shus 2010
Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии
Общая информация
Последний по времени создания и считающийся самым большим в Индии комплекс пещерных храмов и монастырей Эллоры расположен в 30 км к северо-западу от г. Аурангабада – центра одноименного округа в штате Махараштра.
Звучное и немного загадочное слово «Эллора» не является неким историческим именем группы древних культовых сооружений – на самом деле это всего лишь названием находящейся примерно в 2-х км к западу от пещер деревни (в некоторых источниках пещеры так и называются: «пещеры у Эллоры»).
В литературе колониального периода употреблялось другое написание названия этого объекта, которое иногда можно встретить и сейчас: либо Элура (Elura), либо местное название на языке маратхи Верула (Verula, Verul).
Следует заметить, что небольшая маратхская деревня Эллора знаменита не только пещерным комплексом. Практически на ее окраине (между пещерами и деревней) расположена одна из великих шиваитских святынь: храм Гришнешвар (Grishneshwar), входящий в группу Джьйотирлингам (Jyotirlingam) – особо почитаемых шиваитами двенадцати храмов, посвященных Шиве в его проявлении в виде «Лингама из света» (нефаллическая форма лингама в виде колонны из света).
Все пещеры Эллоры вырублены в невысоком базальтовом скальном обрыве, обращенном склоном к западу (спутниковый снимок развернут для удобства представления: здесь запад внизу и соответственно юг – справа, а север – слева), и по религиозному принципу делятся на три расположенные отдельно друг от друга группы: на юге – буддистские пещеры, в центре – индуистские (в индийской англоязычной литературе – брахманистские, brahmanical) и на севере особняком – джайнские.
С востока на запад (на снимке – сверху вниз) скальный утес пересекают четыре водных потоков, самыми большими из которых является довольно полноводная в период муссонов река Элаганга (Elaganga), образующая водопад между Пещерами N 28 и N 29.
С точки зрения датирования времени создания отдельных храмов и монастырей, для ученых Эллора вероятно является одним из самых «проблемных» объектов среди всех пещерных сооружений Индии.
Это связано с тем, что по неизвестным причинам в пещерах Эллоры практически отсутствуют традиционные надписи, которые обычно высекались в различных местах пещерного сооружения в честь верующих на чьи средства (полностью или частично) создавался тот или иной объект: как рядовых дарителей (обычно из числа купцов, ремесленников и пр.), так и правителей и их приближенных. Тип письма, которым выполнялись такие надписи, позволяет довольно точно относить их к определенному историческому периоду, а содержащиеся в них имена, титулы, название городов, местностей и пр. и являются самым достоверным источником информации для датировки объекта.
В связи с этим датировка пещер Эллоры проводилась во многом путем анализа архитектурных и художественных стилей этих сооружений, а так же иконографии находящихся в них религиозных образов. Поэтому у разных авторов она может отличаться в зависимости от используемых источников и времени их публикации.
Буддистские пещеры
Центром и главной достопримечательностью всего пещерного комплекса Эллоры является Пещера N 16 – высеченный в скальном склоне грандиозный индуистский храм Кайлаша (Kailasa, Kailasanath), прямо напротив которого расположены «центральная площадь», парковка и тикет-офис (см. спутниковый снимок).
За начальную же точку традиционного маршрута осмотра Эллоры принята буддистская Пещера N 1, расположенная в полукилометре вправо (к югу) от парковки (на фото внизу она крайняя справа).
В соответствии с рельефом местности группу буддистских пещер можно разделить на два условных участка.
Первый участок находятся в ограниченной справа и слева небольшими скальными гребнями подковообразной впадине, примерно посередине которой находится небольшой водопад, а ниже уровня пещер – ложбина с крутыми склонами.
Пещеры c N 1 по N 5 расположены справа от водопада (его сливной желоб хорошо виден в левом верхнем углу на фотографии),
а Пещеры с N 6 по N 9 – слева от него и отделены от последующих пещер небольшим скальным гребнем.
