовую площадку, у левого края которой находятся остатки какой-то небольшой ступы, а у правого – начало еще одной лестницы, ведущей наверх к ступе Кантака (Kantaka Cetiya) (4).

Вдоль правого края площадки располагается несколько покосившихся торговых прилавков и мусорные баки. Вероятно во время праздников и массового наплыва паломников и туристов в этом месте разворачивается активная торговля и собираются различные попрошайки и помогалы. Мы появились здесь в жаркий полдень буднего дня и наверное поэтому на площадке было совсем малолюдно: в теньке около ступы сидели какие-то бездельники из местных, а рядом околачивались две молодые женщины-попрошайки. Одна из них (выглядевшая очень профессионально: старая линялая одежда, печальные коровьи глаза на изможденно-страдальческом лице и равномерно кашляющий ребенок на руках), было увязалась за нами, но видимо по случаю жары двигалась она как-то лениво и после пары отмашек быстро отстала (при этом кашель у ребенка сразу же прекратился). Вездесущих макак тоже не было видно, но на обратном пути вместо них мы здесь встретили совсем уж необычную попрошайку: гигантскую белку-ратуфу (см. в конце).

Михинтале (Mihintale)

shus

Слева от начала подъема к ступе Кантака находятся руины еще одной небольшой кирпичной ступы, а справа – черно-белая табличка с надписью «Кантака четья».

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

К ступе Кантака ведет крутая каменная лестница, у которой, как пишут, 80 ступеней.  Наверху лестницы околачивается стайка макак, но на территорию ступы они далеко не заходят (причину этого мы узнали чуть позже).

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Кантака четью датируют 3-2-ым в.в. до н.э. и поэтому она является (наряду со ступами Анурадхапуры) одним из древнейших сооружений подобного типа на Шри Ланке.

Кантака, как и вся Михинтале, была заброшена вероятно где-то в 12-13 веках. Она практически полностью разрушилась от времени, была погребена под слоем грунта и покрыта тропическими зарослями. 

Свой нынешний вид ступа приобрела в 30-х годах 20-го века после проведения раскопок и ее реставрации ланкийскими археологами.  

Диаметр основания ступы составляет около 40 м, а высота в нынешнем виде – около 12 м (полагают, что исходная ступа имела высоту не менее 30 м). 

Гордостью ступы Кантака является одно из древнейших на Шри Ланке и при этом хорошо сохранившееся трехступенчатое основание, а так же вахалькады (vahalkada) – прямоугольные в плане пристройки (похожие по виду на контрфорсы), которые примыкают к ступе с четырех главных сторон света. 

На фото ниже: сохранившаяся лучше всех восточная вахалькада, расположенная сразу напротив лестницы. 

Михинтале (Mihintale)

shus

Перед каждой вахалькадой находится каменный стол для подношений и Шри Пада – высеченный в камне архаичный образ в виде двух стоп с пальцами одинаковой длины, который символизирует Буду (см. фото ниже).

Михинтале (Mihintale)

shus

Ступенчатая поверхность вахалькад по всей длине украшена фризами с повторяющимися рельефными изображениями: верхний ряд – карлики-ганы; ниже них – священный гусь хамса; почти по центру – мифические чудовища мáкары (выполнены в виде кронштейнов, возможно на них устанавливались светильники); нижний ряд – слоны в четверть туловища. Изображения макар и слонов чередуются с лотосовыми медальонами.

Справа и слева от каждой вахалькады были установлены покрытые изящной резьбой четырехгранные каменные колонны. По внешним сторонам к обеим колоннам примыкали каменные стелы (высотой в первую террасу основания ступы) с изображением нага-раджа (царь мифических змей-нагов) в виде пятиголовой кобры. Вероятно это какой-то аналог «охранных камней», устанавливаемых при входе в ланкийские сакральные сооружения, хотя на них нага-раджа обычно изображается в антропоморфном виде.

Вершину колонн венчали небольшие фигурки животных: с востока – слоны,  с юга – быки, с запада – лошади и с севера – львы. 

