·······································

2.7. Заключение: движущие силы раннего средневековья

Дэвидсон Р. М. «Индийский эзотерический буддизм: социальная история тантрического движения»
<< К оглавлению
Следующий раздел >>

Череда событий, последовавших за падением династий Гуптов и Вакатаков, способствовала возникновению новой культуры военного авантюризма, которая со временем стала основным ориентиром для других аспектов развития индийского общества. Вопреки возникшему политическому хаосу, этот период был весьма богат на специфические типы учреждений и внутриструктурных систем, ориентированных на децентрализацию и региональность. Многие из этих учреждений и систем возникли как реакция на проблемы с безопасностью жителей крупных столичных центров, которые лишались своего населения из-за растущего числа региональных образований, чья значимость росла благодаря притоку новых талантов и расчистке племенных земель для нужд сельского хозяйства. О новой политической и военной идеологии вселенского завоевателя свидетельствует использование, присвоение и распространение культуры через посредство монарших дворов, а также упадок альтернативных систем культурной поддержки. Кроме того, в этот период наблюдалось ослабление поддержки правителями некоторых ранее сильных систем (ведический ритуализм, буддизм), но с другой стороны произошел значительный рост количества изысканных храмов и развитие региональных направлений искусств. Мы видим слияние школ поэзии и тонкое понимание санскрита и пракрита, а также  развитие литературных идей и стандартов критики. В результате этого поэты не только стали главным звеном в механизме царской пропаганды, но и смогли привести региональную эстетику в соответствие с высокой санскритской культурой.

Переоценка региональной идентичности привела к обожествлению царей и их новых наследственных линий, что способствовало возникновению дискурса о божественной власти. В конечном счете, все это привело к феодализации божественности, так что боги стали правителями, тогда как монархи стали богами. Возведение новых религиозных сооружений не только поддерживало претензии на царствование кланов с невнятной или даже сомнительной родословной, но и стимулировало появление и развитие региональных стилей искусства и архитектуры, а также повышало значимость местных богов. Эти новые храмы стали местами царских самопрезентаций и хранилищем эпиграфических надписей, содержащих заявления о благочестии и силе монаршей власти. Именно в такой обстановке быстро меняющихся феодальных союзов и бурно развивающихся религиозных структур великим буддистским монастырям и объединениям мирян пришлось принимать вызовы этого нового мира.

 
Следующий раздел >>
Web Analytics