Почти сразу за поворотом после пещеры N 9 пространство перед утесом становится почти ровным и пологим и далее в ряд в отдельных вырубленных в скале «карманах» располагаются пещеры с N 10 по N 12.
Пещера N 1
Пещера N 1 представляет собой типичную вихару (помещение для проживания монахов без святилища и религиозных образов), выполненную в раннем буддистском стиле и вероятно является самым ранним сооружением в Эллоре (возможно она была сооружена немногим ранее 6-го в. н.э..).
Фасадная часть пещеры, представлявшая собой традиционную веранду с колоннадой, в течении времени обрушилась, но вид и расположение веранды можно представить по частично сохранившейся входной лестнице и «пенькам» колонн, а так же по остаткам полуразрушенной кельи, находящейся справа от веранды.
Внутреннее помещение Пещеры N 1 представляет собой почти квадратный зал (12.7 м х 12.9 м) с ровными стенами, потолком и полом.
Вдоль правой и задней стен расположены восемь монашеских келий (по четыре на каждой стене).
На левой стене можно видеть парные отверстия, выполненные в виде проушин для веревок. Их назначение точно не известно и принято считать, что они были высечены в более поздние периоды (возможно обитавшими здесь строителями других пещер для каких-то бытовых нужд).
Пещера N 2
Являясь типичным махаянистским святилищем позднего периода, Пещера N 2 интересна своими довольно большими размерами и некоторыми особенностями внутренней планировки.
Веранды и вход в пещеру находятся на высокой платформе, подняться на которую можно по каменной лестнице. Козырек и колоннада веранды (состоявшая из четырех колонн) не сохранились, но в уцелели и находятся в хорошем состоянии ее задняя стена и левая (северная) боковая ниша с барельефами. Из барельефов задней стены веранды самыми примечательными являются две гигантские фигуры бодхисатв справа слева от дверного проема.
Внутреннее пространство пещеры представляет собой практически квадратный зал высотой 5.2 м и размером 14.6 м х 14.6 м, пространство которого разделено квадратной в плане колоннадой, состоящей из 12 колонн, на центральную часть и круговой коридор-обход.
В задней стене зала по центру высечено гарбагриха (главное святилище), а слева и справа от него – два второстепенных святилища, каждое из которых состоит из двух расположенных последовательно помещений.
Слева и справа от входного проема гарбагрихи расположены четырхметровые изображения двух бодхисатв: Авалокитешвары (Падмапани) и Ваджрапани.
Внутри гарбагрихи находится фигура Будды, сидящего на львином троне и традиционные барельефы слуг с опахалами, а на боковых стенах – изображения стоящего Будды и коленопреклоненных последователей.
Интересной особенностью этой пещеры являются две приподнятые над уровнем зала глубокие ниши с барельефами, расположенные по всей длине правой и левой стен коридора-обхода и отделенные от него колоннадами из четырех колонн.
Пещера N 3
Пещера N 3 представляет собой типичное «святилище с вихарой» периода расцвета буддистской традиции махаяна в Индии и относится, как и Пещера N2, к самым ранним сооружениям Эллоры (она датируется приблизительно 6 в. н.э.).
С течением времени колоннада, козырек и задняя стена веранды этой пещеры разрушились практически полностью – уцелели только левая (северная) боковая ниша веранды с барельефами и левое окно на ее задней стене с восстановленными при реставрации фигурными столбиками (см. на фото – слева).
По этой причине сейчас в главное помещение можно попасть прямо с улицы и оно довольно хорошо освещено наружным светом.
На фото внизу: любимое развлечение местной молодежи – фотографирование белой женщины. В глубинке это происходит только с разрешения и делается только самыми смелыми (слева за кадром остались еще человек 5-6 желающих, но сильно робеющих).
