·······································

Турфан

shus 2014

<<К оглавлению «Китай по околице-2»
Следующий город (Гуачжоу)>>

———————————————

 Turpan, Tulufan 吐鲁番

Google Map

———————————————

Переезд Куча-Корла-Турфан 

Выехали из отеля даже раньше, чем договаривались с вечера: примерно в 7:50.

Из Кучи в Корлу напрямую ведут скоростная автомагистраль G3012 и и идущая практически все время параллельно ей местная автодорога G314. Но наш водитель по какой-то причине (то ли так быстрее, то ли он экономил на толл-пэях) выбрал альтернативный путь: дорогу идущую по пустыне вдоль газопровода.

Road Kucha-Korla-Turpan

Первые километров сто от Кучи мы ехали по G314 – не очень широкой и довольно загруженной. Когда впереди показался тол-гейт, я решил, что сейчас мы выедем на автомагистраль и дальше помчимся с ветерком. Но водитель свернул направо и километров 30-40 мы ехали по на юг по довольно крупному оазису, центром которого является городок Луньтай (Luntai/Bugur).

Как я потом прочитал в новостях, примерно через месяц после нашей поездки (в конце сентября)  Исламский фронт Восточного Туркестана совершил здесь терракт – взрыв в здании местного рынка, при этом погибли два человека. 

Километров через 40 на южной окраине оазиса – поворот на восток, и дальше прямая как стрела автодорога с прекрасным покрытием идет по пустыне вдоль трассы газопровода почти до самой Корлы. 

Где-то недалеко от Луньтая начинаются огромные поля солончаков. На фото через стекло они кажутся серыми, но в реальности они почти белые, как снег (правое фото ниже). Желтый столбик – это граница коридора газопровода.

Kucha-Korla Road Kucha-Korla Road

Изредка мелькают какие-то объекты, относящиеся к газопроводу.

Kucha-Korla Road

shus

Где-то на полпути расположена единственная на всю округу заправка. Здесь же небольшой поселок, какие-то строения (типа промбазы) и традиционный рыночек у дороги. Купили за 5ю симпатичную на вид, но жесткую как пенопласт пресную лепешку, которую с голодухи потихоньку сгрызли уже в автобусе из Корлы в Турфан.

Kucha-Korla Road Kucha-Korla Road

Дальше начинается желтая песчанно-глинстая пустыня с редкими кустами тамарисков, которая тянется почти до самого оазиса Ува (Wuwa), расположенного перед Корлой.

Kucha-Korla Road Kucha-Korla Road

***

Kucha-Korla Road

shus

Постепенно дорога приближается к горам и становятся отчетливо видны отроги Тянь-Шаня.

Поворачиваем на север и через короткое время выезжаем на автостраду G3012.

Kucha-Korla Road Kucha-Korla Road

Отсюда до съезда в Корлу уже около 30 км.

Kucha-Korla Road Kucha-Korla Road

Где-то в 11:30 с севера въехали в Корлу (Korla, Kurla, кит. Kuerle 库尔勒, также пишут  Bayingol, т.к. она является «столицей» Баянгол-Монгольского АО) и с полчаса пробирались по городу до расположенного на восточной окраине города  ж.д. вокзала, прямо на привокзальной площади которого и находится небольшая автостанция.

Наш водила, которому я еще заранее поручил узнать откуда и во сколько отправляются подходящие для нас автобусы, все профилонил и положился на свой замечательный навигатор, поиск которого и привел нас на ж.д. вокзал. На самом деле оттуда отправляются только местные и несколько дальних автобусных маршрутов, а главный автовокзал Корлы расположен на самом севере города, примерно в километре от выездной развязки на G3012 (рядом с тем местом, где мы въехали в Корлу).

Примерно к 12:00 приехали на ж.д. и дали круг вокруг привокзальной площади (она же стоянка автобусов) в поисках касс (почему-то народ направлял нашего нерадивого водилу в разные, но всё не те, места). В конце концов кассы нашлись и располагались они в самом очевидном месте: метрах в ста слева (если стоять лицом к вокзалу) от входного КПП ж.д. вокзала на первом этаже многоэтажного здания.

В кассах нам сказали (жестами и бумажками, естественно), что автобусы до Турфана отсюда отправляются в 19:00 и 20:00 (т.е. в ночь), что нас никак не устраивало.На  вопрос об автобусах до Дахэяня (Daheyan, 大河沿 – ближайшая к Турфану ж.д. станция) был получен ответ: с главного автовокзала в 13:30 и 15:00 (на те, что раньше мы уже опоздали).

