·······································

Буддистский монастырь и пещерные храмы Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya, Silver temple)

Верхний храм (Uda Vihara, Upper Temple)

Справа от Главного храма находится каменная лестница, которая ведет на расположенную уровнем выше площадку (см. пред. фото), на которой находится Верхний храм и небольшая ступа.

Это довольно новое сооружение: Верхний храм был построен в 18-ом веке, во время правления кандийского царя Кирти Шри Раджасингха (Kirti Sri Rajasingha, 1747-1782 г.г.). Верхний храм, также как и Главный храм, устроен в скальной нише у основания высокой скалы, наклонная плоскость которой обработана для придания ей формы козырька, защищающего строение от тропических ливней.

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

shus

Перед центральной дверью Верхнего храма находится узкое крыльцо с лестницей из трех ступенек. Внизу лестницы, вплотную к нижней ступеньке расположен традиционный для сингальских культовых сооружений архитектурный элемент: т.н. «Лунный камень» (синг. Sandakada Pahana, англ. Moonstone) – полукруглая каменная плита, украшенная концентрическими рядами барельефных изображений.

Балюстрада по двум сторонам лестницы выполнена в виде голов слонов со вставкой сюжетных барельефов: справа отшельник-риши под деревом в окружении слона и быка, а слева – обламывающий ветки дерева слон и охотник с луком.

На резных столбиках, к которым примыкают головы слонов, высечены барельефы с цветочным мотивом, а в их нижней части расположены изображения сингальских двуглавых орлов – «бхерунда пакашайа» (синг. bherunda pakshaya). В 18 веке этот двуглавый орел был гербом кандийской провинции Три Корале (Three Korale, Tun Korale). Впоследствии бхерунда пакашайа утерял свое геральдическое значение и превратился в один из типовых образов декоративно-прикладного искусства.

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

Лунный камень выполнен в стиле Анурадхапуры и являет собой образец прекрасной каменной резьбы.

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

shus

Внутреннее строение Верхнего храма огибает крытый коридор П-образной формы, а само оно разделено на три помещения с отдельными входами.

Первое помещение расположено в торце внутреннего строения (напротив обращенной к лестнице двери коридора). Оно является храмом (девале) Кумара Бандара – местного божества-охранителя.

Второе (самое большое) помещение расположено примерно посередине коридора. В нем находится главное святилище Верхнего храма – пилимаге (дом образа).

В третьем помещении, дверь в которое находится в дальнем конце коридора, располагается небольшой храм Нага Вимана (Naga Vimana, Храм Нага), так же являющийся пилимаге.

Справа и слева от дверного проема в главный Дом образа Верхнего храма располагаются традиционные барельефы божеств-охранителей.

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

shus

***

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

shus

У задней стены святилища по центру располагается скульптурное изображение Будды в позе медитации (дхьяна-асана), а за его спиной – два небольших льва (sinha) и макара-торана (makara-torana) с множеством ярких рельефных фигур.

Внутри этот Дом образа выглядит очень симпатично и, хотя раскраска статуй и настенные росписи  выполнены в красно-желтой палитре, нет ощущения аляповатости, поскольку все цвета очень мягкие и ненасыщенные. 

 У задней стены справа и слева от прямоугольного пьедестала, на котором находится лотосовый трон Будды (здесь он очень  плоский), расположены две фигуры стоящего Будды.

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

Обе статуи стоящего Будды (левое фото ниже) выполнены по образу и подобию знаменитой гигантской скальной статуи Будда Авукане.

У боковых стен установлены статуи богов-охранителей буддистского учения и самого острова Ланка: у левой стены (фото в центре) – Упулван (Вишну), у правой (правое фото) – Катрагама (Сканда-Муруган).

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

Рисунки у входа в Нага Вимана (Naga Vimana, Храм Нага)

Небольшое святилище Нага Вимана (Naga Vimana , Дом Нага) известно своими рисунками, расположенными вокруг арочного входного проема. Кем и когда была сделана эта настенная роспись – неизвестно (как впрочем неизвестен и замысел автора этой несколько странной композиции, который по-моему был не в ладах с пятой буддистской заповедью).

Всего рисунков восемь и размещены они в четыре ряда. В самом верхнем ряду (под крышей) находится один рисунок с изображением двух ступ и поклоняющихся им людей. В самом нижнем ряду (справа и слева от входного проема) изображены два человека, трубящие в раковины (по другой версии – пьющие из сосудов). В втором снизу ряду (так же по обе стороны проема) располагаются два немного отличных рисунка на одну тему: «Девушка с головой слона и телом льва, держащая в хоботе лотос» (Gaja Nari Singhe). Прямо над аркой входного проема располагаются в ряд три рисунка: слева – солнце, справа – «лунный заяц», а посередине, прямо над аркой – одна из часто упоминаемых достопримечательностей Риди Вихары: рисунок «Девять сплетенных дев».