Внутреннее помещение Пещеры N 3 имеет традиционную планировку «святилища с вихарой»: зал с квадратной в плане колоннадой, разделяющей пространство на центральную часть и коридор-обход; главное святилище с образом Будды, высеченное в задней стене и кельи по задней и боковым стенам.
Пещера N 4
С Пещерой N 4 существует некоторая неопределенность: иногда ее называют двухэтажной, но чаще находящиеся над ней помещения относят к Пещере N 5, что скорее всего больше соответствует действительности.
В этом месте фронтальная часть скалы обрушилась на довольно большую глубину, поэтому как в действительности выглядела Пещера N 4 можно только предполагать.
К настоящему времени хорошо сохранилась только гарбагриха (главное святилище с образом Будды) и две монашеские кельи, высеченные в задней стене, перед которыми находится небольшой коридор (шириной около 11 м и глубиной около 2.5 м), отделенный от остального пространства двумя колоннами (на фото – внизу, в глубине).
Слева и справа от входного проема в гарбагриху расположены две фигуры дварапал, а в левой боковой нише коридора – изображение Авалокитешвары (Падмапани).
Этот барельеф вероятнее всего был высечен в более поздний период, т.к. относится уже к тантрическому буддизму и является редким (для Индии) изображением Авалокитешвары с четками в правой руке и лотосом в левой.
Женские персонажи справа и слева от Авалокитешвары являются Тарой и Бхрикути (Зеленая Тара).
Пещера N 5 (Maharwada)
Последняя перед водопадом Пещера N 5 (местное название Махарвада, Maharwada) считается самой большой по глубине пещерой Эллоры и является последней в группе буддистских пещер, расположенных к югу от водопада (на фото: желоб водопада – справа вверху, под ним – площадка перед пещерой).
Пещера N 5 расположена на верхнем уровне, поэтому чтобы попасть в нее надо подняться по каменной лестнице к площадке перед ее входом.
И лестница и площадка были сооружены во время реставрационных работ, т.к. при обрушение скалы были разрушены не только веранда и лестница к пещере, но переход к находящимся справа от входа в Пещеру N 5 (над Пещерой N 4) помещениям, представлявшими собой небольшое святилище и несколько келий.
Пещера N 5 так же является «святилищем с вихарой» и представляет собой огромный вытянутый зал глубиной 35.7 м и шириной 17.8 м, по периметру которого расположен коридор-обход, отделенный от центральной части замкнутой в прямоугольник колоннадой из 24 колонн.
–
В боковых стенах зала высечены небольшие монашеские кельи (всего их двадцать), входные проемы которых выходят либо прямо в корридор-обход, либо в две глубокие ниши, так же высеченные в в обеих боковых стенах зала напротив четвертой-шестой колонн и выполняющие роль вестибюлей для находящихся здесь келий.
Интересной особенностью этого зала являются длинные каменные лаги, высеченные на полу по всей его длине (такие же есть еще только в двух местах: Канхери и Багхе).
Обычно по традиции их называют «каменные лавки», полагая, что именно на них сидели монахи во время общих собраний.
В соответствии с этим предположением не очень понятно куда были обращены лица монахов и почему между «лавками» такое большое расстояние
Поэтому мне легче представить зал общих собраний, заполненный монахами, которые сидят плотными рядами лицом к главному образу храма на досках, уложенных поперек зала на эти каменные опоры (примерно как и сейчас в буддистских монастырях).
В задней стене зала высечено небольшое помещение гарбагрихи (главного святилища), входной проем в которую охраняют два дварапала в образе бохисатв, а внутри находится фигура сидящего Будды в окружении традиционных персонажей.
Еще одно второстепенное святилище с изображением Будды расположено сразу слева после входа в зал.
Пещера N 6
Пещера N 6 является первой по номеру из группы пещер, расположенных за водопадом. Она расположена на верхнем уровне над Пещерой N 7 и примыкает к Пещере N 9.