Такое размещение животных по главным сторонами света до сих пор не имеет фактического объяснения (с традиционной индийской космологией совпадают только пара «слон-восток» и в какой-то мере – «бык-юг»). Единственно достоверным фактом относительно этой группы животных является то, что эта же четверка изображалась в ряд друг за другом на «лунных камнях»  (sandakada pahana) периода Анурадхапуры.

Михинтале (Mihintale)

shus

Вокруг ступы был мощеный каменными плитами круговой обход, восстановленный археологами в первозданном виде.

Михинтале (Mihintale)

shus

Южная вахалькада сохранилась также хорошо, как и восточная, но у нее отсутствуют колонны.

Михинтале (Mihintale)

shus

Между южной и западной вахалькадами на опушке леса находится одна из древних пещер, которая еще в 3 веке до н.э. служила обителью кого-то из буддистских монахов.

Сразу за этой пещерой начинается короткая скальная гряда, тянущаяся вдоль Old Road (см. карту). На ее южном склоне в древности располагались монашеские пещерные обители, от которых к настоящему времени уцелели только обработанные скальные ниши. Считается, что это и есть те самые упоминаемые в Махавамсе (гл. 16. Cetiyapabbata Vihara) шестьдесят восемь пещер, высеченных по приказу короля Деванампия Тиссы и подаренных им только что образованной сангхе, в которых Махинда вместе с монахами провел свою первую на Ланке вассу (убежище в течении сезона дождей).

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Слева от скал, образующих пещеру, располагается небольшой домик служителей археологической зоны, а справа обитает семейство серых лангуров. Вероятно их сюда поселили местные служащие для защиты от макак (я потом специально обратил внимание – бандерлоги дальше конца лестницы на территорию Кантака четьи не заходят).

Серые лангуры (Grey langur, Hanuman langur) в отличии от макак являются очень приличными и всеми уважаемыми обезьянами: к людям они не агрессивны, в городах не живут (пищевая особенность – они листоеды), разбоем и кражами, как макаки, не промышляют. Они очень почитаемы индуистами, что видно даже по одному из их названий. 

Но все-таки самым самым главным достоинством лангуров является то, что их панически боятся макаки (причем все происходит достаточно бесконфликтно: просто место, где обитает лангур, макаки обходят стороной за сотню метров). Например в Дели лангуры таким образом охраняют от совсем зарвавшихся бандерлогов индийский парламент, некоторые отели и прочие важные объекты (в том числе и российское посольство).

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Западная вахалькада почти полностью разрушена, но рядом с ней на плитах дорожки  кругового обхода лежит найденная при раскопках каменная колонна с цветочным орнаментом (см. левый снимок ниже). 

Северная вахалькада находится в хорошем состоянии – даже венчающие колонны львы установлены на свое место.

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Обойдя ступу по кругу, мы вышли обратно к верхнему концу лестницы и отправились вниз, чтобы продолжить наш путь по главной лестнице к вершине Михинтале.

Михинтале (Mihintale)

shus

Метров через пятьдесят лестница опять переходит в грунтовую площадку.

Михинтале (Mihintale) Михинтале (Mihintale)

Слева от нее на восток поднимаются небольшая долинка с ручьем, вытекающим из расположенного выше водоема, и невысокая скалистая гряда, на которой метрах в двухстах от площадки располагаются руины ступы Гирибандху (Giribandhu Dagoba) (5).

Как точно называется эта ступа, я не знаю, т.к. название Гирибандху мне встретилось всего один раз, при чем само оно ничего характерного не означает. 

В самом начале горной гряды (метрах в двадцати от лестницы и немного выше русла ручья) находятся остатки древней пещерной обители, от которой сохранился только рукотворный скальный козырек и пара обработанных камней. Рядом с пещерой проглядывается тропинка, вероятно идущая в сторону водоема и ступы, но идти туда я попросту заленился. 

Михинтале (Mihintale)

shus

Встретили на лестнице сингальское семейство, уже возвращающееся вниз с экскурсии. Помахали друг другу, поздоровались и сфотографировались на память. 

Михинтале (Mihintale)

Pages: 1 2 3

Web Analytics