Индуистские пещеры
Пещера N 13
Пещера N 13 является небольшой незаконченной пещерой с частично обвалившейся фасадной частью.
На фотографии внизу слева от нее видна часть Пещеры N 14.
Пещера N 14 (Ravana-ka-khai)
Пещера N 14 считается одной из самых ранних индуистских пещер Эллоры и интересна еще и тем, что является шактистским храмом (в отличии от остальных пещерных индуистских храмов, которые в основном шиваистские).
Основой шактизма, который существует и поныне в качестве одного из четырех главных направлений индуизма, является поклонение Шакти или Деви – изначальной основе мироздания в виде женской энергии. В шактизме немало направлений и его культовые практики разнообразны: от храмовых поклонений Богине-Матери до сложных мистических практик (в т.ч. оргиастические ритуалы и различные виды Тантры).
Само помещение пещеры и ее внутренние барельефы сохранились на удивление хорошо: течением времени были разрушены только две наружные колонны справа и слева от крыльца и одна внутренняя колонна позади них (на фото – результат реставрации).
Внутренняя планировка Пещеры N 14 достаточно традиционна и ни чем не отличается от некоторых буддистских храмов этого же периода.
Прямоугольное помещение (общая глубина – 26 м, ширина – 16.5 м и высота – 4.5 м) включает в себя три части: мандапу (вестибюль перед святилищем внутри квадратной колоннадой), гарбагриху (помещение со священным образом – мурти) и круговой коридор-обход (прадакшина-патха, pradakshina-patha) между колоннами и стенами и вокруг гарбагрихи.
Пещера N 14 знаменита хорошо сохранившимися барельефами, которые к тому же по причине открытого фасада и высокого потолка неплохо освещены.
Всего в на боковых стенах пещеры расположено одиннадцать композиций: пять – на левой (северной) стене напротив колоннады, пять – на правой (южной) стене (так же напротив колоннады) и одна в правой (южной) части коридора вокруг гарбагрихи.
Левые барельефы (кроме N 1) относятся к вишнуитской традиции:
(1) Дурга или Бхавани (гневная форма Парвати).
(2) Лакшми в окружении слонов (Гаджа-Лакшми, Gaja-Lakshmi).
(3) Вараха (третья аватара Вишну в образе вепря).
(4) Вишну в форме Вайкунтханатха (Vaikunthanatha) – владыки райской обители.
(5) Вишну и Лакшми.
Правые барельефы представляют образы и сюжеты шиваизма:
(6) Дурга убивает демона Махишу (Дурга в форме Mahishasuramardini).
(7) Шива и Парвати играют в чаупар (сhaupar).
Чаупар – игра с крестообразной доской и костями подобная современной игре пачиси (двадцать пять) и ее разновидностям: лудо, парчиси, патоли и русской игре с непечатным названием “м..шка”.
(8) Шива Натараджа (Танцующий Шива).
(9) Асур (демон) Равана сотрясает гору Кайлаша.
(10) Шива Бхайрава (Шива разрушаюший и вселяющий ужас).
***
Чуть дальше барельефа N 10, уже в коридоре гарбагрихи, находится групповая композиция «Семь богинь-матерей» (Saptamatrikas), относящаяся непосредственно к шактизму.
Практически такие же изображения встречаются и в поздних буддистских храмах этого же периода, что является одним из многих подтверждений связи ранней ваджраяны с индийским тантризмом.
На рисунке ниже (прорисовка данного барельефа из Бёрджеса) по центру изображены Saptamatrikas, слева от которых находится фигура Шивы, а справа – его слоноголового сына Ганеши. Справа от Ганеши расположена фигура скелета со скорпионом на груди, которая является изображением Шивы в одной из самых грозных и ужасных ипостасей: Атириктанга Бхайрава (Atiriktanga Bhairava).
Группа Saptamatrikas включает в себя семь «гневных» богинь, шесть из которых являются женами известных богов индуистского пантеона, а седьмая (Чамунда) представляет собой один из самых грозных и зловещих форм супруги Шивы. Под каждой фигурой богини расположено изображение ее ваханы – ездового животного, которое как правило у нее общее с супругом.
