·······································

·······································

Скальные скульптуры Пилудун (Piludong Rock Carving, Pilu Caves)

shus 2014

Сычуань (Sichuan)

<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая

кит. Pilu dong 毗卢洞

29.927325° 105.621464° Satellite

Комплекс скальных скульптур Пилудун располагается на южном склоне невысокого, покрытого лесом холма, возвышающегося сразу за южной окраиной небольшого городка Шиян (кит. Shiyang Zhen), который находится примерно в 45 км к юго-востоку от Аньюэ (Anyue). 

В принципе «Пилудун» – это название самой известной и самой впечатляющей скульптурной композиции комплекса, которое переводится как «Грот Будды Вайрочаны» (имя Будды Вайрочаны по-китайски звучит как как «Пилу» (кит. Pilu), а слова «дун» (кит. dong) означает «грот», «ниша»), но по сложившейся традиции так называют и весь комплекс.

***

Поднявшись от автобусной станции к северному склону холма, машина объезжает его с востока и останавливается среди густых зарослей на небольшой парковке.

В хорошее время туристов и паломников здесь ожидают торговцы религиозными принадлежностями (курительные палочки, ленты  и пр.), но сейчас не сезон, да и с утра шел дождь, поэтому нас встречает одинокая заспанная продавщица, начавшая при нашем появлении раскладывать свой товар.

Пилудун находится ниже парковки и к нему надо спускаться по широкой каменной лестнице (см. правое фото ниже).

Пилудун (Piludong Rock Carving) Пилудун (Piludong Rock Carving)

Лестница переходит в мощеную камнем дорожку, которая ведет к зданию тикет-офиса (входной билет стоит 15 ю) (см. левое фото ниже).

Сразу за входом находится небольшой уютный дворик, в котором слева размещается административное помещение, а справа – выгравированная на полированных гранитных плитах и вмурованная в подпорную стенку план-схема с кратким описанием комплекса Пилудун (см. у правого обреза на правом фото ниже).  

Пилудун (Piludong Rock Carving) Пилудун (Piludong Rock Carving)

Сразу справа от выхода с дворика открывается просто феерическое зрелище: огромная скальная ниша, заполненная  разнообразными каменными скульптурами превосходного качества (ее размеры составляют 14 м в ширину, 6.6. м в высоту и 4.6 м в глубину) . 

Это и есть знаменитая Пилудун .  

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

Перед нишей высится огромное грибообразное сооружение в виде обработанного куска скалы, приподнятого на сложенном из каменных блоков основании.

Пилудун (Piludong Rock Carving) Пилудун (Piludong Rock Carving)

Глыба имеет несколько обработанных боковых поверхностей, на которых видны плохо сохранившиеся барельефы. Из надписи на плане понятно только то, что это нечто связанное с лотосом (на самом сооружение есть большая табличка, но она на китайском).

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

Скульптурная композиция, размещенная в нише называется «Десять аскетических подвигов Лю Бэньцзуня» и посвящена знаменитому сычуаньскому тантрику Лю Бэньцзуню, который здесь жил и проповедовал в 855–907 г.г. 

Еще одна подобная композиция находится недалеко отсюда в Баодиньшане, который входит в группу «Скальные скульптуры Дацзу», но с художественной точки зрения она однозначно уступает Пилудуну.  

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

 В центре ниши находится скульптурное изображение Будды Вайрочаны, сидящего в дхьяна-асане на лотосовом троне.  

Его голова украшена короной с лентами, а руки сложены в особенном варианте абхишека-мудры, который характерен только для скульптур периода династии Сун и встречается только здесь в Сычуане.

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

***

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

В верхнем ряду, а так же справа и слева от статуи Вайрочаны располагаются десять скульптурных изображений Лю Бэньцзуня (который считался эманацией Будды Вайрочаны) в процессе совершения им следующих аскетических подвигов (здесь изображены те же подвиги и том же порядке, что и в Баодиньшане):

1. Отсечение пальца.

2. Медитация в снегу.

3. Сжигание ладана на лодыжках.

4. Выдавливание глаза.

5. Отсечение уха.

6. Сжигание ладана рядом с сердцем.

7. Сжигание ладана на голове.

