День второй
С утра плотно позавтракали (яичница, баоцзы с мясом, арбуз и протертый суп) и в 8:50 отправились на автостанцию Бэймень (на карте 1), до которой от нашего отеля 8-10 минут ходу. Купили билеты (последние два места), погрузились в потрепанный местный «пазик» и уже в 9:05 выехали в Чаотянь (Chaotian 朝天), рядом с которым в ущелье Минъюэ находится историческая реконструкция подвесной (планочной) дороги.
Уже с периода Воюющих царств (476-221 г.г. до н.э.) в Китае началось сооружение горных дорог для связи между регионами, расположенными в бассейне рек Вэйхэ (нынешняя провинция Шэньси), и отделенной от них горными хребтами Циньлин (Qing Lin) и Дабашань (Dabashan) страной Шу (Shu, нынешняя Сычуань). Эти дороги, которые назывались «чжаньдао» (что переводится с китайского как «эстакада», «висячий мост» и т.п.), проходили через многочисленные речные ущелья по деревянным настилам, уложенным на горизонтальные деревянные балки, закрепленные в отвесных скальных стенках с помощью пазов и кронштейнов. В англоязычной литературе такие дороги называются «plank road», а вот в русском языке устоявшегося названия для них похоже пока нет, поэтому дальше я их называю «навесные (планочные) дороги».
Со временем «чжаньдао» развились в обширную транспортную сеть, управлявшуюся и содержавшуюся государством, которая получила название «Шудао» (кит. Shudao, англ. Shu Roads) – «дороги в страну Шу» (Сычуань). Навесные дороги «Шудао» использовались еще в начале 20-го века, и только в 20-х годах они начали постепенно вытеснятся современными дорогами с прорубленными в толще гор туннелями и скальными полками.
Автобус до самого Чаотяня все время едет на север вдоль восточного берега реки Цзялинхэ. Уже минут через десять после выезда с автостанции проезжаем мимо своротка к «Утесу тысячи Будд» и минуем одноименный туннель, пробитый через скальный холм немногим выше буддистского пещерного комплекса (Qianfoya tunnel, длина – около 600 м), после которого местная дорога все время идет вплотную к высоченной эстакаде автострады G5 (Пекин-Куньмин). Под эстакадой в некоторых местах кипит стройка, поэтому автобусу иногда приходится замедлять ход и прыгать на рытвинах.
На фото ниже: переход через реку эстакады G5, который расположен в нескольких стах метрах севернее окончания туннеля Цяньфоя.
Недалеко от Чаотяня дорога постепенно начинает забирать вверх и вскоре ныряет в длинный (1300м) туннель Минъюэся (Mingyuexia Tunnel), который проходит через горный кряжик параллельно расположенному ниже речному ущелью Минъюэ (где мы будем уже через полчаса).
Сразу после туннеля дорога довольно резко ныряет вниз и почти сразу же начинается жилая застройка Чаотяня. Буквально через 1.5-2км автобус останавливается на огромном треугольном перекрестке (как оказалось – не доезжая метров 200 до автовокзала) и водитель жестом объясняет – «вам туда»: на противоположную сторону, к началу дороги, уходящей вдаль вдоль берега реки (на юго-запад).
Отправились вдоль указанной водителем автобуса новенькой широкой дороге, украшенной стильными (в китайском понимании) фонарями. Дорога уходила куда-то в далекую даль, но мы особо не волновались, т.к. впереди нас бодро вышагивала парочка молодых китайцев, которые тоже направлялись к ущелью.
На фото ниже: слева – вид на центральную часть города, а справа – на его северную оконечность (дальше начинается еще одно ущелье).
Сколько еще идти стало ясно, когда дошли до перекрестка с коричневым указателем (такие используются для достопримечательностей): «Mingyue Gorge 1000 m» (см. левое фото ниже).
За перекрестком начинается неширокая улочка с жилой застройкой, а также зданиями полиции и пожарной части (см. правое фото ниже).
Наконец-то дошли (в 10:05) до шлагбаума перед въездом на парковку, слева от которой располагается солидное здание туристического центра.
Внутри туристический центр впечатляет, но ничего полезного для нас здесь не нашлось, кроме гигантской карты туристической зоны ущелья, расположенной на стене над информационной стойкой.
Сопровождающий карту текст на английском гласит:
«Ущелье Минъюэ (Mingyue Gorge), являющееся важной частью «Цзяньмень Шудао» – национальной достопримечательности Китая и охраняемой государством исторической территории, а также сердцем провинциального геопарка Чаотянь (Chaotian Geopark), расположено в 1км к югу от города Чаотянь и в 26 км к северу от Гуанъюаня.
