shus 2011
Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии
Общая информация
Немного истории и географии
Небольшой провинциальный город Джуннар расположен на расстоянии около 95 км к северу от столицы округа Пуне в долине реки Кукади (Kukadi), обрамленной с севера и с юга грядами скалистых холмов. По административному статусу Джуннар является «районным центром» (taluka headquarter) муниципального образования, входящего в округ Пуне (Пуна), который в свою очередь входит в состав штата Махараштра (столица – город Мумбай).
Джуннар считается одним из древнейших поселений Индии, поэтому и город, и долина реки, в которой он расположен, богаты на исторические и религиозные достопримечательности, относящиеся к разным периодам истории Индии.
В древние времена Джуннар был очень известен и даже знаменит: мимо него с востока на запад по долине реки Кукади через перевал Нанегхат проходил один из важнейших торговых путей из внутренних районов Декана к порту Кальян на Аравийском море. Видимо поэтому еще в 1-ом веке до н.э. один из правителей династии Сатавахана сделал Джуннар столицей своего государства.
В те времена буддистские монахи как правило создавали свои обители вблизи важнейших узлов на торговых путях (перевалов, мест остановок, городов и т.п.), поэтому на уступах скалистых холмов, окружающих речную долину расположены сразу несколько буддистских пещерных монастырей 1-3 в.в. н.э: Леньядри (Lenyadri), Тулджа Лена (Tulja Lena), группа Манмоди (Manmodi) и группа Шивнери (Shivneri).
Скалистые холмы, протянувшиеся вдоль долины текущей с запада на восток реки Кукади, являются отрогами Западных Гхатов, склоны которых на западе круто обрываются в сторону побережья Аравийского моря, а на востоке довольно полого переходят в Деканское плоскогорье. Западные Гхаты – горы невысокие, но труднопроходимые, поэтому во все времена существовало лишь несколько перевалов, по которым можно было попасть из внутренних районов Индии на морское побережье. Одним из таких перевалов и является Нанегхат, расположенный примерно в 25 км к северо-западу от Джуннара.
В настоящее время к подножью перевала Нанегхат от Джунара вроде бы можно проехать по местной проселочной дороге. Сам перевал, который во времена Сатавахана был местом взимания сборов с проходящих караванов, является исторической достопримечательностью: здесь находится прорубленный через скалы узкий (в одну повозку) проход, служебные и гостевые пещеры, вырубленные в скалах цистерны и т.п.
В двух километрах к югу от Джуннара находится огромный, вытянутый с севера на юг скалистый холм Шивнери (Shivneri), возвышающийся над равниной на 330 м. Его верхняя часть, длинной около километра – почти плоская и имеет L-образную форму (основанием в сторону юга). На уступах холма Шивнери в нескольких местах расположены четыре группы небольших буддистских пещерных монастырей.
На вершине же холма находится одноименная крепость (Shivneri Fort), являющаяся местом рождения национального героя Индии – основателя государства маратхов великого Шиваджи.
Для Индии Шиваджи – фигура культовая, т.к. он впервые восстал против мусульманского владычества под патриотическим лозунгом восстановления индуистского правления на исконных землях маратхов и добился в этом небывалых успехов, сражаясь с Великими Моголами в период их наибольшего могущества.
Место рождения Шиваджи очень почитаемое у индийцев (особенно, конечно, у маратхов) и посещается огромной массой людей. Крепость является священной: здесь кроме мемориала Шиваджи находится также несколько храмов, поэтому все, что может осквернить это место (в первую очередь алкоголь и табак) запрещено к проносу на его территорию.
О слоноголовом боге Ганеше и паломничестве Аштавинаяка
Главным божеством штата Махараштра является слоноголовый сын Шивы Ганеша. А главным местом, где сосредоточены связанные с ним святыни и где проводятся самые значимые празднования в его честь, является округ Пуне.
Здесь примерно в радиусе 100 км от города Пуне (на север, восток и запад) расположены восемь главных храмов Ганеши, которые называются «Аштавинаяка» (Ashtavinayaka, санскр.: «ashta» – восемь, «vinayaka» – одно из имен Ганеши).
Образы Ганеши во всех восьми храмах имеют разный вид и с каждым из восьми святилищ связано определенное легендарное предание о Ганеше. Согласно традиции считается, что в всех этих храмах находятся сваямбху (swayambhu) – нерукотворные самопроявившиеся образы божества.
В Индии Ганеша без сомнения является одним из наиболее популярных и любимых богов, одинаково почитаемым последователями всех направлений индуизма.
Он изображается в виде сидящего на троне добродушного толстяка со слоновьей головой, одним бивнем и четырьмя руками (хотя существуют изображения, на которых число рук может варьировать от двух до шестнадцати).
Его ваханой (ездовым животным) является крыса (мышь), которая обычно изображается сидящей у его ног.
Согласно традиции Ганеша является сыном одного из верховных богов индуизма Шивы и его супруги Парвати и почитается в том числе как покровитель искусства и литературы.
Но свою широкую популярность (при чем не только в Индии и не только в индуизме) Ганеша все же приобрел не как покровитель искусства, а в связи с тем, что он с является богом, помогающим верующим преодолевать любые препятствия, и множество его имен (существует двенадцать только «главных имен» Ганеши) в основном отражают именно это качество Ганеши.
Чаще всего кроме собственно имени Ганеша (Ганеш) употребляется его синоним «Ганапати» (Ganapati) – повелитель мелких божеств-ганов, составляющих свиту Шивы, а так же «Винаяка» (Vinayaka) – «устраняющий [препятствия]» (см. выше «Аштавинаяка»); «Вигнешвара» (Vighneshvara) – «повелитель препятствий»; «Экаданта» (Ekadanta) – «однобивневый» и пр.