Эта пещера очень сильно пострадала от обрушения фронтальной части скалы – уцелело вероятно не более половины изначального сооружения.
Хорошо сохранилось главное святилище, высеченное в задней стене этого храма, небольшой вестибюль которого отделен от остального пространства колоннадой из двух колонн и двух пилястров и левая боковая ниша.
Слева от боковой ниши рядом с ограждением находится узкий дверной проем, через который можно выйти на веранду и далее к Пещере N 9.
Пещера N 7
Пещера N 7 расположена под Пещерой N 6, а ее вход – слева от входа на лестницу, ведущую наверх к Пещере N 6 (на фото внизу на вход на лестницу указывает белая стрелка, нарисованная на площадке перед пещерами).
Внутри Пещера N 7 является обычным «святилищем с вихарой» и представляет собой довольно мрачное и очень темное помещение.
Колоннада центрального зала, имеющего ширину 15.7 м и глубину 13.3 м, состоит всего из четырех расположенных по углам колонн.
Двенадцать монашеских келий расположенные на боковых и частично задней стене не закончены – в основном только обозначены входные проемы.
В в углублении, высеченном в задней пещеры, находится главное святилище отделенное от основного зала небольшой колоннадой.
Пещеры N 8 – N 9
Пещера N 8 находится слева от Пещеры N 7 представляет собой буддистский храм с многочисленными образами из пантеона буддизма махаяны, отличительной особенностью которого является наличие кругового обход вокруг гарбагрихи с образом Будды.
Пещера N 9 расположена над Пещерой N 8, но попасть к ней можно только по переходу от находящейся справа Пещеры N 6.
Это небольшое святилище, отделенное от веранды только колоннадой, задняя стена которого разделена пилястрами на три части (в центральной находится изображение Будды).
Место очень уютное: здесь можно посидеть, отдохнуть на ветерке и полюбоваться оставшимися позади пещерами и окрестностями.
Пещера N 9 главным образом знаменита своим фронтоном, опирающимся на резной фриз и представляющим собой трехъярусную композицию из традиционных арочных окон, в каждом из которых изображен сидящий Будда.
Пещера N 10 (Viswakarma)
Пещера N 10 является самой впечатляющей в группе буддистских пещер и наряду с индуистскими Пещерами N 16 (Kailasa temple ) и N 29 (Dhumar Lena) и джайнской Пещерой N 32 (Indra Sabha) относится к главным достопримечательностям Эллоры.
В описаниях Пещеры N 10 кроме названия Вишвакарма (Viswakarma) обычно приводят и другие местные названия этой пещеры: Sutar-ka-Jhopda (Sutar-ki-Jhopari, Sutar Jhopadi и т.п.) и их перевод: «Пещера Плотников» и подобное.
Вероятнее всего это связано с тем, что в послебуддистский период эта пещера была преобразована в святилище индуистского бога Вишвакармы – сына одного из членов божественной тримурти бога-творца Брахмы (другие два бога – Вишну и Шива), который является архитектором вселенной, строителем всех дворцов богов индуистского пантеона и создателем их колесниц, оружия и пр. и соответственно – покровителем всех архитекторов и строителей.
Мне неизвестно, когда Пещера N 10 перестала быть храмом Вишвакармы – скорее всего это произошло после передачи пещер Эллоры в ведение ASI (Археологической службы Индии) и принятии уже в период независимости закона об охране памятников старины (1958 г.). Достоверно можно сказать лишь то, что еще в начале 20-ого века строители регулярно проводили религиозные церемонии в этом храме и поклонялись образу Будды как Вишвакарме.
Пещера N 10 датируется приблизительно 6-7 в.в. н.э. и является грандиозным махаянистским храмом, состоящим из главного зала с образом Будды, высеченного в форме чайтья-грихи, и находящегося перед ним почти квадратного двора, по периметру которого на двух уровнях расположены второстепенные святилища (см. фото выше и план).