Ущелье объединяет в себе 6 видов древних и современных дорог: навесная (планочная) дорога, почтовая дорога, бечевник («бурлацкая тропа»), водный путь, скоростная автострада и железная дорога, и таким образом представляет собой «музей истории китайских дорог», а также является уникальным образцом рукотворного изменения природного ландшафта.
Здешний участок навесной дороги является наиболее типичным и лучше всего сохранившимся среди всех подобных объектов Китая и поэтому он может быть поставлен в ряд с такими выдающимися сооружениями древнего Китая, как Великая стена и Великий канал.
В исторических хрониках «Шудао» упоминаются как «тысяча ли навесных дорог, ведущих в Сычуань». Навесные (планочные) дороги использовали в своих военных экспедициях и циньский правитель Хуэй при захвате государства Шу (нынешняя Сычуань), и полководец государства Шу Чжугэ Лян (Zhuge Liang) во время походов на север. Китайский средневековый поэт Ли Бай отмечал, что «дорога в Сычуань труднее, чем дорога на небеса».
После реконструкции общая длина нынешней навесной дороги составляет 2000 м. Используя сохранившиеся с древних времен пазы и другие опорные элементы, высеченные в камне, реконструированная дорога воспроизводит стили и особенности навесных дорог периодов династий Цинь, Хань и эпохи Троецарствия.
Помимо вышеупомянутого, ущелье Минъюэ также представляет собой «геологический музей горообразовательного пояса западного Китая».»
Тикет-офис находится сразу за краем парковки, а еще чуть дальше него – входной портал с турникетами (см. правое фото ниже). Входные билеты довольно дорогие – 80ю с человека, плюс еще надо отдельно платить 10ю за гольфкар (или ходить пешком).
Сразу за турникетами расположена довольно просторная мощеная площадка, переходящая в широкую пешеходную дорогу, по правой стороне которой метров на двести тянется крытая галерея, а по левой расположен памятник Чжугэ Ляну и ряд навесов с макетами различных устройств, изобретение которых приписывается ему.
Чжуге Лян (Zhuge Liang, второе имя Кунмин (Kongming), 181-234 г.г. н.э.) был государственным деятелем и знаменитым полководцем царства Шу в период Троецарствия. В китайской историографии и популярной литературе он является олицетворением государственной мудрости и стратегических военных талантов. Согласно китайским историческим хроникам, помимо совершения достоверных и легендарных подвигов на государственном и военном поприще, Чжуге Лян также прославился изобретением пороховой мины, небесного фонарика (который до сих пор так и называют «кунмин дэн»), полуавтоматического многозарядного арбалета (чжугэ ну, кит. zhuge nu) и паровых булочек маньтоу. Кроме перечня вполне реальных, используемых в течении многих веков вещей, хроники сообщают еще о двух изобретениях Чжуге Ляна: самодвижущихся деревянных быках и конях (muniuliuma 木牛流馬), предназначенных для доставки провианта и снаряжения войскам. Что на самом деле имели в виду авторы древних трактатов – до сих пор не установлено, но общее мнение склоняется к тому, что скорее всего речь идет о каких-то усовершенствованных тележках.
На фото ниже: слева – скульптурное изображение Чжугэ Ляна, справа – реконструкция (вернее сказать «фантазия на тему») деревянных коня и быка, якобы созданных Чжугэ Ляном.
На фото ниже: вид от памятника Чжугэ Ляна на входной портал с турникетами.
От памятника Чжугэ Ляна дорога идет с небольшим уклоном вверх и метров через 300 приводит к памятному камню (см. левое фото ниже), установленному на верху выдвинутого в сторону реки скального выступа.
Отсюда открывается прекрасный вид на ущелье, а также на верхнюю (вырубленную в скале) и нижнюю (навесную) дороги.
Верхняя дорога предназначена для передвижения гольфкаров, которые перемещают туристов между входными турникетами и Южной пристанью (цена – 10ю) (см. фото ниже).
Есть два основных варианта прохождения подвесной дороги: (1) дойти пешком до Южной пристани, а оттуда вернуться на гольфкаре к турникетам; (2) доехать от турникетов до Южной пристани, а оттуда пройти пешком обратно до входа.
Помимо этого на дороге для гольфкаров находятся еще несколько остановок, к которым можно подняться (или от них спуститься) по лестницам, идущим от подвесной дороги, так что возможны и другие варианты маршрута. Единственно надо помнить, что при малом количестве туристов гольфкары ходят редко, т.к. отправляются с конечных остановок по заполнению.
