shus 2013
Пещерные и скальные храмы и монастыри Шри Ланки
Риди Вихара (Ridi Vihara) расположена близ деревни Ридигама (Ridigama) в 19 км к северо-востоку от Курунегалы (Kurunegala) – административного центра Северо-Западной провинции.
Комплекс Риди Вихары укрупнено состоит из двух объектов: (1) расположенных около высокой скалы строений и пещерных храмов (собственно Риди Вихара) и (2) находящегося немного в стороне невысокого скального холма Сарасум Гала со ступой и древними пещерными кельями.
История Риди Вихары ведет свой отсчет со второго столетия до н.э., о чем свидетельствуют обнаруженные здесь наскальные надписи, выполненные древним письмом брахми.
Название деревни дословно переводится с сингальского как «Серебряная деревня» (ridi (серебро) + gama (деревня)), а названия храмового комплекса, соответственно, как «Серебряный храм» (ridi + vihara), что связано с преданием о чудодейственном обнаружении здесь месторождения серебра. Описание этой истории приводится в сингальской «Большой хронике» – Махавамсе.
Однажды путешествующий с караваном повозок купец увидел близ высокой скалы дерево джекфрут с единственным, но огромным плодом. Купец решил полакомиться джекфрутом, остановил свой караван и срезал плод. В это время мимо него проходили четыре странствующих монаха, которые были особо уважаемыми старцами-тхерами. Полный благочестия купец пригласил старцев присесть и наполнил соком джекфрута их чаши для подаяний. Тхеры приняли дар купца и отправились дальше. Тогда купец воскликнул, что хочет пожертвовать всю еду благородным монахам, и перед ним появились еще четыре странствующих старца, которые приняли от него в дар мякоть плода. Трое из них отправились дальше, а один, по имени Индрагупта Тхера (Indragupta Thera), остался с купцом и по окончанию их совместной трапезы указал благочестивому купцу на пещеру, в которой находилось сказочное количество самородного серебра. Купец нагрузил свои повозки огромными кусами серебра, нарубленными им в пещере, и отправился с драгоценным грузом в Анурадхапуру к царю Дуттха Гамани (Dutthagamani, Dutugamunu – правил в 161-137 г.г. до н.э.). Все добытое в пещере серебро правитель направил на праведное дело – сооружение знаменитой ступы Махатупа (ныне известной как Руванвели, Ruwanweli Saya). А на месте, где было найдено серебро, царь повелел построить монастырь Риди Вихара и подарил этому монастырю статую Будды, покрытую золотом.
От парковки до входа на территорию храмового комплекса
Парковка храмового комплекса расположена недалеко от входной арки на территорию Риди Вихары, на которой помимо исторических объектов находится действующий монастырь и различные вспомогательные строения и сооружения.
От входной арки c уклоном немного вверх идет широкая дорожка, огороженная с обеих сторон традиционной волнообразной «триратна-оградой», которая по-сингальски называется «валакулу бемма» (walakulu bemma).
Ограда «walakulu bemma» представляет собой ряд повторяющихся треугольных элементов, каждый из которых в свою очередь состоит из трех треугольников с расположенными по центру треугольными же отверстиями и символизирует буддийскую триратну (triratna – «Три драгоценности»: Будда, Дхарма, Сангха).
Дорожка заканчивается Т-образным перекрестком – мощеной площадкой перед воротами небольшого хозяйственного строения. Отсюда, свернув налево, можно пройти к скале и храмам Риди Вихары, а повернув направо – подняться по лестнице к скальному холму со ступой, смотровой площадкой и древними пещерными кельями.
Деревья Бодхи и «Храм на месте угощения джекфрутом»
На территории Риди Вихары находятся два священных дерева Бодхи (англ. Bodhi tree, синг. Bo ruka): одно на расположенной уровнем ниже огороженной территории (там же, где и все основные строения строения и скала). Другое – немного не доходя до входного портала, сразу после дхармасалы – приземистого темно-желтого павильона под черепичной крышей, предназначенного для отдыха паломников) (см. фото ниже).
Территория основных храмов Риди Вихары расположена на нескольких уровнях и огорожена традиционной «триратна-оградой» (см. выше). Чтобы попасть внутрь надо миновать небольшой портал с арочным проемом и по ступенькам спуститься на первую террасу.
С этого уровня хорошо видно расположенное слева и ниже уровнем второе дерево Бодхи, а на самой террасе справа находится «Храм на месте угощения джекфрутом» (Waraka Velandu Viharaya, Jackfruit treat temple) (см. выше предание об этом месте).
Храм Варака Веланду построен в южно-индийском стиле и имеет типичную компоновку индийского храма: небольшое квадратное в плане святилище (гарбагриха), к которому примыкает открытый вестибюль с колоннадой – мандапа. Скорее всего он был построен как ковил (ланкийское название индуистского храма), но ничего достоверного о его происхождение и истории неизвестно. По архитектурному стилю этот храм датируется периодом Полоннарувы (11-ым веком).
