·······································

4.8 Другие монастырские объекты

<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» Следующий раздел>>

 

Библиотека

В более ранней части хроники, которая относится к периоду Анурадхапуры, монастырские библиотеки не упоминаются ни разу. Нет сведений о них и в комментариях. Лишь говоря о XII в., хроника сообщает, что в монастыре Джетаванарама во времена Параккамабаху I была библиотека – поттхакалая (158).

Это, конечно, не означает, что в монастырях, бывших издавна центрами культуры и грамотности, до XII в. не хранились и не собирались рукописи. Известно, что буддийский канон Трипитака был записан на Цейлоне уже в I в. до н. э., а в IV-VI вв. н. э. были написаны палийские хроники Дипавамса, Махавамса, а также комментарии к канону.

Здесь же в монастырях хранились и более древние, не дошедшие до нас сингальские комментарии, на основании которых Буддхагхоша, живя в Гантхакара-вихаре, написал свои сочинения (159).

Жилые помещения

Как уже говорилось, многие монахи селились в уединенных местах, используя для жилья естественные пещеры (гуха, лена). Те же, что селились при монастырях, жили в особых зданиях, где были кельи на одного монаха – габбха. Эти здания, различные по величине и устройству, назывались обычно «пасада», «аваса» или «паривена» (160). В богатых монастырях они нередко превращались в многоэтажные дворцы со множеством комнат, террас и павильонов (161).

Пасады обычно сооружались по приказу царей и приносились в дар монастырям. Хроники рассказывают о сооружении трехэтажных и пятиэтажных пасад (число этажей определяется упоминавшейся схемой). В поздних частях Чулавамсы часто говорится о больших пасадах (дигха-пасада) и малых пасадах (чула-пасада) (162).

Аваса находилась иногда вне пределов монастыря, порой даже на значительном от него расстоянии, обитатели же ее относились к какому-либо определенному монастырю и были связаны с ним как в обрядовом отношении, так и материально (163).

В средневековой части хроники нередко говорится о сооружении царями и главами отдельных районов самостоятельных паривен, наряду с вихарами. В современном Цейлоне существует множество паривен, которые теперь представляют собой буддийские колледжи, готовящие кадры образованных монахов. Здесь молодых бхиккху обучают буддизму и языкам санскриту и пали. В первоначальном смысле (монашеские кельи) термин «паривена» в древности встречается весьма часто. В некоторых крупных монастырях таких паривен было много – десятки, а иногда и сотни. Так, в монастыре Махавихара в Анурадхапуре насчитывалось 364 паривены и пасады (164).

————————————————————————————————————————-

(158) Clv., LXXVIII.37-38; LXXIX.80.

(159) Clv., XXXVII.243.

(160) Mhv., XV.203, 206-213; XXII.41; XXVII.10, 24; XXXIII.31; XXXVI.10, 32, 131; XXXVII.30; Clv., XXXVII.172, 174; XXXVIII.52; XXXIX.32; XLII.4, 11 – 12; XLIV.149; XLV.29, 43; XLVI.9, 22-23, 31; XLVII.65; XLVIII.6_5; XLIX.18, 46, 132; L.66, 82; LI.60, 71, 88; Vsm., стр. 67. Термин pasada см. также: EZ, I, № 19, 20.

(161) Clv., LXXVIII.34, 49.

(162) Mhv., XXXVI.11; Clv., LII.13; LX.ll; LXXVIII.33, 36, 49; XC. 96. Термины gabbha-ghara – «дом с кельями», sanghavasatha – «жилье для общины» и mahavasa – «большое жилье», также встречающиеся в хрониках, являются синонимами названных выше.

————————————————————————————————————————-

Трапезная, водоемы для омовения и другие хозяйственные постройки

Бхиккху имели свою монастырскую трапезную (бхаттасала) (165).

Уже царь Деванампиятисса построил большую трапезную в монастыре Махавихара. В этой трапезной, называвшейся Махапали, кормились бхиккху всех главных монастырей Анурадхапуры.

Такой порядок сохранился даже после того, как произошло размежевание на секты. Здесь стояли каменные чаши для вареного риса (бхаттанава) (166). Одна такая чаша была найдена при раскопках, на ней была обнаружена надпись X в., сообщающая, что эта чаша дарится монастырю хранителем мощей Салавадуной. В монастырях с большим числом обитателей трапезные были весьма обширны (167).

Строительство трапезных сопровождалось дарением монастырям деревень, жители которых поставляли продукты на прокорм монастырской братии. Чулавамса рассказывает, что царь Кассапа V подарил деревни трапезным монастырей Джетаваны и Абхаягири (168).

При трапезных имелись также специальные помещения, где монахам выдавались талоны на получение пищи (салакагга или лахаг) (169).

В описаниях монастырей, а также в данных археологических раскопок всегда встречаются водоемы для омовения- поккхарани, или дома для омовения (бани) – наханакоттхака. Ритуалу омовения уделялось большое внимание. Цари сооружали такие водоемы и бани и дарили их монастырям. Каменные бассейны украшались прекрасной резьбой (170).

Кроме того, перед жилыми помещениями держали горшки с водой для умывания и ковши для того, чтобы черпать из них воду (171).

В пасадах, где жили монахи, были также и уборные (ваччакути). По сведениям Чулавамсы, в Джетаванавихаре было 178 чулапасад и столько же ваччакути, в Ала-ханапаривене – 40 дигхапасад и ваччакути, в вихаре Исипатана – 6 ваччакути. Такие уборные были найдены также Хокартом при раскопках вихары Тапована и Беллом в Полоннаруве (172).

