·······································

5.10. Капалико-буддистская конверсия

Дэвидсон Р. М. «Индийский эзотерический буддизм: социальная история тантрического движения»
<< К оглавлению
Следующий раздел>>

Что же может служить подтверждением существования взаимообмена между буддистами и шиваитами? Как уже было сказано ранее, полевые исследования Gross показывают, что странствующие аскеты встречаются (и обсуждают относительные достоинства своих путей) в определенных местах паломничества. Буддисты и шиваиты также встречались в ряде таких известных мест, как Девикота (Devikota), Камакхья (Kamakhya), Бхубанешвар (Bhubanesvar), Варанаси (Varanasi), Джаландхара-питха (Jalandhara-pitha) и пр. (см. карту в разделе 8прим. shus), при этом во многих из них буддисты могли общаться и с более широким кругом аскетов. Более того, иногда попадаются сообщения о буддистах, ставших шиваитами, например, как в случае девяти натхов, упомянутых в системе «Кубджикамата» (Kubjikamata) (что отмечено у Schoterman) (169). Вероятно это является причиной того, что «Джаядратхаямала» (Jayadrathayamala) (одна из работ, которая, как утверждается, ведет свое происхождение от буддистских йогини-тантр), вероятно, цитирует буддистскую «Гухьясамаджу» (Guhyasamaja), что предполагает как ее зависимость от буддистских тантр, так и вероятность ее окончательного редактирования много позже середины 8-го столетия, когда «Гухьясамаджа» уже была создана (170). У нас также есть сообщения и о том как шиваиты становились буддистами, в чем нет ничего удивительного, т.к. буддистский прозелетизм среди других аскетических традиций уходит корнями в предание об обращении Буддой в свое учение Кашьяпы из Урубилвы (Urubilva Kasyapa) и его пятисот длинноволосых последователей (171). В отличии от древних времен в буддистской системе сиддхов раннего средневековья новообращённые не были обязаны отказываться от своей предыдущей манеры поведения. Тогда как Кашьяпе и его товарищам пришлось прекратить почитание их магического змея, побрить головы и облачиться в желтые одежды, новый метод обращения не требовал такого чрезвычайного изменения поведения или внешнего вида.

Благодаря деконструкции мадхьямиками (madhyamika) идеи специфически буддийской относительной истины, сиддхи могли представлять себя праведными буддистами, которым просто нравятся черепа, трезубцы и кремационный пепел как атрибуты их собственного стиля. Они могли  даже описывать себя как капалики буддистского толка, как это было в случаях с Канхапой (Kanhapa) и Саудамини (Saudamini) в «Малати-мадхве» (Malati-madhava) Бхавабхути (Bhavabhuti.) Другим примером такого поведения является самоописание себя сиддхом Ачинтой (Acinta) в своей «*Тиртхикачандалике» (Tirthikacandalika):

«Женская питха – Украшенная гребнем Мать; моя семья становится Чандали-кулой (Candali-kula). И тройственный мир сожжен дотла – язык пламени охватывает небеса. Ачинта-шри (Acintasri) будет танцевать, он будет бить в дамару (damaru) в небесах и на земле. (1)

Дайте огню ваджры высушить океан, пока пощадив и солнце, и луну. Ачинта Капалика (Acinta Kapalika) – прославленный танцор, он будет бить в дамару (damaru) в небесах и на земле. (2)

Боги, полубоги и мужчины, Ишвра, Ума и прочие; все они опалены огнем высшего знания. Ачинта Капалика – прославленный танцор, он будет бить в дамару (damaru) в небесах и на земле. (3)

Я веду йогини (yogini), и я помещаю ее в питху Повелителя; я пропел этот вид мандалы в своей песне. Ачинта Капалика – прославленный танцор, он будет бить в дамару (damaru) в небесах и на земле (4)» (172).

Это и другие свидетельства предполагают, что буддистско-капаликовские связи были гораздо сложнее, чем просто процесс ритуальной имитации и заимствования текстов. Нет сомнения в том, что буддистские тантры испытали сильное влияние капаликов и других шиваитских движений, но, по всей видимости, это влияние было взаимным. Возможно, что более тонкий подход отражает предположение, согласно которому различные линии передачи процветали только в местном масштабе, и что в некоторых областях они взаимодействовали между собой, в то время как в других сохраняли взаимную враждебность. Таким образом это влияние являлось и непрерывным, и взаимным – даже в тех местах, где буддистские и капаликовские сиддхи находились в чрезвычайном антагонизме. 

Следующий раздел>>
Web Analytics