***
В качестве задней стены храма выступает скала, а его передняя и боковые стены сложены из разноразмерных каменных блоков.
Мандапа храма расположена на невысокой платформе и представляет собой небольшой портик, каменная крыша которого уложена на профилированные прогоны, опирающиеся на капители восьми фигурных колонн.
Боковые грани прямоугольных участков колонн украшены барельефами: у основания – фигурами копейщиков, лучников и танцующих девушек, а в средней части – лотосовыми медальонами.
Перекрытие мандапы выполнено из прямоугольных каменных плит, уложенных на прогоны.
Посередине потолка расположен лотосовый медальон, высеченный на поверхности одной из плит перекрытия.
Прогоны перекрытия опираются на капители, которые изготовлены отдельно от колонн.
Помещение с образом Будды небольшое по размеру, почти кубической формы и не имеет окон.
На Шри Ланке такие святилища называются «пилимаге» или «патимаге», что дословно означает «дом образа» (синг. рilimage, пали. patimageha). В «доме образа» нет священных реликвий или чего-либо подобного – это просто помещение со скульптурными изображениями Будды, божеств – охранителей буддийского учения и прочих традиционных персонажей.
Внутри святилища у задней (скальной) стены расположена статуя Будды, изображенного сидящим на лотосовом троне в позе дхьяна-асана (поза медитации). Как и все подобные скульптуры, статуя обрамлена расположенной сзади нее традиционной аркой – макара-тораной (makara-torana, см. ниже).
Расположенная слева от статуи Будды стена покрыта яркими росписями, датируемыми периодом Канди (18-19 в.в.).
Главный (Нижний) храм (Maha Viharaya, Pahala Viharaya, Lower Temple)
Ниже храма Варака Веланду простирается большая мощеная площадка, у левого края которой вплотную к пологой скале расположена платформа с деревом Бодхи. На дальнем конце площадки находится приземистое строение – Павильон барабанщиков, а за ним возвышается огромная скала, к основанию которой и пристроен Главный храм.
Павильон барабанщиков (синг. Hevisi mandapaya) всегда располагается напротив входа в храм. В нем размещаются барабанщики, которые аккомпанируют речитативам монахов во время храмовой службы. Обычно часть такого павильона делается открытой (типа веранды) – либо на обе стороны, либо в одну – обращенную к храму (как здесь, в Риди Вихаре).
Когда мы подходили к Павильона барабанщиков, из его дверей навстречу нам выдвинулась большая группа местных паломников. Народ, как и водится, дружелюбный и доброжелательный: улыбки, приветствия и т.п.
Пока я раскланивался с паломниками и крутил фотоаппаратом и камерой в разные стороны, супруга успела познакомиться с молодой сингальской парой, поэтому не обошлось и без традиционной фотографии «дружбы народов».
Внутри большая часть Павильона барабанщиков представляет собой открытый в сторону храма вестибюль, в котором помимо прочего размещается ящик для пожертвований и околачиваются два жуликоватых типа: один – служащий «белый верх-черный низ» (просит не бросать пожертвования в ящик, а отдавать ему), а другой – охранник в форме (фото – только снаружи храмов, внутри – строго запрещено, но за $3 – хоть со вспышкой).
Под потолком павильона подвешен паланкин кандийской эпохи, в котором переносили посещавших Риди Вихару высокопоставленных паломников и пожилых монахов.
Между Главным храмом и Павильоном барабанщиков (на фото ниже он слева на заднем плане) расположен ухоженный внутренний дворик.
Сам храм устроен в глубокой каменной нише у основания скалы (по преданию (см. выше) именно в этой пещере было найдено серебро) и практически полностью укрыт от дождя скальным козырьком.
(На фото ниже: у правого обреза – вход в торец Верхнего храма) .
Над крышей храма на наклонной поверхности скалы хорошо видны остатки штукатурки и наскальных росписей: вверху – сидящий Будда, а вокруг (ниже и левее) – фигуры учеников и почитателей.
Между внешней стеной храма и стеной, закрывающая проем пещеры, протянулся длинный неширокий коридор, который идет вдоль всего фасада храма.
Входная дверь в храм оформлена традиционно для сингальских пилимаге (рilimage) – «домов образа» (см. выше). Справа и слева от входа ближе к проему находятся рельефные изображения львов (синг. sinha) (иногда вот такого, несколько юмористического вида), а по обеим сторонам от них – пары охраняющих вход нага-раджей (naga – мифическая змея (обычно кобра) + raja – правитель, царь).