Немного дальше площадки с памятным камнем располагается Северная пристань с двумя сторожевыми башнями (см. правое фото ниже), к которой ведет лестница и деревянные мостки.
От этого места собственно и начинается пеший маршрут по навесной дороге.
***
На фото ниже: чуть влево от центра – беседка, запечатленная на фото выше.
В стоечно-консольных конструкциях китайцы – непревзойденные мастера (см. фото ниже).
Вдали показался входной портал железнодорожного туннеля, через который мы проезжали вчера утром (см. левое фото ниже).
Как по заказу по открытому участку между туннелями промчался пассажирский поезд (его было слышно издалека, поэтому мы успели приготовит фотоаппараты).
Крытые галереи над навесной дорогой защищают от потоков воды и небольших камнепадов.
***
Уже ближе концу дорога выходит на широкую площадку со сценой, которая на плане обозначена как «Учебный плац» (Military drill ground). Возможно в древности здесь располагался какой-то воинский объект, а сейчас в сезон наверняка проходят театрализованные представления.
Здесь мы передохнули и поразглядывали вывешенные под тентом реконструкции древних доспехов.
От «Учебного плаца» дорога поднимается вверх и огибает скальный выступ, за которым уже находится Южная пристань.
Все, маршрут по навесной планочной дороге закончен – поднимаемся на площадку с небольшим порталом, за которым находится набережная и территория перед музеем.
На фото ниже: в сезон на таких корабликах катают экскурсантов вдоль ущелья.
Прошли мимо музея (на левом фото ниже) и дошли до конца территории комплекса – наглухо закрытых Южных ворот (сразу за ними располагается какая-то фабрика).
В музей дружно решили не идти, по причине отсутствия интереса.
Вернулись обратно к Южной пристани (на фото ниже: у левого края – входной портал, за которым находится конец навесной дороги), а отсюда поднялись к административным зданиям, расположенным на третьем ярусе – около них находится конечная остановка гольфкаров.
На наше счастье гольфкар был на месте и для его отправления не хватало только 2-3-х пассажиров (то есть нас).
Пока ждали водителя, супруга как всегда занялась «дружбой народов». Узнав, что мы «элуосы» народ оживился, на Путина отреагировал с огоньком, но без фанатизма (они говорят как-то типа «Пуцзин»), но зато наперебой начал выкрикивать «Хоркина!» и показывать в лицах свое благоговение перед ней (слава богу, что Хоркина, а то прошлый раз в глухой сычуанской глубинке встретились с фанатами Витаса).
Минут через пять появился водитель и мы отправились в сторону тикет-офиса.
За несколько минут по верхней дороге домчались до входных турникетов, тепло распрощались с попутчиками и отправились к ларьку за жареными сосисками – хорошо нагулялись и нужно было немного подкрепиться.
Примерно в 11:50 отправились в обратный путь в сторону Чаотяня и за 20 минут дошли до перекрестка, где нас 2.5 часа назад высадил автобус. Перешли дорогу и начали расспрашивать местных на предмет остановки автобуса, в результате чего выяснилось, что метрах в 200-ах от перекрестка находится местная автостанция (куда, как оказывается, и уехал высадивший нас автобус).
Примерные расстояния по всему маршруту таковы: от перекрестка до турникетов ~1.8 км; от турникетов до Северной пристани ~300 м; от Северной до Южной пристани по навесной (планочной) дороге ~1.5 км; от перекрестка до автовокзала ~200 м. Общая длина пути «Перекресток-Южная пристань» ~3.6 км, всего пешеходная часть маршрута (туда-обратно за минусом гольфкара) – около 6 км.
На фото ниже: у правого обреза по центру – коричневый указатель и начало дороги к Минъюэ, слева (за пределами фото) – дорога на Гуанъюань, острый конец желтой разметки направлен в сторону автостанции.
Дошли до автостанции, купили билеты и сели в автобус, который практически сразу же и поехал. Примерно в 13:00 приехали в Гуанъюань и уже через десять минут были у себя в номере.
Хорошенько отдохнули и отправились в центральный городской шоппинг-молл «Юнлун» (это метров двести от нашего отеля). В супермаркете, расположенном в подвальном этаже, накупили овощей, фруктов, изюма, хлеба и прекрасного копченого мяса (увидели его первый раз за всю поездку, поэтому решили в едальню сегодня не идти, а поужинать в номере).
После ужина немного прогулялись (надо было купить воды) и уже по сумеркам вернулись в отель. Завтра едем смотреть «Утес тысячи Будд».
