·······································

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus 2011

Пещерные и скальные храмы и монастыри Индии

Общая информация

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа входит в группу пещерных монастырей, которая носит название «Lonavala Caves» и состоит их трех пещерных комплексов: Карла, Бхаджа и Бедсе, расположенных на скалистых холмах в долине реки Индраяни в штате Махараштра невдалеке от райцентра Лонавала, лежащего примерно на полпути между Мумбаем и Пуной.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

В древние времена по долине реки Индраяни проходил караванный путь к торговым портам Араваийского моря Кальяну и Сопаре (см. статью о Кханери), который начинался во внутренних районов Декана и спускался к побережью через перевал Боргхат (Borghat pass) в Западных Гхатах близ населенного пункта Лонавала.

Обычно в те времена буддистские монахи сооружали свои обители (которые вначале служили им только в качестве убежища на период сезона дождей) рядом с населенными пунктами, расположенными на караванных путях (но не в самих поселениях, а некотором удалении от них).

Этим обеспечивалось как уединение обитателей монастыря от мирской жизни, так и возможность дарителям из крестьян без труда обеспечивать общину пищей, а купцам и знатным людям  – финансировать и организовать сооружение религиозных объектов и жилых помещений для монахов.

Пещеры Бхаджи, наряду с пещерным монастырем Питалкхора, пещерами Кондане и пещерой N 10 Аджанты, относятся к самым древним пещерным буддистским сооружениям Индии и датируются концом 3-го – началом 2-го века до н.э. Старше их по дате создания являются только расположенные в Бихаре пещеры адживиков Барабар (Barabar Caves) и находящиеся недалеко от них джайнские пещеры Сон Бхандар (Son Bhandar Caves).

Пещерный монастырь Бхаджа

Буддистский пещерный комплекс Бхаджа вырублен в ориентированном на запад невысоком скальном обрыве, расположенном близ вершины холма, возвышающегося над одноименной деревней. Перепад высоты от подошвы холма до монастыря составляет около 120 м.

По нумерации ASI в состав Бхаджи входит 22 пещеры, среди которых самыми известными являются пещера N 12 – грандиозная чайтья-гриха (зал общих собраний монахов), являющаяся главной достопримечательностью монастыря, и пещера N 18 с хорошо сохранившимися барельефами 1-2 веков до н.э..

Объекты основной нумерации ASI монастыря Бхаджа размещены на трех условных участках: северная площадка (пещеры с N 1 по N 17), южная площадка (пещера N 18 и ряд небольших пещер) и соединяющая их тропа с расположенными на ней в скальной нише 14-тью ступами. Кроме этого на всем протяжении скального утеса вплоть до южного водопада разбросаны небольшие пещеры-вихары в разной степени сохранности, которые не входят в основную нумерацию (такие объекты обычно нумеруются по мере их открытия римскими цифрами).

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Дорога к монастырскому комплексу начинается от аккуратной деревенской парковки, за которую взимается плата в размере 10 рупий.

Ответственный за сбор денег, но проспавший наш приезд, местный дедок встретил нас уже по отъезду и храбро потребовал от нас заплатить за услуги паркинга аж 20 рупий (примерно 0.4 $).

Водитель, который был сильно не в духе, т.к. время перевалило за полдень, а он бедолага все еще работал и конца этому не было видно, пробурчал, что 10 рупий и так за глаза – пусть берет деньги и отваливает. Но беззубый дед, робеющий и немного нервничающий от своей отваги, был просто обаятелен. Поэтому, произнеся пару дежурных фраз о дороговизне, я к огромной радости дедка раскошелился на 15 рупий (20 рупий – ничтожные деньги и их не жалко, но запрошенную сумму платить просто так нельзя – деньгам обрадуются, но уважать не будут).

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Почти сразу за парковкой начинается тянущаяся вдоль подножья холма проселочная дорога, которая проходит мимо небольшого водопада (почти безводного в сухой сезон) и начала лестницы, ведущей вверх по склону холма к северной площадке монастыря Бхаджа (расстояние от парковки до лестницы – около 200 м).

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Вероятно в этом месте в любое время года есть вода, поэтому местные женщины для стирки и облюбовали скальный уступ ниже водопада.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Лестница не очень пологая и довольно длинная: ее протяженность от подножья холма до монастыря составляет около полукилометра.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

 По дороге типичный деканский пейзаж: желтая трава, скалы с рыжими железистыми потеками и заросли огромного молочая (эуфорбии).