 Метнулись обратно к машине и где-то в 12:20 двинулись обратно на северную окраину города к центральному автовокзалу (его название и полный адрес для поиска: Bayingol Passenger Transport Terminal, 75 Beishan Road, Bayingol, Xinjiang, China). Добирались минут сорок – Корла довольно большой город с оживленным движением и долгими светофорами, а расстояние от ж.д. до автовокзала составляет около 8-ми км.

К часу дня мы таки доехали до автовокзала, кое как запарковались и отправились за билетами. Сходу вход и кассы автовокзала найти непросто: они располагается на первом этаже многоэтажного дома в ряду всяких магазинчиков, а выход из них сделан на противоположную сторону дома, за которым собственно и находится площадка с автобусами (кстати такая схема размещения автовокзалов за домами со сквозным проходом через первый этаж  в Китае очень распространена). Очередь в кассы была небольшая и мы быстро купили билеты до Дахэяня на 13:30. На входе в зал ожидания, как и везде в Синьцзяне – строгий контроль через сканер и рамки (у меня даже зачем-то отобрали зажигалку).

Автобус – стандартный комфортабельный межгород, время в пути – шесть часов (с двумя остановками). Отправились вовремя и быстро выехали на автостраду. Дорогая интересная и местами очень красивая. Впечатляет подъем на перевал сразу после Корлы. Здесь находится главная (и по-моему единственная)   историческая достопримечательность Корлы: древняя застава на северной ветки Великого шелкового пути у горного прохода под названием «Железные ворота» (Тэмень гуань, Iron Gate Pass, кит. Tiemen guan) (по-моему ее видно слева по ходу автобуса). Также очень интересен подъем в горы, расположенные перед Турфанской впадиной, и последующий спуск вниз на равнину. Ну и конечно же здорово смотрятся бескрайние поля ветряков, тянущиеся по пустыне вдоль предгорий. 

Примерно 19:40 приехали в Дахэянь. Весь народ выгрузился и двинулся на выход направо в сторону ж.д. вокзала, а мы погрузились в расхлябаный «пазик», уже заполненный местными (очень любопытными и приветливыми) и в 19:50 тронулись в сторону Турфана (Тулуфаня).

Километров десять автобус едет на юг по каким-то задворкам и местной дороге, а затем поворачивает  на восток на хорошую автостраду и уже по ней еще 35 км движется до самого Турфана. На подъезде к городу, километрах в трех от городской черты, сразу за толл-гейтом располагается полицейский пост. Здесь в автобус входит одетый а-ля «антитеррор» полицейский и с помощью сканера (похожего на тот, что используют кондукторы у нас в автобусах) проверяет ID-карты у местных. У нас же внимательно просматривает паспорта (вероятно фото и визы, остальное ему вряд ли понятно). Слава богу, наша идентификация этим и заканчивается, выгружаться и идти на КПП к компьютеру не надо. Проехав еще немного вперед и свернув в город, водитель останавливается у обочины и собирает деньги за проезд (по 11 ю).

Около девяти вечера приехали на автовокзал в Турфане.  Вышли на улицу, сразу же поймали такси (5ю) и в 21:15 уже были в отеле.

При заселении выяснилось, что ресторан на ремонте и включенных в стоимость номера завтраков не будет. Полная тетенька на ресепшене чувствовала себя неудобно и все время извинялась и улыбалась,  но я почему-то довольно злобно расшумелся (наверное с устатка), дело дошло до какого-то менеджера по телефону и в результате нам отель обошелся со скидкой всего за 145ю в день (вместо 190ю, общая экономия – 135ю). 

В отличии от Кучи здесь интернет помаленьку работал (хоть не быстро и не все сайты), и я впервые с момента заезда в Китай отправил несколько смс-ок через бесплатный сервис Билайна и одно письмо с Яндекса.

Немного о Турфане и его достопримечательностях

Город Турфан (Turpan, местные произносят по-китайски – Тулуфань)  находится примерно в 230 км к юго-востоку от Урумчи – столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. Он является административным центром округа (префектуры) Турфан и историческим центром Турфанского оазиса, расположенного вдоль северного края Турфанской впадины – одного из самых низких на Земле (по отношению к уровню моря) участков суши.

