♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Баодиншань (Baodingshan rock carvings)

shus 2011

Чунцин (Chongqing)

<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая

Общее описание

То, что называют обобщающим термином «Баодиншань», является группой историко-культурных объектов,  расположенных около горы Баодиншань вблизи городка Баодин на расстоянии примерно 15-ти километров от Дацзу.




Главным среди них является комплекс сооружений буддистского монастыря Шэншоу (Shengshou Si), в состав которого входят задание самого монастыря, два скальных скульптурных комплекса: Сяфовань и Дафовань, а также несколько других объектов.

Монастырь не сохранился в первозданном виде: в течении 13-17-го веков его дважды сжигали во время войн и дважды восстанавливали (последний раз – уже во время династии Цин).

Справа и к северо-востоку от монастыря находится Сяфовань (Xiaofowan) – сравнительно небольшое святилище, обращенное входом на север.

Сяфовань сооружен на каменной террасе, его размеры: 2.3 м высотой, 16.5 м в шириной и 8 м глубиной. Стены и помещения построены из каменных блоков, на которых и высечены скальные скульптуры (современная нумерация от 1 до 9).

Самой известной из них является трехъярусная «Пагода Дхармакая Сутры» («Pagoda of Dharmakaya Sutra») высотой 7.9 м.

В период, когда Шэншоу был центром тантрического буддизма в Сычуни, Сяфовань являлся «внутренним» сооружением монастыря, т.е. предназначенным для религиозных практик посвященных.

По левую руку к северо-западу от монастыря находится Дафовань (Dafowan) – самый знаменитый комплекс скальной скульптуры, являющийся символом Дацзу.

В отличии от Сяфованя он сразу проектировался и создавался для массового посещения местными верующими и пилигримами.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

Дафовань расположен в протянувшейся с запада на восток узкой U-образной зеленой ложбине, обрамленной скальными обрывами. Его длина – около 500 м, ширина – около 30 м и высота скал – от 3-х до 15-ти метров.

Вход в комплекс – с южной стороны (со стороны монастыря).

Среди буддистских скальных и пещерных комплексов Китая Дафовань является действительно уникальным сооружением:

В отличии от других комплексов, отдельные пещеры и скальные ниши которых сооружались последовательно в течении веков по заказу царственных особ, знати и простых дарителей, Дафовань был создан в период с 1174 по 1252 г.г. по единому проекту и под руководством одного человека – буддистского монаха местной тантрической школы Чжао Чжифэна (Zhao Zhifeng ).

Его целью было создание огромного наглядного пособия в камне, которое было бы проникнуто идеей сосуществования различных этических учений и религий в одном обществе и государстве. Оно должно было демонстрировать единство принципов буддизма и конфуцианства, а так же пропагандировать одну из главных идей Махаяны состоящую в том, что при единой цели путей и способов достичь просветления множество ( см. статью Е. А. Торчинова о  «китаизации буддизма»).

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

Схема расположения и описание скульптурных композиций Дафованя

В составе комплекса скальной скульптуры Дафовань обычно выделяют от 30-ти до 32-х скульптурных композиций, среди которых как заполненные скульптурами пещеры и огромные ниши, так и отдельные небольшие скульптурные группы или барельефы.

К композициям, которые иногда выделяют, а иногда нет, относятся: «Рождение Шакьямуни» (здесь N11а) и «Видьяраджи» (здесь N 22). Так же часто (видимо из-за незначительности) не упоминаются статуи N 31.

Стандартных названий для композиций Дафованя похоже нет: у разных источников они звучат по-разному (вероятно это особенности перевода с китайского языка).

Некоторые из них носят название сутр, по сюжетам которых они созданы. Расположенных близ них названия и описания на каменных плитах большой ясности тоже не вносят.

Ниже приводятся названия на русском языке, которые, как мне кажется, максимально приближены по смыслу к содержанию композиции.

В настоящее время началом осмотра комплекса являются композиции N 25-27, которые расположены внизу лестницы, ведущей от входа на территорию Дафованя.

По проекту же Чжао Чжифэна входом являлась неширокая крутая лестница, спускающаяся к скульптуре тигра (N 1), но в настоящее время калитка на верху лестницы постоянно закрыта.

