Такси поймали почти сразу и довольно быстро доехали до музея (до него от Западного моста – около 3-х км). Официально он называется «Музей Синьцзян-Уйгурского автономного района» (Xinjiang Autonomous Region Museum, кит. Xinjiang Zizhiqu Bowuguan) и размешается в довольно скромном по размеру современном двухэтажном здании из стекла и бетона.
Вход в музей бесплатный, но тут мы впервые столкнулись с усиленными мерами безопасности, действующими на всей территории СУАР: помимо того, что наши вещи были пропущены через сканер, мы должны были также предъявить и паспорта.
В холле первого этажа (прямо перед входом) располагается огромная рельефная карта СУАР, а размещенные справа и слева от холла залы включают в себя экспозиции в основном краеведческой и этнографической направленности.
В левом крыле расположены красочные композиции, представляющие внешний вид и быт основных национальностей, населяющих Синьцзян-Уйгурский автономный район.
Всего в СУАР насчитывается около двадцати национальностей и некоторые из них имеют собственные национальные автономии разного уровня (в составе АР). Помимо уйгуров (они в основном сосредоточены в западной части АР) и китайцев (хань), здесь проживет довольно многочисленная группа казахов, а также таджики, киргизы, дунгане (хуэй), монголы и пр. Официальной национальной группой СУАР являются и русские, по последней переписи их здесь числится около 9 тыс. (русские входят в список 56-ти официальных национальностей Китая и большая их часть проживает именно в Синьцзяне).
На фото ниже: слева – уйгуры, справа -монголы.
На фото ниже: слева – казахи, справа – дунгане (хуэй).
На фото ниже: слева – русские, справа – татары.
Экспозиции второго этажа посвящены собственно истории Синьцзяна: слева расположены залы с немного скучными экспонатами средневекового периода, а вот справа находится зал со знаменитыми «таримскими мумиями», в т.ч. здесь выставлена и всемирно известная мумия «лоуланьской красавицы».
«Таримскими мумиями» ученые называют мумификацированные тела европеоидов-индоарийцев, которые были обнаружены в различных захоронениях на территории Таримской впадины в период с начала до 80-х годов 20-го века.
Возраст найденных мумий находится в интервале от 18-го века до н.э. до 2-го века н.э. Как считают ученые, самые ранние из них отностся к представителями андроновской и афанасьевской культур, а более поздние принадлежат к их потомкам – исчезнувшему ныне индоевропейскому народу, известному под условным названием «тохары», язык которых принадлежал к западной группе индоевропейских языков.
В сухом и жарком климате Синьцзяна захороненные тела подверглись естественной самомумификации и многие из них, как и погребенные с ними вещи, сохранились на удивление хорошо. Характерной чертой большинства «таримских мумий» являются длинные, заплетённые в косы волосы рыжеватого либо светло-русого оттенка.
В 1980 г. китайские специалисты во время раскопок погребений близ руин древней крепости Лоулань (Loulan), располагавшейся на западном берегу тогда еще полноводного озера Лобнор, обнаружили самую знаменитую в настоящее время «таримскую мумию», которая получила название «лоуланьская красавица».
«Лоуланьская красавица» является мумией молодой (около 40 лет) женщины высокого роста (примерно 180 см), с густыми русыми волосами, в хорошо сохранившейся одежде и шерстяной шапочке. Она является самой древней из всех обнаруженных «таримских мумий» – ее возраст составляет около 3800 лет (примерно 1800 год до н.э.).
Саму мумию я фотографировать не стал, поскольку она находится в витрине из толстого стекла и плохо освещена да и вид у нее, если честно сказать, не очень презентабельный (все-таки высушенный труп).
А вот очень симпатичную реконструкцию «лоуланьской красавицы» сфотографировал с удовольствием (см. фото ниже).
На фото ниже: еще одна сделанная по мумии реконструкция древнего обитателя Таримской впадины.
На зале с мумиями осмотр музея был закончен и, поймав на обочине около музея такси, мы минут за 15 вернулись назад к своему отелю.
