shus 2011
Шаньси(Shanxi)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
Общая информация
Комплекс буддистских пещер Юньган (Yungang Shiku) находится 16 км к западу от китайского города Датун, провинция Шаньси.
Все пещеры – рукотворные, высечены в сплошном скальном обрыве к югу от горы Учжоу (Wuzhou).
Горная порода – характерный для этих мест желтовато-сероватый песчаник.
Доступный для посещения обустроенный и отреставрированный участок Юньганя ориентирован с востока на запад (т.е. все пещеры обращены фасадом на юг), имеет протяженность около 1 км и содержит множество разнообразных пещер и ниш, из которых наиболее значимые пронумерованы с 1-ой по 45-ую.
Участок разделен двумя ложбинами на три части: восточную (1-4 пещеры), центральную (5-13 пещеры) и западную (14-45 пещеры).
Начало сооружения пещерного комплекса Юньгань связано с расцветом Пинчена (Pingcheng, нынешний Датон) – столицы империи табгачей (тоба (кит.), одна из ветвей сяньбийцев – кочевого народа, жившего на севере Монголии) в период их наибольшего могущества, когда они объединили под своей властью большую часть северного Китая (включая Ганьсу) в государство, известное под названием Северная Вэй или Тоба Вэй.
Именно присоединение к Тоба Вэй в 439 г. Гансьу с его значительной буддистской общиной и монастырями (знаменитые пещеры Могао в оазисе Дуньхуан были построены еще в 353-366 г.г.), а так же контроль над «ганьсуйским корридором» дали главный импульс к распространению буддизма в государстве тоба.
Период сооружения Юньганя датируется 460-524 г.г., хотя наиболее значимые пещеры были высечены в период императорского патронажа с 460 г. по 494 г. до того, как столица государства была перенесена в Лоян, где правителями тоба также был возведен грандиозный пещерный комплекс Лунмэнь (см. «Пещеры Лунмэнь») .
Следует отметить, что в государстве тоба буддизм пережил различные стадии существования: от статуса возвеличивания в ранг государственной религии, до сосуществования с даосизмом и конфуцианством и даже запрета и жестоких гонений, и часто рассматривался правителями тоба как противопоставление даосизму, а особенно конфуцианству ханьских подданных и ханьских чиновников двора.
Но все же главная новаторская идея буддистских иерархов Тоба Вэй, состоявшая в том, что император является «живущим Буддой» и достоин поклонения наравне с ним, постоянно находили отклик в сердцах правителей государства тоба.
Поэтому направление огромных людских и материальных ресурсов на сооружение грандиозных буддистских статуй вчерашними кочевниками императорами тоба, имело вполне «варварские» цели: возвеличивание и обожествление личной императорской власти, для чего статуям будд (и не только в Юньгане) часто придавались портретные черты царственных особ.
В соответствии с историческими периодами пещеры Юньганя делятся на три группы, отличающиеся стилем, архитектурой и иконографией:
- пещеры раннего периода: с 16 по 20, известные как «Пять пещер Тань Яо» – созданы с 460 по 465 г.г.;
- пещеры среднего периода: 5 по 13, а так же пещеры 1 и 2 – созданы с 471 по 494 г.г.;
- пещеры позднего периода: пещеры с 20 и далее на запад, а так же 4, 14 и 15 и ряд маленьких пещер и ниш по всей территории комплекса – созданы с 494 по 524 г.г.
Далее описание пещер приводится в соответствии с их расположением на местности с востока на запад, поэтому описание пещер среднего периода (стр.1) находится перед описанием пещер раннего периода (стр.2).
Пещеры среднего периода ( 471-494 г.г. н.э.)
Пещеры среднего периода значительно отличаются от пещер раннего периода: в их архитектуре и скульптурных образах уже прослеживается ярко выраженное влияние китайского (ханьского) искусства.
Они, как правило, прямоугольные в плане и состоят из двух помещений: вестибюля («веранды») и основного зала. В внутренней композиции подчеркнуто выражена ярусность и иногда имитируется архитектура деревянных строений (своды крыши, окна, балки и пр.).
Потолки сводчатые и, как и стены, украшены множеством ярко раскрашенных малых скульптурных форм, групповых и одиночных.
Для этого периода характерно сооружение пещер с центральной колонной в виде ярусной пагоды вместо статуи главного образа.
Внешний облик многих вспомогательных персонажей буддистского пантеона (апсар, гандхар и пр.). часто отражает быт и обычаи людей той эпохи.
Пещеры N1 и N2
Пещеры N 1 и N 2 расположены на восточном конце Юньганя, откуда и начинается обход всего комплекса.
Они сделаны приблизительно в одно и тоже время и в одном и том же стиле: почти квадратные в плане, с плоским потолком и с центральными колоннами в виде двух- (Пещера N1) и трех- (Пещера N2) -ярусных пагод.
Главный образ на задней стене – статуя сидящего со скрещенными ногами Будды Майтреи.
