♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

10. Капалико-буддистская конверсия

Дэвидсон Р. М. «Индийский эзотерический буддизм: социальная история тантрического движения»
<< К оглавлению

Следующий раздел>>

 

Какие же существуют свидетельства того, что буддисты и шиваиты обменивались между собой материалами? Как уже было сказано выше, полевые исследования Gross’а показывают, что странствующие аскеты встречаются (и обсуждают относительные достоинства их путей) в определенных местах паломничества.Буддисты и шиваиты также встречались в некоторых из таких известных мест, как Девикота (Devikota), Камакхья (Kamakhya), Бхубанешвар (Bhubanesvar), Варанаси (Varanasi), Джаландхара-питха (Jalandhara-pitha) и пр. (см. карту в разделе 8прим. shus), при том, что во многих из них буддисты могли общаться и с более широким кругом аскетов.

Более того, иногда попадаются сообщения о буддистах, ставших шиваитами, например как в случае девяти натхов, упомянутых в системе «Кубджикамата» (Kubjikamata) (что отмечено у Schoterman’а) (169). Вероятно это является причиной того, что «Джаядратхаямала» (Jayadrathayamala) (одна из работ, которая, как утверждается, ведет свое происхождение от буддистских йогини-тантр (yoginitantras)) скорее всего цитирует буддистскую «Гухьясамаджу» (Guhyasamaja), предполагая как ее зависимость от буддистских тантр, так и вероятность ее окончательного редактирования много позже середины 8-го столетия, когда «Гухьясамаджа» уже была создана (170).

У нас также есть сообщения и о том шиваиты становились буддистами, которые отражают тот факт, что буддистский прозелетизм среди других аскетических традиций уходит корнями в предание об обращении Буддой в свое учение Кашьяпы из Урубилвы (Urubilva Kasyapa) и его пятисот длинноволосых (dreadlocked) последователей (171).

***

В отличии от древних времен в буддистской системе сиддхов раннего средневековья новообращённые не были обязаны отказываться от своей предыдущей манеры поведения. Тогда как Кашьяпа и его компаньоны прекратили почитание их магического змея, побрили головы и надели желтые одежды, новый метод обращения не требовал такого чрезвычайного изменения поведения или внешнего вида.

В ознаменование выработки мадхьямиками (Madhyamikas) идеи особой буддистской относительной истины, сиддхи (siddhas) могли бы представлять себя как праведных буддистов, которым просто нравятся черепа, трезубцы и кремационный пепел как атрибуты их собственного стиля. Они могли бы даже описать себя как капалики буддистского толка, как это было в случаях с Канхапой (Kanhapa) и с Саудамини (Saudamini) в «Малати-мадхва» (Malati-madhava) Бхавабхути (Bhavabhuti.) Другим примером такого поведения является описание самого себя сиддхом Ачинтой (Acinta) в его «Тиртхикачандалике» (Tirthikacandalika):

«Женская питха – Украшенная гребнем Мать (в тексте «Crest-Jeweled Mother» – прим. shus); моя семья становится Чандали-кулой (Candali-kula). И тройственный мир сожжен дотла – язык пламени охватывает небеса. Ачинта-шри (Acintasri) будет танцевать; он будет бить в дамару (damaru) в небесах и на земле. (1)

Дайте огню ваджры высушить океан, пока пощадив и солнце, и луну. Ачинта Капалика (Acinta Kapalika) – прославленный танцор; он будет бить в дамару (damaru) в небесах и на земле. (2)

Боги, полубоги и мужчины, Ишвра, Ума и прочие; они все опалены огнем высшего знания. Ачинта Капалика – прославленный танцор; он будет бить в дамару (damaru) в небесах и на земле. (3)

Я веду йогиню (yogini), и я помещаю ее в питху Повелителя; я пропел этот вид мандалы в своей песне. Ачинта Капалика – прославленный танцор; он будет бить в дамару (damaru) в небесах и на земле. (4)» (172).

***

Это и другие свидетельства предполагают, что буддистско-капаликовская связь была более сложна, чем просто процесс ритуальной имитации и заимствования текстов. Вне всякого сомнения, буддистские тантры испытали сильное влияние капаликов и других шиваитских движений, но это влияние очевидно было взаимным. Возможно, более тонкой по оттенкам моделью было бы предположение, что различные линии передачи процветали только в местном масштабе, и что в некоторых областях они взаимодействовали между собой, в то время как в других сохраняли взаимную враждебность. Таким образом это влияние было и непрерывным, и взаимным – даже в тех местах, где буддистские и капаликовские сиддхи были в чрезвычайном антагонизме. 

Следующий раздел>>

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));