<< К оглавлению: В. И. Корнев «Буддизм и общество …» | Следующая глава>> |
Буддизм традиционно делится на два направления: махаяна и тхеравада. В махаянистских текстах тхеравада нередко именуется хинаяной, в текстах же палийского канона этот термин не встречается.
Для последователей тхеравады термин «хинаяна» имеет уничижительный смысл, подчеркивающий религиозную доминанту махаяны как «великого пути» к спасению над «малым путем» (хинаяной), являющимся нижней ступенью познания в религиозной системе махаяны.
Не случайно на международном форуме буддистов, созванном в 1950 г. с целью объединения буддийских монахов в организацию «Всемирное братство буддистов» (далее – ВББ), участники договорились употреблять термин «тхеравада», а не «хинаяна». Тем не менее некоторые буддологи, некритически заимствуя этот термин из махаянистских текстов, используют его в качестве определения одного из направлений буддизма.
Тхеравада распространена в странах, исторически находившихся в зоне влияния индийской культуры. Это Шри-Ланка, Бангладеш, Бирма, Таиланд, Лаос, Кампучия, Малайзия. Тхеравада является также составной частью ламаизма, который в данной работе не рассматривается.
Учение нынешнего буддизма толка тхеравады сложилось на базе палийского канона и комментариев к нему. Особенности тхеравады определяются в первую очередь отношением к так называемым трем драгоценностям: Будде, Дхамме и Сангхе.
***
Будда. Согласно учению тхеравады, принц Гаутама (Будда) был земным существом, он родился как человек, жил и умер как будда. Его необычайные способности были результатом кармы, которую он постоянно улучшал в процессе сотен перерождений (палийская традиция фиксирует 550 историй перерождений принца Гаутамы).
Принц Гаутама стал буддой и полностью просветленным (Самма Самбуддха) благодаря собственным усилиям, без какой-либо помощи учителей – в этом уникальность Будды, ибо во всей Вселенной может появиться в определенную эпоху (длительностью в 5 тыс. лет) только один Самма Самбуддха. Все остальные люди для достижения просветления обязаны знать историю жизни принца Гаутамы и следовать учению (Дхарме), изложенному им в проповедях и беседах, которые зафиксированы в палийском каноне.
Изложение жизни Будды в целом идентично для всех стран тхеравады, исключая некоторые детали, так как история Будды пересказывается с одних и тех же источников. Это главным образом введение к джатакам («Нидданакатха»), сутра «Буддхавамеа» и трактат Буддагхоши «Висуддхимагга». История жизни Будды такова (1):
Принц Сиддхатта Гаутама родился в 623 г. до н. э. в парке Лумбини недалеко от города Капилаваттху (Северная Индия). Его отец – король Суддходана был главой индоарийского племени Сакия. Мать Гаутамы умерла через 7 дней после его рождения и приемной матерью стала ее сестра принцесса Махападжапати.
В шестнадцатилетнем возрасте принц женился на своей кузине Ясодхаре, дочери короля Колия. Тринадцать лет Гаутама предавался удовольствиям жизни.
Во время редких выходов из дворца его поразили четыре встречи: с глубоким стариком, с тяжелобольным, с траурной процессией и странствующим мудрецом. Первые три встречи привели его к мысли о неумолимости течения жизни, четвертая – о вероятности существования пути к преодолению страха перед временем.
Когда Гаутаме исполнилось 29 лет, он решил покинуть дом, несмотря на рождение сына по имени Рахула, чтобы найти ответ на мучившие его вопросы: «Я оставил мой дом в поисках истины, в поисках несравненного и высшего пути к миру».
В поисках истины Гаутама посетил двух известных мудрецов, искусных в медитации, Алара Калама и Уддака, но разочаровался (в их учениях, хотя и превзошел своих учителей в искусстве транса.
Затем он направился в страну Магадха и дошел до города Урувела (ныне Бодхи Гая), где встретился с пятью аскетами, предложившими ему вступить на путь умерщвления плоти ради освобождения духа.
Шесть лет Гаутама не принимал пищи, кроме плодов и овощей, силы стали покидать его, разум затуманивался. Тогда он отказался от аскетизма, как в свое время и от удовольствий, и решил следовать срединному пути.
И в возрасте 35 лет он почувствовал близость просветления. Тогда он сел под деревом бодхи, росшим на берегу реки Нерания, и погрузился в медитацию.
Последовательно пребывая на первой, второй, третьей и четвертой стадиях медитации, Гаутама увидел все этапы своего перерождения, осознал, как действует карма, сформулировал «Закон зависимого существования», понял природу скандх и то, каким образом создается иллюзия эгоцентризма и, наконец, открыл четыре благородные истины, ведущие к прекращению страданий и возрождению.
По окончании медитации принц Гаутама стал Буддой, ибо невежество уступило место мудрости, темнота рассеялась и разлился свет.