Сам город Турфан располагается примерно на уровне моря (центр – около +30 м, южная окраина – около 0 м), а вот раскинувшееся в самом центре Турфанской впадины в 35 км (по прямой) к югу  от города солончаковое озеро Айдынкёль (Ayding Lake, уйг. Aydingkol, кит. Aiding hu) лежит на отметки -154 м относительно уровня моря и занимает почетное четвертое место среди самых низких мест на Земле (после Мертвого моря, озера Кинерет (Тивериадское озеро) и озера Ассаль в Джибути).

Другим рекордным показателем этого места являются его летние температуры, которые могут достигать +50Сº, поэтому Турфанская впадина носит титул «самого жаркого места в Китае». 

Турфан (Turpan) расположен в стороне от железной дороги, поэтому ж.д. станцией для Турфана является Дахэянь (Daheyan, 大河沿), который находится в 54 км на северо-запад от Турфана. Впрочем в ж.д. расписании числится именно «Turpan» и билеты продают до ст. «Turpan».

Междугородние автобусы от и до Турфана прибывают и отправляются как с  автостанции расположенной в самом Турфане (Turpan Bus Station), так и с автовокзала в Дахэяне  (Daheyan Bus Station). Из Турфана, как правило, отправляются «ближние» автобусные маршруты: Урумчи (Urumqi), Хами (Hami), Корла (Korla) и Туюк (Tuyuq) и пр., а из Дахэяня – «дальние», в т.ч. слипперы. Вместе с тем, такое распределение рейсов между Турфаном и Дахэянем не является догмой и некоторые дальние маршруты отправляются в т.ч. с автовокзала Турфана (в частности мы садились на слиппер Урумчи-Турфан-Дуньхуан именно в Турфане).

Travel_map(sat-plan)_Turpan

Из Дахэяня до Турфана (и обратно) можно добраться рейсовым автобусом (стоимость билета – 11ю), который отправляется с автовокзала, расположенного примерно в полукилометре к северо-востоку от ж.д. вокзала  (направо по улице, если стоять спиной к зданию вокзала). Также на вокзальной площади вроде бы обретаются такси и минибасы.  Время в пути от Дахэяня до Турфана составляет примерно 1 час. 

В Турфане же весь транспорт отправляется с автостанции на улице Лаочен (Laochen Rd.) (7), расположенной недалеко от перекрестка, примерно напротив городского рынка.

Аэропорт Турфана находится примерно в 15 км к северо-западу от города. Он называется «Turpan Jiaohe Airport» (код IATA: TLQ), и вроде бы вновь введен в строй несколько лет назад. В китайских системах бронирования он называется «Tulufan», но выполняются ли с него регулярные рейсы – неизвестно.

Офис предварительной продажи ж.д. билетов (Train Booking Office; кит. Huche Shoupiaochu 火车售票 处) находится в помещении магазина China Mobile на Laocheng Rd. Он расположен метрах в двухстах к западу от рынка (в противоположную сторону от перекрестка) справа от China Construction Bank. Работает с 9.00-13.00 и 15.30-20.00, комиссия – 5ю.

Достопримечательности в городе 

Ниже я перечисляю все более или менее известные достопримечательности Турфана. У нас не было цели (да и интереса) посмотреть в Турфане всё, поэтому в городе мы просто гуляли и решали свои дела (побывав в парках, на «виноградной аллее» и на центральном базаре), а за городом посетили пещеры Безеклик, Туюк и руины Цзяохэ (ну и попутно полюбовались на Пламенеющие горы – это тоже местная достопримечательность). 

На фото ниже (кликабельно как и все фото) – перечень объектов и цены билетов (август 2014 года):

Turpan-Ticket-Prices

В самом городе особых достопримечательностей в общем-то нет (все самые знаменитые объекты расположены за его пределами). Помимо главного базара и «виноградной аллеи» обычно упоминаются:

(1) Музей Турфана (Turpan Museum, Tulufan Bowuguan (吐鲁番博物馆)

Работает с 10:30 до 18:30, вход бесплатный. На карте обозначен (1).

(2) Минарет Эмин (Emin Minaret, кит. Emin Ta 额敏塔), так же известный как пагода Сугун (кит. Sugong Ta 苏公塔)

Входная плата – 50ю. Расположен на восточной окраине Старого города (3) в полутора километрах от перекрестка Baizikelike Rd. и Laocheng Ra. (от конца Baizikelike Rd., который находится почти сразу за перекрестком, к Минарету Эмина на юго-восток  через весь Старый город идет единственная улица).

Мечеть и минарет построены в 1777 году в честь уйгурского военноначальника Эмин Ходжи (Emin Khoja), участвовавшего вместе с минскими войсками в разгроме джунгаров.

