·······································

Священное дерево бодхи – это не баньян

shus 2009
Дополнено и отредактировано в 2016 г.

Если вы заглянете в путеводитель или попробуете набрать «дерево бодхи» поиском в интернете, практически на 100% получите иноформацию навроде: «дерево бодхи – священный баньян». Иногда она дополняется информацией типа « .. под таким же отдыхал Александр Македонский во время похода на Индию», «… вырастает до размеров целой рощи в несколько гектаров ..» и т.п. Однако на самом деле это не так.  

Немного истории и преданий

Дерево бодхи (bodhi tree, дерево пробуждения) – священное дерево в индуизме, буддизме и джайнизме, хотя эпитету «бодхи» оно обязано все-таки буддизму, поскольку последний Будда нашего времени – индийский принц Сиддхартха Гаутама – именно под ним достиг пробуждения (в европейских источниках чаше пишут «просветления», но слово «бодхи» означает именно  «пробуждение»).

Дерево Бодхи

shus

Само дерево, как вид, имеет несколько традиционных современных и древних имен. В религиозных текстах оно именуется на санскрите «ашваттха» (ashvatha), а на пали – «ашаттха» (assattha) и «руккха» (rukkha).

Современное название на хинди и близких ему языках звучит как «пипал» (Peepal), на английском – «sacred fig», на русском – «фикус священный», а его научным названием на латыни является «Ficus religiosa».

Пипал (ашваттха) упоминался уже в «Ригведе» и является «мировым деревом» в космологии брахманизма.

Само дерево имело важное значение в культовой практике, а его древесина использовалось в различных ритуалах.

Практика медитации под этим священным деревом известна с еще добуддийских времен, т.е. Будда Гаутама медитировал под священным деревом, а не пипал (как вид) стал священным, потому что под его сенью медитировал и достиг пробуждения Будда Гаутама.

Пипал, под которым достиг пробуждения Будда Гаутама, (а ныне – уже потомок этого дерева) называется Дерево Махабодхи (Mahabodhi-tree).  Вместе с Ваджрасаной (Vajrasana, Алмазный трон – каменная плита, находящаяся под деревом на месте пробуждения Будды) оно  является самой почитаемой святыней для буддистов всего мира.

Второе по священности Дерево Бодхи находится на Шри Ланке, в Анурадхапуре. Согласно буддистской традиции оно выросло из южной ветви Дерево Бодхи, которое доставила на Шри Ланку в 3-ем веке до н.э. дочь индийского императора Ашоки Сангхамитта.

Дерево Бодхи

shus

Дерево Бодхи

shus

На фото: слева – Дерево Бодхи в Бодх-Гае (Индия), справа – в Анурадхапуре (Шри Ланка)

Дерево Махабодхи расположено с западной стороны храма Mahabodhi в Бодх-Гае (Bodhgaya, штат Бихар, Индия). Его высота составляет около 80 метров, возраст – приблизительно 130 лет  (подробно об истории храма Махабодхи и Дерева Бодхи см. Бодх Гая – место просветления Будды Гаутамы). Хотя наверное правильнее было бы сказать, что храм находится в нескольких метрах к востоку от дерева, а между ними расположено место, где медитировал и достиг пробуждения  Будда (его лицо было обращено туда, где сейчас находится западная стена храма).

Дерево Бодхи

shus

Существует два основных предания о восстановлении нынешнего Дерева Махабодхи. Согласно первому отросток дерево был привезен из Анурадхапуры (со Шри Ланки), согласно второму – взят на территории расположенного близ Шравасти монастыря Джетвана (Jetavana) от дерева Анандабодхи (Anandabodhi).

На самом деле, в 1880-х годах по завершению реставрационных работ над храмом Махабодхи тогдашний руководитель Археологической службы Индии (ASI) А. Каннингэм лично посадил рядом с внешним Ваджрасаной (Алмазным троном) небольшой саженец, выросший из семени прежнего Дерева Бодхи (предварительно определив место, где раньше росли предыдущие Деревья Бодхи). Сегодня именно это дерево, которому сейчас уже около 130-ти лет, раскинуло свои ветви над внешним Алмазным троном у западной стены храма Махабодхи.

В буддисткой традиции считается обязательным иметь на территории монастыря Дерево Бодхи, отросток которого должен быть взят из Бодх-Гаи.

К примеру, в Иволгинском дацане (Бурятия)  есть специальная оранжерея, в которой растет Дерева Бодхи. В 1970-ом году тогдашний Хамбо Лама Доржи Гомбоев привез из Индии крохотный отросток, из которого оно и выросло.

 Немного об архитектуре …

Лист пипала имеет довольно изящную форму, которая считается прототипом для архитектурных компонентов буддистских религиозных сооружений (и в том числе для входных порталов пещерных храмов).

Дереао Бодхи

shus

На фото: один из самых ранних буддистских пещерных храмов в Бхадже (конец 3-го – начало 2-го века до н.э.)

А вот одна из трактовок листа пипала, которая взята из книги о Бодхгайе, написанной президентом Буддистского общества Индии Шанти Сварупом Бауддхой (Shanti Swaroop Bauddh) (высказывание о брахманах – на совести автора).

Дерево Бодхи

… и о ботанике

Дерево бодхи (пипал) – это Ficus religiosa (Фикус священный) и баньяну является только родственником (по виду развития – так и не самым близким). Оба относятся к роду фикусов, семейства тутовых. 