Из хозяйственных построек, кроме упоминавшихся уже сараев для метел и дров, в монастырях были такие помещения, как помещение для хранения коллективного имущества, например горшков для воды, в некоторых монастырях – специальные помещения для хранения огня, различные складские помещения, житницы, помещения для прислуги (173).

————————————————————————————————————————-

(163) EZ, I, № 2 (III. 1). 4, 7А, 20.

(164) Clv., XLVI.31; LVII.20; LXXVIII.42, 48; Nks., стр. 12; EZ, III, стр. 223; Rsv., II, стр. 59. О раскопках паривен см.: ASC (AR), 1900, стр. 2, 3; 1901, стр. 2, 4; 1902, стр. 3-6; 1903, стр. 2-4, 8; 1904, стр. 3; 1910-1911, стр. 2, 21, 24, 25 и др.

165 Mhv., XV.205; ХХ.23; XXXVI. 12; Clv., XLVI.3; L.74; LXXVIII. 90; EZ, I, № 4, 7B.

(166) Dpv., XVII.92; Mhv., XV.205; XX.23; ASC (AR), 1902, стр. 1-5; Rsv., II, стр. 51; [Fa-hsien], The Travels…, стр. 105; [H 1 u e n T s i a n g], Buddhist Records…, стр. 250.

(167) Clv., XLII.67; LXXVIII.43. Вдоль одной из стен трапезной Махапали стояла каменная чаша, сделанная в форме сингальской лодки, длиной 16 м и глубиной более 0,5 м. Эта гигантская трапезная была разрушена и позднее дважды восстановлена – сначала царем Аггабодхи II, а затем Махиндой V (см. Е. Fаrrеr, In Old Ceylon, стр. 286; м. также EZ, III, стр. 133).

(168) Clv., LII.59.

(169) Mhv., XV.205; XXXIV.64; XXXVI.74; Clv., XLIX.14, 32.

(170) Mhv., XV.31, 50, 206; Clv., XLVIII.28; LIV.51; LXXVIII.45- 46, 53-82; ASC(AR), 1900, стр. 2, 4; 1901, стр. 6-8; 1909, стр. 16; 1910-1911, стр. 25. Роль ритуала омовения отражена в функциях современной сингальской касты мойщиков, детально изученных Хокартом (А. М. Ноcart, Caste, стр. 12-13, 46; ср. В. Ryan, Caste in Modern Ceylon, стр. 94, 119 и др.).

(171) МА, стр. 536; Vsm., стр. 254.

(172) Clv., LXXVIII, 37, 43, 50, 82; см. также: ASC (AR), 1903,. стр. 26; 1904, стр. 1.

(173) Smp., vol. Ill, стр. 279, 314; АА, стр. 21, 442; Clv., LXXVIII.43, 51, 71, 82, 86, 90.

————————————————————————————————————————-

Все перечисленные составляли единый монастырский комплекс, схема которого весьма сходна с планом древних индийских буддийских монастыре, однако у сингальских монастырей, которые на несколько веков моложе индийских, она более сложна, а сами монастыре несколько обширнее и ориентированность по сторонам света более строгая.

Четыре ряда келий, образующих каре, покоятся на одном фундаменте, они выходят на общую внутреннюю веранду, замыкающую собой прямоугольный двор.

Центр этого двора занят прямоугольным павильоном, который служит домом проповеди. Рядом с ним находится дом упосатхи.

В нескольких от него метрах по оси этого ансамбля стоит ступа. Возле нее располагается дерево Бодхи.

В каждом из четырех углов обширного внутреннего двора – небольшие павильоны, похожие на центральный, но меньших размеров. К ним ведут отдельные лестницы. Вокруг этого основного архитектурного ансамбля расположены другие монастырские постройки, среди них прямоугольные бассейны, окруженные садами, иногда дополнительные меньшие ступы, бани, уборные, которые можно узнать по каменным стокам особой формы. Весь ансамбль окружен несколькими прямоугольными оградами высотой в метр и более (174).

Судя по описаниям европейских путешественников, рассмотренная выше структура монастырского комплекса сохранялась на Цейлоне и в новое время (175).

————————————————————————————————————————-

(174) Схемы различных древних сингальских монастырей см. в кн.: А. Ваrеau, La vie et l’organisation…, табл. I-L.

(175) Английский путешественник XIX в. Деви так описывает сингальские монастыри: «Не легко определить, сколько именно вихар есть в стране; ясно, что их много, едва ли можно найти даже самый небольшой район или деревню, в которых бы их не было. Структура всех монастырей совершенно одинакова: обычно это чистенькая хижина (пансала) или жилой дом для главного настоятеля; пагода или здание, в котором монахи устраивают свои собрания; вихара с одной или несколькими фигурами Будды, иногда также и фигурами богов-покровителей; дагаба возле вихары с заключенными в ней, как это принято считать, мощами Будды, и дерево Бодхи, к ней примыкающее. Место обычно бывает выбрано очень разумно – в уединении, между скалами, у рек; территория хорошо распланирована, она затенена стройными пальмами и роскошными фруктовыми деревьями, всегда содержится в большой чистоте и опрятности; вид монастырей красив и нередко весьма романтичен» (J. Davv, An Account of the Interior of Cevlon, стр. 220, 222; вихарой у Деви, очевидно, назван дом образа). Подробное описание монастырей см. также И. П. Минаев, Очерки…, стр. 70-72.

————————————————————————————————————————-

 

<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» Следующий раздел>>
Web Analytics