Движимый состраданием к другим живым существам, пребывающим в невежестве, Будда решил стать бодхисатвой и в течение 45 лет проповедовал свое учение людям и небожителям.
Дальнейшее повествование о миссионерской деятельности Будды приобретает специфику, отражающую особенности буддизма в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, ибо (сингальские монахи акцентируют внимание на мистических, бирманские – на космологических, а таиландские монахи – на этических аспектах этой деятельности.
Последние годы жизни Будды излагаются однозначно, по трактату «Махапариниббана-сутта» (16-й текст «Дигха-никаи»). В этом тексте как бы суммируется учение Будды, согласно традиции изложенное со слов его ближайшего ученика- Ананды.
Важнейшими, на наш взгляд, положениями этой сутры являются разъяснения Будды относительно достижения благосостояния нации, сангхи, учения, честной жизни, преодоления зла, сохранения дисциплины в сангхе.
Существенным для понимания учения является пятый раздел этой сутры, в котором объясняется, что будды, будучи полностью просветленными, находятся вне системы ранжирования ступеней святости и любой иерархии, земной или небесной. В шестом разделе описывается вхождение .Будды в нирвану и сферы, сопутствующие этому состоянию.
Текст не содержит никаких дат, тем не менее, согласно традиции тхеравады, считается, что Будда умер в 543 г. до н. э. в день Весака, т. е. день полнолуния шестого месяца по лунному календарю. С этой даты ведется буддийское летосчисление, принятое в странах южного буддизма.
Сама жизнь Будды и является идеалом учения, т. е. она дает представление о моральных принципах учения, о практике медитации и характере просветления и, главное, о сущности восьмеричного пути и содержании всех его восьми компонентов.
Все проповеди, высказывания, изречения Будды, а также его учеников, опять же согласно традиции тхеравады, были зафиксированы в текстах палийского канона.
————————————————————————————————————————————————————
(1) История жизни Будды приводится по работам ланкийских монахов (Narada Thera. The Buddha and His Teachings. Colombo, 1964; Piyadassi Thera. The Buddha, His Life and Teaching. Buddhist Publication Society, далее – BPS. Kandy, 1961), таиландского монаха India Panno. The Life of the Buddha as Told by Himself. Publication by the Dhammadana Society. Bangkok, 1952) и бирманского монаха (Anagarika P. Sigatananda (Francis Story). The Buddha.- Sangiti. The Burma Buddhist World-Mission. Rangoon, 1956, c. 57-71).
————————————————————————————————————————————————————
***
Литература
В целом каноническую литературу тхеравады можно разделить на несколько групп:
1) «Типитака» – собственно канон, как слово Будды и его учеников;
2) три работы, примыкающие к палийскому канону: «Милиндапаньха», «Неттипакарана», «Петакопадеса»;
3) комментарии на пали и сингальском языках;
4) трактаты, созданные в различных странах тхеравады, в которых систематизированы основные положения буддизма, например, «Вимуттимагга» и «Висуддхимагга» (Шри-Ланка), «Параматтха-виничайя» и «Намачара-дипака» (Бирма), «Трай-пхумикатха» (Таиланд);
5) буддийские хроники разных государств и княжеств, из которых наиболее известными являются ланкийские хроники «Дипаванса», «Махаванса», «Чулаванса» (2).
————————————————————————————————————————————————————
(2) Палийский канон, его структура и содержание известны советским буд-дологам. Его содержание, в частности, приводится во введении к «Дхамма-паде», изданной В. Н. Топоровым в 1960 г. Содержание этого канона было впервые опубликовано на пали «Обществом палийских текстов» с 1881 по 1907 г. В 1956 г., когда отмечалось 2500 лет со дня смерти Будды, буддийский собор, собравшийся в Бирме, канонизировал тексты, изданные «Обществом палийских текстов». С конца XIX в. эти тексты стали переводить в первую очередь на английский язык, как отдельными изданиями, так и в сериях «Священные книги Востока» (Оксфорд, с 1879 г.) и «Священные книги буддистов» (Лондон, с 1900 г. по настоящее время). Список текстов палийского канона, переведенных на английский язык, впервые приводится в данной монографии.
————————————————————————————————————————————————————
В полном объеме палийский канон «Типитака» был создан в первых веках н. э. на острове Шри-Ланка. Канон содержит три части: «Виная-питака», «Сутта-питака», «Абхидхамма-питака».
«Виная-питака» (правила дисциплины для сангхи) включает три раздела: «Суттавибханга», «Кхандхаки», «Паривара». «Суттавибханга» содержит 227 правил поведения для монахов и свыше трехсот правил для монахинь. Раздел «Кхандхаки» состоит из двух подразделов: «Махавагга» и «Чуллавагга».
