·······································

Скальные скульптуры в природном парке Линюнь (Lingyun mountain scenic area)

Скальные скульптуры «Двадцать пять образов Гуаньинь» 

Вышли из зарослей бамбука на парковку и отправились по указателю вниз вдоль скал (идущая на юг бетонка и домики селян остаются справа) к скульптурному комплексу «25 образов Гуаньинь».

Имя китайской богини Гуаньинь (Guan Yin 觀音) является приблизительным переводом имени буддийского бодхисатвы сострадания и милосердия Авалокитешвары и означает «Внемлющая звукам [мира]» (или «Созерцающая звуки [мира]») (это означает, что она видит и слышит страдания всех живых существ мира).

Поклонение бодхисатве Авалокитешваре, как всемирному спасителю и защитнику от различных напастей, пришло в Китай вместе с буддизмом из Индии и поэтому ранние образы Авалокитешвары (который в китайских переводах индийских сутр носит имя Гуаньшиинь или Гуаньинь) в Китае были аналогичны индийским: божество в мужском обличии в богатой дворцовой одежде и короне. Следует отметить, что бодхисатвы не имеют пола и для выполнения своей миссии могут воплощаться в мире людей в любом обличьи (в более раннем буддизме – даже в обликах животных). 

В буддизме Махаяны бодхисатвой называют просветленного, принявшего обет не уходить в нирвану, пока не будет спасено последнее живое существо на земле.

Бодхисатва Авалокитешвара является эманацией властителя Чистой Земли (Западного рая) Будды Амитабхи (кит. Эмито-фо) и представляет собой аспект его сострадания и милосердия к людям, поэтому в народном буддизме он сразу же принял форму божества – спасителя и защитника людей от разнообразных бед и напастей.

По мере формирования китайского комплекса трех религий «сань цзяо» (конфуцианство, даосизм и буддизм), начиная с 7-8-х веков, мужской образ Авалокитешвары/Гуаньинь постепенно был вытеснен женским образом и была разработана обширная иконография уже китайской Гуаньинь, в которой впрочем присутствуют адаптированные к китайскому восприятию образы Авалокитешвары из предыдущих эпох.

Количество ипостасей китайской Гуаньинь довольно обширно, но традиционными считаются 33 формы, которые содержат образы, как заимствованные из традиционной буддистской литературы («сутрические» и эзотерические формы), так и из даосской и народной мифологии.

Гуаньинь является одним из самых (если не самым) популярным китайским религиозным образом и ее изображение в больших количествах можно встретить не только в Китае, но и везде где расселена китайская диаспора. Не менее популярна Гуаньинь и в Корее и Японии, где она соответственно носит имена Кваным и Каннон. Достаточно сказать, что списке самых высоких статуй мира в первой двадцатке девять статуй являются образами Гуаньинь и Каннон.

Существует несколько традиционных перечней форм (манифестаций) Гуаиньинь, включающих в себя различное количество образов: 15, 25, 28, 32, 33, 40, 108 и пр., из которых самыми известными являются список из 6-ти (иногда 7-ми) изначальных (древних) образов и список 33-х форм Гуаньинь в соответствии с Лотосовой сутрой (из сутры взято только число 33, а сами образы  сформированы в соответствии с более поздней традицией). Из других систем наиболее известным является более поздний перечень 108-ми форм Гуаньинь.

Здесь, в Линюне, скульптурная группа включает в себя 25 каменных статуй Гуаньинь, высота которых составляет от 2.5-х до 5.5. м. Для того, чтобы было легче ориентироваться в скульптурах, ниже перечислены самые устойчивые атрибуты Гуаньинь/Авалокитешвары:

1) Фигура Будды Амитабхи в короне.

2) Сосуд в форме небольшого кувшинчика или бутылочки.

3) Цветок лотоса с длинным стеблем. 

4) Магический камень чинтамани (в Китае – огромная жемчужина).

5) Аркан (лассо), лук и стрелы.

6) Четки (белые, кварцевые) .

7) Белые одежды.

8) Веточка ивы.

9) Корзинка с рыбой

10) Луна и вода.

***

К комплексу Гуаньинь ведет проложенная вдоль заросшей лесом скалы широкая, мощеная камнем дорожка.

Метрах в пятидесяти от выхода с парковки слева уступом располагается первая группа статуй.

Крайняя слева скульптура изображает Гуаньинь с жемчужиной-чинтамани в левой руке, а соседняя – с традиционным кувшинчиком и веточкой ивы. Дальше за уступом скалы находится фигура созерцающей Гуаньинь. 

Линюнь (Lingyun)

shus

Четвертая по счету фигура – это коронованная Гуаньинь (с фигурой Будды Амитабхи в короне). Левая рука поднята в жесте карана-мудра – защиты от всякой нечистой силы.