День третий
Встали не рано, не торопясь позавтракали (в этом отеле прекрасно кормят на завтрак) и вернулись обратно в номер пережидать дождик (он был несильный и непостоянный, но мы никуда и не торопились).
После одиннадцати дождь вроде бы притих и мы отправились к подножью холма на улицу Шумень Бэйлу (Shumen North Road, см. карту) искать остановку автобуса до Цяньфоя (Утеса тысячи Будд). Остановка нашлась практически сразу, а уже прямо на ней местные нам подсказали, что до Цяньфоя идет автобус N5.
До Цяньфоя примерно 4 км и автобус проходит их минут за 15, так что уже довольно скоро мы сошли на остановке около входа на территорию Утеса тысячи будд.
При посадке в автобус мы попросили водителя подсказать, когда будет наша остановка (показали бумажку с иероглифами), но при подъезде к Цяньфоя водила ее «проспал» и только моя бдительность уберегла нас от поездки через туннель на ту сторону холма.
Кстати, мужик похоже изрядно огорчился такому конфузу перед гостями и когда я протянул ему деньги за проезд, то даже не стал их брать: замахал руками и показал на выход из автобуса.
Довольно слабый, но все-таки неприятный дождик то затихал, то начинался снова, поэтому пришлось таки развернуть зонтики.
Подробно о посещении «Утеса тысячи Будд» здесь: Буддистский пещерный комплекс «Утес тысячи Будд» (Thousand Buddha Cliff Grottoes)
Часам к двум дня вернулись ко входу на территорию Цяньфоя и поднялись на автобусную остановку (она расположена тут же, чуть выше площадки перед входным порталом).
Наши автобусы – N5 (идет вдоль холма по улице Shumen North Rd.) и N7 (сворачивает у моста и идет по набережной, улица Wangjiang Rd.).
На фото справа: плакат с изображением монастыря Хуанцзе и фигуры У Цзэтянь.
Сели в автобус N7, доехали до моста и прошли пешком до автовокзала. Здесь купили билеты на завтра до Наньчуна, взяли такси (6ю) и вернулись в отель.
Ближе к вечеру гуляли по городу и магазинам, затем поужинали в понравившемся «Идяньвэе» (рис уже не брали – слишком сытно, обошлись баоцзы и бульоном).
Не поздно вернулись в отель. Отдыхаем, собираемся – завтра переезд в Наньчун.
***
Утром спокойно собрались, позавтракали и на такси отправились на автовокзал. Автовокзал новый и здесь все как и везде – входной контроль, зал ожидания и проверка билетов перед выходом на перрон.
Автобус – новый большой межгород, так что переезд обещал быть комфортным.
Все гуанъюаньские автобусы с двух сторон украшены вот такой эмблемой: стилизованным изображением мифической птицы фэнхуан («китайского феникса»).
Отправились по расписанию точно в 10:30. Расстояние до Наньчуна составляет примерно 270 км, время в пути – около 3-х часов.
Некоторые цены и временные раскладки (курс = 6.3 руб./ю):
Переезд Тяньшуй – Гуанъюань:
Автобус до ж.д. вокзала Тяньшуй-Майцзы – 2х3ю
Выехали из Тяньшуя в 21:10
Приехали в Гуанъюань в 9:00
Ж.д. билеты – 401ю
Такси в Гуанъюане (ж.д. вокзал-отель) – 5ю
————————————————————
Такси до монастыря Хуанцзе – 5ю
Билеты в монастырь Хуанцзе – 2х50ю
Автобус – 2х2ю
Ужин – 24ю
————————————————————
Поездка в ущелье Минъюэ (навесные дороги):
Выехали с автостанции Бэймэнь в 9:05
Приехали в Чаотянь (перекресток) в 9:45
Дошли до тикет-офиса в 10:05
Пришли к Южной пристани в 11:25
Вернулись к тикет-офису на гольфкаре в 11:40
Отправились пешком к перекрестку в 11:50
Пришли к перекрестку в 12:10
Сели в автобус Чаотянь-Гуанъюань в 12:20
Приехали в Гуанъюань в 13:05
Входные билеты – 2х80ю
Гольфкар – 2х10ю
Автобусные билеты до/от Чаотяня – 2х2х9.5ю
————————————————————
Кукуруза – 4ю
Входные билеты в Цяньфоя (Утес тысячи Будд) – 2х50ю
Автобус от Цяньфоя до города – 2х2ю
Такси автовокзал-отель – 6ю
Ужин – 15ю
Отель – 3х160ю
————————————————————
<<К оглавлению «Китай по околице-2» |
Следующий город (Наньчун)>> |