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

В некоторых местах сохранились остатки ступенек, высеченных на скале более двух тысяч лет тому назад.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Поразительно, что в этой сухой безжизненной местности даже вблизи вершины холма из под скал постоянно сочится вода.

Можно не сомневаться, что эта особенность явилась одной из главных причин выбора именно этого места для размещения монастыря.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Не доходя метров 150 до монастыря, слева от лестницы расположен тикет-офис – убогого вида ларек с одуревшим от жары сонным билетером. Цена билетов стандартная: 100 рупий с человека.

Мошеничество с билетами в Бхадже тоже стандартное для объектов Archaeological Survey of India (ASI, Археологическая служба Индии).

Схема мошенничества проста, эффективна и безопасна, т.к. деньги уводятся у самой ASI и практикуется она только при продаже билетов западным туристам.

У билетов для «Ticketed Monuments» ASI слева находится отрывное поле.

Вначале билетер как положено продает нормальный билет, а контролер, оторвав контрольное поле слева, пытается любым способом не отдавать сам билет туристу. Затем билет возвращается обратно в кассу (тикет-офис) и уже без отрывного поля выдается следующему туристу. При продаже таких билетов контролер околачивается рядом с кассой и сразу после покупки,  изображая высокий сервис и внимание к посетителю,  тут же забирает уже пользованный билет у туриста пока то не сообразил, что к чему, хотя в принципе западному человека в принципе безразлично, что за бумажку ему выдали, тем более, что многие видят эти билеты в первый раз.

При посещении объекта группой туристов во главе с местным гидом такая схема вообще не требует никаких усилий.

Единственным препятствием для подобного рода мошенничества является то, что иногда туристы стараются оставить себе билеты в качестве сувенира.

Наблюдалось это явление не везде и в принципе к такому способу зарабатывания денег местными я относился довольно спокойно, но в Бхадже молодые пацаны-контролеры, одетые в песочную форму ASI, были какие-то неадекватные (то ли нажевались местной гадости и их развезло на жаре, то ли еще что): лезли брататься и вообще вели себя довольно развязано.

По случаю жары я тоже был немного не в духе и поэтому наши билеты, которые они пытались заныкать, у них попросту отобрал, а самим им прочитал нотацию о правилах общения со старшими. Внушение, как ни странно, подействовало (наверное потому, что деревенские): пацаны застеснялись, приструнились и больше к нам не подходили.

Лестница, идущая от подножья холма, заканчивается на северной площадке монастыря прямо перед входом в главную пещеру.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Общая длина северной площадки около 100 м, а ширина в самой широкой части – метров пятнадцать. Слева, немного обособленно, расположены самые ранние пещеры с N 1 по N 8.

shus

Эти пещеры, высеченные на месте естественных каверн и являвшиеся жилищами первых обитателей монастыря, просты, незамысловаты и к тому же не очень хорошо сохранились.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Сразу справа от них, между скальным выступом и чайтья-грихой, находится большая двухэтажная вихара (жилище монахов), в состав которой входят пещеры N 9, N 10 и N 11.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Находящаяся наверху пещера N 9 вероятно имела украшенную резьбой веранду, исчезнувшую в результате обрушения фронтальной части скалы. Из оставшихся элементов декора веранды хорошо сохранился фриз с мотивами ведики (священной ограды).

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

В вестибюле пещеры N 11 из куска обвалившегося скального перекрытия высечен алтарь йони – символического изображения женского лона в шиваизме. Время и история появления этого небольшого святилища неизвестны.

Обычно такого вида алтари изображают пару линга-йони, т.е. в центре йони установлен шивалингам – невысокий цилиндр  со закругленным в виде полусферы верхним концом, являющийся символическим изображением мужского детородного органа. Пара линга-йони, символизирующая слияние мужского и женского начала в мироздании, является одним из основных и самых почитаемых символов в шиваизме и имеет доарийское происхождение, связанное с древнейшими культам плодородия.

Здесь шивалингам по неизвестной причине отсутствует. Вроде бы у шактистов есть алтари, изображающие йони без лингама, но в данном случае причина скорее всего более прозаическая и связана с разрушением этой части алтаря по неизвестной причине.

Кстати такие изображения йони очень удобны для ориентации по сторонам света: ее удлиненный конец с канавкой всегда и везде направлен строго на север.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Центральная чайтья-гриха монастыря Бхаджа не так огромна и импозантна как чайтья-гриха в Карле, но она по своему гармонична и изящна и к тому же имеет ряд интересных особенностей.

