·······································

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku cave temples)

shus 2011

Шаньси(Shanxi)

<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
Общая информация

Комплекс буддистских пещер  Юньган  (Yungang Shiku) находится 16 км к западу от китайского города Датун, провинция Шаньси.

Все пещеры – рукотворные, высечены в сплошном скальном обрыве к югу от горы Учжоу (Wuzhou).

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Горная порода – характерный для этих мест желтовато-сероватый песчаник.

Доступный для посещения обустроенный и отреставрированный участок Юньганя ориентирован с востока на запад (т.е. все пещеры обращены фасадом на юг), имеет протяженность около 1 км и содержит множество разнообразных пещер и ниш, из которых наиболее значимые пронумерованы с 1-ой по 45-ую.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Участок разделен двумя ложбинами на три части: восточную (1-4 пещеры), центральную (5-13 пещеры) и западную (14-45 пещеры).

Начало сооружения пещерного комплекса Юньгань связано с расцветом Пинчена (Pingcheng, нынешний Датон) – столицы империи табгачей (тоба (кит.), одна из ветвей сяньбийцев – кочевого народа, жившего на севере Монголии) в период их наибольшего могущества, когда они объединили под своей властью большую часть северного Китая (включая Ганьсу) в государство, известное под названием Северная Вэй или Тоба Вэй.

Именно присоединение к Тоба Вэй в 439 г.  Гансьу с его значительной буддистской общиной и монастырями (знаменитые пещеры Могао в оазисе Дуньхуан  были построены еще в 353-366 г.г.), а так же контроль над «ганьсуйским корридором» дали главный импульс к распространению буддизма в государстве тоба.

Период сооружения Юньганя датируется 460-524 г.г., хотя наиболее значимые пещеры были высечены в период императорского патронажа с 460 г. по 494 г. до того, как столица государства была перенесена в Лоян, где правителями тоба также был возведен грандиозный пещерный комплекс Лунмэнь (см. «Пещеры Лунмэнь») .

Следует отметить, что в государстве тоба буддизм пережил различные стадии существования: от статуса возвеличивания в ранг государственной религии, до сосуществования с даосизмом и конфуцианством и даже запрета и жестоких гонений, и часто рассматривался правителями тоба как противопоставление даосизму, а особенно конфуцианству ханьских подданных и ханьских чиновников двора.

Но все же главная новаторская идея буддистских иерархов Тоба Вэй, состоявшая в том, что император является «живущим Буддой» и достоин поклонения наравне с ним, постоянно находили отклик в сердцах правителей государства тоба.

Поэтому направление огромных людских и материальных ресурсов на сооружение грандиозных буддистских статуй вчерашними кочевниками императорами тоба, имело вполне «варварские» цели: возвеличивание и обожествление личной императорской власти, для чего статуям будд (и не только в Юньгане) часто придавались портретные черты царственных особ.

В соответствии с историческими периодами пещеры Юньганя делятся на три группы, отличающиеся стилем, архитектурой и иконографией:

  • пещеры раннего периода: с 16 по 20, известные как «Пять пещер Тань Яо» – созданы с 460 по 465 г.г.;
  • пещеры среднего периода: 5 по 13, а так же пещеры 1 и 2 – созданы с 471 по 494 г.г.;
  • пещеры позднего периода: пещеры с 20 и далее на запад, а так же 4, 14 и 15 и ряд маленьких пещер и ниш по всей территории комплекса – созданы с 494 по 524 г.г.

Далее описание пещер приводится в соответствии с их расположением на местности с востока на запад, поэтому описание пещер среднего периода (стр.1) находится перед описанием пещер раннего периода (стр.2).

Пещеры среднего периода ( 471-494 г.г. н.э.)

Пещеры среднего периода значительно отличаются от пещер раннего периода: в их архитектуре и скульптурных образах уже прослеживается ярко выраженное влияние китайского (ханьского) искусства.

Они, как правило, прямоугольные в плане и состоят из двух помещений: вестибюля («веранды») и основного зала. В внутренней композиции подчеркнуто выражена ярусность и иногда имитируется архитектура деревянных строений (своды крыши, окна, балки и пр.).

Потолки сводчатые и, как и стены, украшены множеством ярко раскрашенных малых скульптурных форм, групповых и одиночных.

Для этого периода характерно сооружение пещер с центральной колонной в виде ярусной пагоды вместо статуи главного образа.

Внешний облик многих вспомогательных персонажей буддистского пантеона (апсар, гандхар и пр.). часто отражает быт и обычаи людей той эпохи.

Пещеры N1 и N2

Пещеры N 1 и N 2 расположены на восточном конце Юньганя, откуда и начинается обход всего комплекса.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Они сделаны приблизительно в одно и тоже время и в одном и том же стиле: почти квадратные в плане, с плоским потолком и с центральными колоннами в виде двух- (Пещера N1) и трех- (Пещера N2) -ярусных пагод.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku) Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

Главный образ на задней стене – статуя сидящего со скрещенными ногами Будды Майтреи.