Изображение Будд на стенах сохранилось плохо, но рельефы из джатак на нижней части восточной стены в пещере N1 находятся в приличном состоянии.
Пещера N3
Это самая большая пещера в Юньгане – высота утеса, в котором она сооружена, составляет 25 м.
Ее строительство началось в период династии Северная Вэй, но так и не было закончено.
Фасад пещеры выполнен в виде трехступенчатой террасы с двумя дверными проемами и окнами на первом уровне и с квадратными башенками и окнами на втором.
Над вторым уровнем окон находятся 12 прямоугольных отверстий для балок находившегося внутри деревянного строения монастыря Lingyan Si.
Пещера разделена на переднее помещение в виде коридора с двумя входами и незаконченное заднее помещение.
Пещера огромная (высота потолков наверное около 15-16 м) и практически пустая.
В заднем помещении с западной стороны находятся единственные хорошо сохранившиеся статуи: амидаистская триада в составе огромной десятиметровой фигура Будды Амитабхи, окруженного меньшими статуями Гуаньинь (Авалокитешвары) и Махастхамапрапта.
Эти статуи относят к более позднему периоду (точно не датированы, но вероятно Тан (Tang) (618-907 г.г. н.э.), поэтому у Будды уже округлое лицо, китайское одеяние и необычный жест левой руки (такой мудры в традиционном буддизме не было).
Вся верхняя часть тела статуи Будды усеяна небольшими отверстиями – это гнезда для деревянных колышков, на которые крепилась глиняная штукатурка.
Пещера N 4
Пещера N 4 находится слева от Пещеры N 3.
Хотя она и расположена среди пещер среднего периода, по хронологии она относится к пещерам позднего периода.
Она прямоугольная в плане, с одной дверью и двумя окнами и квадратной колонной с рельефами в центре. Рельефные изображения на колонне и стенах находятся в очень плохом состоянии.
Единственное изображение, которое более или менее хорошо сохранилось – это сидящий Будда. Маленькая смежная пещера украшена резными барельефами.
Пещера N 5
Пещера N 5 в плане овальная и состоит из переднего и заднего помещений.
Перед пещерой находится четырехэтажный деревянный зал шириной в пять пролетов, построенный правителем династии Цин Шун Чи (Shun Chih) в 1651 г, наличие которого помогло сохранить пещеру в хорошем состоянии.
В заднем помещении находится величественная композиция «Будды трех времен» (Trikala Buddhas) – триада из Будд прошлого, настоящего и будущего).
Статуя сидящего по центру у северной стены Будды Гаутамы имеет высоту 17 метров и является самой большой в пещерах Юньганя, а так же одной из самых больших в Китае.
Поверхность статуи была оштукатурена глиной и раскрашена в период династии Тан (Tang) (618-907 г.г. н.э.)..
Справа и слева от Будды Гаутамы – Будда будущего Майтрея и Будда прошлого Прабхутаратна (Prabhutaratna).
Стены пещеры заполнены нишами с разнообразными изображениями.
Пещера N6
Пещера N6 (как впрочем и соседняя N5) считается «звездным часом» в искусстве Юньганя.
Ее так же, как и пещеру N5, защитило от разрушения здание, стоящее перед входом. Пещера в план почти квадратная, в центре находится двухэтажная колонна в виде пагоды высотой около 16 метров. На ее сторонах вырезаны фигуры Будды и каждый из четырех углов ее вершины имеет маленькую резную девятиярусную пагоду, установленную на слоне.
Стены заполнены изображениями Будд, Бохисатв, Лоханов (Архатов), и летящих апасар.
На потолке изображены 33 божества небес Шакры (Индры).
Сцены из Джатак вырезаны на серединных и нижних частях восточных, южных и западных стен, а так же всех на четырех сторонах пагоды-колонны.
Фотографировать внутри запрещено любым способом. Но проблема не в этом (охранник особо не усердствует и без вспышки можно снимать без проблем): помещение очень темное и, как и все другие, тесноватое.
Лишь отдельные места освещены галогеновыми лампами и получается темнота с контрастными пятнами света и тени, так что и смотреть-то не очень интересно, а фотографировать просто не хочется.
Пещера N 7
Пещеры N7 и N 8 – самые ранние пещеры среднего периода.
Пещера N7 имеет переднее помещение в виде трехъярусного деревянного навеса, образующего фасад, и основное заднее помещение.
В центре большой ниши на верхнем уровне северной стены – композиция «Будды трех времен» (Trikala Buddhas): Шакьямуни, Майтрея, и Прабхутаратна.
Стены пещеры заполнены разнообразными нишами с фигурами и барельефами. В квадратной нише на южной стене над дверным проемом находятся фигуры шести поклоняющихся Бодхисатв.
Потолок является имитацией деревянной структуры и украшен 24 парами летящих апсар в орнаменте из цветущих лотосов.