Слева направо изображены (в скобках имя супруга и вахана): Брахмани (Брахма, hamsa – гусь/лебедь), Махешвари (Шива, бык Нанди), Каумари (Сканда, павлин), Вайшнави (Вишну, Гаруда), Варахи (третья аватара Вишну – Вараха, вепрь), Индрани (Индра, слон), Чамунда (вахана – сова/филин).
Гарбагриха Пещеры N 14 представляет собой прямоугольный монолит (см. план), с фасадной (западной) стороны которого высечена сравнительно небольшое помещение для мурти (священного образа). Мурти практически не сохранилась, известно только, что это была женская фигура, вероятно Дурги или Бхавани.
Слева и справа от входного проема в гарбагриху находятся две женские фигуры и два барельефа дварапал (стражников, охраняющих вход в священное сооружение). По краям фасада гарбагрихи расположены барельефы, являющиеся изображениями богинь, олицетворяющих две священные реки Индии: Ганги и Ямуны.
***
Наверное самой очаровательной из всех композиций Пещеры N 14 является расположенный сразу справа от входа барельеф N 6, на котором на самом деле изображена не пастушка с изящной фигурой, к которой ластится теленок (как может показаться на первый взгляд), а воинственная многорукая богиня Дурга, собирающуюся отсечь голову страшному демону Махише в облике огромного черного буйвола.
Небольшие размеры и кроткий вид Махиши-буйвола скульптор постарался компенсировать выдающимися первичными половыми признаками, а вот придать грозный вид принимавшему участие в битве льву (вахане Дурги) не удалось – получилось довольно забавное небольшое лохматое существо с выпученными глазами, выглядывающее из под колена Дурги и без особого азарта грызущее круп Махиши.
Пещера N 15 (Das Аvatara)
Пещера N 15 расположена уровнем выше предыдущих пещер и к ее входу ведет длинная каменная лестница. В связи с тем, что здесь обнаружена одна из немногочисленных в Эллоре настенных надписей, она уверенно датируется серединой 8-го в н.э.
Перед пещерой находится замкнутый с четырех сторон двор с высокими стенами, посреди которого расположена Нандимандапа (Nandimandapa) – павильон с фигурой священного быка Нанди, ваханы (ездового животного) Шивы.
Высеченный вместе с фигурой Нанди из монолита скалы, павильон выполнен в том же стиле Весара (или иначе – Чалукья), что и знаменитый храм Кайлаша. Он имеет один входной проем на стороне обращенной к храму и забранные каменными решетками проемы такого же размера на трех других сторонах.
Первый этаж Пещеры N 15 представляет собой широкий и неглубокий зал с двумя рядами колонн, в задней стене которого высечена неглубокая ниша и четыре небольших помещения. В левом конце первого этажа между первым и вторым рядами колонн расположен вход на лестницу, ведущую на второй этаж.
По сравнению с первым этажом зал второго этажа выглядит просто огромным.
Это почти квадратное (29 м х 33 м), низкое и довольно темное помещение, густо «усеянное» приземистыми квадратными колоннами, выстроенными в семь поперечных рядов по шесть колонн в каждом.
На боковых стенах в простенках между рядами колонн находятся барельефами с традиционными индуистскими тематическими сюжетами.
Главной же достопримечательностью этой пещеры является прекрасно выполненная из камня огромная фигура быка Нанди, обращенная к главному святилищу храма.
По центру задней стены зала высечена широкая и неглубокая ниша и гарбагриха – небольшая камера с установленном в ней шивалингамом (фаллическим образом Шивы) на круглой питхе (основании).
Пещера N 16 (Kailasha temple)
Храм Кайлаша по бюрократической традиции ASI (Археологической службы Индии) именуется всего лишь Пещерой N 16, хотя на самом деле является самым выдающимся и самым огромным целиком высеченным из скалы культовым сооружением не только в Индии, но и во всем мире.
Он датируется второй половиной 8-го в. н.э. – временем правления Кришны I из династии Раштракутра и относится к самым поздним сооружениям Эллоры.