Минарет сложен из сырцового кирпича, его высота  составляет 44 м, диаметр внизу – 14 м, вверху – 2.8 м. Он считается самым высоким в Китае.

Достопримечательности за городом (нумерация по карте)

(1) Музей карезов (кяризов) (Turpan Karez Paradise Museum, кит. 吐魯番坎儿井乐园)

В Турфане два музея карезов – старый, расположенный в 10 км от центра города, и новый – в 6 км (см. прайс-лист выше). Входные билеты в оба музея стоят одинаково – 40ю.

(2) Древний город Цзяохэ (Ярхото) (Yarkhoto, кит. Jiaohe Gucheng 交河故城)

Входной билет – 40ю. Руины Цзяохэ находятся примерно в 12 км к западу от центра города (см. далее).   

(3) Виноградная долина (Grape Valley, кит. Tulufan Putaogou  吐鲁番葡萄沟; )

Входной билет  – 60ю. Находится в узкой долине реки, прорезающей Пылающие горы с севера на юг. В долине располагаются обширные виноградники и виноградные хозяйства. Общая длина долины составляет около 8 км, ширина – от 250 м до километра. Начинается она примерно в 6 км от города, а туристов возят в ее среднюю часть (это около 10 км от центра города).

Map-plan-Turpan-area

(4) Озеро Айдынкёль (Ayding Lake , Aydingkol , кит. Aiding hu 艾丁湖)

 Входной билет – 30ю. Время работы: 8:00-16:00.  Находится примерно в 50 км (по дороге) к югу от города на самом дне Турфанской впадины, на отметке -154 м ниже уровня моря. На берегу – обзорная площадка и памятный знак в виде земного шара.

В переводе с уйгурского «Айдынкёль» означает «Лунное озеро». Судя по всему летом озеро представляет собой небольшой водоем, окруженный огромным солончаковым болотом.

(5) Пылающие (Огненные) горы (Flaming Mountains; Кизилтаг, Kiziltag; Хояньшань, кит. Huoyan Shan火焰山)

 Входной билет – 40ю. Сама горная гряда подходит вплотную к дороге километрах в 30-ти от города, а вход в туристическую зону располагается примерно в 35 км от центра города (см. далее).

(6) Древнее кладбище Астана (Astana Graves,  кит. Asitana Gumuqu 阿斯塔那古墓区)

Входной билет – 20ю. Астана расположен в 42 км к юго-востоку от Турфана близ места выхода реки Мутоу на равнину (примерно в трех километрах к северу от руин древнего города Гаочан). Астана является некрополем, в котором с 4-го по 8-ой века хоронили потомков китайских переселенцев, проживавших в Гаочане.  Гробницы представляют собой подземные склепы, заглубленные на 4-5 метров. В некоторых из них при раскопках были обнаружены тела, подвергнувшиеся естественной мумификации.

(7) Руины древнего города Гаочан (Кара-ходжа, Кочо; Kara-Khoja, Khocho; кит. Gaochang 高昌故城)

 Входной билет – 40ю.  Гаочан находится примерно в 45 км к юго-востоку от Турфана (и примерно в трех километрах к югу от древнего кладбища Астана).

Гаочан был основан в период великой империи Хань в 1-ом веке до н.э. как пограничная застава на северной ветке Великого шелкового пути, контролирующая проход в Пылающих горах по узкой долине реки Мутоу. 

В пятом веке Гаочан был захвачен жужанями и с 531 по 640 г.г в городе чередовались местные правители. Во времена династии Тан в 640 году Гаочан был вновь отвоеван китайцами. В середине 8-го века в связи с восстанием Ань Лушаня китайца отвели свои войска с западных границ и Гаочан на несколько десятилетий попал под контроль тибетцев. В 803 году город был захвачен уйгурами, которые после распада Уйгурского каганата основали здесь в середине 9-го века уйгурское государство Кочо (Khocho). В период владычества монголов Кочо являлось одним из улусов в империи Чингисхана и благополучно просуществовало до конца 14-го века, когда во время вспыхнувшей монголо-уйгурской междуусобицы чагатайские войска захватили и разрушили Гаочан. После этого город  больше никогда не восстанавливался и был окончательно заброшен.

(8) Буддистские пещеры Шэньцзиньку (The Shengjinkou Grottos, кит.  胜金口石窟, другое название: The Grottoes of Sangim, Sengim Caves)

Расположены в отрогах Пылающих гор немного северо-восточнее деревни Bada Mucun (巴达木村), которая находится в 2.5 км по прямой на север от руин Гаочана (и примерно в 2.5 км к юго-востоку от начала сужения долины реки Мутоу и поворота на северо-восток трассы G30). Пещеры датируются периодом династии Тан (7-8 в.в.) и состоят из четырех групп: две группы расположены у подножья гор, а еще две – примерно на полпути к верхней точке. 