В «Махавагге» перечисляются правила вхождения в буддийскую общину, последовательность ритуала упосатхи и чтения «Патимоккха», правила монашеской жизни во время дождливого сезона, описывается церемония окончания дождливого сезона, порядок распределения одежды среди монахов на церемонии «катхина», методы наказания в буддийской общине, в том числе в случае ереси, и т. д. «Чуллавагга» содержит перечень проступков перед сангхой, ведущих к исключению из общины, а также условия восстановления монахов в статуте: правила решения возникающих вопросов; правила омовения, одевания, пользования мебелью, предметами обихода.
В «Чуллавагге» перечисляются типы ересей, ранги монахов, их обязанности в качестве учителей и послушников, содержатся отрывки из «Патимоккхи», правила приема в сангху и инструкции по поведению для монахинь, излагается история первого и второго соборов.
Раздел «Паривара» является катехизисом для буддийских монахов, в котором суммируются и классифицируются правила «Виная». Наиболее полный обзор и анализ этого раздела сделан в книге С. Тачибана «Этика буддизма» (Токио, 1926).
«Сутта-питака» – это проповеди, изречения и высказывания Будды, записанные, согласно традиции, со слов его родственника и любимого ученика Ананды. Поэтому любая сутта начинается со слов: «Так я слышал. Однажды…», затем называется место, где произносилась проповедь, и нередко перечисляются имена слушателей.
В «Сутта-питаке» пять разделов – никай: «Дигха» (собрание пространных поучений), «Маджджхнма» (собрание средних поучений), «Самьютта» (собрание связанных поучений), «Ангуттара» (собрание поучений, большее на один член), «Кхуддака» (собрание афоризмов).
«Дигха-никая» содержит 34 большие сутты, сгруппированные по трем разделам-ваттам: «Силаккхандха», «Маха», «Патика».
В разделе «Силаккхандха» рассказывается, каким образом выявляются ложные рассуждения о природе бытия и самости, об истинных путях к просветлению, о бесполезности знания «Вед» и брахманских методов спасения, об истинных характеристиках брахмана, о вреде демонстрации сверхъестественных способностей, о сущности морали, медитации и мудрости.
Раздел «Махавагга» посвящен медитации как способу видения предшествующих жизней, постижению верхних уровней существования.
Первые два раздела как бы полемизируют с учением брахманизма. В разделе «Патика» повествуется о бесполезности аскетизма, излагается история «всемирного правителя», обсуждается вопрос о происхождении каст, описываются признаки великого человека, дается схема изложения учения Сарипуттой, описываются правила поведения домовладельца-мирянина.
В «Дигха-никае» имеются четыре сутры, широко использующиеся в современном буддизме: «Махапариниббана-сутта», повествующая о последних днях жизни Будды и переходе его в нирвану; «Чаккаваттисиханада-сутта», в которой рассказывается о чаккаватине – «всемирном правителе» и приходе будущего будды Маттея; «Сигаловада-сутта», содержащая классификацию людей и нормы поведения для мирянина; «Сангити-сутта», включающая толкование принципов учения Сарипуттой, которое широко используется в бирманских религиозных трактатах.
«Маджджхима-никая» состоит из 152 сутт, разделенных на 15 вагг.
В большинстве этих сутт Будда поучает своих учеников, монахов, мирян, знатных и незнатных, земные и небесные существа, каким образом отличать добрые дела от недостойных, контролировать свои мысли, слова и поступки, к чему приводит гнев и ненависть, что такое Дхамма, невежественное и просветленное сознание, как постигается состояние Брахмы и просветления, объясняет сущность асавы (камы, бхавы, авиджи), пяти кхандх, дуккхи, татхагаты, бодхисатвы, ниббаны и т. д.
Несколько сутт посвящены спорам Будды с джайнами, диалогам между его учениками, изложению учения в толковании Сари-путты, Пунны, Моггалланы и других учеников Будды.
Следующие никаи («Самьютта», «Ангуттара», «Кхуддака») включают уже по несколько тысяч сутт каждая.
В «Самьютта-никае» сутты сгруппированы по 56 темам, которые, в свою очередь, разбиты на 5 разделов: «Сагатха», «Нидана», «Кхандха», «Салаятана», «Маха».
В «Сагатха-вагге» повествуется о трудностях, которые приходится преодолевать тем, кто становится на восьмеричный путь.
В разделе «Нидана» объясняется сущность «Закона зависимого существования».
Раздел «Кхандха» посвящен анализу кхандх, составляющих «я» человека, и способы преодоления этих кхандх, привязывающих личность к бытию.
Раздел «Салаятана» объясняет характер функционирования шести органов чувств (глаза, уши, язык, нос, тело, сознание), порождающих желания, и способы преодоления этих желаний, вызывающих неудовлетворенность и страдания.
В разделе «Маха» объясняются последние шаги по восьмеричному пути, ведущие к освобождению, просветлению и достижению состояния нирваны.
«Ангуттара-никая» состоит из 11 разделов.
Первый раздел повествует о единичных объектах (что такое мысль, любовь, добро, зло, человек и т. д.).
