4. N09 – «Верхний павильон семи Будд»
«Верхний павильон семи Будд» расположен в самой верхней нише юго-восточной части утеса, ограниченной слева и справа скальными выступами. Вход с востока – по лесенке из «Коридора тысячи Будд», а с запада в скальном выступе проделан лаз (по другому не назовешь), сужающийся к выходу в сторону ниши N 05 .
Оба входа охраняют грозные дварапалы (левое фото – западный, правое – восточный), сохранившие свое древнее брутальное обличье, но задрапированные позднее с истинным китайским изяществом.
На первом фото слева от охранника виден выход-лаз к нише N 05.
![]() |
![]() |
Вдоль южной стены расположены в ряд семь примерно одинаковых по размеру ниш с с традиционными скульптурными композициями: центральный Будда в окружении учеников, бодхисатв и пр.
Фотографии соответствуют расположению ниш справа налево (т.е. с востока на запад). Седьмая ниша закрыта сеткой и недоступна для осмотра (на фото выше она справа от охранника), первая тоже вроде бы обычно закрыта, но наше посещение совпало с работой реставраторов.
![]() |
![]() |
***
![]() |
![]() |
***
![]() |
![]() |
5. N 05 – «Зал быка» (Bull Hall) и далее
Сразу за лазом после «Верхний павильон семи Будд» начинается длинный мостик, ведущий к спуску на юго-западную часть утеса.
В начале него находится ниша номер 5 с прекрасным ярко разрисованным изображением Будды (по-моему это Амитабха), а ближе к концу – ниши N 150 и N 151.
Здесь скала имеет небольшой отрицательный угол и мостик выступает над расположенными ниже сооружениями юго-западной части. Отсюда же открываются и самые лучшие виды на окружающий ландшафт.
Спуск вниз продолжается по расположенным зигзагами лесенкам.
6. Общий вид на юго-западную часть
***
7. N 98 – «Юго-западная триада»
В описаниях ее почему-то не идентифицируют. Поскольку она практически заново сооружалась в период династии Мин и центральный Будда стоит на двух малых лотосах, а не на лотосовом троне, можно предполагать, что это бодхисатва Майтрея.
Правую фигуру, насколько я понял, не реставрируют сознательно: чтобы показать технологию изготовления глиняных скульптур такого типа.
Здесь хорошо видна последовательность изготовления такой скульптуры (укрупненно):
1. Высекается плоский рельеф-основа.
2. В проделанные отверстия устанавливается деревянный каркас (видимо обработанный смолой для защиты от гниения).
3. На каркас устанавливаются и крепятся саманные блоки (саман – он же адоб, глинобетон – это строительный материал на основе сырой глины, в котором в определенных пропорциях смешана глина, волокнистые материалы (рубленная солома, шелуха, тростник и т.п.), песок, иногда известь и пр.).
4. Формируется черновой контур статуи.
5. Наносится специально подготовленная глина (с пластификаторами и пр.) и методом лепки и резьбы по сырой глине формируется чистовое изображение.
6. Статуя обрабатывается защитным составом и расписывается красками.
![]() |
![]() |
8. Выход
Видео <Майцзишань> HD 1280×720