Пещера N 28
Почти сразу за Пещерой N 27 начинается лестница, ведущая вниз к тропинке, по которой, минуя водопад можно пройти к Пещере N 28 (на фото ее видно) и далее подняться к Пещере N 29.
«Можно» – это теоретически, а практически даже в сухой сезон проход оказался загороженным корявой конструкцией из частей строительных лесов и сетки, а для надежности завален колючим кустарником.
Сама по себе Пещера N 28, которая судя по описанием является небольшим полуразрушенным храмом, особого интереса не вызывала, но невозможность пройти к Пещере N 29 короткой и живописной дорогой явилась неприятным сюрпризом.
Пещера N 29 (Dhumar Lena)
Как попасть к Пещере N 29 в обход водопада можно посмотреть на спутниковом снимке: кроме тропинки под водопадом к ней ведет асфальтированная дорога прямо от парковки.
Пещера N 29 (Думар Лена) является одной из главных достопримечательностей Эллоры и написано о ней достаточно много.
Единственно не лишним будет упомянуть, что она входит в группу из трех близких по стилю и времени сооружения огромных подземных шиваитских храмов: Джогешвари, Элефанта и Думар Лена (перечислены в порядке времени сооружения), которые стоят несколько особняком среди других пещерных храмов Индии.
Первые два храма мы в свое время посмотрели подробно и хорошо, поэтому решили не делать лишний крюк (время поджимало) и отложить посещение Пещеры N 29 до лучших времен.
Группа пещер Ганеша-лена (Ganesha-lena) и Йогешвари (Jogeshvari)
Выше водопада вдоль живописного скалистого русла Элаганги (см. план) расположены две группы небольших индуистских пещер: ближе к водопаду – Ганеша-лена, а выше по течению – три пещеры группы Йогешвари.
Джайнские пещеры
Шесть джайнских пещер расположены в полукилометре к северу от Пещеры N 29, особняком от остальных храмов Эллоры.
Это самые поздние по дате создания пещерные сооружения Эллоры – они высекались в течении 9-12 в.в. н.э.
Перед пещерами находится большая асфальтированная парковка, справа от которой расположены Пещеры N 31 и N 31A и узкая каменная лестница, ведущая к находящимся на удалении Пещерам N 30 (Chhota Kailasa) и N 30A, а прямо выстроились в ряд (справа налево) Пещеры N32, N33 и N34.
Пещеры N 30 (Chhota Kailasa) и N 30A
То, что назвается Пещерой N 30 является не совсем законченным сооружением, которое задумывалась как уменьшенная копия (1:4) храма Кайлаша («Chhota Kailasa» означает «Малый Кайлаша»).
Этот храм, как и его «старший брат», находится в углублении, высеченном в скале и расположен примерно в ста пятидесяти-двухстах метрах к юго-востоку от Пещеры N 31, поэтому он, как и находящаяся рядом с ним Пещера N 30А, от парковки перед основной группой храмов не видны.
Пещеры N 31 и N 31A
Пещеры N 31 и N 31A, судя по описаниям, представляют собой два небольших, ничем особенным не примечательных, джайнских храма, поэтому осматривать их я просто поленился.
На фото так же хорошо видна лестница, ведущая к Пещерой N 30 N 30А (в кадре слева).
Пещера N 32 (Indra Sabha)
Джайнизм является одной из древнейших религий Индии и непрерывно существует на территории Индийского субконтинента в течении более чем 2500 лет.
Как и буддизмом, джайнизм происходит из шраманского движения и является традицией, отрицающей авторитет Вед и варны (кастовую систему), а так же провозглашающей собственный путь к освобождению от перерождений.
Джайны, как и все представители дхармических религий (индуизма, буддизма, джайнизма и сикхизма), верят в сансару (бесконечный цикл рождений и смертей), карму (совокупность деяний и мыслей человека, определяющих его очередное перерождение) и возможность нирваны (выхода из сансары).
Джайны, как и буддисты, так же верят, что Дхарма (закон (учение, знание) праведного бытия, соблюдение которого вызывает перерождение в более высоком статусе) циклически ослабевает и исчезает и каждый раз в мир ее приносят просветленные существа – тиртханкары (с санскрита практически дословно переводится как «тот, кто создает брод, переправу»).
Являющиеся в этот мир тиртханкары создают непрерывность и преемственность джайнской традиции и всего их до нашего времени согласно канону джайнизма существовало 24.
Первым тиртханкаром согласно джайнскому канону был Ришабханатха (Rishabhanatha), именуемый также Адинатха (санскр. – Adinatha: Adi – изначальный, Natha – господь, владыка (в сакральном смысле, типа англ. Lord), а последним, 24-ым – Джина Махавира (Jina Mahavira).