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

По-сингальски этот рисунок называется Navanari Kunjaraya (другое написание – Nawanari Kunjavaya, Девять сплетенных (перевившихся) дев). На нем изображена девять девушек, размещенных таким образом, что внешний абрис всей группы формирует фигуру слона.

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

shus

Справа от Верхнего храма располагается небольшая свежеотремонтированная ступа, об истории которой доступные источники ничего не сообщают.

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

shus

Ступа и пещерные обители на скальном холме Сарасум Гала (Sarasum Gala)

Для того, чтобы попасть на скальный холм Сарасум Гала, вначале надо вернуться назад к «перекрестку» (см. начало).

По дороге часто попадаются небольшие стайки макак, которые здесь держаться на приличном удалении и к людям большого интереса (а тем более агрессии) не проявляют.

Буддистский монастырь и пещерные храмы Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya, Silver temple)

shus

От «перекрестка» начинается широкая каменная лестница, которая поднимается на гребень дамбы, идущей вдоль небольшого водоема, расположенного перед скальным холмом.

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

shus

Лестница заканчивается площадкой перед мостом (разруха, запечатленная на левом фото – это  не ликвидация последствий стихийного бедствия, а плановый ремонт моста), прямо за которым находится еще одна лестница, ведущая уже непосредственно на вершину Сарасум Галы к ступе.

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

Влево по дамбе по направлению к древним буддийским пещерам идет широкая тропа. Следуя по ней сначала по дамбе, а затем вдоль пещер и мимо смотровой площадки, можно подняться на холм со ступой с боковой стороны.

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

shus

Тропа доходит до края обрыва и поворачивает к скалам, в нишах и расщелинах которых и были обустроены древние храмы и монашеские кельи (считается, что именно здесь находился древний монастырь Риди Вихара).

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

shus

К настоящему времени для осмотра доступны четыре скальных козырька, под которыми располагались древний храм и жилища монахов (судьба остальных сооружений неизвестна, т.к. за две тысячи лет они могли быть подмыты и обрушены муссонными ливнями, а впоследствии занесены грунтом и покрыты тропическим лесом).

На Шри Ланке в силу геологических особенностей практически отсутствуют естественные пещеры, но зато в множестве встречаются нагромождения огромных каменных глыб, появившиеся в результате разрушения магматических возвышенностей – интрузий (как правило сложенных из гнейсов, реже – из гранитов). Типичным примером такого рода образований является знаменитая скала Сигирия – гигантский гнейсовый останец, возвышающийся над равниной почти на 200 м, подножье которого по всему периметру загромождено осыпавшимися с него огромными валунами и глыбами.

Поэтому практически все пещерные монашеские кельи и храмы Шри Ланки устраивались в глубоких скальных нишах (чаще всего под округлыми валунами, а иногда – в промежутках между двумя соседними каменными глыбами). Технология подготовки ниш для таких строений была достаточно стандартной: находилась каменная глыба с подходящей нишей; ниша заполнялась дровами, которые поджигались для того, чтобы выжечь и осушить все покрываемое ей пространство; «потолок» ниши скалывался до приемлемого уклона, а получившейся в результате обработки скальной поверхности каменной щебенкой трамбовался пол пещеры.

Остатков такого рода строений, которые датируются начиная со 2-3 в.в. до н.э, на Шри Ланке великое множество и все они устроены по одному и тому же принципу: рукотворный скальный козырек с дождевым карнизом и сложенные из кирпича или дикого камня боковые и передняя стены. Нередко встречаются и полностью глинобитные стены, а в некоторых случаях конфигурация скалы позволяла сооружать только переднюю (или переднюю и одну боковую) стену.

По-своему уникальным в технологии сооружения таких строений было высечение по криволинейной поверхности скалы неглубоких дождевых карнизов – «катарамов» (katarama). Этот вид защиты от тропических ливней является оригинальным ланкийским ноу-хау, в котором местные мастера достигли высочайшего совершенства. Некоторые скальные ниши достигают полутора-двух десятков метров в высоту (как например в Риди Вихаре) и десятков метров в длину (как например в Дамбулле).