Вечнозеленое дерево, произрастающее в Индии, Непале, Шри Ланке, юго-западном Китае и странах полуострова Индокитай. Отличается сильными ветвями сероватого цвета с сердцевидными листьями размером 8—12 см, имеющими гладкие края и длинное капельное острие. Прожилки листа видны отчетливо. Соцветия в форме котелка дают несъедобные соплодия, которые, созрев, приобретают фиолетовую окраску (Википедия).

Семейство фикусов очень огромно и каждый вид имеет еще и множество разновидностей. Фикусы имеют первостепенное значение в обеспечении пищей обитателей тропических лесов – практически все фикусы обильно плодоносят.

Фикусами является и инжир (фига, смоква) (Ficus carica), и Фикус каучуконосный (Ficus elastica), выделяющий сок, содержащий латекс – популярное ранее комнатное растение с огромными толстыми глянцевыми листьями темно-зеленого цвета.

Бенгальский фикус–баньян (Ficus benghalensis) и фикус бенджамина (Ficus benjamina) – тоже из этого семейства. И это наверное самые экзотические и самые обращающие на себя внимание туристов его представители.

B противовес им Ficus religiosa – довольно обычное дерево, лично на меня он  особого впечатления, как представитель флоры, не произвел (почему-то присутствует ассоциация с большой разлапистой осиной).

А о двух упомянутых выше красавцах хочется рассказать немного поподробнее.

shus

shus

Вообще фикусы начинают свою жизнь двумя способами наземной (из семени, проросшего в земле) и эпифитной (с ветки дерева-опоры).

Эпифит— это какое-либо растение, которое произрастает на другом растении  и при этом не получает от него никаких питательных веществ. Эпифиты используют фотосинтез для получения энергии и питательных веществ, а влагу – из воздуха и осадков. Эпифиты не являются паразитными растениями. Они растут независимо от растения-опоры и используют её исключительно в качестве физической опоры. На эпифитах меньше сказывается влияние травоядных (Википедия).

Обычно переносчиками семян фикусов-эпифитов являются птицы, животные, летучие мыши и пр. причем переваренные семена прорастают лучше.

Далее эпифит может развиваться в двух видах: баньян (здесь это не название дерева, а форма вегетативного размножения) и душитель.

Баньяны ( к ним относится и бенгальский фикус-баньян) – это фикусы, развивающиеся как наземным так и эпифитным способом и при этом выпускающие из ствола и ветвей многочисленные воздушные корни (см. фото выше слева).

Формирование баньяна собственно и начинается с образования на ветвях о дерева воздушных корней. В определённые моменты жизни дерева их появляется очень много, и они гирляндами свисают с горизонтальных ветвей.

Дерево Бодхи

shus

Воздушные корни растут очень медленно, и через некоторое время большая часть их засыхает, так и не достигнув почвы. Единичные воздушные корни дорастают до земли и укореняются, после чего надземная их часть интенсивно утолщается, приобретая облик стволов.

Баньян может разрастись в целую рощу, при этом гибель основного ствола никак не сказывается на жизни проросших воздушных корней.

Самым известным представителем этого вида является Великий баньян (Great Banyan Tree) – дерево с самой большой в мире площадью кроны – который находится в Индийском ботаническом саду.

Возраст этого дерева оценивается в 200—250 лет. Благодаря большому количеству воздушных корней Великий баньян больше похож на рощу, чем на отдельное дерево, причем на данный момент он живёт без своего главного ствола, который был удалён в 1925 году. Площадь дерева составляет примерно 1,5 га. Крона дерева имеет длину окружности около 350 метров, наибольшая высота достигает 25 метров. В настоящее время Великий баньян имеет 2880 воздушных корней, доходящих до земли. Вокруг баньяна проложена дорожка протяжённостью 330 метров, но дерево продолжает разрастаться и за её пределы. 

Дерево Бодхи

shus

Душители (к ним относится фикус бенджамина) – всегда начинают свою жизнь как эпифиты на ветках высоких деревьев (высота определяет доступность света для фотосинтеза).

Как у баньяна, у душителя –  воздушные корни, но они не свисают, а «ползут» вниз, разветвляясь, переплетаясь и  охватывая ствол дерева, а достигнув земли – укореняются.

На ранней стадии это похоже на оплетенное лианами дерево, но в дальнейшем картина становится довольно сюрреалистичной, когда объем оплетающих корней возрастает настолько, что в отдельные «окошки» только проглядывается кора «хозяина».

Далее, лишенный света, «хозяин» гибнет и разлагается в труху,  а центральная часть фикуса остается полой, со множеством входов-выходов на разных уровнях (см. фото выше справа).

На последней стадии фикус срастается в практически монолитный ствол.

«Душителями» такие фикусы называют не совсем справедливо, на самом деле они не сдавливают дерево-опору, т.е. не душат, а «морят голодом в темнице» – препятствуют питанию и фотосинтезу «хозяина».

Наверное многие видели символ Аютхайи (Аютии) – голову Будды, вросшую в ствол фикуса бенджамина.

После разгрома Аютхайи бирманцами 230 лет назад по-видимому  кто-то из  монахов спрятал эту голову в дупло фикуса. Было это в те же годы или позже – не известно.

Скорее всего в фикусе была пустота или труха дерева-хозяина. За многие годы фикус сросся в монолитное дерево и выдавил из себя скульптуру.

Но это только мои предположения. Как было на самом деле – не знает никто.

Web Analytics