Изображение Будд на стенах сохранилось плохо, но рельефы из джатак на нижней части восточной стены в пещере N1 находятся в приличном состоянии.

Пещера N3

Это самая большая пещера в Юньгане – высота утеса, в котором она сооружена, составляет 25 м.

Ее строительство началось в период династии Северная Вэй, но так и не было закончено.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Фасад пещеры выполнен в виде трехступенчатой террасы с двумя дверными проемами и окнами на первом уровне и с квадратными башенками и окнами на втором.

Над вторым уровнем окон находятся 12 прямоугольных отверстий для балок находившегося внутри деревянного строения монастыря Lingyan Si.

Пещера разделена на переднее помещение в виде коридора с двумя входами и незаконченное заднее помещение.

Пещера огромная (высота потолков наверное около 15-16 м) и практически пустая.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku) Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

В заднем помещении с западной стороны находятся единственные  хорошо сохранившиеся статуи: амидаистская триада в составе огромной десятиметровой фигура Будды Амитабхи, окруженного меньшими статуями Гуаньинь (Авалокитешвары) и Махастхамапрапта.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku) Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

Эти статуи относят к более позднему периоду (точно не датированы, но вероятно Тан (Tang) (618-907 г.г. н.э.), поэтому у Будды уже округлое лицо, китайское одеяние и необычный жест левой руки (такой мудры в традиционном буддизме не было).

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Вся верхняя часть тела статуи Будды усеяна небольшими отверстиями – это гнезда для деревянных колышков, на которые крепилась глиняная штукатурка.

Пещера N 4

Пещера N 4 находится слева от Пещеры N 3.

Хотя она и расположена среди пещер среднего периода, по хронологии она относится к пещерам позднего периода.

Она прямоугольная в плане, с одной дверью и двумя окнами и квадратной колонной с рельефами в центре. Рельефные изображения на колонне и стенах находятся в очень плохом состоянии.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Единственное изображение, которое более или менее хорошо сохранилось – это сидящий Будда. Маленькая смежная пещера украшена резными  барельефами.

Пещера N 5

Пещера N 5 в плане овальная и состоит из переднего и заднего помещений.

Перед пещерой находится четырехэтажный деревянный зал шириной в пять пролетов, построенный правителем династии Цин  Шун Чи (Shun Chih) в 1651 г, наличие которого помогло сохранить пещеру в хорошем состоянии.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

В заднем помещении находится величественная композиция «Будды трех времен» (Trikala Buddhas) – триада из Будд прошлого, настоящего и будущего).

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku) Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

Статуя сидящего по центру у северной стены Будды Гаутамы имеет высоту 17 метров и является самой большой в пещерах Юньганя, а так же одной из самых больших в Китае.

Поверхность статуи была оштукатурена глиной и раскрашена в период династии Тан (Tang) (618-907 г.г. н.э.)..

Справа и слева от Будды Гаутамы – Будда будущего Майтрея и Будда прошлого Прабхутаратна (Prabhutaratna).

Стены пещеры заполнены нишами с разнообразными изображениями.

Пещера N6

Пещера N6 (как впрочем и соседняя N5) считается «звездным часом» в искусстве Юньганя.

Ее так же, как и пещеру N5, защитило от разрушения здание, стоящее перед входом. Пещера в план почти квадратная, в центре находится двухэтажная колонна в виде пагоды высотой около 16 метров. На ее сторонах вырезаны фигуры Будды и каждый из четырех углов ее вершины имеет маленькую резную девятиярусную пагоду, установленную на слоне.

Стены заполнены изображениями Будд, Бохисатв, Лоханов (Архатов), и летящих апасар.

На потолке изображены 33 божества небес Шакры (Индры).

Сцены из Джатак вырезаны на серединных и нижних частях восточных, южных и западных стен, а так же всех на четырех сторонах пагоды-колонны.

Фотографировать внутри запрещено любым способом. Но проблема не в этом (охранник особо не усердствует и без вспышки можно снимать без проблем): помещение очень темное и, как и все другие, тесноватое.

Лишь отдельные места освещены галогеновыми лампами и получается темнота с контрастными пятнами света и тени, так что и смотреть-то не очень интересно, а фотографировать просто не хочется.

Пещера N 7

Пещеры N7 и N 8 – самые ранние  пещеры среднего периода.

Пещера N7 имеет переднее помещение в виде трехъярусного деревянного навеса, образующего фасад, и основное заднее помещение.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

В центре большой ниши на верхнем уровне северной стены – композиция «Будды трех времен» (Trikala Buddhas): Шакьямуни, Майтрея, и Прабхутаратна.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Стены пещеры заполнены разнообразными нишами с фигурами и барельефами. В квадратной нише на южной стене над дверным проемом находятся фигуры шести поклоняющихся Бодхисатв.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku) Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

Потолок является имитацией деревянной структуры и украшен 24 парами летящих апсар в орнаменте из цветущих лотосов.

Пещера N8

Пещера N8 образует пару с пещерой N7 и сооружена примерно в то же время.

