·······································

Пещерные буддистские храмы Сянтаншаня (Xiangtangshan Grottoes)

Южная группа пещер

Подъехали к лестнице, ведущей на платформу перед монастырем, в котором находятся Южные пещеры  в 12:50. Расстояние от Северных пещер – 23 км, всего от начала поездки – 44 км (по индикации на счетчике).

Супруга не захотела смотреть эту древность и я оправился к Южным пещерам один.

Примерно посередине широкой и длинной площадки находится вход в монастырь с тикет-офисом  (см. фото ниже). Цена входного билета – 15ю.

Сянтаншань (Xiangtangshan

shus

Слева виднеется старинная пагода сунского периода, а справа – еще какие-то строения и сооружения (см. фото ниже).

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

За входом располагается внутренний дворик с двумя круглыми проемами в противоположных стенах. К Южным пещерам ведет левый (см. левое фото ниже).

Здесь в обращенном к югу невысоком скальном обрыве находится 7 пещер, расположенных в два яруса и пронумерованных справа налево: две в нижнем (NN 1-2) и пять в верхнем (NN 3-7) (см. правое фото ниже). Первые пещерные храмы здесь были высечены в 565-ом году, а последние – в период династии Суй (581-618 г.г.).

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Две нижние пещеры имеют традиционную компоновку, заимствованную у индийских пещерных  храмов: дворик, ограниченный по бокам скальными стенкам; фасадная стена (в данном  случае без веранды и вестибюля) с входным проемом и расположенными наверху окнами, а также венчающая фасад имитация некого купола.

На фото ниже: справа – Пещера N1, слева – Пещера N2.

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Пещера N1

Вход в Пещеру N1 украшают две колоны, обвитые драконами, а над соединяющей их аркой расположена ниша с барельефом Будды. Справа и слева от нее находятся два окна, а под ними – две ниши, ныне пустые (очевидно, в них находились стелы с текстами сутр).

На боковых стенках  высечено с десяток небольших барельефов с изображениями будд и бодхисатв. Некоторые из них сохранились достаточно неплохо, но все покрыты густым слоем пыли.

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Справа от входа в углу к стене прислонена скульптура, которая, вероятно, изображает монаха (судя по горшку для подаяний в левой руке). Она не очень похожа на находящиеся внутри пещеры скульптуры и, вполне возможно, является  более поздним творением.

Сянтаншань (Xiangtangshan

shus

Простенок дверного проема украшен неплохо сохранившимися растительным орнаментом (см. фото ниже).

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Внутри пещеры на передней части центральной колонны в главной нише расположена скульптурная группа в составе сидящего на лотосовом троне Будды (вероятно Амитабхи) и его учеников (они расположены у стены, это оригинальные фигуры, у правого в руках бутон лотоса) и двух бодхисатв (слева от Будды, это современные глиняные фигуры) (см. левое фото ниже). За спиной Будды находится резной ореол, справа и слева от которого расположены изображения летящих божеств. Над главной нишей расположен барельеф, с изображением собрания Будд и бодхисатв. Еще один барельеф, на котором изображена Чистая земля (Сукхавати) Будды Амитабхи, находится на внутренней стене над дверным проемом.

Обращает на себя внимание совершенно нехарактерная для буддизма мудра (жест) правой руки Будды. Она сложена так, чтобы в нее было удобно вставлять подносимые образу цветы.

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

На верхней части стен и остальных сторонах колонны находятся небольшие ниши со скульптурными образами Будды, а на нижней части – несколько барельефов и выдержки из «Аватамсака-сутры» (на правой стене текст отсутствует, вероятно работы в пещере по каким-то причинам не были закончены).

На левом фото ниже: под нишами с образами будд можно рассмотреть иероглифический текст (часть «Аватамсака-сутры»).

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Пещера N2

Передняя часть Пещеры N2 была повреждена в первой половине 20-го века похитителями художественных ценностей, когда они вырубали скульптуры из фасадной стены, и восстановлена по историческим фотографиям уже в наше время. Впоследствии утраченные скульптуры были замещена глиняными копиями, но в период культурной революции это пещерный храм был попросту разгромлен (часть центральной колонны и оставшиеся скульптуры были уничтожены с использованием взрывчатки) и использовался в качестве хозяйственного помещения.

Пещера N2 во многом аналогична Пещере N1. Здесь также имеет небольшой внешний дворик, ограниченный по бокам скальными стенками с остатками барельефов, а справа и слева от ее входного проема располагаются две стелы с текстами буддистских сутр, над которыми находятся такие же, как и у Пещеры N1, окна.

Сянтаншань (Xiangtangshan

shus

На фото ниже: остатки барельефов на левой стенке дворика.

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Простенок входного проема здесь также украшен растительным орнаментом (левое фото ниже), а левом в углу фронтальной стенки находится группа мелких барельефов, вырезанных на боковой стенке и пилястре (правое фото ниже) .

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

На фото ниже: правая стела с текстом буддистской сутры.