Линюнь (Lingyun)

shus

Справа от нее располагается сидящая на лотосовом троне Гуаньинь, на фоне луны и с веточкой ивы в правой руке.

Линюнь (Lingyun)

shus

Дальше дорожка подходит к короткой лестнице, ниже которой находится широкая площадка – здесь скульптуры расположены уже по обеим сторонам.

Линюнь (Lingyun)

shus

С левой стороны (у подножья горы) находятся четыре фигуры.

Линюнь (Lingyun)

shus

Первой, под углом к остальным трем, располагается фигура Матоу Гуаньинь (Matou Guanyin) – гневная ипостась Гуаньинь в форме лошадиноголового божества Хаягривы (здесь Хаягрива  трехликий  и лошадиная голова находится поверх первой центральной головы).

В Китае такая манифестация Гуаньинь встречается не часто, а вот в Японии (там ее называют Бато Каннон) она очень популярна.

Линюнь (Lingyun)

shus

Далее под одним скальным козырьком подряд располагаются еще три фигуры богини милосердия и сострадания (у всех трех в короне присутствует Будда Амитабха).

Линюнь (Lingyun)

shus

В центре находится изображение Гуаньинь с кувшинчиком в левой и лотосом в правой руке, сидящей на непонятном животном типа черепахи(возможно это биси, но в этом случае выглядит она очень необычно).

Линюнь (Lingyun)

shus

Левая фигура – это очень популярный образ Юлань Гуаньинь (Yulan Guanyin), в котором Гуаньинь предстает с корзинкой полной рыбы. Все образы Гуаньинь имеют символическую трактовку, в частности этот символизируют процветание, изобилие, плодовитость и пр., а так же один из восьми благоприятных символов буддизма – двух рыб.   

Правая скульптура представляет собой довольно распространенный образ четырехрукого Авалокитешвары с четками и лотосом в поднятых руках. 

Линюнь (Lingyun) Линюнь (Lingyun)

На противоположной стороне высится округлая каменная глыба, в которой под одним козырьком, но в отдельных нишах, высечены еще три фигуры Гуаньинь, а перед ними находится небольшой прудик с водяными лилиями.

Линюнь (Lingyun)

shus

Справа здесь изображена главная женская богиня Китая Сунцзы Гуаньинь (Songzi Guanyin)  – чадоподательница и дарующая благоприятное чадородие.

Линюнь (Lingyun)

shus

С другого края скалы находится образ Шуйюэ Гуаньинь (Shuiyue Guanyin) –  Гуаньинь, созерцающей отражение луны в воде («Гуаньинь луны и воды»). В правой руке она держит четки, в левой – лотос, традиционный кувшинчик стоит на облаке, а в короне находится образ ее «духовного отца» – Будды Амитабхи. 

В центре этого ряда расположен не менее известный и очень распространенный в Азии образ Аою Гуаньинь (Aoyu Guanyin, «Aoyu» означает «сказочная гигантская рыба»), в котором она предстает повелительницей морей и защитницей рыбаков, пересекающей море на спине гигантской рыбы или дракона (при этом здесь из ее кувшинчика непрерывным потоком льется божественный нектар).  

Линюнь (Lingyun) Линюнь (Lingyun)

Площадка заканчивается широкой и короткой лестницей, слева от которой расположены два образа Гуаньинь (см. ниже), а ниже – еще одна широкая площадка («нижняя площадка»), на которой слева и справа располагаются последние из 25-ти скульптур Гуаньинь.

Слева находится слегка «размытая» фигура Байи Гуаньинь – «Гуаньинь в белом» (Baiyi Guanyin) (на фото ниже – слева). Это отдельная ипостась Гуаньинь, символизирующая ее чистоту (во всех смыслах), но очень часто в белых одеждах изображается и Сунцзы Гуаньинь (см. выше).

Линюнь (Lingyun)

shus

Справа от «Гуаньинь в белом» расположена скульптурная группа Ие Гуаньинь (Yiye Guanyin) – «Гуньинь сидящая на листе». Здесь Гуаньинь изображена сидящей на большом листе рядом с двумя детьми. У девочки в руках находится магический кувшинчик Гуаньинь, а у мальчика – ее лотос. Эта композиция является символическим изображением буддистского философского принципа (впервые сформулированного китайской школой Хуаянь) «все в одном и одно во всем». 

Линюнь (Lingyun)

shus

В начале нижней площадки слева высится огромная фигура Дишуй Гуаньинь (Dishui Guanyin)  (переводится наверное как «Орошающая Гуаньинь»). Здесь у Гуаньинь все традиционно: Будда Амитабха в короне, лотосовый трон, ивовая веточка и кувшинчик. Особенностью же этого образа является то, что кувшинчик наклонен вниз, а лотос покоится на спине огромной рыбины.

Линюнь (Lingyun)

shus

Справа от Дишуй Гуаньинь в глубокой нише располагаются еще два образа.