Обход комплекса сделан нетрадиционно для буддистских сооружений – против часовой стрелки. Трудно сказать с чем это связано, но скорее всего – с особенностями рельефа.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

N 1 – Крадущийся тигр

N 2 – Девять дхармапал

N 3 – Колесо Сансары

N 3a – Кот и мышь

N 4 – Павильон великих драгоценностей

N 5 – Три главных божества школы Хуаянь

N 6 – Ступа драгоценных реликвий

N 7 – Убежище Вайрочаны

N 8 – Тысячерукая Гуаньинь (Авалокитешвара)

N 9 и N 10

N 11 – Паринирвана Шакьямуни

N 11а – Рождение Шакьямуни

N 12 – Омовение Шакьямунии нагами

N 13 – Махамаюри

N 14 – Священная земля Вайрочаны

N 15 – Сутра Родительской Любви

N 16 – Духи ветра, грома и молнии

N 17 – Сыновья почтительность Шакьямуни

N 18 – Чистая земля Западного Рая

N 19 – Обуздание пороков шести чувств

N 20 – Китайские буддистские ады Ди юй

N 21 – Десять аскетических подвигов  Лю Бэньцзуня

N 22 – Десять Видьяраджа

N 23-25 – Даосские божества

N 26 – Стелла

N 27 – Лю Бэньцзунь просветленный

N 28 – Рычащий лев

N29 – Пещера полного просветления

N 30 – Притча о пастухах и буйволах

N 31 – Две женщины-личчави

Религиозная классификация композиций Дафованя выглядит примерно так:

1. «Общебуддистские» сюжеты – NN 3, 6, 9, 10, 11, 11а, 12, 28, 31.

2. Эклетические формы с элементами конфуцианства – NN 15, 17

3. «Локализованные» буддистские божества – NN 2, 8, 13, 20

4. Культ основателя тантрической школы буддизма в Сычуне  Лю Бэньцзуня – NN 21, 27

5. Тантрический буддизм – NN 4, 14, 7, 22

6. Буддистская школа Хуаянь – NN 5, 14

7. Буддистская школа Чистой Земли (амидаизм) – N 18

8. Чань-буддизм – NN 19, 29(?), 30

9. Даосизм – NN 23-25

10. Местные верования – N 16

N 1 – «Крадущийся тигр»

Фигура готового к прыжку тигра с разинутой пастью расположена в конце лестницы, по которой посетители попадали в Дафовань, как раз на повороте в комплекс (в правом нижнем углу фотографии видны ступеньки лестницы, спускающейся от входа).

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

Она символизирует опасности, которые подстерегают человека на пути его духовного самосовершенствования и предваряет последующие сцены, которые разъясняют как этого избежать.

N 2 – «Девять Дхармапал»

Сразу после спуска с лестницы направо расположена групповая скульптура N 2 «Девять Дхармапал».

Девять Дхармапал (Защитников Дхармы) призваны охранять буддийское учение в целом и каждого верующего-буддиста в отдельности. Свирепые вооруженные божества должны вселить в верующего уверенность, что он находится под могучей защитой.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

Каноническое количество дхармапал – восемь, но самом деле их количество и состав довольно расплывчаты – в разные времена и в разных местностях к ним относили разнообразные местные божества, «принявшие» буддизм и вставшие на путь его защиты.

Все дхармапалы вооружены различными предметами, из которых лучше всех сохранились меч и веер.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan) Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

Сразу за рядом дхармапал находятся две фигуры (судя по сюжету – слуги) с человеческим телом и головами животных. Это кармический мотив: перевоплощение людей в животных в соответствии с их поступками в прошлой жизни.

N 3 – «Колесо Сансары»

Колесо Сансары (перерождения) иллюстрирует доктрину кармы: бесконечный цикл перевоплощения в более высокие или более низкие формы жизни согласно прошлым деяниям.

Колесо Сансары держит в пасти, обхватив руками, демон Мара, который символизирует земное существование (тот самый Мара, который искушал Будду Гаутаму, отвлекая его от духовных практик земными соблазнами).

Слева и справа Колесо поддерживается фигурами – символами человеческих страстей. Слева – жадность (фигура чиновника) и  зло (фигура солдата, его лицо так же в верхнем правом углу), справа – глупость (фигура обезьяны) и похоть (фигура женщины). Очень интересно некитайское лицо солдата в противовес ханьскому образу чиновника – зло олицетворяет носитель другой культуры.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

Шесть лучей, исходящие из фигуры в центре колеса (это или Будда, или сам Чжао Чжифэн) символизируют просветление, которое позволяет выйти из вечного цикла перерождений).