Доступны ли эти пещеры для туристов и какова входная плата мне неизвестно.

(9) Пещеры тысячи будд Безеклик (Bezeklik Thousand Buddhas Caves, кит. Bozīkelike Qianfo Dong 柏孜克里克千佛洞)

 Входной билет – 20ю. Буддистский пещерный комплекса Безеклик находится на северной стороне Пылающих гор в узкой и обрывистой долине реки Мутоу. Расстояние от Турфана до Безеклика составляет около 45 км. Дорога к комплексу идет вдоль подножья Пылающих гор, а последний участок пути проходит над живописной речной долиной Мутоу (см. далее).

(10) Деревня Туюк и одноименный буддистский пещерный комплекс (Tuyuq, Toyuq, кит. Tuyugou 吐峪沟)

Входной билет – 40ю. Расположены в 15 км к востоку от руин Гаочана  (примерно в 60 км от Турфана) у южного подножья Пылающих гор в начале ущелья реки Туюк (см. далее). 

День первый (пещеры Безеклик, Туюк и Виноградная аллея)

Утром озаботились снятием денег в банкомате и отправились пешком по центральной улице Гаочан (Gaochang Rd.) вниз к Bank of China. 

Сразу за парком Гаочан в районе городской площади и парка на целый квартал растянулась масштабная стройка, да еще и с заменой инженерных сетей. Все капитально разрыто и к тому же хорошо огорожено, поэтому пришлось обходить центр с запада по узкой и пыльной параллельной улочке, превращенной в объездную дорогу.

От наше отеля до перекрестка, около которого расположен банк, около километра, поэтому дошагали до него мы довольно быстро, а вот со получением денег из банкомата не заладилось, пришлось обращаться за помощью в банк.

 Мы не смогли вызвать английское меню (оно было спрятано в недрах китайского), а в китайском варианте банкомат принимает только 6-тизначный пин-код. Это немного напрягало и вызывало легкую нервозность, т.к. кроме карт у нас ничего не было (доллары мы в этот раз не взяли, а на непредвиденный случай надо бы было немного иметь, т.к. их меняют в любом отеле). Пришлось идти в банк (это смежное с банкоматами помещение) и просить помощи. К нашей проблеме отнеслись серьезно и помогать нам отправился пожилой солидный мужичок-менеджер в сопровождении (вероятно для статусности) красавицы с ресепшена.  Хотя и не сходу, но мужик с банкоматом справился, объяснил и показал нам какие иерглифы надо нажимать для выхода в английское меню (я естественно ничего не запомнил) и мы получили свои вожделенные 2000ю. 

На будущее я всегда старался иметь запас наличных юаней на пару городов вперед, т.к. к примеру в Гуачжоу (Аньси) банкоматов, принимающих Visa и MC, вроде бы и вовсе нет. В дальнейшем я почти всегда снимал деньги в отделениях China Construction Bank (государственный Стройбанк), т.к. обычно в любом провинциальном городе есть несколько его отделений и в них, как правило, всегда есть банкоматы для Visa с хорошо понятным меню на английском.

Провозились с получением денег до десяти часов, что было не очень хорошо, так солнце поднялось уже довольно высоко и жарило совсем нешуточно. 

Прошли с сотню метров до рынка и быстро договорились с такси на поездку в Безеклик, Гаочан-Астану и Туюк за 250ю, причем все было зафиксировано со стрелками и цифрами на бумажке (цена выглядела немного подозрительно и подразумевала либо полное безрыбье у таксиста, либо то, что он нас потом начнет разводить на дополнительные деньги).

В 10:15 выехали в Безеклик, примерно в 10:45 проехали мимо туристической зоны Пылающих гор и повернули налево (на север) в долину реки Мутоу (здесь находится развязка и поворот направо (на юг) на Астану-Гаочан и на Туюк). Примерно через километр влево и вверх от трассы ответвляется дорога, идущая по краю ущелья Мутоу уже до самого Безеклика.

