Пещеры раннего периода
Пещеры с 16 по 20 является пятью самыми ранними пещерами Юньгане, которые были построены под руководством монаха из Ланчжоу Тань Яо (Tan Yao), ставшего главой буддистской общины во времена правления (460-465 г. н.э.) императора Вэнь Чена (Wen Cheng).
Поскольку Тань Яо был выходцем из Ганьсу с ее богатыми буддистскими архитектурными традициями (пещеры Дуньхуана было построены почти на сто лет раньше Юньгана), то неудивительно что ему удалось не только привнести стиль Дуньхуана на свое новое месте работы при дворе Северной Вэй , но так же обогатить и развить его в собственный оригинальный стиль Юньгана.
Утверждают, что пять центральных фигур в пяти пещерах представляют пять императоров Тоба Вэй: правящего и четырех предшествующих и что статуям придавалось портретное сходство с правителями.
Пещера N16
Пещера N 16 образует группу с пещерой N 17
Она является самой ранней по времени сооружения из пяти пещер Tan Yao.
Пещера овальная в плане, в центре ее расположена гигантская статуя Будды Гаутамы, стоящая на лотосовом троне.
Дверь, потолок и окно над дверным проемом разрушены.
На дверном проеме и стенах пещеры – мотив «1 000 Будд».
Стиль пещеры отличается стиля других пещер в Юньгане: эта пещера имеет форму увеличенной ниши, предназначенной для одной центральной статуи.
Пещера N17
Пещеры N17 с овальная в плане (на фото она справа, слева – пещера N18). Уровень пола ниже, чем наружная поверхность земли.
В пещере находится одна самых распространенных композиций раннего китайского буддизма: «Будды трех времен»(Trikala Buddhas) – триада из Будд прошлого, настоящего и будущего, где центральной фигурой в данном случае является Будда Майтрея.
Он высечен на северной стене пещеры, сидящим со скрещенными ногами. Высота статуи – 15.6 м.
![]() |
![]() |
![]() |
В западной и восточной нишах находятся фигуры двух других Будд: Гаутамы и (вероятно) Прабхутаратны .
Пещера N18
Пещера N18 объединяется в группу с пещерами N19 и N20.
Это одна из самых знаменитых пещер Юньганя и своей известностью она обязана гигантской статуе Будды Гаутамы, дружелюбно выглядывающей из огромного верхнего окна над входом в пещеру.
Это наверное самое удивительное изображение лица великого Учителя из тех , которые я видел.
![]() |
![]() |
Пещера N18 так же, как и предыдущие, овальная в плане с купольным потолком. В ней находится традиционная буддистская триада «Будды трех времен» (Trikala Buddhas) во главе с Буддой Гаутамой.
В центре пещеры возвышается 15-тиметровая фигура Будды Гаутамы с обнаженным правым плечом, облаченного в традиционную касая (накидка буддистского монаха), которая украшена изображением тысяч Будд.
С двух сторон от главной статуи на северной стене высечены две фигуры бодхисатв, а на восточной и западной – Будды Прабхутаратны и Будды Майтрейи, с зонтиками над головами.
![]() |
![]() |
![]() |
Выше бодхисатв на северной стене за спиной Будды высечены фигуры его учеников. Выражения их лиц великолепно передают почтение и блаженство от общения с Учителем.
Пещера N19
Пещера N19 представляет собой традиционную композицию «Будды трех времен» («Trikala Buddhas»), но архитектурное решение является уникальным: основная статуя находится в главной пещере, а две остальные – в двух смежных пещерах (фасад западной разрушен и в настоящее время она является просто нишей).
В главной пещере находится изображение Будды Гаутамы, сидящего с скрещенными ногами, и с поднятой в «абхайя мудра» рукой, которая поддерживается небольшой колонной. Подбородок скульптуры разрушен.
Статуя имеет высоту 16.8 метров и является вторым по величине монументом в пещерах Юньганя.
![]() |
![]() |
![]() |
Зрачки глаз статуи в западной смежной пещере (нише) сделаны из темного стекла или стекловидного камня, а уши являются любимой темой всех, кто пишет о Юньгане: в пропорции к телу они считаются самыми большими в Юньгане (некоторые полагаю, что и во всем Китае).
Пещера N20
Композицией пещеры N20 так же является традиционная «Trikala Buddhas» – «Будды трех времен».
Фасадная часть пещеры N 20 разрушена, так же утрачен Будда находившийся с западной стороны от главной фигуры.
На фотографии хорошо видны квадратные отверстия в задней стене – это гнезда для балок фасадного сооружения, когда-то защищавшего вход в пещеру.
Верхняя часть статуи хорошо сохранилась, а нижняя частично разрушена – результат эрозии мягкого песчаника. Плечи составляют две трети высоты сидящей фигуры.
Лица статуй и их одежда сохраняют «центральноазиатский» вид, заимствованный из Дуньхуана.
Открытая ниша с филигранной резьбой по камню и впечатляющей 14-тиметровой фигурой сидящего Будды является великолепным зрелищем, поэтому изображения пещеры N20 по праву являются визитной карточкой Юньганя.
Пещеры позднего периода (494-525 г.г. н.э.)
К западу от пещеры 20 находятся позднейшие маленькие пещеры и ниши, датируемые после 494 г. (к ним так же относятся пещеры 4, 14, 15).
В основном это пещеры небольшого размера, т.к. строились они уже не под императорским патронажем, а силами и средствами местных чиновников и рядовых членов буддистской общины для получения заслуги или в честь умерших членов семьи.
Кроме небольших рельефов Будды (вероятно чаще всего здесь встречается Амитабха, т.к. это было время распространения цзинту (амидаизма) – буддизма Чистой Земли), очень частым мотивом являются пагода и тысяча будд.
![]() |
![]() |
Пещеры тянутся на запад за пределы туристической зоны, но попытка прогуляться по узкой тропинке вдоль утеса пресекается специально посаженным для этого охранником.
***
Видео «Юньган» HD 1280×720