Линюнь (Lingyun)

shus

Левая фигура изображает Гуаньинь, стоящую на облаках с лотосом в правой руке, а правая – стоящую на лотосе с кувшинчиком и буддийской сутрой в руках.

Линюнь (Lingyun)

shus

Справа от упомянутых выше скульптур находятся еще две пары образов Гуаньинь – последние из размещенных по левой стороне.

Линюнь (Lingyun)

shus

В первой парной нише расположены две огромные и очень симпатичные скульптуры с обилием мелких деталей.

Левая скульптура изображает Гуаньинь с четками, созерцающую лотосовый пруд (по-моему это или еще один образ «Гуаньинь луны и воды», или вариант «Гуаньинь пурпурного бамбука» – см. Пилудун). За спиной у нее луна, а атрибуты, с помощью которых она исцелят душу и тело и избавляет от невзгод и страданий, отставлены в сторону – кувшинчик с вставленной в него веточкой ивы находится справа от фигуры Гуаньинь рядом с побегом бамбука.

На правой групповой скульптуре представлена Гуаньинь с горделивой осанкой в сопровождении двух детей: мальчика и девочки. Здесь дети символизируют помимо чадолюбия Гуаньинь также и ее популярных в китайском фольклоре помощников из «Сказок Южных морей»: юношу-бодхисатва Шаньцай (кит. Shancai, санскр. Sudhana) и девушку – дочь дракона Луннюй (кит. Longnu,  санскр. Nagakanya) (оба эти образа взяты из гораздо более ранних буддистских текстов и впервые соединены вместе в этом произведении, написанном и изданном в минскую эпоху ). 

Линюнь (Lingyun)

shus

Правее ниши с Гуаньинь и детьми находятся последние по левой стороне скальные ниши с не очень впечатляющими  и не совсем обычными образами.

Линюнь (Lingyun)

shus

На фото ниже: общий план нижней площадки (направление – в сторону входа). У правого обреза –  Гуаньинь с четками, созерцающую лотосовый пруд (см. выше).

Линюнь (Lingyun)

shus

На правой стороне нижней площадки в округлой скале высечены еще четыре ниши с скульптурными образами Гуаньинь.

Линюнь (Lingyun)

shus

Крайняя левая фигура (см. фото ниже) – это вероятно современное изображение  Жуилунь Гуаньинь (кит. Ruyilun Guanyin, санскр. Cintamanicakra Avalokitesvara) – «Гуаньинь исполняющая желания». В руках у Гуаньинь находится магический камень исполнения желаний «чинтамани» (в китайском варианте – это огромная жемчужина), от которого вверх поднимается луч света.

Правее нее располагается Гуаньинь сидящая на лотосовом троне с четками и руками сложенными в молитвенном жесте.

Линюнь (Lingyun)

shus

Последние две фигуры достаточно традиционны.

Левая – это созерцательная Гуаньинь с четками, в белых одеждах, стоящая на фоне лотосов, а правая -активная  Гуаньинь, сидящая в традиционной для бодхисатве лалита-асане, с характерной прической и левой рукой, сложенной в карана-мудре (жесте изгнания нечистой силы).  

Линюнь (Lingyun) Линюнь (Lingyun)

В самом конце нижней площадки почти на уровне земли располагается небольшая углубленная ниша, в которой находятся мужская и женская фигуры, а на задней стене изображены солнце и луна. 

Женская фигура сидит на лотосовом троне (и это наверняка Гуаньинь), а мужская – на троне из облаков. Вероятно это что-то буддистско-даосское, но что точно – мне неизвестно.

Линюнь (Lingyun)

shus

От Гуаньинь вернулись обратно на парковки и минут пять-десять ждали гольфкар (в этот раз он был открытый, поэтому пришлось высматривать сухие сидения).

Линюнь (Lingyun)

shus

По дороге завернули на еще одну парковку и подобрали группу китайских туристов из какого-то туристического клуба. Видимо по их просьбе автобусик подъехал к главному порталу, где они сфотографировались на фоне входа в парк Линюнь и гор.

Линюнь (Lingyun)

shus

Один из них немного говорил по-английски и, пообщавшись с нами, сообщил остальным, что мы русские, после чего мы получили порцию дружелюбных улыбок и одобрительных возгласов.

Линюнь (Lingyun) Линюнь (Lingyun)

Спустились вниз к рейсовым автобусам довольно быстро, и практически сразу, как только мы в него погрузились, автобус тронулся в сторону Наньчуна.

Линюнь (Lingyun) Линюнь (Lingyun)

На обратном пути мы не стали дожидаться пока автобус заедет в восточную часть города и начнет там петлять по узким улочкам (когда ехали в Линюнь, это заняло наверное минут 20), а вышли сразу же после моста и пешком прогулялись до от нашего отеля, расположенного около парка Бэйху.

Pages: 1 2

Web Analytics