Второй раздел содержит рассуждения о парных объектах или явлениях (например, добро и зло; мать.и отец; спокойствие и випассана; два вида счастья; две разные цели и т. д.).
В третьем разделе речь идет о триадах, тройственных характеристиках, например трех признаках глупости и мудрости, трех характеристиках «всемирного правителя», трех причинах стыда, ложных поступков, мыслей, высказываний, старения, болезней, смерти и т. д.
В четвертом перечисляются четыре характеристики татхагаты, льва, веры и т. д., четыре рода усилий, четыре ступени вхождения в нирвану, четыре чуда, типа поведения и т. д. и т. п. …
И, наконец, в 11-м разделе излагается одиннадцать характеристик пастуха и монаха.
«Кхуддака-никая» состоит из сборников поучений, некоторые из которых являются важнейшими для учения буддизма в целом, например, «Дхаммапада», «Суттанипата», «Джатака», «Буддхавамса» и др.
Всего в шриланкийском варианте «Кхуддака-никаи» пятнадцать сборников поучений, в бирманском – девятнадцать.
Первым сборником является «Кхуддака-патха» («Собрание кратких положений»); он включает три раза повторяемую формулу: «Я ищу убежища в Будде, я ищу убежища в Дхарме, я ищу убежища в Сангхе»; пять повседневных заповедей буддиста: «Не убий, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не пей спиртного»; 10 вопросов к послушнику; знаменитую сутту-благословение; поэму о трех драгоценностях: Будде, Дхамме, Сангхе; формулы передачи религиозных заслуг (пуньня) духам умерших родственников; поэму об истинной дружбе и др.
Следующее сочинение – «Дхаммапада», в котором собраны 423 наиболее важных изречения из различных текстов палийского канона. Согласно традиции, «Дхаммапада» содержит все учение, и постигается это учение в первую очередь сердцем, а не разумом. «Дхаммапада»-настольная книга буддистов.
«Удана» содержит 80 важнейших изречений Будды, изложенных в основном в стихах, частично – в прозе.
«Итивуттака» включает 112 сутт, объясняющих сущность гнева, страсти, гордости, похоти и других «негативных» состояний, которым противопоставляются дружелюбие, милосердие, скромность, справедливость и т. д.
«Суттанипата», содержащая 71 поучение, рассказывает о жизни Будды, толкует его проповеди о преодолении эгоцентризма, особенно жадности, ненависти, заблуждений, ведущих к созданию неблагоприятной кармы. Поучения обращены к монахам, мирянам, королям, божествам. В этих суттах отражена общественная и религиозная жизнь древней Индии, споры по нравственным вопросам между представителями различных религиозных учений. Имеются сведения неисторического характера о рождении принца Гаутамы, об его уходе от мирской жизни, о царе Магадхи Бимбисаре, принявшем буддизм и т. п.(3).
————————————————————————————————————————————————————
(3) Повествования о царе Бимбисаре, не играющие какой-либо роли в тхераваде, популярны у некоторых сект махаяны. Как отмечал японский буддолог С. Фумихико в своем докладе на XXXI Конгрессе гуманитарных наук в Азии и Северной Африке в Токио в 1983 г., убийство царя Бимбисары сыном отражено во многих буддийских текстах. В амидаистских трактатах главная роль в этой истории отводится служанке Вайдехе, невежественной и слабой женщине, полной земных желаний, поскольку цель амидаизма – спасение именно таких людей (Fumihiko Sueki. The Tragedy in Rajagrha in the Guan-wu-liang-shou-jing. Congress in Japan, 1983).
————————————————————————————————————————————————————
Следующие два собрания сутт: «Вимана-ваттху» и «Пета-ваттху» – посвящены описанию одиннадцати уровней существования камалоки.
«Вимана-ваттху», содержащая 85 поэм, рассказывает о том, как происходит накопление религиозных заслуг, улучшающих карму, что ведет к возрождению на верхних небесных уровнях. Затем описывается жизнь на небесных уровнях существования.
«Пета-ваттху», включающая 51 поэму, повествует о жизни на нижних уровнях существования, где существа лишены разума и страдают до тех пор, пока не иссякнет негативное действие кармы.
Затем следуют два собрания сутт: «Тхера-гатха» и «Тхери-гатха»,- воспевающие подвиг монахов и монахинь, отказавшихся от мирской суеты ради достижения просветления.
«Тхера-гатха» содержит 264 поэмы, «Тхери-гатха» – 73 поэмы. Назначение этих поэм – вдохновлять мирян на религиозный подвиг.
«Джатака»-рассказы о 550 жизнях принца Гаутамы, предшествующих его последнему возрождению на земле. По существу, это собрание волшебных сказок и легенд различных народов Азии, положительный герой таких устно-поэтических повествований отождествляется с бодхисатвой, т. е. принцем Гаутамой. В странах Южной и Юго-Восточной Азии известны 547 джатак, наиболее популярна последняя, 547-я «Вессантара джатака».