Здание храма (глубина – 50 м, ширина – 33.2 и высота – 36.2 м) расположено на высокой монолитной платформе и находится в огромном замкнутом дворе глубиной 84 м и шириной 47 м. Перепад по высоте скального склона, в котором он вырублен, составляет около 17 м (с 15.3 м до 32.6 м).
В боковых стенах двора на трех уровнях вырублены несколько второстепенных святилищ довольно приличного размера, а также П-образная галерея, охватывающая заднюю стену и примерно половину каждой из боковых стен.
Храм Кайлаша посвящен богу Шиве и построен в распространенном в те времена Центральном Декане стиле Весара (Vesara), который иначе называет Чалукья (Chalukya) по имении династии Чалукья из Бадами – места знаменитого своими пещерными и скальными сооружениями.
К 8-му веку состав и компоновка индуистских культовых сооружений уже сложилась окончательно, поэтому его планировка достаточно традиционна и единственным отклонением от шиваисткой традиции является ориентация главной оси храма на запад, что вызвано особенностями рельефа местности (впрочем так же, как и у всех шиваистских храмов Эллоры).
Основными элементами (строениями) расположенными на главной оси храма являются (см. план):
(1) Гопура (Gopura) – входные ворота в виде павильона с надвратной башней.
(2) Нандимандапа (Nandimandapa) – павильон с расположенной в центре статуей ездового животного Шивы – быка Нанди.
(3) Мукхамандапа (мандапа) (Mukhamandapa) – большой павильон, непосредственно примыкающий к главному святилищу.
(4) Гарбагриха (Garbagriha) – небольшая камера, в котором помещен главный священный образ храма – мурти (в данном случае – шивалингам) и вокруг которого обязательно имеется коридор-обход (прадакшина-патха, pradaksina-patha). В храме Кайлаша вдоль коридора-обхода также расположены небольшие второстепенные святилища.
Над гарбагрихой и коридором-обходом высится ступенчатая башня – вимана, увенчанная куполом – шикхарой.
На фото внизу: вид на гопуру с площадки перед храмом.
На фото внизу: левая (северная) часть двора с колонной и статуей слона (в правом нижнем углу – гопура).
Чтобы попасть в храм, нужно подняться на второй этаж гопуры, а затем пройти через Нандимандапу в мукхамандапу.
На фото внизу: левая (северная) часть двора. Справа – гопура, по центру за колонной – Нандимандапа, слева – вход в мукхамандапу.
На фото внизу: левая (северная) часть двора. В центре – Нандимандапа.
На фото внизу: правая (южная) часть двора с колонной.
На фото внизу: вид на храм Кайлаша со скального обрыва с левой стороны.
На фото внизу: вимана с шикхарой над гарбагрихой. Немного дальше – плоская крыша мукхамандапы с фигурами львов.
На фото внизу: барельеф напротив выхода из гопуры.
Пещеры N 16A-16B
Пещеры N 16A-16B – это два небольших незаконченных индуистских храма, расположенных почти сразу слева (к северу) от Храма Кайлаша.
Они находятся рядом с маловодным в сухой сезон водным потоком, падающим с утеса небольшим водопадом, и вероятно поэтому входы в оба храма украшены изображениями богинь Ганги и Ямуны.
Пещера N 17
Пещера N 17 является первой в группе пещер NN 17-28, расположенных между двумя водными потоками к северу от Храма Кайлаша.
Она является шиваитским храмом, который изрядно пострадал от времени (разрушены входная часть и частично фасад) и был практически полностью завален грунтом и обломками скалы вплоть до конца 19-го века.
Небольшая каменная лестница ведет к входу в полуразрушенный двор храма мимо остатков двух массивных колонн.
Сразу слева в простенке за первым рядом колонн находится прекрасное изображение Ганеши, а на противоположной стене – барельеф с сюжетом Махишамардини (Mahishamardini – Дурга, убивающая демона Махишу).
Внутреннее помещение (ширина – 19.5 м, глубина от входа до задней стены коридора-обхода – 23 м) имеет достаточно традиционную планировку: зал с поперечными рядами колонн (здесь три ряда по четыре колонны) и расположенная в глубине массивная монолитная гарбагриха с небольшой камерой для мурти, вокруг которой высечен коридор-обход.
