·······································

4.1 Монастырский комплекс и его основные объекты

<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» Следующий раздел>>

 

Пагод или храмов их богов так много, что я не могу назвать их числа. Многие из них редкой и изысканной работы, построены из тесаных камней, с высеченными образами и фигурами; но кем и когда, я не смог выяснить, ибо сами жители ничего не знают на этот счет,

R. Knox, An Historical Relation of the Island of Ceylon, стр. 115

Сингальские монастыри отличались один от другого размерами и числом зданий, расположенных на монастырской территории. Наличие некоторых культовых построек было для каждого монастыря обязательным, другие встречались только в больших монастырях. Однако, несомненно, существовали общие принципы построения и планировки, позволяющие описать структуру монастырского комплекса. Следует заметить, что лишь немногие, крупнейшие, вихары представляли собой описываемый комплекс в его полном виде; большинство же монастырей, средних и мелких, имело на своей территории только важнейшие культовые здания и жилые помещения.

Крупнейший монастырь Махавихара вырос из вихары Тиссарама. Вначале это был всего лишь небольшой глиняный дом, в котором поселились несколько монахов. Он носил название Калапасадапаривена и находился в парке Махамегхавана. Позднее в том же парке царем и его приближенными были сооружены другие постройки (1).

Уже ко II в. до н. э., в царствование Дуттхагамани, Махавихара представляла собой сложный комплекс, состоящий из большого числа зданий с многочисленными обитателями.

————————————————————————————————-

(1) Mhv., XV.203-213.

————————————————————————————————-

С этим монастырем, первым по времени создания, сходны и позднейшие монастырские комплексы – Абхаягири, Джетаванарама, Маричаватти и др.(2).

Самым общим названием для монастыря в целом было название «вихара».

Согласно комментарию Буддхагхош, в V в. н. э. «любая хижина из листьев – ланнасала (3) размером даже в 4 квадратных метра могла называться вихарой, построенной для сангхи четырех сторон света» (4), «если только в ней имелась четия и читалась дхамма и если бхиккху, пришедшие откуда угодно, могли войти в нее, не спрашивая на то специального разрешения, вымыть ноги, отпереть ключом дверь, устроиться на ночлег и затем покинуть гостеприимный кров, когда им заблагорассудится» (5).

В хрониках слово «вихара» иногда заменяется словом «арама» – «роща». Это связано с тем, что буддийские монахи древности часто селились в рощах.

Территория возле Анурадхапуры, предназначенная для первой вихары, называлась Махамегхаванарама или Тиссарама, так как это место было частью парка Махамегха, подаренного Махинде царем Деванампиятиссой (6).

В основу структуры всякого монастырского комплекса – как крупного буддийского монастыря, так и небольшой монашеской обители – был положен принцип деления на сакральное и мирское, свойственный поселениям многих ранних обществ.

————————————————————————————————————————-

(2) Mhv., XXVI.12 и след.; XXXIII.81; XXXVII.33.

(3) В надписях IX в. в тех же случаях встречается слово panhala [EZ, IV, стр. 178-179; см. также ASC (AR), 1901, стр. 8; 1909, стр. 9].

(4) Этот термин можно соотнести с ориентированностью вихар по сторонам света, ср. о типологии храмового пространства выше, гл. III, стр. 86, сн. 13; см. также Е. Сassirеr, Philosophic der symbolischen Formen, Т. 2, стр. 124- -132.

(5) AA, стр. 805.

(6) Mhv., XV.16, 174, 179, 185, 187, 203; XIX.41, 61; XXVII.20; XXXIII.79; XXXVI.107, 129, 130. Иногда встречается и термин assama – «убежище».

(7) Smp., vol. Ill, стр. 314.

————————————————————————————————————————-

В соответствии с этим принципом Буддхагхоша делит все монастырские строения на две группы:

Сенасана  

(места, в которых монахам жить можно)

 

  • вихара (монастырь)
  • аддхайога (дом определенного вида)
  • пасада (один из видов дома в несколько этажей)
  • хаммияттхала (другой вид дома в несколько этажей)
  • гуха (пещера)
  • мандапа (временное укрытие, устроенное по случаю празднества; тент)
  • руккхамула (корни дерева)
  • велугумба (заросли бамбука)

     

Асенасана

(места в которых монахам, жить нельзя)

 

  • четиягхара (дом четии)
  • бодхигхара (дом дерева Бодхи)
  • асанагхара (помещение с алтарями для приношения цветов)
  • саммуджаниатта (сарай для метел)
  • даруатта (сарай для дров)
  • ваччакути (уборная)
  • иттхакасала (мастерская каменотеса)
  • ваддхакисала (мастерская плотника)
  • дваракоттхака (ворота)
  • паниямалака (павильон, в котором выдается вода для питья)
  • магга (дорога)
  • поккхарани (дом для омовения) (8)

Крупные монастыри обносились стеной (пакара), на территорию вело четверо ворот. Комбинация четырех ворот с двумя пересекающимися улицами, расположенными (в форме креста) внутри монастырской территории, позволяет сравнить структуру монастырского комплекса с другими аналогичными четырехчленными структурами (9).