В древности Ганеша был богом караванщиков, торговцев и прочих людей, пускающихся в опасные предприятия, а в современной Индии в любом месте, где занимаются какой-нибудь деятельностью (начиная от рикши и кончая любым магазином или офисом), всегда присутствуют как минимум два образа: Ганеша и Лакшми (она считается богиней богатства).
С давних времен существует паломнический маршрут по всем восьми храмам, который называется «Аштавинаяка Ятра» (Ashtavinayaka Yatra) и который очень популярен в Махараштре. В наше время паломничество совершается группами на автобусах и существует масса турагенств, оказывающих этот вид услуги (по времени стандартный маршрут занимает три дня/две ночи).
Аштавиньяка Ятра начинается с храма Морешвар (Shri Moreshwar Mandir) в местечке Морегаон (Moregaon), расположенном примерно в 80 км к юго-востоку от Пуны. Морешвар является главным храмом Ганеши в Индии и центральным храмом индийской секты ганапатья, последователи которой почитают Ганешу, как высшее божество.
После Морешвара паломники в определенном порядке посещают остальные семь храмов, в каждом из которых совершают поклонение священному образу и возвращаются обратно в Морешвар для заключительного ритуала.
Два из семь храмов, входящих в Аштавинаяку, находятся рядом с Джуннаром: в 5 км к северу – храм Гириджатмадж (Girijatmaj) в пещере N 7 древнего буддистского монастыря Леньядри и в 10 км на восток – храм Вигнешвар (Vigneshwar) в поселке Озар (Ozar).
Буддистский пещерный монастырь Леньядри
Буддистский пещерный монастырь Леньядри расположен на одном из длинных скальных уступов холмов Сулайман (Sulaiman Hills, Suleman Pahar), возвышающихся в 5 км к северу от Джуннара. Перепад высоты от подножья до площадки перед монастырем составляет около 80 метров.
В пещерах найдено довольно много надписей, посвященных в основном дарителям, на чьи средства сооружалась та или иная пещера, поэтому на основании них Леньядри уверенно датируется 1-3 в.в. н.э.
Одной из интересных особенностей всей пещерных монастырей Джуннара (в том числе и Леньядри) является то, что в отличии от других подобных сооружений Махараштры здесь полностью отсутствуют какие-либо следы нахождения последователей буддизма махаяны – все пещеры являются исключительно стхавиравадинскими.
Прямо к подножью холма ведет хорошая асфальтированная дорога – Леньядри является одновременно и платным объектом ASI (Archaeological Survey of India) и местом массового паломничества почитателей Ганеши.
Немного не доезжая начала торговых рядов, справа от дороги расположена благоустроенная парковка. На ней уже с утра полно автобусов, на которых паломники с комфортом совершают Аштавинаяка Ятру.
Чтобы попасть к тикет-офису надо пройти метров двести по дороге, по обе стороны которой находятся торговые ряды.
Цена билетов для иностранцев стандартная – 100 рупий (около 2$). От тикет-офиса начинается сооруженная из каменных блоков лестница, ведущая к пещерам.
В день нашего визита стояла сильная жара, а лестница в Леньядри довольно длинная и наверное самая крутая из всех, по которыми нам приходилось подниматься в Индии (при большом перепаде высоты такие сооружения обычно стараются располагать полого, под небольшим уклоном вдоль склона холма), поэтому путь к пещерам оказался не очень легким.
Примерно через три четверти пути на повороте раскинулось тенистое дерево. Здесь народ отдыхает перед последним, самым крутым участком.
Как и везде, в Леньядри богатые и больные добираются до верха с помощью носильщиков (на фото ниже – первый случай).
Лестница, массивные парапеты и подпорные стенки построены из каменных блоков и снизу напоминают средневековые крепостные стены.
Последний участок – самый тяжелый. На каждом пролете на ступеньках сидит народ – набирается сил перед последним рывком.
Подъем оканчивается на широкой мощеной камнем платформе. Справа расположена группа пещер NN 1-5, прямо широкая лестница ведет на площадку к пещерам N 6 (прямо) и N7 (влево по лестнице вверх).
Всего на холме Сулаймен находится около 40 пещер разного размера, возраста и разной степени сохранности, которые объединены в две группы: основная группа (точное число пещер нигде не указывается) и расположенная в двух километрах от нее группа из четырех небольших пещер раннего периода, одна из которых является чайтья-грихой с незаконченной ступой.
В основной группе нумерованными являются 26 пещер, высеченных на нескольких уровнях в обрыве скального утеса. Здесь нумерация пещер идет справа-налево в соответствии с существующим со времен основания ASI правилом: «объект номер 1 – первый от ближайшей деревни».
Справа от площадки находятся пять вихар – жилых помещений для монахов. Пещеры с N 1 по N 4 расположены на верхнем уровне, а пещера N 5 – на нижнем.
К соединенным между собой верандам верхних пещер ведет вырубленная в камне и частично осыпавшаяся узкая крутая тропинка.
Сразу после подъема от подножья холма лезть даже на такую высоту не хотелось, и придумав для себя оправдание, что наверху находятся обычные, ни чем не примечательные вихары, я повернул к главным достопримечательностям Леньядри.
Площадка перед пещерой N 6 и лестницей к пещере N 7 уже является храмовой территорией, поэтому здесь надо разуваться и дальше все перемещения только босиком (кстати, в индуистских храмах, в отличии от буддистских, можно ходить в носках).