Около 11:00 водитель остановился на парковке около каких-то строений и радостно сообщил нам, что это Безеклик и что за 250 мы договаривались только ездить, а за каждую остановку с ожиданием нужно доплачивать по 50ю, т.е. по его скромным подсчетам за весь маршрут еще 4х50ю (кстати эти 50ю за остановку с ожиданием я встречал еще пару раз и даже где-то это вроде бы было написано на табличке в такси, но у в нашем случае мы уже оговаривали полную цену за весь маршрут и с его стороны это была просто разводка, при чем спланированная им заранее, еще когда он соглашался на 250ю). Я помахал у него перед носом бумажкой с цифрами и стрелками и дописал цифру 300 (больше платить я не собирался, т.к. по мне это была вполне справедливая цена), но отвлекаться на это вобщем-то не стал, отложив все разборки на потом.

Было понятно, что он высадил нас ни в каком не Безеклике, а в «сказочном городке»: декорациях, использовавшихся  при съемках культового китайского фильма-фэнтэзи (или скорее – сказки) «Путешествие на запад». Я знал, что этот кинематографический городок находится перед пещерами Безеклик, но не знал на каком расстоянии.

Чтобы понять, где мы находимся, я отправился в какое-то строение с террасой, расположенное прямо на краю обрыва. Отсюда примерно в километре вверх по реке были видны какие-то строения – это наверняка и был Безеклик. Чтобы не оставалось сомнений, я спросил у околачивающихся здесь же молодых китайцев, показав рукой на строения: Цяньфодун? Как ни странно, они меня поняли (обычно кроме «нихао» у меня ничего не получается, даже  ихнее«спасибо» выходит через раз) и радостно закивали головами.

Вернувшись назад я наорал на водителя, вывел его на дорогу, показал где действительно находится Безеклик и погнал обратно к машине энергичными жестами (сугубо в воспитательных целях в преддверии будущего разговора о 50ю за остановку). Можно  было бы конечно осмотреть «сказочный городок», но жара уже стала просто нечеловеческой, при этом солнце еще поднялось в зенит.

Турфан (Turpan)

shus

Подъехали к парковке перед пещерным комплексом где-то в 11:15 и под палящими лучами солнца быстрым шагом двинулись к тикет-офису. Цена билетов здесь неожиданно гуманная – 20ю.

Сразу стало ясно, что спокойно погулять, толком посмотреть и пофотографировать здесь ничего не удасться из-за адской жары (было явно за сорок) и слепящего солнца.

Подробнее о пещерах Безеклик здесь: Буддистский пещерный комплекс Безеклик (Bezeklik Thousand Buddhas Caves)

С полчаса мы потратили на осмотр Безеклика и после этого отправились в Туюк, решив исключить из маршрута Астану (с сожалением) и Гаочан (без сожаления, т.к. Цзяохэ, судя по всему, интереснее да и ближе к городу).

Туюк

Немного общей информации

В 15 км к востоку от руин Гаочана  (примерно в 60 км от Турфана) у южного подножья Пылающих гор в том месте, где река Туюк, прорезав горы с севера на юг (длина узкой и обрывистой речной долины составляет около 8 км), выходит на равнину, расположен небольшой оазис с садами и виноградниками. И сам оазис, и находящаяся в нем деревня, также носят названия Туюк.

Деревня Туюк считается одним из старейших уйгурских поселений (полагают, что ему более 2000 лет) и является местом мусульманского паломничества, поскольку здесь располагается одна из самых почитаемых уйгурских мусульманских святынь: Аль-Сахаб Кафи Мазар (Al-Sahab Kahfi Mazar) или «гробница святых, уснувших в пещере».

В 18-ой суре Корана (стихи 8–26) содержится повествование о семи юношах, которые спрятались в пещере от преследовавших их за веру в единого бога язычников, уснули и, став бессмертными, проспали несколько сотен лет. Проснувшись через 309 лет, уже в исламской стране, они с радостью и вдохновением приняли ислам, хотя при этом потеряли бессмертие. В суре не сообщается ни точное местонахождение пещеры, ни количество юношей (указывается только, что они проспали 309 лет). В исламе это место традиционно ассоциируют с рукотворной скальной нишей Ахль Аль-Кахаф («Пещера спящих отроков»), которая находится близ Аммана в Иордании и содержит скелетные кости семи людей и собаки. Но уйгурские мусульмане считают, что пещера «семи спящих» находится в Туюке и что пятикратное паломничество сюда заменяет хадж в Мекку.

Аль-Сахаб Кафи Мазар представляет собой небольшую пещеру с пристройкой и куполом, на стене которой начертаны строки из 18-ой суры Корана. 

Сама деревня является своего рода этнографическим заповедников (вход 30ю), хотя люди здесь просто живут и работают также, как и многие сотни лет назад, сохранив собственную самобытностью и первозданный облик своего поселения.

