·······································

·······································

5.1 Внутренняя жизнь монастырей

<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» Следующий раздел>>

 

Я иду под защиту Будды,

Я иду под защиту дхаммы,

Я иду под защиту сангхи.

Саранагамана – тройственная формула, произносимая при вступлении в сангху

 

Сангха, т. е. община монахов-буддистов, объединяла все отдельные группы бхиккху. Именно в этом самом широком смысле она называлась «чатудиса» – «община четырех сторон [света]».

Это выражение часто встречается в древнейших надписях, на брахми, высеченных над входами в пещеры (1). Иногда община называлась «убхато сангха» – «община обоих полов» ибо в нее входили как монахи, так и монахини (2).

Отдельные сообщества или группы, живущие в стенах одного монастыря, назывались «гана» – «ветвь» (3), а составляющие гану монахи – «ганавасино бхиккхаво» – «живущие сообществом» (4), в отличие от аскетов и отшельников.

Жизнь сангхи регулировалась правилами Виная питаки. На Цейлоне никогда не было (и сейчас нет) особого духовного главы буддийской сангхи (о взаимоотношениях сангхи и царя см. выше, гл. III). Члены общины должны были чтить и слушаться любого члена сангхи, славного своими добродетелями и ученостью. Не было также и строгой централизации, сангха сохраняла единство и поддерживала дисциплину в рамках группы монахов (как правило, обитателей одного монастыря).

Группа, состоявшая из четырех монахов (5), считалась достаточной, чтобы представлять сангху и совершать различные церемонии согласно правилам Винаи независимо от других групп. Соблюдение дисциплинарных установлений строилось на добровольных началах, никакого внешнего принуждения формально не существовало.

Каждая группа монахов следовала обязательным для всей общины правилам. В тех случаях, когда внутри группы возникали какие-либо конфликты и споры, члены ее решали свой спор также согласно общим для всех правилам Винаи.

Главой диспута при этом выбирался самый ученый, добродетельный и умный монах из членов группы. Если же на диспуте объединялось несколько групп, они становились единой группой под председательством одного монаха.

Дважды в год (перед сезоном дождей и после него) происходили собрания различных групп сангхи. Монахи, жившие к северу от реки Махавели Ганга, собирались в монастыре Махавихара в Анурадхапуре; те же, кто жил к югу от этой реки,- в монастыре Тиссамахавихара в Рохане.

Перед сезоном дождей они собирались, чтобы получить от знаменитых тхер темы для медитаций, второй раз – для того чтобы рассказать о своих духовных достижениях, а также проверить свое знание дхаммы, обсуждая возникшие сомнения со знатоками текстов канона (6).

————————————————————————————————————————-

(1) Mhv., XXXII.34; Civ., XLV.54; LXXIII.155; EZ, I, № 2, 10- V, № 18, 19, 20.

(2) Mhv., XXXII.34.

(3) Clv., LX.17; LXXXIX.18, 57.

(4) Clv., LXXIV.48.

(5) Здесь и ниже выступает то же число «четыре», что и в самом названии сангхи, структуре монастырского комплекса, его основных частей, соотносящихся с четырехчленной моделью вселенной.

(6) DA, стр. 406. Буддийский канон хранился и передавался в форме, максимально близкой к индийскому первоисточнику, отдельные дополнения, диктовавшиеся практикой жизни буддийской общины на Цейлоне, фиксировались комментариями, см. разбор соответствующих случаев у Рахулы (W. Rahula, History of Buddhism in Ceylon, стр. 166-171). В нашей работе этот круг фактов не изучается, поскольку вопросы догматики и этики, прямо не связанные с практикой сангхи, не составляют предмета данного исследования.

————————————————————————————————————————-

 

<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» Следующий раздел>>
Web Analytics