Джина (Победитель) и Махавира (Великий герой) являются титулами ставшего аскетом княжеского сына Вардхаманы – 24-го тиртханкара и основателя джайнизма, который жил в 6 в. до н.э. и был современником и оппонентом Будды Гаутамы и основателя известной школы адживиков Макхали Госалы (см. «Пещеры Барабар»).
В джайнских храмах основными объектами поклонения являются изображения тиртханкаров, обычно представляющие собой аскета сидящего в позе медитации (как правило такие образы расположены внутри святилищ) или ростовую обнаженную фигуру (изображение гениталий считается обязательным).
Кроме них в джайнских храмах можно увидеть многочисленные изображения различных божеств, населяющих в соответствии с джайнской космологией три мира – верхний, средний и нижний. Как и в буддизме, в джайнизме такие божества в отличии от тиртханкаров (и будд) так же, как и люди, вовлечены в сансару (бесконечный цикл перерождений), хотя длительность их жизни намного больше, чем у людей.
Из всего многообразия божеств для верующих самыми важными являются «спутники» тиртханкаров – 24 пары якшей (Yaksha) и якшинь (Yakshini), которые являются одним из видов божеств среднего мира (где живут в т.ч. и люди).
Эти якши и якшини наделены сверхъестественными способностями самими тиртханкарами для того, чтобы они могли защищать верующих и помогать им на пути совершенствования.
Каждая такая пара «сопровождает» определенного тиртханкара и как правило изображается при входе в посвященное ему святилище или храм.
***
Пещера N 32 является одной из главных достопримечательностей Эллоры и представляет собой находящийся в скальной нише джайнский храм, состоящий из закрытого дворика и около десятка святилищ, расположенных на двух уровнях по трем его сторонам.
Храм выполнен в традиционном для Центрального Декана тех времен стиле, который сочетает особенности северного (Нагара, Nagara) и южного (Дравидский, Dravida) и называется Весара (Vesara) или Чалукья (Chalukya) – по имени династии Чалукьев из Бадами.
Закрепившееся за пещерой местное название Indra Sabha (Пещера Индры) является своего рода историческим казусом, связанным с тем, что довольно долго знаменитые фигуры джайнских якши и якшини на втором этаже центрального храма идентифицировались как бог Индра и его супруга Индрани (в заблуждение вероятно ввел слон – вахана (ездовое животное) Индры).
Пещера N 32 в целом является храмом посвященным Джине Махавире, образы которого находятся как в гарбагрихах двух главных святилищ на первом (7) и втором (14) этажах, так и во второстепенных святилищах.
Одной из интересных особенностей Пещеры N 32 является возможность перейти с ее второго этажа на второй этаж находящейся по соседству Пещеры N 33 по по узкому переходу, вход в который (на плане – 15) расположен в левом углу юго-западного святилища (на плане – 11).
(1) Гопура (2) Колонна (3) Фигура слона (4) Центральный павильон с чаумукхой (chaumukha) (5) Левый (западный) храм первого этажа (6) Лестница на второй этаж (7) Гарбагриха с образом Махавиры |
(8) Якша Маданга (9) Якшини Сиддхайика (10) Выход с лестницы (11) Западный храм второго этажа (12) Восточный храм второго этажа (13) Постамент разрушенной чаумукхи (14) Гарбагриха с образом Махавиры (15) Переход на второй этаж Пещеры N 33 |
***
Вход во двор храма выполнен в виде гопуры (1) – ворот с надвратной башней (см. на фото выше).
Посередине двора находится небольшое святилище в виде павильона (4), слева от которого расположена колонна (2) высотой 8.5 м (восстановлена во время реставрации из отдельных частей, найденных во дворе ), а справа – прекрасная фигура слона (3), держащего хоботом манговую ветвь.
Высеченное из единого монолита павильон-святилище (4) расположено по центру двора и находится на высоком (около 2 м) ступенчатом цоколе. Оно имеет четыре входных проема с небольшими портиками, но только к двум из них (северному и южному) ведут каменные лестницы.
Внутри святилища находится чаумукха (chaumukha) – квадратная в плане стела, на каждой из четырех сторон которой высечены изображения сидящих в позе медитации тиртханкаров, обращенных лицами к четырем главным сторонам света: 1-го – Ришабханатхи (Rishabhanatha), 22-го – Неминатхи (Neminatha), 23-го – Паршванатхи (Parhsvanatha) и последнего, 24-го – Махавиры (Mahavira).
Распознать их можно по соответствующим каждому из тиртханкаров священному животному, изображения которых высечены ниже образов: лев – Махавира, кобра – Паршванатха и т.д.
На потолке соосно с центром чаумукхи расположен медальон в виде распустившегося цветка лотоса.