Сянтаншань (Xiangtangshan

shus

Во внутреннем помещении по центру располагается сильно поврежденная массивная колона с остатками росписей. Полагают, что во фронтальной нише этой колонны находилась скульптурная композиция подобная той, что мы можем видеть в Пещере N1.

Сянтаншань (Xiangtangshan

shus

Расположенные на боковых и задней стене ниши для статуй и барельефов пусты, сохранились лишь единичные мелкие элементы барельефов (см. фото ниже). Скульптуры и стелы, которые видны на фото,  являются современными.

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Справа и слева от Пещер N1 и N2 находятся лестницы, ведущие на верхний ярус к Пещерам NN 3-7.

На фото ниже: вид с правой лестницы на Пещеры N1 и N2.

Сянтаншань (Xiangtangshan

shus

На верхнем ярусе в ряд расположены Пещеры NN 3-7 (см. фото ниже). Крайняя правая на фото – это Пещера N3. За ней в ряд расположены Пещеры NN 4-6, когда-то имевшие общий входной вестибюль, от которого сохранился только ряд выемок в каменном полу, предназначенных для установки деревянных стоек. Пещера N7 располагается немного особняком, за каменным выступом, который виден  у левого обреза фотографии.

Сянтаншань (Xiangtangshan

shus

Пещера N3

В своем изначальном состоянии этот пещерный храм наверняка выглядел впечатляюще: просторный дворик, стены которого покрыты нишами со статуями и барельефами; небольшая веранда с резными пилястрами и каменным козырьком, имитирующем деревянные конструкции и черепицу; передняя стена, также покрытая небольшими барельефами, с входным проемом, украшенным каменной резьбой, а также венчающий пещеру декорированный каменный купол в форме ступы.

В настоящее время все вышеперечисленное великолепие находится в полуразрушенном состоянии, да еще и покрыто густым слоем пыли (это беда всего пещерного комплекса).

На фото ниже: дворик и фронтальная стена Пещеры N3.

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Во внутреннем помещение этой пещеры мало что уцелело и можно сказать, что оно практически пустое. Сохранились только пьедесталы, расположенные у трех стен и несколько мелких барельефов. 

Не вполне традиционно выглядит центральный пьедестал, на котором изображен священный гусь хамса (hamsa) (см. фото ниже). А находящаяся на пьедестале статуя сидящего Будды, скорее всего, не относится к этой пещере.

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Пещера N4

В этой пещере сохранились только остатки небольших барельефов. обрамляющих входной проход (см. фото ниже), а внутреннее помещение полностью пусто (то, что не было украдено грабителями, было уничтожено во времена культурной революции при подготовке использования пещеры в качестве хозяйственного помещения). На стенах сохранились отдельные барельефы и фрагмент «Сутры Лотоса» (из гл. 25, посвященной Авалокитешваре/Гуаньинь).

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Пещера N5

Когда-то вход в пещеру N5 по бокам обрамляла пара пилястров, опирающихся на фигуры львов, но от них остались только плохо различимые контуры. Между ними над входным проемом располагается резная арка с барельефом в виде цветочного орнамента, которая находится в хорошем состоянии. Также хорошо сохранился цветочный орнамент, украшающий боковые и верхнюю часть простенка входного проема (см. фото ниже).

Сянтаншань (Xiangtangshan

shus

Внутри пещера на задней и боковых стенах расположены три ниши, в которых уцелели только статуи Будд (без голов и рук, но в целом не очень сильно поврежденные). Слева и справа от каждого из Будд находились фигуры бодхисатв, но сейчас об этом напоминают только следы ореолов на стене и остатки небольших лотосовых постаментов на полу.

В целом в пещере в разной степени сохранились практически все барельефы: как над нишами с Буддами, так и на общем постаменте, на котором располагаются троны Будд. Среди них наиболее примечательными являются сцена Махапринирваны Будды, находящаяся над входным проемом, а также раскрашенный барельеф на потолке с изображением лотоса в окружении парящих небесных божеств и барельеф с  лотосом и цветами на полу.

На фото ниже: фигура Будды на лотосовом троне в нише у задней стены. 

Сянтаншань (Xiangtangshan

shus

На фото ниже: слева – фигура будущего Будды Майтрейи в нише у левой стены, у нижнего обреза фото видны барельефы на постаменте; справа – фигура Будды в нише у правой стены.

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

На фото ниже: слева – барельеф на потолке, справа – барельеф на полу.

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Пещера N6

Стены ниши, в которой находится вход в Пещеру N6, и простенок входного проема украшены небольшими, неплохо сохранившимися барельефами с изображениями будд и бохисатв (см. фото ниже).

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Помимо барельефов с левой стороны находится небольшая стела с отчетливым текстом (см. фото ниже).

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Во внутреннем помещении вдоль боковых и задней стен идет сплошной постамент с фризом, состоящим из небольших барельефов буддийской тематики. От находившихся здесь скульптур остались только пьедесталы и отдельные фрагменты на стенах (см. фото ниже).