Лучи делят внутреннее кольцо на традиционные шесть миров возможных перерождений.

Сверху вниз по часовой стрелке во внутреннем кольце расположены следующие миры (цифры показывают иерархию миров): (1) – Мир богов (девалока), (3) – Мир людей, (5) – Мир претов (голодных призраков), (6) – Мир обитателей адов (нараков), (4) – Мир животных и (2)- Мир асуров.

Среднее кольцо иллюстрирует цепь причин, называемых «связи зависимого происхождения»: невежество, болезнь, смерть, старость, желание, и т.д.

Внешнее кольцо иллюстрирует различные виды перевоплощений.

N 3a – «Кот и мышь»

Очаровательная картинка из мирской жизни, скорее всего – иллюстрация какой-то притчи.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

По-моему никто не знает причину ее появления здесь. Расположена слева и ниже Колеса Сансары.

N 4 – «Павильон великих драгоценностей»

Три фигуры медитируют в бамбуковой роще и в результате этого позади них появляется «Павильон великих драгоценностей» (возможно: «Украшенный драгоценными камнями Павильон»).

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

Фигуры идентифицируют как Чжао Чжифэна с двумя учениками или как его же, но в трех разных возрастах

N 5 – «Три главных божества школы Хуаянь»

Ниша , в которой расположена эта композиция, имеет 15.5 м в ширину, 8.2 м в высоту и 2 м в глубину и содержит 119 различных изображений.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

В центре расположены гигантские 7-миметровые статуи священной триады школы Хуаянь: в центре находится Будда Вайрочана – высший Будда среди пяти дхьяни-Будд, по правую руку от него – бодхисатва мудрости Манджушри, а по левую – бодхисатва Самантабхадра (Samantabhadra), покровитель изучающих буддийское учение.

Каменная пагода в руках бодхисатвы Манджушри весит около 500 кг.

Хуаянь (Цветочная гирлянда) – одна из ранних школ китайского буддизма, была так же распространена в Японии под названием Кэгон. Получила развитие в период династии Тан и как самостоятельная традиция пришла в упадок к концу 9-го века.

В Китае и Японии в настоящее время осталось по одному монастырю этой школы, при чем в Японии – это знаменитый Тодай-дзи.

Хуаяньская философия входит в качестве теоретической основы в Чань-буддизм.

N 6 – «Ступа драгоценных реликвий»

Это четырехъярусная ступа с фигурами Будды Шакьямуни, вырезанными  на каждом уровне.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

Она является символическим напоминанием о событии, имеющим в каноне название «Деление Реликвий» (разделение останков Будды после кремирования на восемь частей и закладка их в реликварии восьми воздвигнутых для этого ступ).

N 7 – «Убежище Вайрочаны»

Пропустил при осмотре, теперь нигде не могу найти описания – обычно это говорит о том, что это нечто не очень значительное.

N 8 – «Тысячерукая Гуаньинь (Авалокитешвара)»

Это наверное самая впечатляющая скульптура Дафованя.

Любимая всеми китайцами Гуаньинь (бодхисатва милосердия Авалокитешвара в женском обличье) изображена здесь в одном из своих самых популярных образов: тысячерукой богини.

Тысяча рук, на ладони каждой из которых находится глаз, символизируют возможность Гуаньинь видеть страдания и беды каждого живого существа и ее способность спасать разумные существа этого мира где бы то ни было.

Высота статуи – 7.2 м., ширина – 12.5 м., фактическое количество рук (подсчитано учеными) – 1007.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

China Int. Press

Во время нашего визита это чудо китайской буддистской скульптуры было на ремонте. Такое случается не так уж и редко: на исторических объектах постоянно идут ремонты. Но все равно было обидно.

N 9 и N10

Довольно плохо сохранившиеся барельефы с не очень понятным для меня содержанием.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

Найти описание не удалось, с названиями тоже проблема.

Все что я нашел это (без перевода):

N9 – «Manifested Wall City»

N10 – «Story of Suffering from Birth, aging, sickness and death of Budda» (это из заявки на включение Дацзу в список ВН ЮНЕСКО) и другое название «Men and Devas».

N 11 – «Паринирвана Шакьямуни»

Статуя лежащего Будды Гаутамы длиной 31 м занимает всю восточную часть Дафованя.