«Ниддеса» – сборник комментариев к некоторым разделам «Суттанипаты». Эти комментарии приписываются ученику Будды Сарипутте.
«Патисамбхида-магга» анализирует различные концепции знания, морали, медитации и т. д.
«Ападана» – стихотворные рассказы о различных перерождениях известных монахов и монахинь.
«Буддхавамса» – поэтическое изложение жизни 24 будд, которые предшествовали принцу Гаутаме. Традиция приписывает эти поэмы самому Будде. Тексты связаны общей фабулой жизни Будды: от его предшествующей жизни при Дипанкара Будде, жизни на небе Тусита до просветления под деревом Бодхи.
«Чария-питака» (последнее собрание «Кхуддака-никаи») содержит 35 историй из Джатаки. Эти истории, изложенные в стихах, иллюстрируют семь из десяти совершенств Будды.
Последней, третьей частью палийского канона является «Абхидхамма-питака», которая состоит из семи философских трактатов, в которых систематизированы все положения учения, изложенного в «Сутта-питаке».
Первый трактат – «Дхаммасан-гани» – содержит классификацию элементов бытия – дхамм, определяемых как этические факторы, присущие физическому телу, психологическому и умственному состояниям, которые проявляются в процессе медитации.
Второй – «Вибханга» – объяснение природы кхандх (скандх) и путей их преодоления.
Следующий, третий трактат – «Катхаваттху» – полемический, он защищает точку зрения тхеравады.
В четвертом трактате – «Пуггалапаньнятти»- анализируются люди, подверженные вожделениям, ненависти и заблуждениям.
В пятом трактате, называемом «Дхатукатха», объясняется расположение дхарм, зависимых от скандх и шести органов чувств (аятана).
Шестой трактат – «Ямака» – устанавливает бинарные группы и анализирует соответствующие дхармы с точки зрения возможности или невозможности атрибутирования ими того или иного свойства.
В «Паттхане», последнем, седьмом трактате, анализируется «Закон зависимого существования» (патиччасамуппада).
Учение буддизма в течение многих веков до нашей эры существовало только в устной форме, что потребовало выработки мнемотехники для изустной передачи от поколения к поколению буддийских поучений без искажения.
Как свидетельствует палийская традиция, в тхераваде существовала строгая классификация на знатоков (бханаков) «Дигха-никаи», знатоков «Маджджхима-никаи», «Самьютта-никаи» и т. д. Кроме того, были признанные авторитеты по «Винае» (винаядхара), «Сутте» (сут-тантика), «Абхидхамме» (абхидхаммика), знатоки всех трех питак (4).
————————————————————————————————————————————————————
(4) См., например: Adikaram E. W. Early History of Buddhism in Ceylon. Colombo, 1953, Ch. Ill; Sodo M. Attahakatha Sources of Indian Origin. Congress in Japan, 1983 (Report).
————————————————————————————————————————————————————
Классификация знатоков учения тоже была связана с символикой. Так, имелось 8 градаций бханаков, 3 градации знатоков никаи и т. д. Из этой символики можно априори сделать вывод о том, что знание одного из разделов питаки -рассматривалось как постижение одной из ступеней восьмеричного пути, знание четырех никай – как постижение четырех истин, знание трех питак -как просветление и т. д.
Так как уровень знания священных текстов – не книжное знание, а свидетельство уровня приближения к нирване, иначе говоря, духовного статуса, то существовала ритуальная иерархия и в диспутах. Диспуты проводились не столько для утверждения или опровержения того или иного толкования фактов из жизни Будды и его учеников, того или иного аспекта учения, а главным образом для утверждения религиозного авторитета толкователя среди прочих членов сангхи.
Составной частью буддийской мнемосистемы было и то, что изложение каждой никаи приписывалось одному из главных учеников Будды. Так, считалось, что «Виная-питака» написана Упали и Махакассапой; «Дигха-никая» – Анандой, «Маджджхима-никая» – Сарипуттой; «Самьютта-никая» – Махакассапой; «Ангуттара-никая» – Ануруддхой; «Кхуддака-никая» – разными учениками Будды и более поздними комментаторами; «Абхидхамма-питака» приписывалась Сарипутте, и тем самым оправдывалось различие стиля и методов изложения каждого раздела канона.
Устная традиция существовала на языке пали. Впервые часть поучений была зафиксирована в письме на Шри-Ланке древнесингальским алфавитом, полностью канон был записан в I в. н. э. на Шри-Ланке алфавитом деванагари (пали), затем транслитерирован в сингальском, монском, бирманском, тайском алфавитах, а некоторые тексты канона переведены на вышеназванные языки.
Общий объем канона, включая комментарии, около 25 тыс. печатных страниц, что примерно в 20 раз превышает объем Библии или Корана.