Во-первых, по общему мнению ученых в отличии от святилищ в Карле и Канхери, имеющих узкие и высокие веранды с фасадной стеной высеченной из камня, в древние времена перед аркой главного зала собраний Бхаджи находилось огромное деревянное сооружение, состоявшее вероятно из деревянной конструкции-экрана перед аркой проема (см. остатки пазов для балок выше верхнего фриза на фотографии внизу) и портика-мандапы, имеющего высоту примерно до нижнего края арки.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Во-вторых чайтья-гриха Бхаджи имеет наклонные колонны, что вероятно является наиболее точным повторением архитектуры деревянных зданий того периода, в которых наклон колонн был необходим для распора арочного свода здания.

В пещерных сооружениях по понятным соображениям в наклоне колонн нет никакой необходимости, а высекать ряды наклонных колонн из монолита все-таки довольно сложно, поэтому все последующие пещерные чайтьи-грихи сооружались уже с вертикальными колоннами.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Главный зал собраний буддистских монахов (собственно чайтья-гриха) имеет традиционную планировку: удлиненное помещение с закругленной (апсидальной) задней стенкой и огибающий помещение ряд из 27-ми колонн, которые отделяют основное пространство зала от коридора-обхода.

Размеры зала составляют: глубина – 17 м, ширина – 8 м и высота – 8.8 м. Ширина коридора-обхода – немногим более 1 м.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Одним из самых удивительных сооружений Бхаджи является декоративный свод потолка, сооруженный из тиковых ребер и прогонов более 2200 лет тому назад и сохранившийся в целости и сохранности до наших дней. Всего таких конструкций, насколько я знаю, с древних времен до наших дней сохранилось всего две: еще одна находится в чайтья-грихе монастыря Карла.

Но в Карле толком рассмотреть древнюю деревянную конструкцию практически невозможно – огромный полутемный зал и высоченный (14 м)  потолок. В Бхадже же помещение после обеда полностью освещается солнечным светом и все детали и особенности конструкции свода прекрасно видны.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

В конце пещеры арочный свод заканчивается деревянной конструкцией в виде полукупола, под которым находится каменная ступа.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Монолитная каменная ступа имеет традиционную тхеравадинскую форму и состоит из цилиндрического основания, полусферического тела ступы (анды) и хармики – кубического навершия, украшенного орнаментом. Нижняя часть хармики является частью монолита ступы, а верхняя – своеобразной каменной крышкой с реликварной камерой внутри и отверстием на верхней плоскости, предназначенным для установки священного зонта.

Между ступой и колоннами оставлено неширокое пространство для традиционного обхода.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

В отличии от подобных сооружений немногим более поздних периодов колонны чайти-грихи в Бхадже  имеют очень простую форму: восьмиугольные наклонные столбы без базы и капители. На нескольких колоннах высечены небольшие выпуклые рельефные изображения, представляющие собой символику раннего буддизма.

На колоннах сзади и справа от ступы сохранились остатки рисунков, изображающих Будду, которые датируются не ранее 5-6 веков н.э.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

***

Справа от чайтья-грихи расположена двухэтажная вихара с кельями для проживания монахов, которая состоит из четырех нумерованных пещер: N 13 и N 14 – внизу и N 15 и N 16 – наверху.

В отличии от находящихся слева пещер NN 9-11 фронтальная часть скалы перед пещерами NN 13-16 довольно хорошо сохранилась. Поэтому здесь хорошо видны фризы в с чередованием арок в форме листа пипала и орнамента с мотивом ведики, которые составляют единую композицию с архитектурными элементами, обрамляющими главную арку входного проема чайтья-грихи.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Находящаяся внизу и сразу справа от чайтьи-грихи пещера N 13 имеет три фронтальные и две боковые кельи, выходящие в единый вестибюль, по бокам которого высечены две каменные лежанки.

Здесь примечательны каменные решетки окон боковых келий, которые в скальной архитектуре встречаются довольно редко. Еще одно подобное окна с каменной решеткой можно увидеть здесь же в Бхадже – в пещере N 18.  Похожие каменные решетки находятся и в старейшей пещере N 9 буддистского монастырского комплекса Кондевита в Мумбае.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

После пещеры N 17 северная площадка сужается и переходит в тропу, ведущую к южной площадке с пещерой N 18.

На фотографии ниже хорошо видна лестница за пещерой N 14, по которой можно подняться на второй этаж к пещерам N 16 и N 15.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Примерно на полпути к южной площадке находится по своему уникальное для истории раннего буддизма место, которое во многих статьях упорно называют «кладбищем», слепо повторяя в течении ста пятидесяти лет это неудачное определение основателя ASI.

