shus 2014
<<К оглавлению «Китай по околице-2» |
Следующий город (Куча)>> |
————————————————————–
Urumqi, кит. Wulumuqi 乌鲁木齐
————————————————————–
Немного обзорной информации
Урумчи (Urumqi, кит. Wulumuqi 乌鲁木齐) является столицей самой западной территориально-административной единицы провинциального уровня КНР – Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР).
По своему административному статусу Урумчи является не «городом», а «городским округом» (дицзиши) и занимает довольно значительную территорию причудливой формы.
То, что для всех в обычном понимании является собственно «городом Урумчи», в китайской административной системе представляет собой 4 (из 8) центральных района «городского округа Урумчи». Большая часть площади этих центральных районов находится внутри «Большой окружной автодороги» (Outer Ring Rd.), которую с севера на юг пересекает национальная автострада (годао) G216 (Tuwuda Expressway), а поперек (чуть ниже середины) – улица Сихун (Xihong Rd.).
Закрашенная на карте область (ее размер составляет прибл. 4 х 2 км) в принципе и является даунтауном Урумчи и все туристические достопримечательности и престижные улицы расположены внутри или вблизи нее.
Очень удобным центральным ориентиром в Урумчи является «Западный большой мост» (West Grand Bridge, кит. Xidaqiao 西大桥立交桥) (на карте ниже – WB) – 300-метровый путепровод, по которому улица Юхао (Youhao Lu) по верху пересекает автостраду G216.
Сразу выше (севернее) «Западного моста» расположен Парк Хуншань (Hongshan, «Красный холм») (2), а ниже (южнее) – Народный парк (Renmin Gongyuan) (3).
Около левого (западного) окончания «Западного моста» (WB) к югу находится северный вход в Народный парк (3), а еще дальше на северо-запад (примерно в 3-х) км расположен Музей Синьцзян-Уйгурского автономного района (1).
Восточное окончание «Западного моста» переходит в небольшую площадь, от которой на север идет короткий переулок к южному входу в парк Хуншань (2), на юго-восток начинается центральная улица Синьхуа Северная (Xinhua Bei Lu), а на восток идет улица Гуанмин (Guangming Lu). Расстояние до пересечения Гуанмин (Guangming Lu) с Цзюэфан (Jiefang Bei Lu) составляет примерно 1 км. Расстояние от начала Синьхуа (Xinhua Bei Lu) до ее пересечения с улицей Миньджу (Minzhu Lu) – около 700 м, а с улицей Чжуншань (Zhongshan Lu) – чуть больше километра.
Расстояние от «Западного моста» (WB) до площади с монументом НОАК (7) составлет примерно 2 км. Расстояние от площади «Южные ворота» (8) до Да Базара (Da Bazar) и «этнического рынка» Эрдаоцяо (Erdaoqiao Ethnic Market) (9) – около 1 км (здесь улица с односторонним движением на север). Ж.д. вокзал (11) находится примерно в 1 км к югу от обреза карты.
В отличии от остального Китая в Синьцзяне местное время составляет +2 к пекинскому (всекитайскому), но в автобусных, авиа, ж.д. расписаниях и билетах указывается пекинское время. Все остальное также работает, как мне показалось, по пекинскому времени (но на всякий случай надо уточнять).
Ж.д. билеты в кассах предварительной продажи и на ж.д. вокзале продаются за 18 дней, а автобусные (на автовокзале) – за 3 дня.
Два дня в Урумчи
Вылет самолета S7 из Новосибирска задержали на 50 мин., поэтому в Урумчи мы прилетели где-то около 15:00 пекинского (время в полете – примерно 1:20). Багаж получили быстро, загрузились в такси – и вперед. Почти весь путь до города идет по скоростной автостраде, поэтому доехали мы быстро, но наш отель располагался в небольшом переулке метрах в ста от главной улицы Синьхуа Бэй и таксист нашел его не сразу, сделав приличный крюк с разворотом (накрутив в результате 50ю).
Отель был забронирован по какой-то распродаже процентов на сорок дешевле и без предоплаты (по стандартным условиям наш номер был предоплатный), что почему-то ввергло в ступор кукушек на ресепшене. Они не смогли найти в компьютере нашу бронь, долго изучали ситриповский ваучер и никак не могли решиться его принять, а потом, наконец поняв неизбежность нашего поселения, начали требовать депозит немыслимого размера (видимо рассчитанный по цене без скидки). После некоторого торга я вручил им 500ю (номер на две ночи стоил 2х218ю), на чем мы и разошлись, потратив на разборки минут двадцать. Кстати это был единственный случай непоняток с ваучером системы бронирования за все наше полуторамесячное путешествие по Китаю.