Над П-образной верандой с колоннадой, которая с трех сторон обрамляет двор на первом уровне, находится повторяющий ее по форме балкон с резным парапетом.
На балкон можно попасть по лестнице, вход на которую находится на левой (северной) части веранды в ее нижнем (западном) конце (на плане – почти сразу слева от входа во двор).
Хотя главный зал Пещеры N 10 и выполнен в форме чайтья-грихи, его фасад значительно отличается от традиционных фасадов этих древних сооружений.
И если карниз над нишей окна выполнен в соответствии с сложившейся традицией имитации в камне деревянных конструкций, то огромное световое арочное окно – обязательный элемент чайтья-грихи – здесь заменено тремя прямоугольными проемами, над которыми находится многократно уменьшенное его подобие. При этом традиция все же была частично соблюдены: на фото в проеме окна хорошо видны две горизонтальные каменные «балки».
Наверху, по обеим сторонам арки окна, находятся пара групповых барельефов летящих гандхар и апсар, а справа и слева от центрального проема – небольшие барельефы с изображением Будды и две ростовые ниши с фигурами бодхисатв.
В давние времена двор представлял собой замкнутое с четырех сторон пространство (см. план), в которое вели ворота, сделанные в западной стене.
Сейчас от нее осталось только несколько фрагментов, по которым можно представить, как все это выглядело в те времена.
Главный зал Пещеры N 10 представляет собой апсидальное (с закругленной задней стеной) помещение со сводчатым потолком глубиной 30 м, шириной 13 м и высотой около 10.5 м.
Он состоит из центральной части и коридора-обхода, отделенного от центральной части зала U-образной колоннадой из 28 колонн.
В дальнем конце зала расположено непропорционально огромное сооружение в форме ступы, на передней части которой в подковообразной нише находится образ сидящего Будды, высотой около 3.3 м.
Сводчатый потолок зала, переходящий в полукупол в задней (закругленной) части помещения, высечен с традиционной имитацией деревянных конструкций каркаса арочного свода.
Наше посещение Пещеры N 10 совпало с экскурсией, которое проводило местное буддистское сообщество для своей молодежи (в штате Махараштра проживает основная часть «новых буддистов» – обращенных далитов).
Ожидая своих наставников, юные буддистки вовсю веселились, пытались общаться и фотографировали обосновавшуюся на балконе супругу (на фото выше они же, но уже около изображения Будды).
Пещера N 11 (Do-tal)
Расположенные рядом Пещеры N 11 и N 12 являются огромными трехэтажными храмами с главными святилищами, расположенными на верхних этажах.
Они датируются 6-7 в.в. н.э. и среди пещерных буддистских сооружений стоят особняком – ничего подобного на территории Индии попросту нет (единственное похожее сооружение – это двухэтажная индуистская Пещера N 15 (Das Avatara) здесь же в Эллоре).
Местное название пещеры Do-tal означает «двухэтажная» и связано это с тем, что первый этаж с незапамятных времен был засыпан обломками скалы и грунтом и впервые раскопан только в конце 19-го века специалистами тогда еще колониального ASI.
Перед основным «зданием» храма находится вырубленный в скале прямоугольный двор шириной около 30 м.
Первый этаж Пещеры N 11 вырублен довольно неглубоко и представляет собой всего лишь веранду с колоннадой шириной около трех метров.
Второй этаж так же выполнен в виде веранды, но заглублен уже немного больше.
Основным же помещением этого сооружения является вырубленный на большую глубину зал с колоннадой и главным святилищем, который расположен на третьем этаже.
После окончательного упадка буддизма эта пещера была преобразована в индуистский храм Дурги, поэтому наряду с изображениями Будды и бодхисатв на третьем этаже (справа, в южной части) можно увидеть изображение Дурги и Ганеши.
Пещера N 12 (Tin-tal)
Пещера N 12 находится слева (к северу) от Пещеры N 11 и внешне отличается от нее главным образом тем, что имеет полностью закрытый двор с узким входным проходом.