Храм выглядит довольно интересно и необычно, т.к. целиком выполнен в южно-индийском (дравидском, Dravida) стиле.
Входной проем в гарбагриху обрамлен помпезным резным порталом, слева и справа от которого расположены две огромные фигуры дварапал (стражников).
Пещера N 18
Пещера N 18, как и многие другие пещеры Эллоры, также пострадала от обрушения фронтальной части скалы: от находившегося перед ней двора сохранились только остатки Нандимандапы (Nandimandapa, павильон с фигурой священного быка Нанди – ездового животного Шивы).
Внутреннее помещение этого храма представляет собой простой прямоугольный зал шириной около 20 м, в задней стене которого высечен небольшой вестибюль, отделенный от основного зала колоннадой из двух колонн.
По центру вестибюля расположен входной проем в гарбагриху с шивалингамом, от которого к настоящему времени сохранилось только основание (pitha, питха).
Пещеры N 19 и 19А
Пещера N 19 представляет собой полуразрушенный шивистский храм, в котором уцелела только часть внутреннего помещения (вероятно немногим более половины).
В глубине зала расположена гарбагриха с круговым коридором-обходом, внутри которой сохранился шивалингам.
Рядом с Пещерой N 19 находится небольшая Пещера N 19А (иногда ее называют «ненумерованной пещерой»), которая является небольшим и ничем не примечательным шиваистским храмом. Слева от нее находится хорошо сохранившийся и часто упоминаемый барельеф с изображением бога Куберы.
Над Пещерой N 19 нами была замечена тщедушная коровенка, которая брела вдоль скального обрыва, пощипывая жухлую траву. Получилось так, что мы с ней двигались примерно с одинаковой скоростью, поэтому она сопровождала нас почти до самого водопада, постоянно попадая в кадр у каждой следующей пещеры.
Пещера N 20
Пешера N 20 расположена уровнем выше предыдущих и последующих храмов этой группы пещер.
К площадке перед пещерой ведет каменная лестница, вход которой украшен барельефами с изображением слонов и карликов-ганов.
Пещера N 20 представляет собой небольшой шиваитский храм, на площадке перед которым сохранились остатки постамента, на котором находилась фигура священного быка Нанди.
Внутреннее помещение, отделенное от двора колоннадой из двух колонн, имеет скромные размеры (ширина – 16 м и глубина – 9 м) и состоит по сути только из гарбагрихи (святилища, здесь – с шивалингамом) и коридора-обхода вокруг нее.
Пещера N 21 (Rameswara)
Пещера N 21 (местное название Рамешвара) относится к группе самых известным индуистских пещер Эллоры, и по моему мнению является среди всех них самой «элегантной» (если можно так выразиться в отношении пещерного храма).
Перед прекрасно сохранившимся фасадом пещеры простирается огромный каменный двор, посреди которого на высоком пьедестале с барельефами на всех четырех его сторонах расположена статуя священного быка Нанди, обращенного к входу в храм.
Слева (к северу) от входа в главный храм находится небольшое святилище с изображением Ганеши (слоноголового сына Шивы), которое отделено от пространства двора небольшой колоннадой из двух прямоугольных колонн и двух пилястров.
Пещера N 21 является шиваитским храмом и имеет довольно простую планировку. Сразу за входом находится большой прямоугольный зал (ширина – 21 м, глубина – 7.6 м), отделенного от пространства двора лишь высоким парапетом с колоннадой.
Справа и слева к центральному залу примыкают два небольших помещения, стены которых покрыты барельефами с традиционными индуистскими сюжетами, а в задней стене вырублена огромная по размеру гарбагриха с коридором-обходом, внутри которой находится шивалингам на квадратной питхе (основании).
Фриз, парапет и капители колонн украшены изысканной резьбой в южно-индийском стиле (Дравида, Dravida).
Снаружи к правому и левому концам парапета примыкают две ниши с образами богинь, олицетворяющих священные реки Индии.
Слева находится изображение стоящей на макаре (мифическое животное) богини Ганги в виде прекрасной и немного загадочной женщины, которое по праву считается одной из главных достопримечательностей этой пещеры.