8. Отсечение частей тела от плеча.

9. Сжигание пениса.

10. Сжигание ладана на коленях. 

 

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

На фото ниже крупным планом показано одно из скульптурных изображений аскетического подвига Лю Бэньцзуня (Сжигание ладана рядом с сердцем). Здесь особенностью является не совсем обычное символическое изображение пламени, поэтому я его немного подтонировал желтым, чтобы на этом примере было легче ориентироваться на других фотографиях. 

У задней стены выше головы Будды находится еще одно изображение Лю Бэньцзуня, символизирующее то, что он является эманацией Будды Вайрочаны. Здесь знаменитый тантрик изображен сидящим в позе медитации в нише верхнего яруса пагоды, из крыши которой исходят два направленных вверх луча света (в форме вьющихся лент). Подобные символы можно увидеть также в пещере Хуаянь, в Миньшане (N5) и в  Баодиньшане (N27) .

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

На верхнем и среднем ярусах левой части Пилудуна представлены следующие скульптурные образы  (см. фото ниже):

На левом фото (слева направо): отсечение части тела; сжигание ладана на лодыжках; отсечение уха. Между фигурами Лю Бэньцзуня расположены скульптуры двух служителей, а за спиной – изображения каких-то божеств и (вероятно) видьядхар.

На правом фото (слева направо нижний ряд): сжигание ладана на голове; сжигание пениса. Между фигурами Лю Бэньцзуня находится статуя чиновника, а по краям –  изображения двух бодхисатв: слева располагается образ Гуаньинь, а справа – бодхисатвы с триратной и магическим камнем чинтамани в короне. 

Пилудун (Piludong Rock Carving) Пилудун (Piludong Rock Carving)

 В верхнем и среднем ярусах правой части Пилудуна представлены следующие скульптурные образы (см. фото ниже): 

На левом фото (слева направо): сжигание ладана рядом с сердцем; выдавливание глаза; медитация в снегу. На задней стене, оформленной в виде горного пейзажа, над первой фигурой  Лю Бэньцзуня находится изображение какого-то Будды (возможно Вайрочаны), между первой и второй фигурами располагается изображение бодхисатвы Чунди (кит. Чжуньти Пуса, Zhunti Pusa), а между второй и третьей – вероятно фигура Гуаньинь. Справа от третьей фигуры Лю Бэньцзуня расположено еще одно скульптурное изображение бодхисатвы и какого-то отвратительного на вид животного, вылезающего из скал. 

На правом фото (слева направо):  сжигание ладана на коленях; отсечение пальца. Между фигурами  Лю Бэньцзуя находится изображение будды, а по краям от них – статуи чиновников. 

Пилудун (Piludong Rock Carving) Пилудун (Piludong Rock Carving)

Ниже Гуаньинь находится довольно забавная фигура служителя с подносом, который трепетно ожидает, когда Лю Бэньцзунь вынет глаз и положит его на поднос (согласно хроникам Лю Бэньцзунь сделал это при тогдашнем императоре).

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

Самые колоритные и жизненные образы находятся на нижнем ярусе композиции (слуги, стражники и чиновники). Особенно впечатляюще выглядят две статуи стражей (вероятно это два Минвана – Небесных Царя), располагающиеся по правому и левому краям ниши. 

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

***

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

Под защитным карнизом расположены пять небольших круглых ниш со скульптурными изображениями будд. Возможно это пять «дхьяни-будд», но точно про эти скульптуры мне ничего не известно.

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

Слева от Пилудун находится не очень большая прямоугольная пещера с пристроенным к ней длинным и высоким навесом.

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

У задней стены пещеры располагаются в ряд на лотосовых тронах три скульптурных изображения (судя по всему каких-то будд). На плане эта пещера обозначена как Youju Cave и больше никакой информации о ней нет.

Справа от пещеры на скале находится одна из скальных погребальных камер времен династии Хань (см. ниже левое фото у правого обреза).

Пилудун (Piludong Rock Carving) Пилудун (Piludong Rock Carving)

Метрах в пятидесяти южнее располагается одна из самых известных в Китае каменных скульптур средневековья – «Гуаньинь в роще пурпурного бамбука» (Zizhu Guanyin, Гуаньинь пурпурного бамбука), которая является разновидностью образа «Гуаньинь луны и воды» (Гуаньинь, созерцающая отражение луны в воде; подробнее об образах Гуаньинь – в заметке о Линюане). 