***
Внутренних отличий у нее гораздо больше и самым главным является то, что Пещера N 12 имеет довольно глубокие и близкие по размеру помещения с колоннадами на всех трех этажах.
Все три этажа имеют высеченные в задней стене святилища с центральной фигурой Будды, вокруг и близ которого, а так же по периметру зала располагаются фигуры бодхисатв, изображения Будды Гаутамы и других Будд, а так же различные образы персонажей махаянистского пантеона.
Зал первого этажа разделен на три поперечных прохода тремя рядами по восемь колонн (считая вместе с колоннадой веранды), а по его боковым и частично задним стенам расположено несколько монашеских келий. Лестница для подъема на второй этаж находится в правом конце первого поперечного коридора.
Помещения второго и третьего этажа имеют практически одинаковую планировку: залы разделенные на поперечные коридоры пятью рядами из восьми колонн и главное святилище с вытянутым по ширине вестибюлем, отделенным от основного пространства зала небольшой колоннадой из двух колонн и двух пилястров.
Небольшим отличием является то, что в помещении третьего этажа отсутствуют кельи, высеченные по боковым и задней стене зала второго этажа, а так же то, что на втором этаже по три колонны с краев второго и третьего рядов заменены монолитными блоками (вероятно с целью усиления конструкции).
На фото внизу – вид второго этажа от лестничной площадки. Слева виден крайний ряд колонн и лестничная площадка для подъема на третий этаж, а справа – второй и третий ряды колонн и левый монолитный блок с барельефами на боковой части.
Вид на третий этаж от лестничной площадки (она расположена в левом конце первого поперечного коридора).
На третьем этаже по обеим сторонам главного святилища, расположенного в нише задней стены, находится известная композиция из двух групповых барельефов.
Слева расположено изображение «Семи Будд прошлого» или «Семи Земных Будд» – Sapta-tathagata.
Это Будды, которые согласно традиции как тхеравады, так и махаяны, многократно перерождаясь появлялись среди людей в прошлые времена и каждый раз перед уходом в нирвану передавали людям угасающее к тому времени Учение (Дхарму). Последний в ряду – будда нынешнего времени Гаутама Шакьямуни, который ушел в нирвану примерно за тысячу лет до строительства этого храма.
Над всеми фигурами в виде небольших «навесов» высечены стилизованные изображения ветвей различных деревьев, которые по традиции ассоциируется с каждым отдельным Буддой (дерево предпоследнего Будды Кашьяпы – нигродха (всем известный баньян), дерево последнего Будды Гаутамы – ашватха (пипал – знаменитое дерево бодхи).
Справа расположен ряд из семи изображений Будд, относящихся уже к пантеону тантрического буддизма (ваджраяны).
Это группа состоит из пяти «неземных» Будд (дхьяни-будды) во главе Вайрочаной и еще двух будд более низкого уровня.
Центральное святилище состоит из вестибюля, выполненного в виде широкой ниши, отделенной двумя колоннами и двумя пилястрами от основного пространства зала, и гарбагрихи (помещения со священным образом), входной проем которой расположен по центру задней стены вестибюля.
Справа и слева от входного проема в гарбагриху находятся две фигуры бодхисатв со скрещенными руками, выполняющих здесь роль дварапал – стражников-привратников при входе в священное помещение.
Стены левой и правой частей вестибюля украшены изображениям женских бодхисатв (вероятно Тара и т.п.), сидящих на лотосовых тронах в лалита-асане (левая нога подогнута, правая – опущена и опирается на цветок лотоса) – по три на каждом участке стены, всего девять фигур.
Внутри гарбагрихи по центру расположен огромный образ Будды Гаутамы, сидящего на лотосовом троне с правой рукой в бхумиспарша-мудре.
Вдоль правой и левой стен гарбагрихи находятся два ряда ростовых фигур бодхисатв – по пять с каждой стороны.