Барельефы на всех четырех стенах пещеры в очень плохом состоянии.

Единственное, чем она знаменита – это скульптурной группой над дверным проемом, называемой «шесть красавиц» и уникальной для Юньганя индуистской тематикой барельефов дверного проема.

На западном косяке изображен Шива, а на восточном – многоголовое и многорукое божество, едущее на павлине.

Что это индуистское божество ни у кого сомнений нет, но дальше идентифицируется оно с трудом, т.к. павлин вроде бы вахана Сканды-Картикеи, но прочие атрибуты ему не соответствуют.

Единого мнения у ученых похоже нет: одни называют его Индрой, другие – что-то типа «Вишну на павлине».

Пещеры N 9 и N 10

Обе пещеры состоят из переднего вестибля («веранды») и заднего помещения – основного зала.

Потолки вестибюлей имитируют типичную китайскую крышу тех времен.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Возможен осмотр только переднего помещения пещеры от линии деревянного барьера, который сделан довольно удобно: с «карманами», углубленными во внутренний объем.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Стены и потолок переднего помещения заполнена нишами с раскрашенными изображением будд, барельефами танцующих и музицирующих гандхарв и апсар, а так же растительными узорами.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku) Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

Пещера N10 образует пару с пещерой 9, сооружена в одно и то же с ней время, также имеет переднее и заднее помещения и тоже огорожена барьером.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Пещера N 11

Пещера N 11 имеет название «Пещера Будды Амитабхи» и образует группу с пещерами N12 и N13.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

В центре пещеры установлена квадратная пагода-колонна с нишами и статуями на каждой из четырех сторон верхней и нижних секций.

В южной (обращенной к входу) нижней нише – фигура Будды Амитабхи  с двумя бодхисатвами, над ним – изображение сидящего со скрещенными ногами Будды Майтреи.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku) Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

Достопримечательностью пещеры считаются изящные и очень женственные фигуры бодхисатв слева и справа от Будды Амитабхи.

Пещера очень насыщена различного рода нишами с глиняными скульптурами  и барельефами (всего 337), которые были дополнены в более поздние времена и, как полагают,  практически уничтожили оригинальные изображения.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku) Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

На верхней части южного конца восточной стены есть барельеф с надписью, которая является самой ранней (483 н.э.) из надписей такого большого объема в Юньгане.

Пещера N12

Пещера N12 также имеет переднее и заднее помещения. Ее неофициальное название: «музыкальная пещера».

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Стены переднего помещения имеют ниши со статуями и украшены орнаментами по аркам и карнизам.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Само помещения – это имитация двухъярусного трехпролетного деревянного здания с крышей, окнами и карнизами.

Верхняя часть северной стены украшены изображением 14-ти небесных музыкантов с различными музыкальными инструментами, а над входом изображена группа небесных танцоров.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Изображения музыкантов считаются уникальными и очень значимыми для истории музыки Китая т.к. они очень детально передают состав музыкальной группы, изображения инструментов, манеру исполнения и т.п., характерное для той эпохи.

Пещера N13

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

 

Пещера N13 округлая в плане и имеет купольный свод.

Над входным проемом – барельефы в нишах и окно примерно такого же размера, как входной проем, в которое видно лицо будды и часть потолочного орнамента.

Главным образом пещеры N13 является статуя Будда Майтрея высотой около 15 м в  драгоценными короне, браслетах и ожерелье (похоже снизу его не видно).

Ноги Будды Майтреи опираются на лотосовый торон.

Его правая рука поддерживается снизу стражем, который был установлен в более поздний период.

Вроде бы за стражником находится ваджра (единственное изображение ваджры в Юньгане), но это не точно, хотя какую-то дугу рассмотреть можно.

Часть глиняной штукатурки на теле статуи сохранилась, а часть – отсутствует, поэтому здесь хорошо видно назначение отверстий для деревянных колышков.

Задняя стена сильно повреждена эррозией – сохранилась лишь часть прекрасного орнамента. На боковых стенах расположены ярко раскрашенные барельефы и ниши с буддами и бодхисатвами, в вверхней части – традиционный мотив «тысячи Будд».

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku) Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku) Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

Внутри пещеры над входом на южной стене в большой нише расположены семь фигур стоящих Будд.

Пещеры N14 и N15

Пещеры N14 и N 15, расположенные между пещерами среднего периода, являются самыми крупными сооружениями позднего периоду.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

shus

Пещера  N14 состоит из переднего и заднего помещений. В обеих помещениях статуи и рельефы сильно повреждены эрозией.

Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)) Буддистский пещерный храмовый комплекс Юньган (Yungang Shiku)

Южная стена и потолок обрушились, сохранились лишь рельефы 1000 будд на колонне с восточной стороны.

Две колонны при входе были изготовлены заново в 1994 г в соответствии с их оригинальным видом.

Пещера  N 15 почти квадратная в плане.

Она называется «Пещерой Десяти Тысяч Будд», поскольку  стены  заполнены миниатюрными нишами с 10 000 изображений Будды.

Pages: 1 2

Web Analytics