·······································

4.4 Дом останков

<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» Следующий раздел>>

 

В раннее средневековье в границах некоторых монастырей кроме ступы появляется и другой, специальный тип сооружений для хранения мощей Будды, его учеников, а позднее также и царей – дхату-гхара, «дом останков».

Первый дом останков был, согласно хроникам, сооружен при царе Махасене в Абхаягиривихаре, затем их строили Аггабодхи IV, Удая I, Гаджабаху II, Парак-камабаху I (88).

На Цейлоне встречается особый вид дома останков – так называемый круглый дом останков (ватта-дхату-гхара или вата-да-ге). Подобное сооружение было найдено три раскопках, в Полоннаруве (89). Двухэтажный круглый дом останков был сооружен царем Готхабхаей в вихаре Хаттхаванагалла в память царя Сирисангхабодхи (90).

Почитание мощей у буддистов началось еще до н. э. Появление дома останков, в котором хранились мощи и совершались церемонии поклонения им (иными словами, рост культа мощей), связано с усилением махаянистского влияния (91).

————————————————————————————————-

(88) Mhv., XXXVII.15; Clv., XLVI.29; LXVIII.28; LXXVIII.80, 85- 86; LXXIX.78.

(89) S. Paranavitana, Archaeological Summary, стр. 166; Clv., LXXVIII.41. Подробное описание вата-да-ге см. ASC (AR), 1901, стр. 2; 1903, стр. 13-14, 18-20; 1904, стр. 2, 5; 1909, стр. 12. Самый замечательный с точки зрения архитектуры из дошедших до нас круглых домов останков подробно описан в тех же археологических отчетах за 1903 г. (стр. 21-26, 32) и 1904 г. (стр. 5-6, табл. VIII- XV).

(90) W. Gеigеr, Culture of Ceylon…, стр. 190.

(91) Культ мощей (костей, волос и т. д.) появляется в первобытных обществах на ранних стадиях развития (см. об этом Л. Штернберг, Первобытная религия…, стр. 297-307).

————————————————————————————————-

Буддисты признают два вида мощей: саририка-дхату, «телесные мощи», т. е. останки тела, сожженного на погребальном костре, и парибхогика-дхату «реликвии личного употребления», т. е. предметы или части предметов, бывшие в употреблении умершего (92).

На Цейлоне чтили мощи не только Будды, но и некоторых ученых тхер древности. Так, мощи Махинды были заключены в четию, воздвигнутую на месте сожжения его тела (93).

Мощи (зуб) великого тхеры Махакассапы, председательствовавшего на первом буддийском соборе (который, согласно традиции, состоялся вскоре после смерти Будды), хранились в вихаре Бхиматиттха (Бентота) и почитались Параккамабаху II, устроившим в их честь специальные празднества (94).

Мощи хранились в особых шкатулках, иногда в нескольких (одна вкладывалась в другую и т. д.). Царь Виравиккама повелел сделать 140 шкатулок для различных мощей. Шкатулки обычно делались из золота или хрусталя и украшались драгоценными камнями – бриллиантами, топазами, сапфирами небывалой красоты и величины (95).

Мощам приписывались различные чудесные свойства. Особенно много рассказов о таких чудесах в Махавамсе, встречаются они и в Чулавамсе (96).

Согласно верованиям, чудесные свойства мощей служили защитой государства и народа от всякого рода бедствий.

————————————————————————————————————————-

(92) Mhv., XVII.12; Clv., LXXXII.34; XCIX.58.

(93) Mhv., ХХ.44.

(94) Clv., LXXXV.80 и след.

(95) Mhv., XXXI.75, 77; Clv., XCI.18; XCII.14; XCVII.7, 53, XCVIII. 94; С. 13 и след.

(96) Mhv., XVII.25 и след.; XXXI.97-99; Clv., XLIII.54; LXXXII.4I и след. См. также И. П. Минаев, Очерки…, стр. 56-57.

————————————————————————————————————————-

Наиболее чтимые мощи перечислены в Чулавамсе (XIII в.) (97). Это волосы (кеса-дхату), ключица (аккхака-дхату), шейный позвонок (гиваттхи), зуб (датха-дхату), горшок для сбора подаяний (пата-дхату). Кроме них было множество других менее знаменитых мощей в разных вихарах острова.

Реликвия волоса была привезена на Цейлон в начале VI в. н. э. при царе Моггаллане I саманерой Силакалой. Царь заключил мощи в хрустальную шкатулку и поместил их в прекрасном храме. Хроники рассказывают о празднествах в честь реликвии волоса (98).

Согласно легенде, кость правой ключицы Будды некогда была собственностью Индры. Ее получил от него саманера Сумана, который привез кость вместе с другими мощами на Цейлон, где она была помещена в Тхупарама-дагабу. Во время реставрации дагабы реликвия была временно перенесена в Лохапасаду, а затем возвращена на прежнее место (99)

Шейный позвонок, гласит древняя легенда, был найден Сарабху, учеником Сарипутты, в погребальном костре Будды. Сарабху привез реликвию на Цейлон, где она была заключена в ступу Махиянгана (100).

В поздних главах хроник нет никаких упоминаний об этих трех реликвиях.

Самой важной и самой почитаемой на Цейлоне считается реликвия, называемая зубом Будды.

В смутные периоды сингальской истории, когда иноземцы овладевали троном государства, они прежде всего стремились заполучить в свое распоряжение зуб Будды, ибо считалось, что править страной можно, только владея этой реликвией.