***
Супруга осталась осматривать близлежащие торговые центры, а я отправился на поиски книжного магазина (у меня был адрес) и мобильного офиса (были планы купить местную симку). Книжный я нашел довольно быстро (он оказался никакой), а вот с симкой не заладилось от слова совсем. Все мои попытка приобрести ее в нескольких местах разбивались о жесткое правило (результат усиленных мер безопасности): симки продаются только по предъявлению китайской ID-карты (никакие паспорта не принимаются).
В поисках желающих продать мне симку я добрел до расположенного на углу Синьхуа Бэй и Чжуншань двухэтажного центра, набитого мобильными офисами и магазинчиками, где мне на плохом английском объяснили тщетность моих поползновений (с демонстрацией процедуры автоматической регистрации симки путем прикладывания китайской ID-карты к специальному терминалу). В ответ на мою настойчивую просьбу о хоть какой-то помощи мне написал на бумажке иерглифами название некого места, где мне возможно могут как-то помочь (в конце концов это оказался центральный офис China Mobile), вывели на улицу и показали направление движения (по улице Чжуншань (Zhongshan Lu) в сторону Народной площади). После обеда методом показывания бумажки всем встречным мы таки нашли этот офис China Mobile, попутешествовали по этажам и наконец наткнулись на нужного менеджера, который на плохом английском объяснил, что в выходные нашу проблему никто не решит (была суббота), а вот в понедельник можно попробовать, хотя он ничего не гарантирует.
К неудаче с симкой можно добавить практически не работающий отельный интернет с постоянно выскакивающей страницей какого-то фаервола и отсутствие возможности выхода на международные номера с отельного телефона. Кукушки на ресепшене тоже ничем мне не могли помочь (по-английски они не понимали и на все попытки что-то объяснить по бумажке только испуганно улыбались и дружно тупили). В конце концов мне все это надоело и я решил продолжить попытки решить проблемы со связью уже в Куче.
Вернулись в отель отдохнули, перекусили, и уже после обеда отправились в сторону Да Базара и «этнического рынока» Эрдаоцяо.
***
Дошли пешком до Народной площади с памятником, посвященным вхождению в Урумчи частей НОАК 20 октября 1949 года (по дороге безрезультатно посетив офис China mobile). Площадь в связи усиленным режимом наглухо закрыта для посетителей (с этим же мы столкнулись и в Куче), поэтому огромный монументом пришлось разглядывать издалека.
Отсюда до Да Базара всего около 2-х км (улица Heping идет на юг вдоль восточной стороны Народной площади прямо до Да Базара), но идти пешком мы заленились и, немного посоревновавшись в нахрапистости с китайцами, минут за десять поймали такси. Доехали быстро и минут через 10 уже высадились около Да Базара (таксист провез нас по кольцевой, т.к. на Heping на участке от базара до площади – одностороннее движение с юга на север).
Официально Да Базар (китайцы произносят «дабазаа») называется Xinjiang International Grand Bazaar (Xinjiang Guoji Dabazha). Он занимает обособленный квартал размером примерно 150х200 м и представляет собой комплекс зданий, построенных по образу и подобию традиционного мусульманского старого базара (торговые площади, мечеть, зал для представлений и пр.), в число которых входит 80-тиметровая башня в виде минарета со смотровой площадкой. Строительство всего комплекса было завершено в 2003 году.
С востока на запад Да Базар разделен широкой вытянутой площадью, на восточном конце которой располагается действующая мечеть с четырьмя минаретами (см. фото ниже).
Выглядит Да Базар очень симпатично, но невооруженным глазом видно что он «заточен» в основном под туристов (не только западных, но и китайских).
Прошли вдоль торговых рядов с востока на запад (мы подъехали к восточному концу площади), любуясь красотами восточного базара. В принципе здесь продают все тоже самое, что можно купить и в других местах, но весь товар отобран, очищен и оформлен так, что просто залюбуешься.
На фото ниже: вид с западной стороны площади на 80-тиметровую башню и мечеть. Внизу фотографии – уйгуры на фоне одной из двух фигур верблюдов, установленных по краям площади (национальность можно определить по одежде девушки).