Пещера N8
Пещера N8 образует пару с пещерой N7 и сооружена примерно в то же время.
Барельефы на всех четырех стенах пещеры в очень плохом состоянии.
Единственное, чем она знаменита – это скульптурной группой над дверным проемом, называемой «шесть красавиц» и уникальной для Юньганя индуистской тематикой барельефов дверного проема.
На западном косяке изображен Шива, а на восточном – многоголовое и многорукое божество, едущее на павлине.
Что это индуистское божество ни у кого сомнений нет, но дальше идентифицируется оно с трудом, т.к. павлин вроде бы вахана Сканды-Картикеи, но прочие атрибуты ему не соответствуют.
Единого мнения у ученых похоже нет: одни называют его Индрой, другие – что-то типа «Вишну на павлине».
Пещеры N 9 и N 10
Обе пещеры состоят из переднего вестибля («веранды») и заднего помещения – основного зала.
Потолки вестибюлей имитируют типичную китайскую крышу тех времен.
Возможен осмотр только переднего помещения пещеры от линии деревянного барьера, который сделан довольно удобно: с «карманами», углубленными во внутренний объем.
Стены и потолок переднего помещения заполнена нишами с раскрашенными изображением будд, барельефами танцующих и музицирующих гандхарв и апсар, а так же растительными узорами.
Пещера N10 образует пару с пещерой 9, сооружена в одно и то же с ней время, также имеет переднее и заднее помещения и тоже огорожена барьером.
Пещера N 11
Пещера N 11 имеет название «Пещера Будды Амитабхи» и образует группу с пещерами N12 и N13.
В центре пещеры установлена квадратная пагода-колонна с нишами и статуями на каждой из четырех сторон верхней и нижних секций.
В южной (обращенной к входу) нижней нише – фигура Будды Амитабхи с двумя бодхисатвами, над ним – изображение сидящего со скрещенными ногами Будды Майтреи.
Достопримечательностью пещеры считаются изящные и очень женственные фигуры бодхисатв слева и справа от Будды Амитабхи.
Пещера очень насыщена различного рода нишами с глиняными скульптурами и барельефами (всего 337), которые были дополнены в более поздние времена и, как полагают, практически уничтожили оригинальные изображения.
На верхней части южного конца восточной стены есть барельеф с надписью, которая является самой ранней (483 н.э.) из надписей такого большого объема в Юньгане.
Пещера N12
Пещера N12 также имеет переднее и заднее помещения. Ее неофициальное название: «музыкальная пещера».
Стены переднего помещения имеют ниши со статуями и украшены орнаментами по аркам и карнизам.
Само помещения – это имитация двухъярусного трехпролетного деревянного здания с крышей, окнами и карнизами.
Верхняя часть северной стены украшены изображением 14-ти небесных музыкантов с различными музыкальными инструментами, а над входом изображена группа небесных танцоров.
Изображения музыкантов считаются уникальными и очень значимыми для истории музыки Китая т.к. они очень детально передают состав музыкальной группы, изображения инструментов, манеру исполнения и т.п., характерное для той эпохи.
Пещера N13
Пещера N13 округлая в плане и имеет купольный свод.
Над входным проемом – барельефы в нишах и окно примерно такого же размера, как входной проем, в которое видно лицо будды и часть потолочного орнамента.
Главным образом пещеры N13 является статуя Будда Майтрея высотой около 15 м в драгоценными короне, браслетах и ожерелье (похоже снизу его не видно).
Ноги Будды Майтреи опираются на лотосовый торон.
Его правая рука поддерживается снизу стражем, который был установлен в более поздний период.
Вроде бы за стражником находится ваджра (единственное изображение ваджры в Юньгане), но это не точно, хотя какую-то дугу рассмотреть можно.
Часть глиняной штукатурки на теле статуи сохранилась, а часть – отсутствует, поэтому здесь хорошо видно назначение отверстий для деревянных колышков.
Задняя стена сильно повреждена эррозией – сохранилась лишь часть прекрасного орнамента. На боковых стенах расположены ярко раскрашенные барельефы и ниши с буддами и бодхисатвами, в вверхней части – традиционный мотив «тысячи Будд».
Внутри пещеры над входом на южной стене в большой нише расположены семь фигур стоящих Будд.
Пещеры N14 и N15
Пещеры N14 и N 15, расположенные между пещерами среднего периода, являются самыми крупными сооружениями позднего периоду.
Пещера N14 состоит из переднего и заднего помещений. В обеих помещениях статуи и рельефы сильно повреждены эрозией.
Южная стена и потолок обрушились, сохранились лишь рельефы 1000 будд на колонне с восточной стороны.
Две колонны при входе были изготовлены заново в 1994 г в соответствии с их оригинальным видом.
Пещера N 15 почти квадратная в плане.
Она называется «Пещерой Десяти Тысяч Будд», поскольку стены заполнены миниатюрными нишами с 10 000 изображений Будды.