<< К оглавлению: «Народные верования населения Индокитая» |
Следующая глава>> |
Автор книги доктор исторических наук Григорий Григорьевич Стратанович (29.5.1912—11.6.1977) известен как крупный исследователь истории и этнографии народов Восточной и Юго-Восточной Азии, особенно народов Индокитайского полуострова. Для его научной деятельности характерны широта и разносторонность интересов. Так, его перу принадлежат очерки по этнографии народов Бирмы, Таиланда и Лаоса, вошедшие в том «Народы Юго-Восточной Азии» (серия «Народы мира»), ряд ценных и оригинальных исследований опубликовано им по проблемам духовной культуры населения Средней, Центральной и Восточной Азии. Г. Г. Стратанович был не только «кабинетным» ученым, но и полевым исследователем, который вел работу в “Средней Азии, в Нижнем Поволжье и в странах зарубежной Азии. В разное время он побывал в Бирме, Китае, Японии, на Филиппинах и в других странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Его научные заслуги были отмечены премией имени Н. Н. Миклухо-Маклая.
Предлагаемый читателю труд Г. Г. Стратановича написан на основе собранных им в течение многих лет этнографических материалов и отражает научную эрудицию автора и разработанную им концепцию истории верований Индокитая. К несчастью, автор скончался, не успев отработать первую корректуру своего труда. Книга осталась в определенной мере незавершенной, но, принимая во внимание необходимость бережного отношения к труду покойного автора, мы считали целесообразным опубликовать книгу в том виде, в каком она была подготовлена Г. Г. Стратановичем к набору.
Исследуя народные верования, Г. Г. Стратанович особое внимание уделяет тотемизму и фетишизму. Последний рассматривается им широко — не только как одна из самых ранних форм религии, но и как сумма верований, включающих помимо культа фетишей-оберегов также культ плодородия, культ предков и некоторые космогонические представления. Между тотемизмом и фетишизмом Г. Г. Стратанович помещает нетотемный культ растений и животных, который в конечном счете ведет к культу антропоморфизированных предков (с. 27—44). Такая схема развития ранних религиозных верований, последовательно выводящая большинство их из фетишизма, являясь весьма спорной, представляет вместе с тем несомненный научный интерес.
Некоторые из сторон других концепций автора также носят дискуссионный характер, например положение о рефлекторной деятельности человека как одной из основ его представлений о душе (с. 83). В том же плане автор проводит параллель между религиозной экзальтацией и рефлексами, искаженными воздействием одурманивающих веществ (с. 83—85). Аналогичные положения высказываются автором в главе о религиозной практике, где под термином «биохроничность обрядности» понимается имитация трудового процесса, которая «вызывает удовлетворение, радость творчества, а с ней и чувство единения участников и репетиции (т. е. обряда.— С. В., Я. Ч.), и будущего общего дела» (с. 172).
Трудовую основу автор видит также в происхождении карнавальных празднеств. Он пишет: «Истоки карнавала на Западе прослеживаются слабо, на Востоке они ощутимы гораздо явственнее. Эти истоки я вижу в показе традиционных приемов трудовой деятельности, выливающемся в обряд» (с. 200).
Отсюда становится понятной позиция автора в отношении культов плодородия, называемых им ктеическими. Основная мысль автора такова: обряды плодородия, имевшие особое значение у первобытных народов и дошедшие до современности в пережитках, являются тренингом, стимулирующим деторождение. Это было особенно необходимо в древних общинах, экономика которых не давала людям полной пищевой обеспеченности. В условиях господства религий классового общества ктеическая обрядность подавлялась, но время от времени она прорывалась, в частности в карнавальных действиях.
Эта интересная концепция могла бы быть справедливой лишь при верности весьма спорной первоначальной посылки — о физиологически ограниченных возможностях детопроизводства в изучаемых обществах. Однако эта посылка остается недоказанной.
Достаточно широко, интересно, часто по-новому, освещены в книге многие весьма ценные для науки факты; так, совершенно по-новому дан материал, рассмотренный в разделах о храмах, священнослужителях, пантеоне божеств, музыке в обрядах, мистериях и карнавалах и т. д.
Большинство народов Индокитая в тяжелой борьбе завоевали право строить новую жизнь и новую культуру. Многие из тех фактов, о которых идет речь в книге, уже ушли в прошлое, однако их изучение имеет большой теоретический интерес как для познания особенностей многовекового развития богатейшей культуры Индокитая, так и для разработки специфических проблем истории религий народов мира.
<< К оглавлению: «Народные верования населения Индокитая» |
Следующая глава>> |