♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

5.2 Вступление в общину

Семека Е.С.

История буддизма на Цейлоне 

Для вступления в общину следовало пройти церемонию, носившую название «паббаджа» – «уход от мира». Ее совершал буддийский монах – бхиккху (если вступавшая была женщиной, то монахиня – бхиккхуни) (7).

Согласно правилам Винаи, существует четыре предмета монашеского быта, необходимых каждому бхиккху- чатупаччая. Это: пища (пиндапата), одежда (чивара), постель и стул, т. е. мебель (сенасана), и лекарства (бхесаджа).

Вступавший в общину должен был иметь при себе самые необходимые предметы – одежду и горшок для сбора подаяний. Те, у кого ничего не было, назывались «пандупаласа» – «увядшие листья» (8).

Пройдя паббаджу, вновь вступивший становился послушником (саманера) и сам выбирал себе из числа бхиккху наставника (упаджхая), который обучал его правилам и законам монашеской жизни, а также учителя (ачария), под руководством которого он изучал священные тексты.

Характер отношения саманеры к его наставнику определялся понятием «антевасин», «подмастерье», к учителю – «савака», «ученик». Наставником и учителем мог быть один и тот же монах.

Согласно канону, отношения учителя и ученика должны быть подобны отношениям отца и сына. Такими же должны быть отношения наставника и ученика. Ученик должен постоянно прислуживать своим наставнику и учителю, но, если он заболеет или же с ним случится какая-либо беда, те в свою очередь ухаживают за учеником. Послушники постоянно должны оказывать услуги всем посвященным монахам.

Правила гласили, что ученик не должен сидеть на более высоком, чем учитель, сиденье, не должен сидеть, если тот стоит, не должен носить сандалии, если старшие монахи ходят босые, не должен жестикулировать, разговаривая со старшими, не должен читать проповедь и даже отвечать на вопросы, не спросив разрешения у старших, и т. д. (9).

Следующая церемония, которую проходил монах через несколько лет после вступления в общину, – это упасампада. Тот, кто прошел эту церемонию, упасампанна, становился бхиккху – нищенствующим монахом или саманой – аскетом (10).

Вступавший в общину и проходивший паббаджу давал следующие десять обетов (дасасила): избегать 1) убийства, 2) кражи, 3) половых сношений, 4) лжи, 5) употребления опьяняющих напитков, 6) принятия пищи после полудня, 7) участия в мирских развлечениях, 8) употребления умащений и украшений, 9) пользования удобной изукрашенной постелью, 10) принятия денег (11).

Принятие этих обетов вовсе не означало отказа от мирских радостей на всю жизнь. Буддийский бхиккху всегда мог вернуться в мир, оставив сангху. Это не считалось позорным. Особенно просто это было сделать саманере. Многие цари (в юности или лишившись престола) проходили церемонию посвящения и на время становились членами сангхи (12).

Полюбив женщину, монах имел право покинуть сангху и жениться на своей возлюбленной (13).

Те, кто навсегда оставались монахами и не возвращались в мир, всю жизнь проводили в стенах монастырей или же селились в глухих уединенных местах, становясь отшельниками.

Бхиккху, бывшие членами сангхи много лет, получали титул «тхера» – «старший» или «махатхера» – «старейший».

Применительно к видным буддийским монахам, главам монастырей употреблялись также титулы «самин» – «господин», «махасамин» – «большой господин», «мулатхера» – «основной тхера» и «паривенатхера» – «тхера паривены».

Существовало также несколько титулов, выражающих уважение: «яти» – «аскет», «ятиссара» – «глава аскетов», «аяка» – «выдающийся» (14).

В случае намерения изгнать монаха из общины собирался совет. Как мы видели в гл. III (см. стр. 93), последней инстанцией при этом были высокие царские чиновники.

————————————————————————————————————————————————————-

(7) Mhv., XII.27, 30-32; XIV.31 и след.; XV.18; XVI.10 и след.; Clv., XXXVII.210, 223.

(8) Так, царь Кассапа II (VII в.) снабдил 100 пандупалас необходимой для вступления в сангху одеждой, которой у них не было (Clv., XLV. 5).

(9) Mhvg., стр. 40, 42, 60; DA, стр. 129; Vbha, стр. 244; Vsm., стр. 14, 74 и др.

(10) Термин «самана» часто употребляется для обозначения буддийского монаха в отличие от брахмана (Mhv., LXVII.94). Апостол Махинда, представляясь царю Деванампиятиссе, говорит: «Мы – саманы, ученики Царя Истины» (Mhv., XIV.8; см. также: Mhv., XXVI. 21; ХХХ.37; XXXIII.93; Clv., XCVII.4).

(11) Mhv., XVIII.10; см. об этом: Н. Кеrn, Manual…, стр. 70. Разные источники называют несколько отличные обеты – см. dasa-sila в словаре терминов.

(12) Clv., XXXIX.47 и след.; XLI.26; XClv.23 и след.

(13) В комментариях можно встретить рассказы о любовных похождениях монахов (МА, стр. 214, 353-355, 699 и след.).

(14) Clv., XXXVII.175, 218; XLV.68 и след.; LIII.15; LVII.19; LXVII.61, 80; LXXXIV.38; LXXXIX.55 и след.

————————————————————————————————————————————————————-

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));