Комментарии, написанные на каждое поучение, являются неотъемлемой частью палийского канона. Особенно почитаются комментарии Буддхагхоши, который считается у тхеравадиноь высшим авторитетом толкования учения Будды.
Буддхагхоша жил в V в. в. э., сведения о его жизни, как и биографии большинства других известных комментаторов учения, носят легендарный характер.
Отсутствие исторических фактов о жизни знаменитых буддийских проповедников связано с тем, что они, следуя канонам учения, считали недостойным сообщать сведения о своей жизни, тем самым подчеркивая свое духовное единство со словом Будды.
Кроме того, каждый комментатор, будучи монахом, имел духовное имя: Буддхадатта, Чула-Буддхагхоша, Буддхагхоша III, Дхаммапала, Маханама и т. д., поэтому истинного автора можно установить только по стилю или с помощью графологии в тех редких случаях, когда имелась подпись автора.
В связи с этим до сих пор идут споры об авторстве тех или иных комментариев к каноническим текстам и, в частности, Буддхагхоши. Большинство буддологов считают Буддхагхошу автором трактата «Висуддхимагга», а также комментатором текстов «Виная-питаки», «Абхидхамма-питаки», «Патимоккхи», «Суттанипаты», «Кхуддаки-патхи» и некоторых текстов «Дигха-никаи», «Маджджхима-никаи», «Самьютты», «Ангуттара-никаи».
Величие Буддхагхоши в том, что он сумел достаточно просто объяснить значение таких основных терминов учения, как авиджя, читта, санкхара, кхандха, виньянна, аятана, пассе, ведана, сукха, дуккха, саньня, камма, сила и других, для всех трех сфер существования (кама, рупа, арупа) и характер трансформации этих терминов в контексте описания переходов из одной сферы существования в другую.
Помимо канонической литературы, включающей комментарии, имеется ряд трактатов, которые считаются классическими у тхеравадинов. Это в первую очередь палийский вариант «Милиндапаньхи» (I в. н. э.), «Висуддхимагги» (V в.), ланкийские хроники «Дипаванса» на пали (IV-V вв.), «Махаванса» (V в.), «Чулаванса» (XIII и XVIII вв.).
Все вышеупомянутые тексты являются каноническими, и священными для последователей тхеравады. Их не только читают, но и почитают: созерцание палийских канонических книг, прикосновение к ним, слушание, даже без понимания содержания, согласно буддийским представлениям, приносит религиозные заслуги верующим.
Помимо канонических текстов на пали в каждой стране имеется огромное число религиозных произведений на местных и западных языках.
Достаточно сказать, что до середины 70-х годов в Таиланде треть ежегодно выпускаемой книжной продукции представляла собой литературу по буддизму, а это составляет около 500 названий в год, причем традиционно сангха Шри-Ланки считается авторитетом в толковании сутт, сангха Бирмы наиболее тонко толкует абхидхаммические тексты, сангха Таиланда – тексты «Виная-питаки». Отсюда преобладание сутраической литературы на Шри-Ланке, абхидхаммической – в Бирме и винаической – в Таиланде.
***
Сущность учения тхеравады
В Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе, Кампучии схема изложения учения Будды довольно однотипна. Эта схема всегда начинается с (рассказа о жизни принца Гаутамы, затем следует объяснение значений «трех жемчужин» (Будды, Дхармы, Сангхи), содержания четырех истин, восьмеричного пути, «Закона зависимого существования» кармического процесса перерождения.
Нередко, излагая принципы учения тхеравады, авторитетные монахи высказывают неудовлетворенность трактовкой этого учения западными буддологами, особенно их пониманием центральных доктрин и буддийской терминологии. Например, в своем предисловии к буддийскому словарю монах Ньянатилока (1878-1957), основатель островного отшельничества вблизи Додандувы на Шри-Ланке, отмечал, что «постижение восьмеричного пути, четырех благородных истин, патиччасамуппады («Закона зависимого существования» – В. К.) и пяти групп существования (скандх – В. К.) по своей истинной природе является результатом откровения и часто не понимается западными авторами» (5).
————————————————————————————————————————————————————
(5) Nyanatiloka. Buddhist Dictionary. Manual of Buddhist Terms and Doctrines. BPS. Kandy, 1980, Preface.
————————————————————————————————————————————————————
Это замечание характерно для монахов, которые считают невозможным понимание буддизма вне религиозной практики. С подобными утверждениями автору приходилось сталкиваться и на дискуссиях по буддизму как в нашей стране, так и за рубежом.
Тем не менее при изложении учения буддизма на бумаге все руководствуются в первую очередь логикой (т. е. разумом), а не эмоциями, поэтому утверждение о том, что понять учение буддизма без практики невозможно, кажется нам несостоятельным.
Сущность же учения буддизма изложена, на наш взгляд, в трех проповедях, приписываемых Гаутаме. Это «Дхаммачаккаппаваттана-сутта», «Анатталаккхана-сутта» и «Патиччасамуппада».