Выхваченный на короткой распродаже номер был непривычно огромным (40 кв.м), хотя в остальном представлял собой типичный китайский номер в провинциальной гостинице (правда и с некоторой претензией на четырехзвездочность).
Расположение отеля в всех отношениях можно считать просто идеальным: в тихом переулке рядом с главной улицей Синьхуа Бэй, примерно в полукилометре от Западного моста и парка Хуншань и метрах в двухстах от пересечения улиц Синьхуа и Миньчжу.
***
Попив чайку и немного отдохнув, отправились по делам: на день приезда было запланировано заранее купить ж.д. билеты, а также обзавестись симками China Mobile (забегая вперед скажу, что эти оба плановых мероприятия с треском провалились).
С 2013 года ж.д. билеты в Китае продают за 18 дней (раньше было 10) и в официальных тикет-офисах их можно купить от и до любой ж.д. станции.
Помимо касс на самом вокзале в Урумчи есть несколько касс и офисов предварительной продажи ж.д. билетов, разбросанных по всему городу. Всеми рекомендуемый тикет-офис около Laiyuan Hotel находится недалеко от кольца по адресу: 225 Jianshe Lu (правая звездочка на карте). Он расположен в строении, которое находится внутри ограды отеля и слева от него (торцом к дороге).
В выходные (сб.-вс.) этот тикет-офис не работает, а вот расположенные в городе кассы предварительной продажи самой ж.д. работают во все дни (время работы и перерывов – пекинское). Одна из таких касс находится на первом этаже банка Urumqi Commercial Bank, который расположен недалеко (к западу) от перекрестка улиц Минчжу и Синьхуа Бэй в переулке, идущем вниз (на юг) от улицы Сихэ (Xihe st.) (левая звездочка на карте). Адреса остальных ж.д. касс Урумчи и других крупных городов можно посмотреть здесь.
Расстояние от нашего отеля до кольца с «Народным кинотеатром» (6) (зеленое здание на правом фото ниже) – немногим более полукилометра, (отсюда надо повернуть налево и пройти еще метров 150 до отеля Лайюань (Laiyuan Hotel) на северо-запад). Лайюань мы нашли почти сразу, но с тикет-офисом не заладилось: все закрыто и все надписи на китайском. Пришлось обратиться за помощью к девушке на ресепшене отеля, которая как-то объяснила, что тикет-офис не работает по случаю выходных, написала на бумажке несколько иероглифов и махнула рукой в сторону кольца.
Куда идти и что искать было непонятно (мы тогда еще не знали о существовании кассы близ улицы Сихэ) и дальше наше передвижение выглядело так: через каждые сто-двести метров мы показывали бумажку прохожим, которые, прочитав ее, дружно махали руками вдоль Минчжу на запад, а один из них (молодой парень) даже сопроводил нас до перекрестка. Таким образом мы добрались до улицы Сихэ, свернули вглубь квартала и вышли к длинной парковке с шлагбаумом, расположенной перед зданием банка. Здесь заветная бумажка была показана последний раз (охраннику в будке), и искомая ж.д. касса наконец-то была найдена.
Но она оказалась по какой-то непонятной причине закрытой, а несколько человек отиравшихся около входа не могли объяснить ничего внятного. Поэтому, покрутившись, мы уже собрались было уходить, как вдруг нас окликнула хорошо одетая статная женщина и на довольно сносном русском объяснила, что в кассе перерыв до 18.00 (пекинского) и что через 40 минут касса откроется. Оказалось, что она по национальности синьцзянская казашка и работает преподавателем в местном университете. А по-русски научилась разговаривать в Джамбуле и Алма-Ате, где в течении пяти лет преподавала казахским студентам китайский язык. Помимо этого она по госпрограмме год обучалась в Канаде, поэтому довольно сносно разговаривает и по английски. Вот такое необычное знакомство у нас состоялось в первый же день пребывания в Китае.