Это довольно нестандартное, если не уникальное изображение лежащего Будды.

Желание создать главную статую комплекса грандиозного размера и ограниченные по размеру возможности скального утеса привели к необычному решению: высечь неполную статую, как по длине, так и по высоте.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

У лежащего Будды таким образом отсутствует не только нижняя часть тела (приблизительно в районе колен), но так же уменьшено примерно наполовину левое плечо, а правое плечо и рука полностью отсутствует.

Ниша с изображением родственников Гаутамы над лежащей фигурой отражает одну из главных идей Давофаня: показать на примере Будды, что традиционные китайские семейные ценности присущи так же и буддизму.

Полная расчетная длина статуи вероятно составляет  42-44 м, что сопоставимо с крупнейшими аналогами в Юго-Восточной Азии.

Для справки: существует определенный канон изображения уходящего в паринирвану Будды Гаутама, т.н. «поза льва»: на правом боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль тела, головой к северу, лицом на запад.

Правило «лицом на запад» в пещерных и скальных сооружениях часто не соблюдается, т.к. положение скульптуры полностью зависит от ориентации местонахождения.

Другое новаторство относится уже к персонажам, находящимся перед статуей Будды: они изображены в виде бюстов и таким образом вся композиция должна была бы выглядеть довольно гармонично, как будто из большой картины по рамке вырезали крупный план.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

Но здесь очень хорошо заметна серьезная неувязка, которая нарушает вся гармонию восприятия: воображаемая длина правого плеча статуи больше длины нижней половины тела находящихся перед ней фигур при том, что Будда еще должен возлежать на невысоком ложе.

Рядом с гигантской головй Будды напротив его глаз находится бюст Чжао Чжифэна (на фото слева) и рядом – бюст Лю Бэньцзуня (на фото справа).

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

Как уже говорилось выше, буддистский монах Чжао Чжифэн был создателем Баодиншаня, а патриарх тантрического буддизма в Сычуани Лю Бэньцзунь – его духовным предшественником. В жизни их разделял 300-летний промежуток, но здесь они показаны вместе, возможно этим Чжао хотел подчеркнуть линию преемственности его тантрической школы от Лю Бэньцзуня.

Чжао Чжифэн явно претендовал на статус или уже просветленного или готового переродиться в высшее существо: его бюст находится во главе группы последователей Будды и даже перед Лю Бэньцзунем. Кроме этого он придал себе некоторое сходство с Буддой (завитки волос по часовой стрелке и урна между глаз).

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan) Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

Далее в ряд после Лю Бэньцзунь и до конца статуи расположены бюсты восьми бодхисатв, а так же фигуры неизвестных мне светских и религиозных персонажей.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan) Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

В голове и ногах статуи лежащего Будды находятся фигуры двух стражника с нахмуренными и строгими лицами: у головы – страж в образе чиновника, в ногах – в образе бодхисатвы.

N 11а – «Рождение Шакьямуни»

Эта небольшая по размеру композиция расположена слева от стражника, находящегося возле головы лежащего Будды.

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

Она довольно сильно отличается от традиций буддистской иконографии в изображении  сцены рождения Будды.

Видимо из уважения к китайским нормам общественной морали царица Майя, изображенная в виде бодхисатвы, держится за ветку не высоко поднятой рукой, а на уровне пояса.

Неизвестно так же, почему Гаутама изображен таким большим и полупогруженным (или на коленях).

Традиционно мать Будды царица Майя (Махамайя) изображается полногрудой красавицей с тонкой талией, которая слегка изогнувшись держится за ветку дерева сал высоко поднятой правой рукой. Дерево обычно находится на правом обрезе сцены и ее ветка тянется по верху сцены над головой царицы Майи. Слева от нее стоят только что родившийся Гаутама (ростом примерно ей до колена) и пришедшие почтить его боги.

N 12 – «Омовение Шакьямунии нагами»

Эта угловая композиция является примером влияния искусства Юго-Восточной Азии, где мотив нагов в буддистском искусстве является очень распространенным .

Поток воды, омывающий родившегося Гаутаму, исходит изо рта царя нагов, куда он попадал из пруда, находившегося выше по склону (рядом с монастырем).

Дацзу-Баодиншань (Dazu-Baodingshan)

shus

Справа на фотографии видна сцена «Рождение Шакьямуни». 

Pages: 1 2

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E")); Web Analytics