Храм Ганеши в Озаре
Дальнейшая часть нашей поездки была неплановой: пришлось сделать крюк в 20 км и посетить храм Ганеши Вигнешвар (Shri Vigneshwara Mandir) в Озаре (Ozar), который является седьмым пунктом паломнического маршрута Аштавинаяка Ятра (см. здесь же выше).
А случилось это так.
На стоянке я решил сам уточнить дальнейший маршрут, т.к. водитель в этот раз у нас был не просто плохой, а совсем никудышный: никакой как водила и тупой как человек.
У меня до сих пор сохранилась твердая уверенность, что он вообще никакой не водитель, а вахтер или чей-то родственник, которого водила, сам не желая трудиться в субботу, отправил за малые деньги повозить туристов. В Индии человек, который не едет, если боковая дистанция меньше полуметра, и нервничает при любых обгонах, по определению не может быть водителем.
Выбрав солидного и хорошо говорящего по-английски мужика я обратился к нему с просьбой вжевать нашему рулевому, что нам надо и куда и как он должен ехать. Дядька сразу стал еще в два раза солиднее и, важно подозвав нашего водилу, начал что-то ему втолковывать. По ходу к обсуждению подключился еще один прилично одетый персонаж из местных. Беседовали они очень оживленно и о чем-то им всем понятном, даже у нашего недоумка появилась какая-то живость в лице.
После этого на меня пахнуло истинным духом Махараштры: мне объявили, что все указания водителю дадены и сейчас он повезет нас в храм Ганеши в Озаре и это не обсуждается, т.к. такой возможности нам в жизни больше не представится. После этого мы можем ехать по запланированному маршруту, который ему тоже вроде бы объяснили.
Мужик был очень искренним, убедительным и безаппеляционным и, судя по его тону, все это делалось от души и исключительно для нашего же блага и кармы, чтобы потом мы не мучились всю оставшуюся жизнь, вспоминая об упущенной возможности увидеть еще один священный образ Ганеши. Отказаться или даже усомниться выглядело бы так же, как у нас не выпить на свадьбе за здоровье молодых.
Озар – небольшой поселок на берегу озера, находящийся примерно в 10 км к востоку от Джуннара. Дорога до него как везде в глубинке довольно живописная: поселки с разнообразным по форме и размеру жилищем: от солидных домов, до глинобитных хижин с земляным полом и соломенной крышей; наполовину убранные поля с маленькими разноцветными храмиками; вереницы буйволиных повозок, перевозящие огромными кучи сахарного тростника и всюду улыбчивые женщины в разноцветных сари непрерывно занятые каким-нибудь делом: жнущие, мнущие, плетущие, рыхлящие, несущие, дробящие камень и т.п.
Храм Вигнешвар представляет собой небольшое здание, огороженное высокой каменной стеной. Он ориентирован входом на восток и имеет традиционную, без особых изысков, компоновку: гарбагриха (помещение, в котором находится мурти – священный образ, в который произошло нисхождение бога); шикхара – башня над гарабагрихой, ось которой проходит через место нахождения мурти, и мандапа – вестибюль перед гарбагрихой (его небольшой купол виден на фото справа от шикхары).
Выглядит храм совсем новеньким: считается, что он построен в конце 18 века, но вполне очевидно, что совсем недавно он капитально перестраивался (если не был построен заново).
Парковка находится с южной стороны, между храмом и озером и чтобы добраться до входа в Вигнешвар нужно пройти через длинные торговые ряды, где продаются разнообразные изображения Ганеши (в том числе уменьшенные копии мурти из храма), а так же всяческие ритуальные расходники.
Вход в Вигнешвар оформлен довольно скромно, я бы сказал даже аскетично, для индийских храмов.
Справа и слева от входа находятся две причудливые колонны, выступы на которых предназначены для установки светильников, зажигаемых во время храмовых праздников.
Метрах в пяти-семи сразу за входом расположена мандапа – вестиблю предшествующий главному помещению – гарбагрихе, в котором находится мурти (на фото – вдали по центру).
Вигнешвар меня поразил чистотой, которая здесь подобна джайнским и буддистским храмам, а главное приветливостью и доброжелательностью верующих. Когда я подошел к мужикам, коловшим кокосовые орехи для пуджи в юго-западном углу (глава семьи должен это делать собственными руками) и после традиционного «намастэ» спросил: можно ли здесь фотографировать, народ весело заулыбался и молодой парень с юмором ответил, что это им тут ничего нельзя, а мне мол все можно.
И действительно, я смог спокойно подойти, полюбоваться и поприветствовать изображение Ганеши, получая только доброжелательные улыбки его почитателей.
Можно было даже сфотографировать мурти, отойдя на небольшое расстояние и приблизив его зумом, но злоупотреблять этим я стал, сделав фото, когда Ганеша закрыт верующими.
Гарбагриху со священным образом Ганеши венчает вполне симпатичная и не пересыщенная изображениями религиозных персонажей шикхара.
Немного удивило отсутствие традиционной тришулы (трезубца Шивы), который является практически обязательным венчающим элементом большинства индуистских храмов, тем более, что Ганеша является членом святого семейства Шивы и Парвати.
Вероятно это связано с тем, что храмы Ашатавинаяка принадлежат секте ганапатья – немногочисленному ответвлению в индуизме, последователи которого почитают Ганешу высшим божеством.
На обратном пути к парковке мы купили маленькую копию мурти из храма Вигнешвар – алую почти бесформенную фигурку с трудноразличимыми чертами Ганеши, которая теперь занимает почетное место на полке среди других изображений Ганеши из разных стран Азии.