Контур катарамы высекался с такой точностью, что в течении сотен (и тысяч) лет наклонная поверхность скалы (а соответственно и внутреннее пространство пещер)  всегда оставалась сухими, поэтому «потолки» всех подобных ниш имеют ровный желтоватый цвет и на них отсутствуют лишайники и т.п. растительность, что резко контрастирует с цветом и состоянием поверхности самой скалы  (см. фото ниже). 

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

У некоторых пещер сохранились остатки стен, сложенные из грубо обработанного камня и глины. Насколько они древние – сказать трудно, поскольку такие стены в муссоном климате не очень долговечны и требуют постоянного ухода и ремонта.

От последней скальной ниши начинается идущая вверх каменная лестница, ступеньки которой выложены плоскими кусками грубо обработанного камня (фото ниже справа).  Вероятно это был вход в древний храм, стены которого за тысячелетия полностью разрушились (сохранились только отдельные каменные блоки со следами ручной обработки).

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Буддистский монастырь и пещерные храмы Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya, Silver temple)

В конце лестницы слева по ходу располагается объект, который в настоящее время называется «обзорной площадкой».

Обзорная площадка представляет собой огромную каменную глыбу со сколотыми боковыми гранями и выровненной практически до плоского верхней поверхностью. С ее западной стороны находятся три каменные ступеньки, высеченные из монолита скалы, а восточная сторона обращена к крутому склону, спускающемуся к подножью холма (высота – около 200 м над уровнем окружающей равнины).

Вероятнее всего в древности над этой каменной площадкой возвышался деревянный каркас с крышей, ее пол был покрыт циновками,  а в восточной части располагалось возвышение для старших монахов.

Учитывая местоположение площадки и объем работ, связанных с ее сооружением, с высокой долей вероятности можно предполагать, что в период существования древнего буддистского монастыря здесь располагалась монастырская упосатхагара (uposathaghara), в которой совершались обязательные ежемесячные церемонии упосатхи (uposatha) и проводились общие собрания и коллективные декламации Канона.

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

От «обзорной площадки» к вершине идет широкая утоптанная тропа, которая оканчивается у подножья лестницы, ведущей на верхнюю площадку платформы со ступой.

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

На верху облицованной тесаным камнем платформы располагается небольшая белоснежная ступа, практически идентичная той, что находится рядом с Верхним храмом, но с более округлой андой (телом ступы).

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

С платформы ступы открывается прекрасный вид на скальную «спину», идущую вниз к мостику, от которого мы начали свой путь.

Справа от идущей вниз по скале тропы находится небольшой водоем, вырубленный в естественном углублении на скале, а слева под раскидистой плюмерией прямо на поверхности скалы располагается древняя надпись (2 век до н.э.), повествующая об окончании работ по вырубке лестницы на скале (сама каменная лестница начинается практически напротив надписи).

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya)

shus

Гладкая поверхность скалы переходит в ту самую высеченную в скале лестницу, о которой гласит древняя наскальная надпись (она расположена справа от фонарного столба – см. левое фото).

С того места, где скала «ныряет» в грунт начинается современная широкая каменная лестница, которая идет прямо до мостика (на фото справа – лестница и сцена уже упоминавшегося ремонта моста).

Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya) Буддистский монастырь и пещерные храмы Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya, Silver temple)

Перейдя по шатким досочкам обмелевший в сухой сезон водоем, мы вернулись на то место, с которого начали свой осмотр скального холма Сарасум Гала.

«Сло-о-о-ник!»

Когда мы спустились от мостика к «перекрестку» и повернули в сторону парковки, нашему взору предстало дивное зрелище: прямо посреди дорожки лежал слон и, зажмурив от удовольствия глаза, принимал заслуженный душ после тяжелого трудового дня (когда мы шли от парковки к храмам, он метрах в пятидесяти от нас по ту сторону забора волоком тащил огромное бревно).

Увидев обомлевшую от восторга супругу, махут (слоновожатый) жестом подозвал ее и вручил половинку оболочки кокосового ореха, приглашая принять участие в мойке и чистке слона. Скрести бедное животное жесткой скорлупой было страшно и жалко, поэтому слоника гладили и говорили ему ласковые слова. На что он в ответ изредка помахивал ушами и трогал руки кончиком хобота.

Буддистский монастырь и пещерные храмы Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya, Silver temple)

shus

Нечаянной встречей все остались очень довольны: слоник получил супердозу умиления и ласки, махут – сто рупий, а супруга – заряд позитива на несколько дней вперед.

Буддистский монастырь и пещерные храмы Риди Вихара (Ridi Vihara, Ridi Raja Maha Viharaya, Silver temple)

shus

 *

Pages: 1 2

Web Analytics