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

Статуя Гуанинь как бы «висит»  в глубокой каменной нише, устроенной в торце скального выступа, а справа и слева от нее располагаются несколько групп сюжетных барельефов.

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

Скульптура выглядит просто обворожительно и по праву заслуживает эпитета «Венера Востока» (которым ее наградил кто-то из европейских исследователей).

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

Преобладание в скульптурной композиции синего цвет не несет в себе никакого художественного или религиозного смысла. Просто аквамарин (синтетическая лазурь), производство которой китайцы освоили еще в 8-ом веке, наряду с красно-коричневым свинцовым суриком оказались самыми устойчивыми ко времени красками, поэтому во многих пещерах Китая в сохранившихся росписях можно заметить доминирование этих цветов и их оттенков.

В такой ипостаси Гуаньинь размышляет об иллюзорности и непостоянстве мира (отображение луны на поверхности вода), поэтому ее традиционные атрибуты спасения и помощи живым существам: ивовая веточка и магический кувшинчик, отставлены в сторону (см. на фото слева).

Пилудун (Piludong Rock Carving) Пилудун (Piludong Rock Carving)

В короне Гуаньнинь (см. левое фото ниже) традиционно располагается изображение ее «духовного отца» – Будды Амитабхи (она является эманацией Амитабхи и аспектом его сострадания и милосердия ко всем живым существам). 

 Слева от статуи Гуаньинь (см. правое фото ниже) расположена сюжетная композиция  на тему грешников, адов и спасения заблудших. В нижнем левом углу изображена сцена подсчета грехов «Десятью судьями»  и определение ими уровня ада для нерадивого буддиста, выше и по центру – сцена, вероятно изображающая  как грешник покидает ад под удивленные жесты надзирателя (поскольку он это делает на лотосе, то скорее всего идет речь о перемещении в Чистую Землю Будды Амитабхи). В правом верхнем углу расположено изображение самой Гуаньинь, всевидящей и милосердной.  

Пилудун (Piludong Rock Carving) Пилудун (Piludong Rock Carving)

Справа от «Гуаньинь Пурпурного Бамбука» находится довольно интересная скальная ниша, вид которой безнадежно испорчен безобразным навесом и решетками.

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

Внутри нее вдоль задней и боковых стен устроен невысокий парапет, на котором у задней стены расположены три фигуры на лотосовых тронах, а вдоль боковых стен –  16 (по 8 с каждой стороны) небольших скульптурных изображений архатов (лоханей).

Боковая поверхность парапета украшена 322-мя миниатюрными нишами, в которых находятся портретные изображения дарителей этого монастыря (или тех, кто пожертвовал на сооружение данного святилища).

Пилудун (Piludong Rock Carving) Пилудун (Piludong Rock Carving)

Триада у задней стены частично повреждена, поэтому трудно сказать точно, кто входит в ее состав, но поскольку на табличке под центральной статуей написано, что это «Gandavuyuha Three Saints» (в смысле  «Три совершенных из Гандавьюха-сутры»), поэтому следует полагать, что это образы (слева направо) бодхисатвы Манджушри, Будды Вайрочаны и бодхисатвы Самантабхадры. 

Пилудун (Piludong Rock Carving) Пилудун (Piludong Rock Carving)

 Справа от «Трех совершенных из Гандавьюха-сутры» расположена небольшая, почти квадратная ниша с высеченной из камня статуей  Нефритового Императора (на плане – Jade Emperor Cave), которая является последним объектом комплекса скальных скульптур Пилудун. 

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

Еще правее, уже на основной скале, на высоте примерно трех метров находится еще одна небольшая погребальная камера периода династии Хань  (Han dinasty tombs), к которой также ведут высеченные в почти вертикальной поверхности скалы ступеньки. 

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

Еще раз полюбовались и сфотографировались на прощание с «Гуаньинь пурпурного бамбука» и отправились дальше – к пещерам Хуаянь.

Пилудун (Piludong Rock Carving)

shus

Web Analytics