Буддистский пещерный комплекс Туюк (Toyuq Buddhist Caves, кит. Tuyugou shiku 吐峪溝石窟) расположен примерно на километр выше по течению на обеих берегах реки. Пройти к нему можно по дороге, идущей из деревни вдоль восточного (на карте – верхнего) берега реки, для чего надо обойти мечеть справа и идти по указателю. 

Карта Туюк (Map Tuyuk)

***  

Расстояние от Безеклика до Туюка составляет где-то километров 25-27 и уже около 12:10 мы приехали в Туюк. Для начала прокатились несколько километров вверх по ущелью – оно очень глубокое и выглядит впечатляюще, а затем спустились к деревне, при чем водитель опять привез нас не туда куда надо: вместо площадки пред туристическим входом в деревню – к навесу с лотками, расположенному метрах в двухстах выше по дороге (вероятно это место отдыха для паломников к  Аль-Сахаб Кафи Мазар, вход на территорию которого расположен немного выше по склону). 

Турфан (Turpan)

shus

На фото ниже: расположенное через дорогу старое кладбище с мазарами (коричневая табличка на левом фото – указатель на парковку перед туристическим входом в Туюк).

Турфан (Turpan) Турфан (Turpan)

Немного выше на склоне располагается Аль-Сахаб Кафи Мазар – пещера «семи спящих» (зеленый купол на левом и правом фото).

Турфан (Turpan) Турфан (Turpan)

Сам Туюк находится внизу в пойме реки и с обрыва на него открывается чудесный вид.

Нас Туюк особенно не поразил (мы оба из Казахстана) – просто большой ухоженный и облагороженный для туристов аул и не более того, но для тех, кто не видел подобные поселения, наверное будет интересно погулять по его улочкам и полюбоваться местным бытом (только конечно не в лютую жару). 

Турфан (Turpan)

shus

 Прямо от навеса спустились с обрыва по узким тропинкам между дувалами и, немного попетляв, вышли к главной мечети Туюка. Прошли вдоль речки до указателя на пещеры, но дальше решили не идти (вернее я пожалел супругу) – если в поселке от жары еще как-то можно было прятаться в тени, то к пещерам пришлось бы идти по открытой дороге, да потом еще и лазить по каменистым склонам. 

Турфан (Turpan) Турфан (Turpan)

Прошли назад до туристического входа в поселок (поскольку Туюк совсем не впечатлил, порадовались экономии на билетах 2х30ю), вышли на дорогу и вернулись к навесу, от которого начали свой путь.

Здесь уже развернулась небольшая местная торговля. Помимо орехов, сухофруктов и пр. на лотке были выставлены бутылочки с темной жидкостью, которые активно покупали китаянки очень приличной городской наружности. На вопрос (жестом): что это?, ответ (тоже жестом): о-о-о, очень вкусно! Поддавшись на рекламу мы тоже купили одну бутылочку. Оказалась полная ерунда (даже не допили): обычный компот из изюма, при чем совсем невкусный.

Где-то 12:30 выехали из Туюка, попутно объяснив водителю, что Астана и Гаочан из маршрута исключаются. Погрустневший водитель (видимо полагал, что теперь ему и 300ю не светят) перед поворотом еще пару раз с надеждой спросил: «Астана?», но получив уверенный отказ направился прямо по дороге вдоль Пылающих гор.

Пылающие горы

Немного общей информации

Пылающие горы – это небольшая горная гряда, протянувшаяся примерно на 100 км вдоль северного края Турфанской впадины. Ее ширина в разных местах колеблется от 5 до 10 км, а средняя высота составляет около 500 м (высшая точка – 831 м). Горы сложены из красноватого песчаника и под лучами солнца (особенно закатного) действительно выглядят как будто охваченные пламенем. Окраска гор меняется в зависимости от времени дня, температуры воздуха и интенсивности солнечного излучения.

С севера на юг Пылающие горы пересечены несколькими неширокими речными долинами с крутыми берегами. Вдоль долины реки Мутоу (Mutou, Murtuk, Mutougou), напротив которой расположены руины древнего города Гаочан, горы пересекает национальная автодорога G30 (здесь же проходил северный участок Великого Шелкового Пути). К западу и востоку от речной долины расположены два буддистских пещерных комплекса: знаменитый Безеклик (Bezeklik) и малоизвестный Шэнцзинькоу (Shengjinkou).