В первой проповеди, называющейся «Сутра, приводящая в движение колесо», или «первая бенаресская проповедь», Будда разъясняет пяти аскетам следующее:
«Есть две крайности, которых следует избегать. Это потворство чувственным наслаждениям – низкое, вульгарное… и бесполезное стремление, и склонность к чрезмерному аскетизму- это тоже болезненно, неблагородно и бесполезно. Отказываясь от этих крайностей, Татхагата постигает средний путь (маджджима патипада), который способствует видению и знанию, ведет к миру, высшей мудрости, просветлению и нирване.
Что такое срединный путь?.. Это благородный восьмеричный путь, а именно: правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное намерение, правильное усилие, правильная концентрация… вот что такое срединный путь.
Существует дуккха – такова истина. Рождение, гниение, болезнь и смерть являются дуккхой, соприкосновение с неприятным есть дуккха, разлучение с приятным есть дуккха, неполучение желаемого есть дуккха. Все, связанное с пятью скандхами, является дуккхой… Существует и причина дуккхи – это истина. Желание, которое ведет к возрождению, сопровождаемое страстной привязанностью к чувственным наслаждениям в этой и в той жизни… желание чувственных наслаждений, желание существования, желание несуществования – вот причина дуккхи. Существует прекращение дуккхи – и это есть истина. Это полное отделение и разрушение желаний, отречение, отказ, освобождение от них, непривязанность к ним… Существует путь прекращения дуккхи – в этом состоит истина. Это благородный восьмеричный путь…» (6).
Во второй проповеди, называемой «Сутра о сущности анатмана», излагается теория об отсутствии души у человека:
«Тело (руна) не имеет души. Если бы существовала душа, то тело не было бы субъектом дуккхи. Иначе существовала бы возможность создавать тело по усмотрению души. Но так как тело является бездушным, оно – субъект дуккхи. Точно так же бездушными являются чувства (ведана), восприятия (саньня), действия (санкхара), сознание (виньяна, виньняна, виджняна).
– Как вы думаете… изменяется тело или нет?
– Изменяется… учитель.
– Является ли то, что непостоянно, удовлетворенным или оно не удовлетворено?
– Оно не удовлетворено, учитель.
– Справедливо ли думать о том, что непостоянно, не удовлетворено, изменчиво: «Это мое, это я, это моя душа»?
– Нет, несправедливо, учитель.
– Точно так же… непостоянны… чувства, восприятия, действия, сознание. Справедливо ли думать об этом: «Это мое, это я, это моя душа»?
– Конечно, нет, учитель.
– Тогда… вся рупа (материальное бытие.-В. К.), будь то прошлое, настоящее или будущее, личное или чужое, грубое или нежное, низкое или высокое, далекое или близкое, должна восприниматься правильно в ее естественных реалиях: «Это не мое, это не я, моей души не существует».
«…Тот, кто понимает это, испытывает отвращение к телу, чувствам, восприятиям, действиям, сознанию, становится независимым от этих отвратительных скандх и освобождается… от них. Тогда осеняет его знание: «Я свободен». Он понимает, что привязанность к возрождению окончена, становится счастливым, делает то, что должен делать, и для него невозможно возвращение к прежнему состоянию»(7).
Содержание третьей проповеди – «Закона зависимого существования» – объясняется во всех религиозных системах буддизма с помощью диаграммы, известной как «колесо жизни» (сансара).
Это «колесо жизни» приводится в движение неведением (авидья), которое затемняет истинный разум человека. Из-за неведения возникают моральные и аморальные действия (санкхара), в результате которых формируется обыденное, ориентированное на традиционные ценности и установки сознание (виньняна).
Сознание выделяет в окружающем мире наименования и формы (нама-рупа), они делаются объектами для шести органов (салаяатана): глаз, ушей, носа, языка, тела, мысли; эти последние, в свою очередь, становятся причиной контакта (пассе) с формами и наименованиями.
В результате контакта появляются чувства (ведана), чувства порождают желания (танха), желания становятся причиной возникновения жадности (упадана), жадность приводит к жажде вечного существования (бхава), эта жажда жизни ведет к новому рождению (джати).
Неизбежным результатом рождения являются старость и смерть (джарамарана) (8).
Иначе говоря, живое существо обречено на круговращение в «колесе жизни» до тех пор, пока оно не обратится к учению Будды.
————————————————————————————————————————————————————
(6) Narada Thera. The Buddha and His Teachings, c. 88-91.
(7) Там же, с. 100-102.