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

А вот барельефы на пьедестале сохранились довольно неплохо (см. фото ниже).

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Пещера N7

Пещера N7 как снаружи, так и внутри, сохранилась на удивление хорошо, и поэтому она является самым впечатляющим объектом Южной группы.

Следует отметить, что наружная и внутренняя часть этой пещеры, а также практически все находящиеся в ней скульптуры высечены из единого монолита (в остальных пещерах статуи будд и бодхисатв в основном изготовлены отдельно). Возможно, что это является одной из причин хорошей сохранности этой пещеры.

Сянтаншань (Xiangtangshan

shus

Перед входом в пещеру находится неглубокая веранда, высеченный с использованием имитации деревянной архитектуры: с «деревянными» стропилами, на которые уложена «черепичная» крыша, и с традиционными китайскими консолями «опирающимися» на горизонтальную балку, «поддерживаемую» двумя колоннами и двумя пилястрами. Всю эту конструкцию венчает куполообразная крыша. Помимо входного проема на фронтальной стене справа и слева находятся две неглубокие ниши с фигурами традиционных охранителей (см. левое фото ниже).

Над входным проемом располагается резной фронтон с изображением сосуда для сжигания благовоний и летящих среди стилизованных облаков небесных божеств. Выше, сразу над крышей веранды, находится изображение Гаруды, а над ним – священный камень исполнения желаний чинтамани (см. правое фото ниже) .

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Подпирающие крышу веранды восьмиугольные колонны опираются на плохо сохранившихся каменных львов (см. фото ниже).

Входной проем украшен прекрасно сохранившимся цветочным орнаментом (см. правое фото ниже).

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Справа и слева от входного проема в неглубоких нишах находятся две мускулистые фигуры традиционных охранителей – ваджрапанибалинов (vajrapanibalin, кит. jingang lishi) (см. фото ниже).

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Во внутреннем помещении пещеры вдоль боковых и задней стены на невысоких сплошных постаментах располагаются традиционные скульптурные группы, состоящие из пяти персонажей: Будда на троне, два ученика (у задней стены) и два бодхисатвы (по бокам). Каждая ниша украшена верхним фризом с мотивом «тысячи будд» и нижним фризом с чередованием небольших барельефов с буддийской тематикой и изображением местных божеств. На задней стене ниш позади изображения Будд и голов его свиты находятся резные раскрашенные ореолы, а свободное пространство заполнено мотивом «тысячи будд». Скульптуры в целом сохранились хорошо, за исключением того, что ни у одной из них нет головы. Мотивом «тысячи будд» также полностью покрыта передняя стена пещерного помещения.

Скорее всего, здесь находятся изображения трех Будд со свитой (такая же композиция встречается и в других пещерах): по центру – Амитабха, слева – Шакьямуни, а справа – Майтрейя.

На фото ниже: ниша задней стены.

Сянтаншань (Xiangtangshan

shus

На фото ниже: слева – левый угол пещеры, справа – левая ниша.

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

На фото ниже: слева – правый угол пещеры, справа – правая ниша.

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

Впечатляет прекрасная композиция и яркие краски барельефа, расположенного на потолке этой пещеры, который обрамлен фризом с мотивом тысячи будд и лотосовым орнаментом (тут явно потрудились реставраторы, очистившие потолок от многовековой копоти).

В центре потолка изображен лотос, а вокруг него – хоровод из восьми небесных музыкантов (в их руках можно рассмотреть флейту, свирель, цитру и пипу) (см. фото ниже). 

Сянтаншань (Xiangtangshan

shus

***

Сянтаншань (Xiangtangshan Сянтаншань (Xiangtangshan

***

Спустился вниз к такси, где меня ожидала супруга. Минут за пять-семь доехали до остановки N805, погрузились в автобус и он сразу же тронулся в путь. Доехали до автостанции Ханьданя также ровно за час. Минут за 25 дошли пешком до отеля и уже в 14:50 были в номере. Вся поездка заняла чуть больше шести часов.

Некоторые цены и временные раскладки:

Автобусные билеты до Фэнфэна – 2х2х8ю

Такси в Фэнфэне до Северных и Южных пещер и обратно – 120ю (по счетчику – 102ю)

Билет в Южные пещеры – 15ю

——————————————————————————–

Вышли из отеля – 8:45

Выехали в Фэнфэн – 9:00

Приехали в Фэнфэн – 10:00

Отправились на такси к Северным пещерам – 10:05

Приехали к Северным пещерам (21 км) – 10:30

Выехали от Северных пещер – 12:20

Приехали к Южным пещерам (44 км) – 12:50

Выехали от Южных пещер – 13:15

Вернулись к остановке N805 (50 км) – 13:20

Выехали в Ханьдань – 13:25

Приехали в Ханьдань – 14:25

Пришли в отель – 14:50

 

<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая

Pages: 1 2

Web Analytics