Над входным проемом располагается очень распространенная в Шри Ланке и традиционная для многих стран Южной и Юго-Восточной Азии арка особого вида, которая называется мáкара-торáна (makara – мифическое чудовище + torana – арка, ворота).
Главными элементами ланкийской макара-тораны являются:
(1) киртимукха (kirtimukha) – расположенный по центру арки лик с разинутой пастью и выпученными глазами;
(2) две симметрично расположенные ниже него макары (makara) – мифические чудовища с пастью крокодила, хоботом слона, лапами льва, телом рыбы и хвостом павлина, разинутые пасти которых соединены с пастью киртимукхи гирляндой;
(3) пара богов-охранителей, восседающих на спинах макар.
Остальные персонажи композиции являются вспомогательными и дополнительными и их количество и состав меняются в зависимости от исторического периода, местности и стиля макара-тораны.
Внутри храм выглядит очень просторным, несмотря на то что в нем находится большое количество скульптур. Росписи на потолке не пережили время, но стенах они выглядят очень хорошо (хотя возможно что это результат реставрации). Прямо напротив входа по центру храма в стеклянном ящике за ограждением находится главная реликвия Риди Вихары – покрытая золотом статуя стоящего Будды.
По преданию (см. выше) она была подарена монастырю царем Дуттха Гамани (Dutthagamani) в знак благодарности за найденное здесь и преподнесенное ему в дар серебро, которое правитель использовал для завершения строительства великой ступы.
Древность этой статуи вызывает некоторые сомнения, поскольку по внешнему виду она является репликой статуи Будды в Авукане, выполненной в своеобразном стиле и датируемой не ранее 9-го в.в. до н.э. (статуи такого типа, датируемые ранее Будды Авукане на Шри Ланке не обнаружены).
Вдоль восточной стены (справа от входа) располагается ряд статуй Будды: сразу у входа – Будда, сидящий в дхьяна-асане (позе медитации), рядом с ним – статуя стоящего Будды с рукой в абхая-мудре (жест бесстрашия), далее – подаренная бирманцами группа из пяти статуй стоящих Будд (вроде бы будды прошлых эпох), а замыкает этот ряд группа из трех небольших статуй стоящего Будды.
Сразу слева от входа в зал находится небольшая яркая статуя, изображающая Будду в дхьяна-асане.
Рядом, вдоль всей западной (левой) стены, располагается с 9-тиметровая скульптура, изображающая Махапаринирвану Будды (уход Будды в «окончательную» нирвану).
Головы всех скульптурных и рисованных изображений Будды увенчаны стилизованным изображением языков пламени. Этот традиционный элемент присутствует пожалуй у всех изображений Будды на Шри Ланке и называется он здесь «сираспата» (siraspatha). В других странах и в научной литературе обычно употребляется другое название – «кетумала» (пали, санскр. ketumala – гирлянда (или корона) из языков пламени).
Можно считать, что сираспата/кетумала имеет оригинальное ланкийское происхождение, т.к. впервые о пламенеющей короне на голове Будды упоминается в датируемой 5-ым в. н.э ланкийской «Большой хронике» – Махавамсе (Mahavamsa, Chapter V, ответ короля Нагов Махакалы королю Ашоке). В этом же тексте помимо прочего упоминается и «бьямаппабха» (пали byamappabha) – пламенеющий ореол вокруг тела Будды, который так же является практически обязательным элементом ланкийских изображений стоящего и сидящего Будды.
Пьедестал, на котором возлежит Будда, является одной из местных достопримечательностей, т.к. его горизонтальная поверхность выложена двумя сотнями бело-голубых изразцовых плиток с библейскими сюжетами, которые были подарены голландцами кандийскому царю Кирти Шри Раджасингхе (Kirti Sri Rajasingha), а тот в свою очередь преподнес их храму.
У ног Будды находятся статуи, изображающие (слева направо): (1) его сводного брата и ученика Ананду,(2) бодхисатву Майтрею (будущего Будду), (3) божество-охранителя Натху (Авалокитешвара, Natha), и, как считается, (4) самого царя Дуттха Гамани. Последняя статуя имеет плохую сохранность и является очень древней – учеными она датируется периодом Анурадхапуры.
Одной из часто упоминаемых достопримечательностей Риди Вихары является полотно и дверная коробка еще одной двери Главного храма (торцевой правой, ведущей на выход к лестнице к Верхнему храму), украшенной частично сохранившимися аппликациями из слоновой кости. Здесь самой примечательной является расположенная по центру резная пластина, которая имеет контур вазы, но при ближайшем рассмотрении оказывается пятью сплетенными женскими телами и поэтому называется «Узел пяти дев» (Pancha Nari Gataya). Справа и слева от этого изображения находятся фигуры двух львов. Для защиты от вандалов резные пластины закрыта толстым и не очень чистым стеклом, поэтому смотрятся они нечетко и блекло.