shus 2011
Ганьсу (Gansu)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
Общий взгляд
Один из крупнейших и наверное самых впечатляющих буддистских скальных храмовых комплексов Китая Майцзишань находится рядом с поселоком Майцзи (Maiji Town, Maiji District, Tianshui, Gansu Province), расположенном на расстоянии около 45 км к юго-востоку от города Тяньшуй и в 25 км от ж.д. станции Тяньшуй-Майцзы (провинция Ганьсу).
Майцзишань – это высокий покрытый зеленью холм высотой 142 м, южная сторона которого представляет собой вертикальный скальный утес.
На фото: зимний вид с востока.
Он расположен в очень живописном месте, которое сейчас является чем-то типа исторического и природного национального парка.
Здесь кроме Майцзишань (с находящимися вблизи историческими объектами и природным ландшафтом вокруг нее), находится еще три туристические зоны (scenic spots), так же включающие исторические и ландшафтные достопримечательности.
Все соединено между собой прекрасными дорогами, тропами для трекинга и имеет соответствующую инфраструктуру.
На фото: весенний вид с запада, внизу видна дорога ведущая к месту.
Скальный утес Майцзишань простирается с юго-запада на юго-востока. Его фронтальная плоскость неравномерна по высоте и имеет слегка закругленную (92°) форму.
На ней на высоте до 50 м высечены соединенные между собой мостиками и лестницами ниши и неглубокие пещеры, в которых расположены глиняные и каменные буддистские скульптуры, фрески, стелы и пр.
Центральная (обращенная к югу) часть утеса была разрушена землетрясением в 8-ом веке и после этого на ней ничего не сооружалось.
По этой причине «застройка» утеса неравномерная: он условно делится на юго-западную и юго-восточную части, между которыми находится грибовидный «пробел» и которые соединены между собой двумя переходами: на высоте около 50 м и около земли.
Всего в Майцзишань числится 191 пещера и ниша: с 1 по 50 – на юго-восточной части и с 51 по 191 – юго-западной.
Часто в описаниях восток и запад перепутаны – тут источником ошибки скорее всего служит статья в англоязычной Википедии в остальном, кстати, очень хорошая и толковая.
Вход для туристов расположен с юго-восточной стороны. Маршрут подразумевает прогулку с «набором высоты» по юго-восточной части, переход по самому верхнему мостику на юго-западную часть (с преодолением лаза в выступе-ребре в начале перехода) и спуск зигзагом по мостикам-лесенкам к выходу из юго-западной части.
Наиболее зрелищными достопримечательностями являются две гигантские буддистские триады: N 13 на юго-восточной секции и N 98 – на юго-западной.
Довольно приличная часть комплекса закрыта для осмотра: калитки с замками и охранники.
Многие ниши и пещеры, как и везде, закрыты мелкой пыльной сеткой, так что разглядеть, а тем более сфотографировать что-либо довольно сложно.
Скала, на которой расположены неглубокие пещеры и ниши Майцзишань сложена из слоистой и зернистой горной породы, в основном розоватого цвета («багрянистый и краснокирпичный конгломерат, c вкраплениями тонких слоев песчаника и аргиллита, слабо связанных красной глиной, содержащей кальций и железо»), непригодной даже для создания неглубоких барельефов, поэтому практически все скульптуры Майцзишань изготовлены из необожженной глины. Каменных изображений, привезенных из других мест дарителями, наверно не наберется и десяток.
Сырая глина, специальным образом подготовленная, обработанная и покрытая краской – на удивление долговечный материал, но не настолько, чтобы веками противостоять морозам, дождям и ветрам на открытом пространстве.
Поэтому, хотя история Майцзишань охватывает период 12-ти династий (с 5-го по 19-ый век) и большинство изображений датированы и отнесены к конкретному историческому периоду, все статуи и барельефы в последующие эпохи подвергались периодической реконструкции, ремонту, дополнению и обновлению, при этом в них привносились новые элементы в соответствии с текущим художественным стилем и религиозными предпочтениями.
В целом заметна сильная «китаизация» всех образов, росписей и композиций в целом, хотя некоторые из них датируются периодами от династии Тан и ранее.
Наверно единственными персонажами, «индийские» черты которых подчеркнуто сохранялись в течении многих веков, правда иногда приобретая довольно гротескный вид, являются ученики Будды Гаутамы Ананда и Кашьяпа, традиционно располагающиеся слева и справа от Будды (между ним и соответствующим бодхисатвой).
Практически в первозданном виде так же были сохранены и статуи грозных дварапал, находящихся у начала и конца композиции N 04 (хотя их одеяние явно относится к более позднему периоду).
На скале
1. Начало
2. Ниша N 013
Большинство источников определяет эту изображение как триаду Будды будушего Майтреи. Есть и иное мнение: что это – триада Будды Шакьямуни (Манджушри – Шакьямуни – Самантабхадра).
Учитывая, что эти статуи были практически заново созданы в период династии Мин наверное все-таки правильнее было бы предполагать, что это триада Майтреи.
Высота центрального Будды составляет около 16 м, высота бодхисатв – около 13 м.
***
3. N09 – «Средний павильон семи Будд»
Это сооружение представляет собой крытую галерею из семи ниш, в которых расположены группы, состоящие из Будды и двух учеников или бодхисатв. Всего здесь находится 19 скульптур и 60 кв.м настенных росписей.
«Средний павильон семи Будд» является одним из ранних сооружений Майцзишаня: он датируется 6-ым веком (Династия Чжоу), но неоднократно реконструировался и обновлялся вплоть до династии Цин.
На фотографии слева внизу: Будда Гаутама (в центре) и его главные ученики Ананда (слева) и Кашьяпа ( с красным лицом, справа).
4. N03 – «Коридор тысячи Будд»
«Коридор тысячи Будд» – это 36-тиметровый переход под скальным козырьком к самой большой композиции Майцзишаня: «Верхнему павильону семи Будд» (N 04).
На стене «коридора» в два ряда находятся 297 барельефов с изображениями Будд высотой примерно 0.9 м.
Ниже между мостиком «коридора» и крышей «Среднего павильона семи Будд» расположены в пять рядов небольшие повторяющиеся изображения Будды (традиционный мотив « тысячи будд») – их хорошо видно на фотографии общего плана.