Здесь частично на открытой площадке (которая раньше находилась под обрушившимся ныне скальным козырьком), а частично в неглубокой скальной нише расположены четырнадцать небольших монолитных каменных ступ.

Согласно надписям письмом брахми, сохранившимся на боковых поверхностях восьми из них, каждая отдельная ступа была воздвигнута в честь какого-либо монаха, вероятно достигшего высокого уровня просветления, а в  реликвариях этих ступ (обычно расположенных в хармике) соответственно находился пепел, оставшийся после кремации тела святого подвижника.

В качестве примера: надпись на второй ступе (по Дж. Бёрджессу) звучит так:«The Thupo of the venerable reverend Dhamagiri» («Ступа преподобного многоуважаемого Дхамагири»). В разных источниках монахов, чей пепел был помещен в реликварии этих ступ, называют или «archats» (архат – человек достигший просветления и вышедший из колеса перерождений, но не обладающий свойствами Будды), или «sthaviras» (санскр.), «theras» (пали) – старцы, старейшины, но их действительный статус и причины сооружения для каждого из них отдельной ступы точно не известены.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Девять из четырнадцати ступ расположены в ряд на открытом пространстве.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Остальные пять ступ находятся в скальной нише расположенной у северной оконечности группы (сразу за первой ступой с уцелевшей фигурной хармикой).

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

***

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Главная художественная достопримечательность этого места, изображения которой есть во всех книгах по ранним буддистским храмам, начиная уже с 19-го века – это первая в ряду ступа с изысканной хармикой в виде обратной пирамиды, поверхность которой покрыта филигранной резьбой по камню. В центре полусферы (ниже и чуть левее находящейся по центру выбоины) хорошо видна полуистертая надпись, написанная письмом брахми.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Метров через тридцать после ступ тропа расширяется и выходит на южную площадку, которой собственно и заканчивается территория монастыря Бхаджа.

Здесь находится знаменитая пещера N 18, которая была раскопана еще в конце 19-го века и несколько небольших пещер, которые очищались и исследовлись уже в последующие периоды.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shsu

Сразу слева перед выходом на площадку расположена небольшая пещера-келья. Еще одна подобная пещера находится в самом конце площадки рядом с водопадом.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Главный объект южной площадки – пещера N 18 – представляет собой буддистскую вихару с верандой, отделенной от внешнего пространства колоннадой, состоящей из шести колонн и двух пилястров.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Это самая необычная вихара среди пещерных сооружений раннего буддизма. При наличии у нее ряда уже ставших стандартными для таких пещерных сооружений решений, в ней все-таки присутствует много нетрадиционного. Поэтому у меня создалось впечатление, что эта вихара была спроектирована и высечена какими-то другими, возможно пришлыми мастерами, имевшими отличные от местных строителей традиции.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Веранда пещеры N 18 действительно представляет удивительное творение и стоит тех эпитетов, которыми ее награждают. Что представляют собой внутренние помещения увидеть не удалось, но судя по описаниям там все обычно и как всегда  аскетично.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Три барельефа 2-го века до нашей эры расположены на фронтальной стене в простенках между дверями и между центральной дверью и решетчатым окном, а еще два – самые знаменитые, без которых не обходится не одна статья о Бхадже – слева и справа от дверного проема в правое боковое помещение (см. фото выше).

На барельефе слева изображен бог-солнце Сурья на колеснице, запряженной четырьмя лощадьми, повергающий демона.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

На барельефе справа изображен глава пантеона ведических богов громовержец Индра верхом на своем слоне Айравати. Здесь тоже идет какая-то битва: под ногами масса поверженных врагов, а слон вырвал дерево и в пылу борьбы размахивает им как палицей, но в подробностях сражения без специальных знаний разобраться довольно трудно.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

 Южная площадка заканчивается невысоким обрывом, а сразу за ней находится крутой ступенчатый каменный желоб с небольшим водопадом.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

Некоторые выемки-купели ниже водопада имеют явно рукотворное происхождение и наверняка служили еще обитателям древнего монастыря в качестве места стирки и купания.

Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

shus

***

Обратно до парковки дошли очень быстро – дорога вниз занимает наверное минут за 10-15. Расплатились и попрощались с чудесным дедом- парковщиком, приструнили водителя, который стал намекать, что пора бы домой, и тронулись дальше.

Web Analytics