Дождавшись открытия кассы (к этому времени позади нас уже выстроилась приличная очередь) мы с помощью нашей новой знакомой и по заранее напечатанной бумажке кое как втолковали кассиру, что и как нам нужно. Результат поиска билетов в системе был удручающим: за пять дней билетов из Кучи до Дахэяня (ближайшая к Турфану ж.д. станция) не было вообще, а за восемь дней от Дахэяня до Лю’юаня (ближайшая к Аньси и Дуньхуану ж.д. станция) система показала только один билет и то без места. Наша новая знакомая объяснила, что в конце августа, используя последние каникулярные и отпускные дни, все дружно едут на восток – на экскурсии, на море, к родственникам и пр., и что к середине сентября ситуация уже не такая.
***
Немного огорченные неудачей с ж.д. билетами вернулись в отель (от касс до него – минут 10 ходьбы), отдохнули и, поскольку было еще совсем светло, решили прогуляться до Западного моста (см. на карте выше – WB) – осмотреть окрестности, заглянуть в Парксон-молл и поужинать.
Расстояние от отеля до огромного перекрестка перед мостом – примерно полкилометра.
Слева прямо к мосту примыкает небольшой парк с фотосалоном для новобрачных (чуть ближе в ряд располагаются магазинчики того же профиля), а на противоположной стороне находится огромный Hongshan New Century Hotel с торговым центром.
На самом мосту мы застали процесс установки «зеленых скульптур» (здесь они в своей основе пластиковые, с дополнением натуральными растениями). На правом фото ниже на заднем плане вдали виднеется «Красный холм» (Hongshan).
***
С противоположной (южной) стороны моста открывается панорамный вид: прямо под мостом – автострада Тувуда (Tuwuda Expressway), справа – Народный парк и восточный канал Хэпин, а слева – ряды небоскребов вдоль улицы Синьхуа Бэй.
Дошли до Парксон Молла (он находится метрах в двухстах западнее моста), прогулялись по этажам (не впечатлило), поужинали в фудкорте на верхнем этаже и уже по сумеркам вернулись в отель.
***
На второй день с утра пораньше отправились в парк «Красный холм» (Хуншань гунюань, Hongshan gongyuan), расположенный к северу от перекрестка у Западного моста (на карте (2)). Вход в парк бесплатный (хотя некоторые туристические источники в т.ч. и ЛП пишут, что входная плата – 10ю).
От входного портала внутрь парка ведет широкая мощеная дорожка, которая оканчивается небольшой площадкой с огромной клумбой и революционным памятником. Сразу за площадкой начинается каменный мост, соединяющий берега небольшого озера, протянувшегося вдоль подножья холма .
Мост делит озеро на две неравные части: бóльшую западную (см. фото ниже), огибающую подножье высокой скалистой части холма, и меньшую восточную – широкую и округлую, окруженную парком.
Сразу за мостом метрах в двадцати от берега располагается небольшая шестиугольная беседка, к которой от берега ведет огороженная фигурным парапетом основательная бетонная дорожка.
Здесь с утра пораньше обосновались рыбаки и таскают прямо из под основания беседки вот таких приличных карпов.
С другой стороны от берега к беседки ведет оригинальная тропинка из бетонных «листьев лотоса».
Путь к вершине холма начинается с широченной лестницы, которая оканчивается на широкой площадке с небольшим искусственным водоемом и барельефом, изображающим установленную на вершине холма пагоду и двух драконов (иллюстрация к легенде о появлении Хуньшаня).
Левыей и правый край площадки украшают две симпатичные фигуры этих же драконов.
Справа и слева от водоема находятся две лестницы, по которым можно подняться на следующий уровень, где начинается лестница, ведущая уже непосредственно к вершине холма.
С этой площадки открывается прекрасный вид на восточную часть озера и возвышающиеся вдали небоскребы.
Лестница очень длинная и в общем-то довольно крутая.
Она оканчивается площадкой перед южными воротами храма Юйхуна.
Здесь надо повернуть налево и пройти метров тридцать по галерее вдоль стены, огораживающей территорию храма.
Метрах в ста к востоку от храма начинается короткая лестница, ведущая к самой высокой точке холма Хуньшань, на которой высится его главная достопримечательность – пагода Чжэньлун Та ( Zhenlong Ta, 镇龙塔).