На западном краю площади располагается небольшой водоем с фонтаном и каменной пирамидой с надписью по четырем сторонам: «International Grand Bazaar Xinjiang». Это как бы вход на Да Базар и здесь все фотографируются на память (слева от супруги – местные хани (китайцы), похоже откуда-то из глубинки).
На фото ниже: синьцзянские казашки.
По краям площади установлены две литые фигуры верблюдов, около одной из которых мы не преминули сфотографироваться.
Зашли внутрь основного здания Да Базара, погуляли, полюбовались на художественную выкладку сухофруктов и оправились дальше.
***
Вышли из здания Да Базара, перешли улицу и оправились осматривать «этнический рынок» Эрдаоцяо (Erdaoqiao Ethnic Market) (он расположен фасадом напротив северо-западного угла Да Базара).
Особого впечатления Эрдаоцзяо не произвел: довольно обычные, в основном фабричные, изделия (много шерстяных) да и цены вобщем-то не очень низкие (супруга купила большой красно-черный шерстяной платок с национальным орнаментом за 80ю, а подобное изделие из кашмира здесь стоит 250-300ю).
Вышли на улицу и пошли в сторону улицы Синьхуа Бэй, в надежде поймать такси. По дороге обнаружили уютную уйгурскую ашхану, где съели по порции прекрасных бозов (мантов) и напились хорошего чаю. Как обычно повышенное внимание обслуги и посетителей привлек аттракцион с выкладыванием на стол собственных вилок (в этот раз зелененьких) и поедания ими бозов (я в общем-то нормально управляюсь и палочками, а вот супруга с ними просто никак и поэтому в Китае всегда носит с собой два комплекта пластиковых вилок).
Метров через двести вышли на Синьхуа и решили не ловить такси, а прогуляться до отеля пешком (минут через 30-40 мы уже были в отеле – где-то к 6-ти вечера). В номере попили чая с медом, отдохнули и около восьми вечера отправились прогуляться по окрестным торговым центрам, которые супругу совсем не впечатлили и поэтому уже около девяти мы вернулись обратно в отель.
Отдых, сборы – завтра утром летим в Кучу.
***
Утром на стойке попросил вызвать такси, что было сделано традиционным китайским способом: портье сбегал до обочины, поймал такси и подогнал его ко входу (в Китае, по крайней мере в провинции, почему-то в принципе нет телефонного заказа такси из гостиницы, и даже в таком приличном городе как Чэнду для поездки в аэропорт нам пришлось ловить такси «от бордюра»).
До аэропорта Дивопу по пустынным улицам и дорогам доехали за полчаса, но по прибытию обнаружились две небольшие неприятности: во-первых водитель привез нас в терминал T3 (в билете не был указан терминал), а нам как оказалось был нужен T1 (между ними метров 700 и никакие шаттлы не ходят, хотя дорожки вполне приличные для колесного багажа); во-вторых мы приехали на два часа раньше, чем нужно (это у меня что-то перемкнуло между местным и пекинским временем).
В принципе все разрешилось благополучно: немного поблуждав около Т2 мы в конце концов добрались до Т1, а там улеглись на пустые сиденья в зале прилета и спокойно продремали до начала регистрации.
Взлетели почти вовремя. Расстояние от Урумчи до Кучи по прямой составляет примерно 450 км, время в пути – 55 минут. Самолет перелетает через Тяньшань, но из-за густой облачности, которая началась почти сразу после набора высоты, ничего не было видно.
Некоторые цены (курс = 6.2 руб/ю):
Такси из аэропорта (расстояние ~20 км) – 50ю
Такси “Западный мост-музей” – 15ю (из музея – 12ю)
Такси “Народная площадь-Да Базар” – 12ю
Ломоть арбуза на Да Базаре – 2 ю
Две порции бозов – 32ю
Такси в аэропорт – 50ю
Отель – 2х218ю
<<К оглавлению «Китай по околице-2» |
Следующий город (Куча)>> |