Главному святилищу первого этажа предшествует веранда с прекрасным резным карнизом, имитирующем деревянную конструкцию. На левой (западной) боковой стене веранды находится вход в небольшое второстепенное святилище, а в правой (восточной) части – также святилище, но меньшего размера и вход на лестницу, ведущую на второй этаж.
Главное святилище первого этажа выглядит сумрачно и довольно аскетично, т.к. его сооружение по каким-то причинам не было закончено.
Основной объем незаконченных работ приходится на коридоры и ниши боковых стен: здесь пространство зала за колоннами представляет собой череду разнородных по глубине и степени обработки выемок в скальной породе.
В высеченной в задней стене зала гарбагрихе находится образ Махавиры, сидящего в позе медитации на львином троне.
Лестница, ведущая на второй этаж оканчивается на украшенной разнообразной каменной резьбой красивой и светлой веранде.
На ее боковых стенах расположены две очень известные скульптуры, описание и изображение которых присутствуют практически в любом источнике по Эллоре.
Это якша (божество мужского рода) Маданга (Madanga) (8) и якшини (или якши, божество женского рода) Сиддхайика (Siddhayika) (9) – «спутники» 24-го тиртханкара Махавиры, которые защищают последователей Дхармы (Учения) и помогают верующим на их пути совершенствования (сами тиртханкары этим не занимаются, их предназначение – передавать людям Дхарму).
Изображения этой пары можно увидеть рядом с изображениями Махавиры еще в нескольких местах этой пещеры и соседней Пещеры N 32, но они не такого размера и конечно не такой великолепной работы.
Высеченная на правой (восточной) стене Сиддхайика (Siddhayika) изображена сидящей на льве в позе лалита-асана (правая опущенная нога опирается на лотос) в окружении свиты под манговым деревом. Ее частично разрушенную корону венчает миниатюрная фигурка Махавиры в позе медитации.
Находящийся напротив Маданга так же сидит в лалита-асане под деревом, но на лежащем на земле слоне, который держит в хоботе что-то похожее на цветок. В его короне так же можно рассмотреть миниатюрное изображение Махавиры.
В 1874 во время своего первого путешествия в Индию Эллору посетил выдающийся русский живописец Василий Васильевич Верещагин, в результате чего его индийская коллекция этюдов пополнилась изображением статуи Маданги. Эту скульптуру до начала 20-го века считали изображением Индры (в основном из-за слона), а у Верещагина она фигурирует под названием «Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре».
Главный зал второго этажа в отличии от первого был полностью закончен и украшен множеством каменных скульптур (главным образом тиртханкаров и их окружения), расположенных в нишах вдоль северной, восточной и западной стен. Его планировка является достаточно традиционной и не отличается от подобных буддистских и индуистских сооружений (см. план): веранда, главный зал с квадратной колоннадой по центру, которая отделяет центральное пространство (мандапу) от коридора-обхода вдоль стен, и главное святилище высеченное в задней стене напротив входа.
Небольшая по размеру гарбагриха (14), в которой находится образ Махавиры, сидящего на львином троне в позе медитации, находится в северной стене прямо напротив входа.
Все скульптуры достаточно хорошо сохранились, единственной утратой является находившаяся посередине зала под лотосовым медальоном чаумукха (chaumukha) (см. выше.), от которой остался только ступенчатый постамент (13).
В юго-восточном и юго-западном углах главного зала (за Сиддхайикой и Матангой) расположены входы в второстепенные святилища (11) и (12), входные веранды (вернее сказать «балконы») которых можно видеть снаружи на восточной и западной стенах двора.
Слева от гарбагрихи (в юго-западном углу) святилища (11) находится входной проем прохода на второй этаж соседней Пещеры N 33 (15).
Пещера N 33 (Jagannatha Sabha)
Обращенная фасадом на юг Пещера N 33 является двухэтажным храмом, посвященным (как и Пещера N 32) 24-ому джайнскому тиртханкару Махавире (Mahavira), изображения которого находятся в центральных святилищах первого и второго этажей.
Наверняка эта пещера, как и находящаяся справа Пещера N 32, имела закрытый двор и возможно какие-нибудь сооружения внутри него, но до настоящего времени практически никаких следов от всего это сохранилось.
Первый этаж интересен тем, что святилища расположены на разных уровнях и есть неприметный переход из одного в другое.
Второй же этаж, как мне показалось, создавался как некое подражание соседней Пещере N 32 (есть даже фигуры Сиддхайики и Матанги на веранде), но получилось все как-то не очень выразительно.
Пещера N 34
Пещера N 34, расположенная слева от Пещеры N 33, считается самым поздним из джайнских храмов Эллоры и является небольшим и ничем особо не примечательным храмом с традиционными изображениями тиртханкаров и их окружения.
—