Пылающие горы описаны в китайском культовом литературном произведении – фантастическом романе конца 16-го века писателя У Чэнъэня «Путешествие на запад» (The Journey to the West), по мотивам которого снята мультипликационная трилогия и несколько полнометражных фильмов и сериалов.

В основу романа положено реальное историческое событие: путешествие в Индию в 629-645 г.г. буддистского монаха Сюань-цзана, которое он подробно описал в своих знаменитых «Записках о западных странах [эпохи] Великой Тан».

В «Путешествие на запад» одним из главных действующих лиц является ловкий и бесстрашный царь обезьян Сунь Укун, который сопровождает рассеянного и непрактичного монаха Сюань-цзана в полном опасностей и приключений путешествии. В путешествии Сюань-цзана сопровождают также получеловек-полусвинья Чжу Бацзе, лошадь-дракон и ученик монаха Ша Уцзин.

Исторический Сюань-цзан в своих «Записках …» о Пылающих горах не упоминает (описание своего маршрута он начинает с Гаочана, который расположен южнее Пылающих гор – см. карту), а вот в «Путешествие на Запад» присутствует эпизод, описывающий, как Сунь Укуну пришлось трижды обращаться к местной богине с просьбой дать путникам волшебный веер, с помощью которого они пресекли Пылающие горы.

Примерно в 35 км к северо-востоку от Турфана (не доезжая нескольких километров до поворота в долину реки Мутоу) у северной обочина автодороги G30 предприимчивые китайцы устроили т.н. «Музей Пылающих гор» (Flaming Mountain Museum). Комплекс включает в себя парковку, павильон с тематическими барельефами и фигурами и расположенную за ним площадку с огромной колонной-термометром, недалеко от которой в пустынном интерьере расставлены скульптуры главных персонажей «Путешествия на Запад». Здесь же можно прокатиться на верблюде или ослике и сфотографироваться на фоне Пылающих гор.

***

По случаю жары (и отсутствия особого интереса) мы ограничились осмотром  «Музея Пылающих гор»  из окна машины, тем более полоса движения, идущая в сторону города, проходит всего метрах в тридцати от ограды (и примерно в ста метрах от скульптур и термометра).

Центром ландшафтной композиции является огромная колонна-термометр высотой 12 м, вокруг которой размещены различные скульптуры, изображающие героев «Путешествия на запад» и камни-стелы. Длина площадки со скульптурами составляет примерно 200 м и от нее в сторону подножья гор идут прогулочные тропинки (можно пройти пешком, проехать на верблюде, в тележке на ослике и т.п.).

Flaming Mountain Museum

 Наверное здесь очень красиво и не так жарко вечером, когда горы действительно «пылают» на закате (склоны гор обращены на юго-запад), а вот полдень однозначно худшее время для посещения этого места. 

На фото ниже слева: скульптурная группа, изображающая Сюань-цзана со спутниками. 

Турфан (Turpan) Турфан (Turpan)

Термометр установлен на площадке в виде символа «инь-ян» и огорожен оригинальной «ломаной» оградой с орнаментом. 

На фото ниже он показывает температуру +55°С (на турресурсах восторженно пишут про 60 и даже про 70 °С), но это конечно же температура поверхности земли или самой колонны, нагретой лучами солнца. Температура воздуха в этот день тоже впечатляла, но все-таки была на солнце где-то немногим больше 40 °С . 

Турфан (Turpan)

shus

На правом фото ниже: скульптура, изображающая Ню-мована (Niu Mowang) – князя демонов, имевшего обличие быка, с которым Сюань-цзан и его спутники столкнулись около Пылающих гор.

На левом фото: все виды транспорта для обзора окрестностей. Слева направо: гольф-кар, ослик с тележкой, верховой верблюд, арба и дельтоплан.

Турфан (Turpan) Турфан (Turpan)

Километров через пять-семь горы отступают от дороги на север и взору открывается равнина сплошь заполненная нефтяными насосами-качалками.

Турфан (Turpan)

shus

Около пол-второго вернулись в Турфан к главному базару. Совсем было приунывшему водителю было выдано 300ю, чем он откровенно обрадовался.

В прилегающем к рынку слева переулке купили пару чебуреков с луком-яйцом и шесть пирожков с мясом (типа больших жареных бозов). Все оказалось удивительно вкусным и  в дальнейшем в этой асхане мы питались в течении всего времени нашего нахождения в Турфане.

На выходе перед базаром купили половинку огромного арбуза и дыню и отправились на такси (5ю) в отель обедать и отдыхать.

Pages: 1 2

Web Analytics