Датхавамса рассказывает, что, еще до того, как зуб был привезен на Цейлон, в Индии разгорелась вокруг него яростная борьба между несколькими принцами царствующего дома (101). Свод законов, составленный при англичанах на основе изустно существовавших законов обычного права, гласит: «Реликвия зуба принадлежит царю и обитателям Цейлона» (102).

Как сообщает Махавамса, зуб был привезен из Индии при царе Сиримегхаванне (371 г. н. э.), который поместил его в здании, выстроенном еще в III в. до н. э. и называвшемся Дхаммачакка. Тот же царь, говорит хроника, учредил празднество в честь этих мощей, во время которого торжественная процессия несла зуб в монастырь Абхаягири (103).

————————————————————————————————————————-

(97) Clv., I.XIV.30.

(98) Clv., XXXIX.49; XLIV.45; L.71; LIV.41.

(99) Mhv., XVI1.20 и след; Clv., XLII.51 и след.

(100) Mhv., 1.37 и след.; ХХ.19.

(101) Dath., II-IV.

(102) Niti-nighanduva, стр. 12.

(103) Mhv., XXXVII.92 и след.

————————————————————————————————————————-

Легенда, которую рассказывает Фа Сянь, гласит, что, когда зуб был привезен в Анурадхапуру, царь не мог решить, куда его поместить, и собрал на совет монахов из всех монастырей.

Монахи стали наперебой восхвалять свои монастыри и предлагать их как хранилище святых мощей. Царь, выслушав всех, не принял ни одного из предложений, но и не отверг их. Он решил, что святые мощи сами выберут себе место.

Город и все городские дороги были торжественно украшены, жители в праздничных одеждах, с цветами и зонтами вышли на улицу. Святые мощи поставили на колесницу, запряженную белыми конями. Кони, никем не сдерживаемые и неуправляемые, двинулись в путь. Праздничная толпа с криками и барабанным боем, усыпая улицы цветами и принося мощам богатые жертвы, двинулась следом. Город уподобился бушующему океану. Там, где остановились лошади, и был построен древний Храм зуба.

Фа Сянь, видевший этот храм, говорит, что он был выстроен в самой столице (104). Сюань Цзан добавляет, что храм стоял возле царского дворца, был украшен различными драгоценностями, венчал его шпиль с драгоценным рубином. Царь, пишет Сюань Цзан, три раза в день омывал святой зуб, орошал его благовонной водой и возжигал перед ним благовония (105).

Дома останков для зуба назывались «датхадхату-гхара» (106).

Несомненно, что культ зуба был связан с монастырем Абхаягири и носил махаянистский характер.

Многие сингальские цари устраивали грандиозные празднества в честь зуба. После вторжения, на остров чолов царь Виджаябаху I в конце XI в. увез драгоценную реликвию в Полоннаруву, где поместил ее в специально построенном прекрасном Храме зуба и учредил в его честь постоянный праздник (107).

————————————————————————————————————————-

(104) Fа-hsiеn, A Record…, стр. 104.

(105) Нiuеn Тsiаng, Buddhist Records…, стр. 248.

(106) Mhv., XXXVIII.8.

(107) Clv., XXXVIII.70; XLII.33; XLIV.45; LI.22; LIV.5; LX.16. См. также S. Paranavitana, Mahayanism in Ceylon, 1928.

————————————————————————————————————————-

В XII в. реликвия зуба, которую сингальские цари всегда держали в непосредственной близости от своего дворца, получает символическое значение защитника государства и народа (палладиума).

В случае опасности зуб (и связанный с ним постоянно горшок для сбора подаяний, согласно традиции, принадлежавший Будде при жизни) немедленно увозился в безопасное место.

Считалось совершенно необходимым защищать его от врагов, и ни один правитель не отваживался рискнуть потерять палладиум. Узурпаторы в свою очередь постоянно стремились овладеть реликвией.

В результате многочисленных перемещений в XVI в. царем Виравиккамой был сооружен Храм зуба в Канди; с этого момента, не считая небольших перерывов, Канди стал постоянным местопребыванием зуба. Последние главы хроники описывают почитание зуба в самых возвышенных и пышных выражениях, сингальские цари соревнуются друг с другом в организации роскошных празднеств и церемоний (108).

До настоящего времени в Храме зуба сохраняются древние особенности ритуала, центром которого некогда был царь (109).

Различные церемонии в этом ритуале исполняются представителями соответствующих каст, получающих за это определенные земельные наделы (110). Структура этого ритуала продолжает традиции, восходящие к раннему периоду цейлонского буддизма.

————————————————————————————————————————-

(108) Mhv., XX. 13; Civ., LXI.61; LXX.266, 310; LXXIV.84, 88, 103, 126 198, 210; LXXXI.17, 26, 37, 77; LXXXII.6 и след.; LXXXV.90 и след., III; LXXXIX.13 и след.; ХС.5, 46, 51—55, 66, 72, 77; XCI.17; XCII.9; XCIV.11 и след; XCV.10 и след.; XCVII.4, 25, 36, 52; XCVIII. 25_64 94.

(109) А. М. Ноcart, Temple of the Tooth…, стр. 3, 18, 21; его же, Caste, стр. 26. Ср. также выше, стр. 91, сн. 38, о термине rala.

(110) А. М. Носаrt, Temple of the Tooth…, Ch. 3; eго жe, Kings and Councillors, стр. 77; его же, Caste, стр. 15, 25, 26; В. Ryan, Caste in Modern Ceylon, стр. 56—57, 117.

————————————————————————————————————————-

 

<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» Следующий раздел>>
Web Analytics