8 Buddhism: a Modern Perspective. Ed. by Ch. S. Prebish. L., 1975, c. 33,34.
————————————————————————————————————————————————————
Какие же положения в этих проповедях являются ключевыми? На этот счет имеется несколько высказываний, приписываемых Будде. Вот одно из них: «…Многое я познал, но… немногое вам открываю… Потому что они (эти истины – В. К.) бесполезны, не способствуют очищению… хладнокровию… спокойствию, не ведут к полному пониманию… просветлению, нирване. По этой причине они не объясняются мною. А что же тогда объясняется мною? Существует дуккха – это я объясняю. Существует причина дуккхи -это я объясняю. Существует прекращение дуккхи – это я объясняю. Существует путь к прекращению дуккхи – это я объясняю» (9).
————————————————————————————————————————————————————
(9) Piyadassi Thera. The Buddha. His Life… c. 9.
————————————————————————————————————————————————————
***
Итак, главное, что необходимо понять в учении буддизма,- -это содержание четырех истин.
Центральная идея первой истины состоит в том, что все, связанное с пятью скандхами, есть дуккха. Под скандхами понимается приверженность к стереотипам, обусловленным воспитанием и обучением.
Например, в «Калама-сутте» Будда обращается к жителям города Кешапутра со словами: «Не утверждайтесь на том, что основано на повторениях услышанного, на традициях, молве, на священном писании, предположениях, на аксиомах… Когда вы сами познаете: „Это – плохо, это – постыдно, это – порицается мудрым”, когда сможете поручиться… что это ведет к злу и гибели, откажитесь от этого» (10).
В абхидхармической литературе природа скандх объясняется с помощью «Закона зависимого существования». Доказывается, что выводы разума, который формируется в условиях сансары, характеризуются как незнание, неведение, невежество. Такому разуму присуща склонность к моральным и аморальным действиям (санкхара), в результате которых формируется эгоистическое или эгоцентрическое сознание (виньняна). Это сознание реагирует лишь на обусловленные наименования (на-ма) и формы (рупа), оценивая окружающий мир через призму эгоцентризма: «мое», «не мое», «выгодно», «не выгодно» и т. д. В результате этого возникают соответствующие чувства (ведана) и восприятия (саньня). Эти порожденные психологией незнания компоненты (санкхара, виньяна, нама-рупа, ведана, саньня) и названы в буддизме скандхами, они конструируют «я» невежественного человека.
«Я», созданное из скандх, аллегорически изображается в виде паука, например, в строках «Дхаммапады»: «Возбужденные страстью попадают в поток, как паук в сотканную им самим паутину». Общепризнанный знаток буддизма Буддхагхоша (V в.) комментирует эту строфу следующим образом: «Как паук, соткав паутину, сидит в середине ее и, убив внезапным наскоком бабочку или муху, попавшую в паутину, пьет их кровь, возвращается и снова сидит на том же месте, таким же образом существа, отдавшиеся страстям, развращенные ненавистью и обезумевшие от гнева, увлекаются потоком желаний, который они сами создали, но не могут пресечь его» (11).
Вторая истина объясняет причину дуккхи тем, что человек из-за страха перед временем (аничча) и смертью пытается с помощью веры в существование некоей вечной субстанции – души увековечить свое «я», проецируя его пребывание и в этом, и в потустороннем мире. Только истинное знание, сводимое в буддизме к пониманию содержания триады аничча – дуккха – анатман, содействует прекращению дуккхи – такова третья истина.
Прекращение дуккхи возможно лишъ в том случае, если разум освободится от пут привязанностей. Отрыв разума от скандх и будет главным шагом к просветлению. «Отсеки пять, откажись от пяти, стань выше пяти (имеются в виду пять скандх.-В. К.)!. Преодолевший пять привязанностей называется „пересекшим поток”» (12).
Необходимо понять, учит буддизм, что конструкция из скандх, которую разум человека принимает за свое «я», является непостоянной (аничча), она является объектом неудовлетворенности (дуккха), не имеет души (анатта).
Согласно «Анатталаккхана-сутте», освобожденный от скандх разум становится независимым от желаний и привязанностей, в результате чего он обретает полную свободу, которая выражается в том, что сознание не цепляется более за иллюзии загробной жизни или идею возрождения и сосредоточивается именно на тех проблемах, решение которых жизненно необходимо.
Таким образом, можно предположить, что под термином «просветление» имеется в виду осознание иллюзорности «я» как конструкции из скандх. В этом случае термином «нирвана» будет обозначаться состояние разума, освобожденного от дуккхи.
Если обратиться к буддийской характеристике просветления, которому присущи семь состояний разума (бодрствующий ум, мудрость, энергия, радость, искренность, самоуглубленность, хладнокровие), то состояние радости, на наш взгляд, и соответствует термину «нирвана».
Анализ четырех истин показывает, что центральной концепцией буддизма является учение о скандхах, конструирующих сознание человека, а положения о нирване, дхармах, типах сознания и другие оказываются производными от истолкования сущности и функций скандх.
————————————————————————————————————————————————————
(10) Kalama Sutta. Kandy, 1965, c. 7.
(11) Дхаммапада. M., 1960, c. 155.
(12) Там же, строфа 370, с. 121.
————————————————————————————————————————————————————