Справа расположен барельеф с менее впечатляющим (и хуже сохранившимся) образом богини Ямуны, стоящей на своей вахане – черепахе.
Боковые консоли капителей колонн выполнены в виде не повторяющихся по внешнему виду фигур прекрасных небесных дев – апсар, стоящих на цветках лотоса под фруктовыми деревьями.
Внутреннее помещение смотрится просто прекрасно, чему в немалой степени способствует хорошее освещение и создающий ощущение пространства высокий (4.7 м) потолок.
Помещения, расположенные в торцах главного зала, не являются святилищам, а несут дидактичское назначение – вся поверхность их стен украшена барельефами с традиционными индуистскими сюжетами.
В правом (южном) помещении кроме традиционных изображений Шивы и Ганеши можно увидеть уже знакомое по пещере N 14 изображение семи Богинь-матерей (Saptamatrikas).
Пещера N 22 (Nilakantha)
Пещера N 22 является шиваистским храмом, поэтому посреди дворика перед ее фасадом находится традиционная для шиваитских святилищ Нандимандапа (Nandimandapa) – павильон со статуей священного быка Нанди.
Павильон Нанди находится немного выше уровня тропы, поэтому во время подъема к дворику взгляду предстает довольно комичная картина: большой белый зад с закрученным хвостиком, выглядывающий из темного проема.
Дворик перед храмом довольно небольшой и расположен метра на полтора ниже самого храма, поэтому в главный зал храма ведет широкая лестница, начинающаяся прямо перед павильоном Нанди.
Довольно большое по размеру (ширина – 13 м, глубина вместе со святилищем – около 20 м) и высокое (3.6 м) внутреннее помещение храм имеет традиционную планировку, но выглядит как-то блекло и ничем особенным не выделяется.
Пещеры N 23-24
Пещерами N 23 называется группа расположенных рядом небольших шиваитских святилищ, когда-то объединенных общим двором.
Пещеры N 24 расположены уровнем выше (над правым краем Пещер N 23) и так же являются небольшими шиваитскими храмами.
Левый храм совсем небольшой и ничем не примечательный, а на неглубокой веранде правого храма слева и справа от входа в гарбагриху (помещение со священным образом) расположены два хорошо сохранившихся барельефа с изображениями Ганеши и Ганги.
Внутри гарбагрихи находился шивалингам, от которого уцелело только круглое основание, а на задней стене высечено прекрасное изображение трехликого Шивы.
Пещера N 25 (Kumbharwada)
Пещера N 25, как и многие другие пещеры Эллоры, значительно пострадала от обрушения фронтальной части скалы.
От довольно большого двора перед верандой храма осталась только широкая платформа и ведущая на нее лестница.
Колоннада веранды была так же полностью разрушена – остались только небольшие «пеньки», по которым можно определить бывшее местонахождение колонн.
Пещера N 26 (Janwasa)
Пещера N 26 является шиваитским храмом и по внутренней планировке полностью идентична Пещере N 21.
В задней стене основного зала высечена не очень большая по размеру гарбагриха с коридором-обходом, отделенная от основного пространства колоннадой из двух колонн и двух пилястров.
Пещера N 27 (Gawalaniche-lena)
Эта незаконченная пещера интересна тем, что является единственным среди пещер Эллоры вишнуитским храмом.
Колоннада веранды (кроме первой колонны) с течением времени была разрушена и то, что мы видим сейчас, является результатом реставрации.
По центру задней стены веранды находится входной проем в главное помещение храма, слева и справа от него расположены по два окна.
На боковых стенах веранды высечены: Вараха – третья аватара Вишну в образе вепря (левая, северная стена) и незаконченный барельеф с изображением Вишну, отдыхающего на змее Шеша (правая, южная стена).
Из барельефов на задней стене веранды самым интересным является изображение тримурти – индуисткой троицы Шива-Брахма-Вишну, при чем в соответствии с вишнуитской традицией Брахма изображен слева, а Вишну – в центре.
Внутреннее помещение храма представляет собой небольшой зал (ширина 16 м, глубина – около 3.5 м) с высеченным в задней стене небольшим святилищем и ни чем особенным не примечательно.