————————————————————————————————————————-

(8) В древнем и средневековом Цейлоне (как и во многих других архаических обществах) ритуальные (сакральные в узком смысле слова) части монастырского комплекса (дом дерева Бодхи, дом четий, дом для омовения, помещение с алтарями) объединялись авторами комментариев либо с такими частями комплекса, которые в принципе могут иметь сакральный характер (дорога, ворота, мастерские, где делались сакральные изображения, и т. д.), либо с частями явно не сакральными, но имеющими столь же явный признак нежилого помещения (сараи, уборные), в отличие от тех мест (например корни деревьев), где в жарком климате монахи часто устраивали жилье. Кроме этого деления внутри монастыря имело место противопоставление всего монастыря в целом как сакрального тому, что находится за его пределами (с этим противопоставлением связана ритуальная роль ворот). В качестве типологической параллели из обществ с более примитивной социальной организацией следует отметить данные, приводимые в ст. С. Lёvi-Strauss, Les organisations dualistes… (см. особенно стр. 102 и рис. 3), где отмечается, что к центральным сакральным зданиям в селении Омаракана на Тробриандских островах (Меланезия) относились не только ритуальные помещения, но и кладовые.

(9) См. выше, гл. III, стр. 84-86; А. М. Носаrt, Kings and Councillors, стр. 250; его же, Archaeological Summary, стр. 10 и след., рис. XLIII, LXIII.

————————————————————————————————————————-

При входе в некоторые монастыри (во всяком случае в средние века, в IX-X вв. н. э.) сооружались так называемые водные павильоны у врат (дорату панмадия). Здесь хранились горшки с водой, для того чтобы пилигримы, прежде чем вступить на священную территорию монастыря, могли бы совершить омовение, напиться и обрызгать принесенные цветы.

Так, «водный павильон у врат» в монастыре Джетаванарама имел несколько этажей со множеством помещений, где пришедшие могли совершить омовение и переменить одежду.

В одной из сингальских надписей говорится, чти пришедшие со стороны монахи не должны быть допущены в монастырь, прежде чем они не осуществят эту церемонию (10). Во многих местах Цейлона до сегодняшнего дня сохранился обычай омовения в пруду вихары и перемены платья для всех прибывших в монастырь издалека (11).

При входе во дворы многих монастырей Анурадхапуры археологи обнаружили остатки каменных сооружений с углублениями в форме ванн – бассейнов. На одном из таких каменных сооружений возле монастыря Панкулия в Анурадхапуре сохранилась дарственная надпись, в которой это сооружение называется «па-дони» – «место для мытья ног».

То же мы встречаем возле монастыря Руванвели. Подобные же каменные бассейны для омовения ног пилигримов найдены и возле многих других монастырей, например у монастыря Тхупарама (12). Остатки таких бассейнов (в том числе и III в. н. э.) описаны и в записках путешественников, в частности у И. П. Минаева (13).

Омыв ноги, окропив цветы, переменив одежду, буддийский паломник вступал на территорию самого монастыря. Территория вихары делилась внутренними границами на дворы (малака), каждый из которых имел определенную функцию (14).

В Махавихаре, например, было 32(= (4х4) x 2) малаки. В одном из дворов был построен дом упосатхи, в другом росло дерево Бодхи и т. д. (15).

Рассмотрим подробнее основные ритуальные объекты, входившие в монастырский комплекс.

————————————————————————————————————————-

(10) EZ, III, стр. 227.

(11) W. Rahula, History of Buddhism in Ceylon, стр. 116.

(12) S. Pаranaviana, The Stupa in Ceylon, стр. 68.

(13) И. П.Минаев, Очерки…, стр. 24-25.

(14) Mhv., XV.29; XXXIV.73; XXXVI.8; XXXVII.103; Clv., XXXVIII. 51, 91; С217, 265.

(15) Mhv., XV.29, 129; XVI. 15.

————————————————————————————————————————-

 

<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» Следующий раздел>>

 

Web Analytics