Чжэньлун Та была построена в 1788 году местным военным правителем Шан Анем (Shang An), а ее название переводится примерно как «Пагода побежденного дракона». Пагода Чжаньлун шестиугольная в плане, имеет девять ярусов и венчается восьмиугольным куполом. Она целиком сложена из кирпича, ее высота составляет около 10.5 м.
Название этой пагоды связано с местным преданием, состоящим из исторической и мифологической частей.
Согласно древней легенде обитавший в Небесном озере злобный красный дракон сбежал оттуда на землю, но был настигнут Небесным императором и разрублен пополам. На том месте, где на землю упали части тела дракона образовались два сложенных из красноватой горной породы скальных холма: Хуаньшань и расположенный примерно в километре к юго-западу от него Ямаликэшань (Yamalike shan 雅玛里克山, иногда также встречается название Яшань, Yashan). А упавший между ними на землю меч образовал русло реки Урумчи, протекавшей через город с северных отрогов Тяньшаня на север в сторону Джунгарской впадины .
В 1785-1786 г.г. город сильно пострадал от наводнений, которые согласно народной молве были вызваны тем, что дух Красного дракона пытается соединить две части своего разрубленного тела и тем самым перекрывает водный поток как раз в самом узком месте – между двумя холма.
Для нейтрализации злых козней Красного дракона местный военный губернатор повелел воздвигнуть на каждом холме по девятиярусной пагоде и провести соответствующие обряды успокоения духа дракона, что и было сделано в 1788 году. Вероятно в это же время он занялся и гидротехническими работами, потому что в дальнейшем серьезных разрушений, вызванных паводками, в Урумчи вроде бы не было.
Сейчас в городе реки как таковой нет – к югу от Урумчи она перекрыта водохранилищем Улабао и через город водный поток проходит по двум искусственным каналам. А территории вокруг Хуаньшаня и Ямаликэшаня теперь являются прекрасными ландшафтными парками с башнями-пагодами, расположенными на вершинах холмов.
С вершины холма открывается прекрасная панорама Урумчи.
На фото ниже: вид на юг вдоль автострады Тувуда. Слева от центра фото – Западный мост с зелеными скульптурами, а справа от него – Народный парк.
На фото ниже: вид на север, справа от центра: пересечение Тувады и улицы Сихун (Xihong Rd.).
Чуть ниже Чжэньлун Та на самом краю обрыва находится «свадебная площадка», на которой располагается нарядный белый камень с красными иероглифами (вероятно какие-то пожелания молодоженам), а ограда увешана тысячами замков.
Справа (к северу) от Чжэньлун Та и чуть ниже ее по уровню расположен памятник национальному герою Китая Линь Цзэсюю (Lin Zexu) (1785-1850 г.г.), который будучи наместником южных провинций Хунань и Хубэй прославился своей непримиримой борьбой с опиумоторговлей. Он жестко противостоял попытками ввоза Британской Ост-Индской компанией опиума на территорию Китая (и даже обращался с посланиями к королеве Виктории с призывом запретить производство наркотиков на территории Британской империи), а уничтожение им в 1839 году огромной партии конфискованного у британских купцов опиума в конце концов привело к Первой Опиумной войне.
После поражения Китая в Первой опиумной войне, Линь Цзэсюй в результате интриг недоброжелателей в 1840 году был сослан в в Синьцзян в отдаленный уезд Или (нынешний Или-Казахский автономный округ), но уже в 1845 году был помилован и назначен губернатором провинции Шэньси-Ганьсу.
От пагоды к памятнику Линь Цзэсюю можно пройти по узкой тропинке, идущей по самому краю обрыва (левое фото ниже).
На фото ниже: вид на пагоду Чжэньлун Та от памятника Линь Цзэсюю.
Метрах в пятидесяти и чуть ниже площадки перед памятником Линь Цзэсюю расположен северный (главный) вход в Yuhuang Ge, храм Юйхуана (Нефритового императора, Yuhuang dadi).
Мы обошли храм слева и направились вдоль стены вниз: назад к лестнице, по которой поднимались к вершине холма (парк довольно большой и обходить его весь пешком просто не было ни желания, ни времени).
Спустились по галерее вдоль стены храма, заглянули на площадку со сказочными персонажами перед китайской «пещерой страха» и вышли назад к лестнице.
На фото ниже: галерея вдоль стены, огораживающей храм.
Еще один взгляд на возвышающиеся позади густой зелени небоскребы и отправляемся вниз к выходу из парка ловить такси – едем в местный музей.